III . Размышления о прочитанном по вопросам учителя. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

III . Размышления о прочитанном по вопросам учителя.

2020-06-04 169
III . Размышления о прочитанном по вопросам учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-О ком прочитали? Назовите!

-Вальке или Яшке принадлежала  белокурая голова с ярко-голубыми глазами?

- А каким вы представляете себе Вальку?

-Понравились ли вам эти ребята? Чем?

-Действительно ли «разбойные» у них игры или они просто озорники?

-Где и когда происходили описанные события? (Что вы запомнили, как представили себе место и время, где все это происходило?)

-Хотите ли читать дальше?..

-А что будет дальше?.. Посмотрите, как я озаглавила 2-ую и 3-ью части…

Домашнее задание:

Так же внимательно и выразительно сначала прочитать и потом научиться читать на оценку 2-ую часть повести.

 

Методический комментарий

1.  Если дети не владеют методом чтения-рассматривания книг, то путь вхождения в книгу через выделение, сопоставление и осознания внешних примет ее содержания, им следует облегчить. Для этого на первом уроке с книгой работает сам учитель, т.е. он, взяв книгу в руки и рассматривая ее,  задает себе риторические вопросы, сам отвечает на них и каждый ответ подкрепляет показом,  т.е. наглядно, выделяет и демонстрирует в книге (на обложке, переплете и в тексте) все необходимые данные для обоснованного и вразумительного предположения о ее содержании. Класс обучается тому, как надо разговаривать с любой книгой до ее чтения по принципу «делай как я»…

Детальнее всю эту работу вы можете изучить по нашим поклассным методическим указаниям для 1-ого и 2-ого года обучения: там она охарактеризована в целом и расписана по урокам. Если не знаете – изучите!

2. Прокомментировать в процессе чтения на этом уроке можно только две вещи: имя Петлюра и глагол атаманствовать. Выделенные слова – это приметы времени. Повесть написана в конце 20-х годов, когда в народе еще очень жива память о разбойных  шайках, которые не служили ни красным, ни белым  или даже служили то тем, то другим, поскольку никакими духовными ценностями не интересовались, а просто грабили, убивали, безобразничали, ловя, как говорят, рыбку в мутной воде. Такими они и остались в памяти народа. Потому-то и Яшкина мать, называя сына разбойником, а его игры разбойными, невольно сравнила их с беззаконными и неправедно  жестокими действиями атамана Петлюры.

3. При обсуждении читательских впечатлений третьеклассников от первой части (а оно должно быть коротким и компактным), учителю надо тактично помочь учащимся как бы увидеть и яркий летний день (вероятнее всего в его первой половине), и высоченную густую траву - и лопухи, и крапиву в рост ребят, которым, по всей вероятности, не более 11-12 лет; представить их озорные лица, почувствовать их привязанность друг к другу, дружелюбие, словом, понять, что действия происходят  не в большом городе (более детально о месте мы пока ничего сказать не можем); что Яшка и Валька – обычные ребята для того времени, которые хотя и дружат, или, точнее, именно потому что дружат, все время бескопромиссно оценивают себя и друг друга. Они, как умеют, готовятся к жизни: охотятся на кота, который, видимо, в чем-то провинился и его следует наказать, испытывают себя и друг друга на умение быть терпеливым, не бояться боли.Разговаривают друг с другом уважительно. В их речи (а речь – это очень важная характеристика человека) есть неправильные, просторечные слова, но гадких слов нет! Обязательно надо обратить внимание третьеклассников на то, что Яшка и Валька очень дорожат своей честью и даже в мелочах действуют честно и прямо, что сейчас, к сожалению, совсем не норма для детей.

Если после ответов на вопросы останется несколько минут учитель может прочитать детям сам первые три абзаца второй части повести, а дети дочитают ее дома.

 

Урок 2.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Занятие мы бы начали примерно так:

Учитель:

-Ну и как, наказал отец Яшку, показал он ему «как атаманствовать», как предсказывала мать?

Учащиеся:

-Нет! Отец Яшки пришел добрый и наказывать сына не стал.

Учитель:

-А как звали-то Яшкиного отца? И каким вы его себе представляете? (Свободные ответы и выборочное чтение).

-А что вы запомнили о нем?

-А почему мать не настояла, чтобы отец наказал сына? (Снова свободные ответы и выборочное чтение, подтверждающие, что мать отвлеклась от этой своей заботы, вспомнив важную новость)

-А как вы себе представляете Яшкину семью в целом,  за ужином. Кто сможет нарисовать эту картинку словами?

-Чем окончился ужин? Что дальше  было доброе и смешное?

