Учебный материал: И.А. Крылов. – Ворона и Лисица. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Учебный материал: И.А. Крылов. – Ворона и Лисица.

2020-06-04 164
Учебный материал: И.А. Крылов. – Ворона и Лисица. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовка к восприятию художественного произведения

Урок начинается с выявления знаний учащихся о баснях И.А. Крылова. Сделать это можно быстро и интересно для учащихся, т.к. перед каждым из них на парте лежит сборник басен И.А. Крылова (БМШ «Книга, здравствуй! – Третьекласснику»), действуя с которым методом чтения-рассматривания дети четко и коротко отвечают на вопросы учителя, а он делает вывод о том, насколько класс искушен в чтении такого рода литературы и какими представлениями о баснях и их авторе располагает.

-Как называется книга, которая лежит перед вами?

-Кто может назвать имя и отчество автора и сказать, живет ли он сейчас рядом с нами или жил прежде?

-Раскройте передний форзац книги. Какие из басен, представленных на иллюстрациях, вы умеете правильно назвать? Назовите!

-Содержание каких басен знаете?

-Какую хотели бы прочитать или перечитать?

Исходя из ответов и своих намерений и предпочтений, учитель выбирает одну из басен и предлагает ее прочитать или перечитать вслух, чтобы  задать учащимся тип правильной читательской деятельности с басней и заинтересовать их заключенным в  баснях опытом. 

Разумеется, из представленных в сборнике произведений, выбор может пасть на любую басню. Мы  рекомендуем учителю выбрать ту, которая представляется  детям самой известной и самой понятной.

2. Чтение вслух басни И.А. Крылова, на которую пал выбор учителя и учащихся.

Мы бы остановились на басне Крылова «Ворона и Лисица».

Басня читается пошагово, т.е. по законченным эмоционально-смысловым минимально выделенным отрывкам. Все необходимые комментарии учитель делает в процессе чтения.

Примерные вопросы и реплики учителя в ходе чтения басни:

- Басня называется «Ворона и Лисица». Как вы думаете, почему у басни такое заглавие? Что обычно соединяется союзом «и»? Правильно! Союз «и» соединяет однородные, более или менее какие-то равнозначные слова. Тут в заглавии басни слова обозначают птицу и зверя – Ворону и Лисицу. Видимо, между ними возникнут какие-то равнозначные отношения?..

-Сейчас мы с вами будем читать эту басню и проверять, умеем ли мы это делать и правильно ли понимаем басни. До чтения я хочу вам напомнить, что это произведение было написано уже давно, поэтому будем внимательны и, если что-то окажется непонятным, сразу вместе попытаемся все непонятное объяснять.

Учащиеся читают первую смысловую часть басни, состоящую из четырех стихов.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона, взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

-С чего же все началось? Что предшествовало началу отношений между птицей – Вороной, и зверем – Лисицей?

-Действительно ли Вороне «бог послал кусочек сыру»?

-Да,  так говорят – «бог послал» - о чем–то неожиданно, случайно полученном [3]. И что же произошло с Вороной дальше?

-Ворона позавтракать собралась.

Учащиеся перечитывают нужные строки из басни. Особое затруднение дети испытывают при чтении третьего стиха: «Позавтракать было совсем уж собралась».

-Посмотрите, слова в этом стихе расположены по-особому, не так, как в привычной нам речи. Произнося эту строку, второе слово надо присоединять к первому: его не надо выделять отдельно, иначе нарушится ритм стиха. Давайте вместе произнесем этот стих так, как следует.

Дети вместе с учителем хором читают стих, а затем некоторые ученики повторяют работу. Класс оценивает чтение товарищей.

- А как это Ворона «призадумалась»?

-Она думала о чем-то.

-Замечталась и ничего не замечала.

-А как она на ель села, как она это сделала? Здесь сказано, как. Найдите. Прочитайте это слово.

-«Взгромоздясь».

-А как это – «взгромоздясь»?

-Она большая была, поэтому села «взгромоздясь».

(Учащиеся интуитивно соотносят значение слова «взгромоздясь» с современным значением слова «громоздкий» - «тяжелый, занимающий много места»).

-Можно думать и так. Однако ворона не такая уж огромная и тяжелая птица, а главное, автор басни – Крылов имел в виду совсем другое: в его время слово «взгромоздясь» означало оказаться где-то высоко: ель-то высокая. Вот и в нашей басне Ворона оказалась высоко на ели. Рис.

Читаем следующую часть до точки. Обратите внимание на то, что вам надо прочитать в данном случае три стиха -  три строчки.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

-Как вы думаете, почему автор говорит, что лиса бежала