-Как представили себе Яшка и Валька беспризорника?

-А вы как думаете, зачем беспризорники того времени «спали в котлах» и в каких это «котлах» они спали?

Если дети затрудняются с ответом, учитель может пообещать им помочь получше познакомиться с жизнью и судьбой беспризорников в те далекие годы, но не на уроке, а в группе продленного дня или в любое свободное подходящее для этого время.

II. Основная часть урока.

Вслух читается третья часть повести. Мы назвали ее «Пересуды и тайны».

Первый абзац учителю лучше прочитать самому, чтобы в процессе чтения, чуть понижая голос, дать пояснение словам  толки, пересуды, местечко. Но, разумеется, этот абзац может прочитать и ученик, а за объяснениями класс обратится либо к своему языковому опыту, если он есть, либо в Толковому словарю русского языка.

Третья часть читается пошагово, т.е.  по законченным отрывкам  и не до конца, а до слов «Убьют обязательно». В этом месте и в тексте главы сделана отбивка, и для читателей наступил момент обменяться мыслями по поводу того, кто такие Симка и Степка и каково отношение этих двух персонажей с уже знакомыми  нам Яшкой и Валькой.

Кроме того, третьеклассники должны вовремя задуматься:

Где это «там» не был Валька?

 Кто это «там он, голодный»?

Кто, кого и зачем собирается «убить обязательно»?..

Все выделенные вопросы детально не обсуждаются, но внимание к ним и свои предположения-ответы учащиеся должны осознать. Разговор должен быть коротким, т.к., во-первых, для точных ответов нет фактов, а во-вторых, дети хотят читать дальше, и, читая, убеждаются в том, что Степка закоренелый враг Яшки, что «он, голодный» - это Волк – видимо, собака с такой удивительной кличкой. Эту собаку  Яшка и Валька где-то спрятали, чтобы ее кто-то не убил за каких-то задушенных кур. Становится понятно и то, что Яшка не трус, и что  лет ему, наверное, 11-12, потому что девятилетнего Ваську ему считать врагом негоже, поскольку Васька хоть и толстый, но ему всего (!) 9 лет.

Конечно, третьеклассникам очень хочется продолжить чтение, т.к. 3 часть, кроме всех тайн, теперь уже раскрытых и не раскрытых, заканчивается встречей Яшки с «беспризорным налетчиком». Но мы бы рекомендовали не торопиться, а лучше, вспомнив все, что уже точно известно из текста, нацелить детей на прогнозирование возможных последствий этой встречи.

3. Домашнее задание - прочитать дома часть 4-ую повести. Его выполнение  позволит классу убедиться в правильности или неправильности своего прогноза.

Методический комментарий

1. Как вы помните, после проверки домашнего задания учитель предлагает детям,  прежде чем продолжить чтение повести постараться предопределить, о чем пойдет речь в части III, которую мы назвали «Пересуды и тайны». Основной материал для ответов факты и переживания из части второй и заглавия части третьей.

По ходу ответов, выясняются  и значения непонятных слов: пересуды, толки, местечко.

Согласно Толковому словарю: Толки – разговоры, пересуды. Пересуды – недоброжелательное обсуждение чьего-либо поведения, поступков и т.п.; толки, сплетни.

Местечко - На Украине, в Белоруссии и в южных областях России: большое селение городского типа.// Современный толковый словарь русского языка. // Российская Академия наук. Институт лингвистических исследований. - М., 2004.

Работу со словарем для уточнения значения  непонятных детям слов,  мы рекомендуем регулярно проводить не на уроке чтения, а на уроке  русского языка или на уроке развития речи, но заранее, чтобы не тратить драгоценного времени и так весьма ограниченного для формирования у детей собственно читательских умений.

2. Урок в целом надо провести так, чтобы в конце занятия осталось 5 минут. Это время следует использовать для того, чтобы и попросить учащихся, во-первых, объяснить, что такое  приключения, а во-вторых, вспомнить, о каких ребячьих приключениях и что именно они уже читали прежде.

Чтобы работа проходила быстро и дети работали увлеченно, лучше всего выставить у доски 2-3 хорошие детские книги, в одной из которых непременно есть рассказ о каком-то захватывающем ребячьем приключении. Этот рассказ третьеклассники должны знать.. Их задача - рассмотрев выставку, доказать, что такая книга на ней только одна. А для этого им надо сначала по внешним приметам охарактеризовать каждую книгу, а затем, включив читательскую память, вспомнить, в какой же из них есть такой рассказ.

Примерная выставка книг для этой цели может быть такой: одна из книг – это сказки о животных (значит, в ней рассказов о приключениях детей явно нет и не может быть), например «Однажды» Рис.

Вторая – «Баллады и песни» или «Басни «И.А. Крылова Рис; третья – Л.Н. Толстой «Рассказы», где непременно есть произведения «Прыжок» и «Акула», которые  класс уже читал Рис.

Понятно, что в зависимости от читательского кругозора класса и исходя из своих задач, набор книг для упражнения в чтении-рассматривании и в расширении кругозора можно поменять или откорректировать.

Если времени на этом уроке для формирования у учащихся литературных ассоциаций при работе с книгой-инструментом  не осталось, надо все равно найти возможность, чтобы провести эту работу, например, в группе продленного дня или, выставив новые книги в Уголке чтения, дать эту работу в качестве дополнительного самостоятельного задания к следующему уроку.

3. Для того, чтобы дети лучше представили и беспризорников 20-х годов, и обстановку того времени, мы рекомендуем учителю воспользоваться рассказом Н. Кальмы «Дядя Володя с нашего двора: Рассказы о В.В. Маяковском», а именно отрывком из этой книги, помещенном на стр. с. 175-179 (Книга называется длинно: «Песня-молния». «Дети, будьте как маяк». Стихи В. Маяковского. «Дядя Володя с нашего двора». Рассказы о В. Маяковском. М., «Молодая гвардия», 1962). Ниже мы приводим интересный для вас отрывок:

Владим Владимыч

(Из рассказов Н. Кальмы)

 

 

Первым человеком, который сказал мне, десятилетней девчонке, «вы», был Маяковский, или, как мы его называли, Владим Владимыч. И это я запомнила на всю жизнь – очень уж была удивлена и польщена: такой большой, суровый с виду, громогласный приятель папы – и вдруг говорит мне «вы»!

Потом я много раз слышала, как Владим Владимыч всем детям говорит «вы» и как уважительно относится даже к самым маленьким ребятам. Шли мы однажды по московскому переулку. Стоит в переулке нечто вроде огромной железной бочки – котел, в котором тогда варили асфальт для улиц. В этих асфальтовых котлах находили приют и тепло в осеннюю стужу беспризорные ребята. Маяковский постучал палкой по котлу. Пошел по переулку гул.

-Кто есть дома? – спросил Владим Владимыч.

-Кто стучит? Кого надо? – отозвались из котла, и наружу высунулась голова в бараньей шапке, из которой вываливалась вата. Лицо у владельца шапки было такое чумазое, что разобрать, сколько ему лет, черный он или белый, было невозможно.

-Гм… Вижу, что ванна у вас все еще не ремонтируется, - сказал невозмутимо Маяковский, - а ведь вы мне обещали в прошлый раз, уважаемый Сеня, что переедете в более комфортабельное помещение. Я же с вами договорился.

«Уважаемый Сеня» зашмыгал носом.

-Да в том доме больно строгие начальники, дяденька Маяковский, - сказал он, жалобно и хитро косясь на Владима Владимыча, - ни плюнуть, ни покурить… Мы с Панькой деру дали. Нет ли папиросочки?- он окончательно вылез и стоял перед нами босой, в длинной до пят, рваной куртке какого-то ржавого цвета.

-Вот что, товарищ Сеня, - сказал Маяковский серьезно, - давайте оснуем с вами и товарищем Панькой товарищество на вере.

-Чего такое? – насторожился Сенька.

-Когда у людей не было денег, капитала, так сказать, вот как у нас с вами, Сеня, то они доверяли друг другу и хотели работать вместе, они организовывали товарищество на вере, - терпеливо объяснял Маяковский.- Я вот и хочу вступить с вами в такое товарищество. Идет?

-Ух, черт длинный, что выдумал! - восторженно закричал Сенька.- Давай, давай, жми дальше! Сейчас и Панька придет.

Маяковский неторопливо поставил ногу на каменную тумбу у тротуара, устроился поудобнее, вынул из кармана пиджака блокнот, механический карандаш и начал что-то писать.

-А что это ты пишешь? – вновь подозрительно уставился на него Сенька.

-Пишу договор нашего товарищества,- отвечал Маяковский.- Вот тут сказано: «Мы Владимир Маяковский – с одной стороны, и товарищи Семен и Павел – с другой, основали сегодня, такого-то числа, товарищество на вере и обязуемся честным словом друг другу доверять и выполнять все наши обязательства». Вот. Теперь надо подписаться.

Маяковский поставил под договором свою разгонистую подпись и протянул листок беспризорнику:

-Подпишись за себя и товарища Паньку.

Сенька почесал одну босую ногу о другую и с сомнением посмотрел на бумагу.

-Да я неграмотный, - пробормотал он.

-Врете вы, уважаемый товарищ Сеня, - сказал непреклонно Маяковский, - позавчера я сам видел, как вы писали на заборе разные гадости.

-Да то на заборе, - протянул Сенька, но карандаш все-таки взял.- Эх, хороша штука! – восхитился он. – Где тут подписываться? – Он поставил под договором какую-то куриную закорючку. По белому листу протянулась жирная черная полоса.- Эх, замазюкал я все, - и он опять с восторгом оглядел карандаш. – Хорош!

-Так вот, первое дело нашего товарищества, - сказал Маяковский, - я отдаю вам этот карандаш, но вы, в свою очередь, идете с моей запиской к одному моему товарищу. Этот товарищ устроит вас и уважаемого Паньку в один очень хороший дом. Я попрошу, чтоб к вам там не очень придирались. Но и вы, в свою очередь, обещаете мне не хамить там и не удирать, не предупредив меня. Вот мой телефон. Я теперь ваш компаньон по товариществу, и вы должны извещать меня, если соберетесь переменить адрес. Между прочим, можете сказать товарищу Паньке, что он получит такой же карандаш от меня.

Сенька слушал, уставив зачарованные глаза на карандаш. Он еще не мог окончательно поверить, что это сокровище принадлежит ему.

-Говоришь, и Паньке такой же дашь?- переспросил он охрипшим голосом.

-Даю честное слово, - торжественно ответил Маяковский.- Это будет моим вкладом в наше товарищество.

-А когда ты его дашь Паньке?

-Как только получу от моего товарища приличный отзыв о вас и сообщение, что вы оба стали постоянными жителями дома, - отвечал Маяковский.- Ну как, Сенечка, подходит вам такой разговор?

Сенька помедлил немного, подумал, потом кивнул.

-Заметано. Коли мы из этого твоего дома сбегем, я тебе карандаш обратно отдам, можешь не сомневаться, - сказал он.

-А я и не сомневаюсь, - усмехнулся Маяковский.- Ведь у нас теперь товарищество на вере.

Мы распрощались с беспризорником, причем Маяковский поднял руку и провозгласил: «Рукопожатия отменяются», - и ушли.

-Плакал ваш карандаш, дядя Володя, - поддразнила я Маяковского.

Он недовольно посмотрел на меня.

-Это над вами надо плакать, а не над карандашом, - сказал он насмешливо.- Плохо, когда с такой поры не верят людям. Да и вообще надо верить в людей, товарищ.

Прошло несколько месяцев. У Владима Владимыча давно был новый карандаш. Однажды, глядя, как он вписывает им что-то в записную книжку, я спросила о беспризорниках. Не появлялись ли Сенька и Пашка? Не слышно ли о них чего-нибудь?

-Пришлось-таки послать им второй карандаш, - сказал Маяковский.- Стали они оседлыми фабзайцами, про котел и думать забыли. Написали мне о них, что растут работяги[1]

 

Такого рода материал время от времени третьеклассникам надо предлагать как образец читательского поведения при работе с незнакомым текстом. Любимому учителю дети всегда подражают, а потому через некоторое время они сами начнут приносить в класс дополнительный материал, расширяющий и углубляющий их знания о прочитанном. Эта подготовка очень понадобится классу в 3-ьей четверти, когда навык обращения к дополнительному материалу для комментирования прочитанного и создания нужных художественных образов вы будете отрабатывать у детей в процессе чтения романа Майн Рида «Затерянные в океане».

 

Уроки №№ 3-10  

Эти уроки проводятся по той же методической схеме. Однако, планируя и организуя   учебно-воспитательную работу по повести Гайдара «На графских развалинах» и после ее завершения, вам надо иметь в виду следующее:

1. При работе с текстом повести Гайдара «На графских развалинах» на 3-ьм и  всех последующих уроках, пока вы не дочитаете ее до конца, ваша основная задача – приучить третьеклассников по-прежнему читать повесть пошагово, в ровной, спокойной манере.

2. А поскольку язык повести прозрачный, хороший, и слова, значений которых дети не знают, единичны,   - непонятные слова лучше комментировать по ходу чтения и так же по ходу чтения, - если нужно - восстанавливать и прояснять какие-то недостаточно знакомые детям представления и образы.

 Готовясь к уроку, учитель  обдумывает как и в связи с чем он, ненавязчиво акцентируя внимание детей на  художественных образах, заданных текстом (позах персонажей, их речи, чувствах, реакциях и т.п.) будет нацеливать класс на обдумывание жизни, о которой им и рассказывает автор. Заключительный анализ – это итог обдумывания того, что узнали, представили по трем основным линиям.

Первая линия  - ребята из местечка, особенно Яшка и Валька.

Третьеклассники должны четко зафиксировать в своем сознании специфику отношений этих обычных ребят конца 20-х годов ХХ века к миру и друг к другу. Но знания и представления класса обо всем этом должны закрепляться  не в форме лозунгов, а в виде конкретных фактов, которые концентрируются в образы при обдумывании примерно таких вопросов:

-Как же ребята относятся друг к другу?

-Кто из них старше, кто младше? Почему? В чем это проявляется?

-Как старшие относятся к младшим?

-Как и почему, познакомившись с Дергачом, ребята постепенно с ним подружились? Почему вы считаете, что они подружились? Что об этом свидетельствует? Кто подружился – Яшка или Валька? Почему Яшка?..

Линия вторая – Дергач.

-Кто он на самом деле?

-Как Митя Елкин стал Дергачом?

-А может быть не стал, а его кто-то сделал Дергачом?

-Хорошо ли ему живется?

-О чем он мечтает?

-Чем мучается?

-Нравится ли он нам? Чем?

-Будет ли у него жизнь хорошая? Почему?

Линия третья – мир зла.

-Кем представлен в повести этот мир?

-Только ли Граф и Хрящ являют собой мир зла? А кто еще?

-А вообще-то, что такое «мир зла»? Каков он? Что для него характерно?

Только в том случае, если вы - учитель – осторожно, неназойливо, но последовательно будете помогать детям в каждой части прочитанной ими повести отчетливо осознавать факты, события, размышления, чувства, связанные с жизнью всех персонажей, а также их собственные чувства и размышления по поводу того, что они прочитали, повесть будет прочитана  вашими третьеклассниками с пользой для их просвещения, развития и самосознания, для оценки того  мира, который их окружает,  и себя самих  в этом мире - с помощью опыта, который, создавая повесть, заложил в нее Гайдар. И только   с вашей помощью, если повесть будет правильно прочитана, дети смогут и захотят – впервые серьезно – порассуждать о том, какую же жизнь можно и нужно считать хорошей, кто и что делает ее хорошей, а кто и что изо всех сил портит ее, чтобы возможный и радостный мир добра с его заботами и тревогами, с его ошибками и находками превратить в безысходный мир зла.  Они поймут и почувствуют, что мир зла характерен прежде всего своей агрессией, потому что он злобный, жадный. Его представители постоянно льстят и лицемерят, расчетливо подготавливая какой-то обман и чей-то провал. Другими словами, представители мира зла – все - крайне недобросовестны, а совесть и стыд – главные человеческие свойства -  им совсем неведомы, потому что они нелюди, эгоистичные и крайне жестокие.

Думаете, это слова? Ничуть!

Вспоминайте!

Живут соседи. У одного из семейств – собака. У другого – подсобное хозяйство, куры. И собака и куры – животные. Бывает, что они делают что-то не так и не то. И как поступают эти соседи?.. Умные, добрые – договариваются. А эти?.. Собаку – убить! Кур – дохлых, продать на рынке, да еще в суд подать на соседа за этих же дохлых проданных кур.

Что это, если не жадность, злобность, жестокость и лицемерие?.. Так какова же цена трех этих кур?.. И в чем и чем она измеряется? В деньгах или в категориях нравственных?.. Хорошо, что все это выяснилось на суде…

Другой пример. Появляется беспризорник. Его еще никто не видел толком, никто не поговорил с ним, не узнал, как Митя Елкин стал беспризорником, доволен ли он своей судьбой,  чего он хочет, чем ему можно помочь, но уже местечковые сплетники приписали ему и нож и гирю, с которой он нападает на прохожих, и чуть ли не людоедство («мясо сырое жрет», «козла съел» и др.).

Вот так на мир добра наступает мир зла. Он нападает неожиданно, он пугает, он разъединяет, потому что добро беспечно и доверчиво и не дает злу отпора, пока не объединится.

Или еще пример. Маленький беспризорник хочет найти семью. Ему отвратителен сам дух зла, он не хочет быть вором. Он мечтает совсем о другом. О чем? Найдите! Установите! Подумайте, хороши или плохи его намерения и мечты. Но он не может даже эти мечты реализовать, потому что мир зла – это трясина. Она не отпускает, даже если кто-то протягивает руку помощи. У этого мира закон один – не слушаешься – бить, пытаешься вырваться – убить. За что убить? Почему убить? На первый вопрос ответа нет. А на второй есть:  закон в мире зла таков - сами всех предаем, друг другу не верим (см. часть ХХ)  и поэтому убеждены, что, уйдя от нас, и ты обязательно предашь (или «продашь») нас.

А как льстив мир зла… Как он лицемерен! Перечитайте эпизоды встречи «ученых-налетчиков» с Нефедычем. Вчитайтесь в них! Не может быть, чтобы у вас не возникло чувства обиды, стыда и даже негодования на беспечность добра, на его доверчивость, с одной стороны, и хитроумное изобретательство и недобросовестность зла.

Конечно, очень хорошо, что доброта, честь и честность, уважение к людям, забота о всех, кто в ней нуждается, чувство справедливости – все эти черты, присущи миру добра. Они  нас радуют. Хорошо, что Яшка и Валька с детства руководствуются всеми этими чувствами, интуитивно следуя им, по крайней мере, в отношениях друг с другом и с Дергачом.

Вспомните эпизод с крапивой и то, как Яшка оценивает Вальку в этом эпизоде: «Раз не сморгнул, значит, не сморгнул. Только я все-таки по середке хватал, а ты под корешок, а под корешком у ей жало слабже. Ну да и то ладно!». Достаточно внимательно вчитаться в эту сценку, и не нужно никаких длинных рассуждений и досужих слов о том, хороши ли эти ребята и  какому миру они принадлежат. Вслушайтесь в реплику Яшки. Вдумайтесь в нее: тут и справедливость, и уважительность, и поощрение товарища, пока еще не готового к более серьезному «подвигу», и бескомпромиссность («только я все-таки…»), а значит, и помощь другу на пути самовоспитания.

Или еще  пример.

«Беспризорник засунул руку в карман и, к величайшему изумлению Яшки, вынул оттуда маленького живого воробья и поднес его ко рту.

-Сожрешь?- негодуя воскликнул Яшка!..» (часть IY).

Надо только добиться, чтобы эпизод этот прозвучал естественно и выразительно, и дети сами собой поймут, какой добрый, хороший и смелый человек Яшка. Ведь он первый раз встретил беспризорника. У него ноги от страха к земле приросли! Он ждет, что тот его самого сейчас «сожрет»!.. А увидел воробушка – маленького, слабенького, беззащитного – и забыл о себе, и страх пропал, и не робким голосом, не с просьбой, а с  возмущением кричит: «Сожрешь?», что означает: «Не смей! Не дам!…»

Вот так и читайте повесть - по эпизодам, по законченным эмоционально и содержательно   отрывкам. Помогайте детям, временами, но в нужный момент  включайтесь и в их  чтение, добиваясь выразительности и в воспроизведении детьми текста и в его понимании, т.е. при осмыслении прочитанного, обращайте  внимание третьеклассников и на позы, и на интонации, и на мельчайшие детали, из которых складываются все художественные образы, составляющие жизнь – как хорошую, так и  злобную, недостойную.

Чем лучше вы поможете детям вчитаться в текст повести, тем ярче предстанет перед ними «жизнь совсем хорошая»… А какая это жизнь? Судя по мысли Гайдара, это мир в душе, хороший друг рядом, к которому бежишь и от которого ничего не таишь, это семья, это родители, крыша над головой, наличие пищи – простой, обычной, без которой ни один организм жить не может. А еще мысль о себе – кем буду? Кем стану?

А кем они будут, кем станут эти Яшки, Вальки и Митьки Елкины, бывшие беспризорники, когда вырастут?.. Не знаете?.. Знаете, но не хотите осознать!

В конце 20-х годов им по 11-13 лет. Через 10-11 лет наступит год 1941-й… И все они станут защитниками Отечества. Вот только какими защитниками будут Яшки, Вальки и Дергачи, с одной стороны, и Степки – с другой?.. И как отдадут  свою жизнь за то, чтобы жизнь на земле сохранить?.. Так и отдадут,  такими и станут, какими их сделает жизнь, говорим мы, а по сути такими, какими они сделают себя  сами, пока растут

Таков в сущности своей опыт, заключенный в этой, казалось бы, не  самой лучшей - одной из первых -  повестей Аркадия Петровича Гайдара.

И прочитав ее, третьеклассники под вашим руководством непременно должны задуматься, хотели бы они в ту жизнь, что изображена Гайдаром в повести? В то время, которое там описано? Чем нравится им или не нравится и жизнь 20-х годов, описанная в повести, и люди – дети и взрослые? И легкая ли она – эта жизнь вообще: и та, что описана, и та, что вокруг нас?..

2. Естественным переходом от обязательного классного чтения повести Гайдара «На графских развалинах» к другим книгам во внеурочное время, как мы уже говорили, может быть чтение книг о беспризорниках и о том, как страна помогла им стать хорошими людьми, которые потом своей грудью защитили жизнь, ставшею для них хорошей, и Родину, ставшей подлинной матерью. Ведь очень многие из бывших беспризорников Во время Великой Отечественной войны стали героями… Не знаете, поинтересуйтесь, это нетрудно узнать.

Еще одним вариантом, причем весьма естественным, может быть переход от повести Гайдара «На графских развалинах» к чтению басен Крылова, где мир зла  специально выделен и представлен в художественных образах, т.е  в полной своей неприглядности.

О том, как работать с баснями Крылова, и почему с ними надо работать несколько иначе, чем вы работали до сих пор, убедительно и понятно рассказала С.Н. Вачкова в брошюре «Как научить детей чтению басен». Практическое пособие. Серия: школьное образование. М.: Аркти, 2007г. 72 с. илл.

Эту брошюру можно найти в библиотеке, и в ней вы найдете конкретные установки и новые методические разработки к урокам по басням. Там даны и дополнительные материалы, помогающие учителю сначала самому осознать, а затем помочь детям понять специфику жанра и глубочайшую пользу, заключенного там социально-нравственного опыта для самооценки и выработки у детей  целостного и ценностного  отношения к окружающему миру.

Наконец, вариантом перехода от чтения повести Гайдара «На графских развалинах» к новой книге могут быть вопросы учителя к классу:

-О чем вы теперь хотите читать: про жизнь хорошую? У нас есть такая книга.

-Про жизнь ребят в далеком прошлом? У нас есть и такая книга.

-Про то, какое  нам с вами, детям России, предки оставили наследство, и насколько им можно гордиться? В нашей библиотечке есть книги и об этом. Например, у нас есть сборник рассказов  с «говорящим заглавием»… Какой это сборник? Догадайтесь!..

Все нужные вам  книги – в зависимости от потребностей вашего класса, ваших возможностей и составленного вами планирования (а мы имеем в виду прежде всего повесть Гайдара «Чук и Гек» или  его короткие рассказы, помещенные в данной книге, повесть Могилевской «Марка страны Гонделупы», повесть Губарева «Преданье старины глубокой», сборник «Нам есть, кем гордиться») дети могут читать и по своему желанию в свободное от учебы время, поскольку обучение типу правильной читательской деятельности в классе, на уроках, не противоречит формированию у детей личностно-ориентированных интересов и  творческому чтению - индивидуальному, по группам и в разно-возрастных коллективах, заинтересованных одними и теми же вопросами -  дома или в группах продленного дня. (Подробнее  о формах внеурочной работы, связанной со свободным детским чтением на 3-ьем году обучения, речь пойдет ниже).

3. Планируя обучение третьеклассников чтению, не забывайте и о работе с книгой-инструментом с целью совершенствования у детей желания и умения - прежде чем читать книгу - настроиться на чтение. Если это чтение одной и той же книги, то прежде чем читать новую часть или главу, надо вспомнить то, что уже прочитано, и представить, что будет дальше. Опора – заглавие новой части, какие-то вопросы, которые поставили части предыдущие и т.п. Если это новая книга, то ее содержание определяется по внешним приметам, которые дети выделяют, чтобы отвечать себе на известные им вопросы (О чем ты мне расскажешь? Как расскажешь? Хочу ли и сумею ли тебя прочитать сам?). Эта работа  должна проводится на каждом уроке. Конечно, любую новую книгу лучше связывать по какому-то признаку с основной повестью, которую в это время читает весь класс, или проводить ее тогда, когда работа над очередной частью повести завершена, – ведь компоненты схемы урока в 3-ьем классе переставляются в зависимости от замысла урока, учителем. Однако всегда, пока вы работаете над повестью А. Гайдара «На графских развалинах», любая книга или наборы книг для обучения третьеклассников привычка предвосхищать содержание книги по ее внешним приметам методом чтения-рассматривания связывается вами с выставкой в Уголке чтения. В данном случае вы, вероятно,  озаглавите «О ребятах и их делах». Книги для этой выставки дети могут отыскивать у себя дома и приносить в класс, чтобы все могли познакомиться с тем, что своим одноклассникам кто-то из них рекомендует по данной теме прочитать. Каждая из таких книг может стать учебным материалом для упражнений третьеклассников в умении предвосхищать содержание любой книги до чтения по ее внешним приметам. Арбитром при этом выступает тот, кто принес книгу, или учитель, если он предлагает классу свою книгу, чтобы  учащиеся сумели определить, можно или нельзя дополнить этой книгой классную тематическую выставку.

Книги с выставки с разрешения учителя или дежурного классного библиотекаря (а эту роль по очереди должен научиться выполнять каждый третьеклассник) дети могут брать по желанию домой для индивидуального чтения в свободное время или для коллективного чтения в группе продленного дня.

Учебным материалом для выбора книг и предопределения их содержания, на которых вы хотите сосредоточить внимание учащихся, могут служить любые книги из наборов БМШ «Книга, здравствуй!» (и «Первокласснику», и «Второкласснику» или даже «Третьекласснику»).

Из набора для 3 класса мы бы рекомендовали брать книги только в том случае, если они тематически связаны с книгами, которые читаются в это время вслух (см. планирование).

 

И.А. Крылов. – Басни. Специфика художественного басенного мира [2].

 

Обучение детей чтению басни – вопрос в методике далеко не новый, но очень интересный. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. Безусловно, этому есть серьезные и даже исторически оправданные основания. Однако времена изменились, а басня и в современной начальной школе воспринимается и читается как жанр дидактической литературы. Поэтому чаще всего, читая отдельные басни под руководством учителя, современные младшие школьники, как и прежде, в основном оттачивают технику чтения, а, анализируя басню, находят с помощью учителя в тексте басни мораль, заучивают ее, читают басни наизусть и инсценируют их.

Однако при таком подходе к обучению младшие школьники не получают никакого литературного развития: они по-прежнему смешивают басню и сказку (от 60 до 85%), басню и рассказ (до 20%) и пытаются отыскать в басне положительного героя. В связи с этим, когда на уроках читают басни, между учителем и учащимися нередко возникают бесконечные и бесполезные споры о том, кто из героев лучше – Стрекоза или Муравей, хотя «лучшего» там нет и быть не может, т.к. и тот, и другой – это басенные персонажи, которые живут в особом, басенном, мире.

Что же такое басенный мир?

Как мы уже говорили, анализ классической басни показывает, что представленная в ней картина человеческой жизни отражает  совершенно особое соотношение добра и зла, свойственное только этому жанру художественной литературы.

В отличие от мира сказочного, который традиционно рассматривается как мир борьбы Добра со Злом и победы Добра над Злом, мир классической басни можно условно назвать миром зла. Из специфики  изображения баснописцем такого мира и вытекают характерные особенности басни как жанра художественной литературы:

1. В классической басне отсутствуют подлинно положительные персонажи, поскольку все они, даже по-своему привлекательные, являются носителями качеств, разрушительных и вредоносных либо для других, либо для них самих.

В качестве примера возьмем известную басню И.А. Крылова «Волк и Ягненок». Не правда ли, любой читатель сразу интуитивно чувствует, что Волк – это зло? Однако каким это зло выглядит для современного ребенка – привлекательным или отталкивающим? Ведь Волк – это сила, а сила, даже недобрая, в современном мире, к сожалению, в цене… Как же задать ребенку правильное восприятие этой недоброй силы? Как сформировать к ней отрицательное отношение? И есть ли в басне материал для того, чтобы дети испытали эмоции протеста, отвращения, неприятия любой недоброй силы как общественного проявления? Вот какие вопросы должны стать перед учителем, который понимает специфику басни как жанра и намерен передать это понимание детям.

А Ягненок? Он-то разве тоже носитель зла? И в чем это зло? Как разглядеть его за внешне привлекательным и несправедливо страдающим персонажем? Это второй и не менее важный вопрос, если учитель намерен читать эту басню с детьми. В результате изучения класс не может не убедиться в том, что образ Ягненка, хотя он внешне и противостоит образу Волка, по существу таит в себе замаскированное зло – непротивление насилию и неразумность поведения без учета ситуации.

Вывод для учителя: в басенном мире  антагонистичные по отношению друг другу персонажи либо действуют по законам зла, либо принимают эти законы, т.к. не восстают против них. В этом они в равной мере нехороши.

2. Отрицательные свойства, которые легко обнаруживаются в образах всех басенных персонажей, - это свойства, заданные им средой обитания, т.е. тем недобрым обществом, в котором они живут, действуют и против которого не восстают. Басенный мир – это художественный образ общества, где зло доминирует и где со злом никто не борется, а значит, зло в нем процветает. Этим-то басенный мир и опасен. Демонстрация зла, доминирующего в басенном мире, нужна баснописцу для того, чтобы вызвать у читателя отторжение такого мира, нежелание жить по его законам и походить на его персонажей.

Для того чтобы в этом уб


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.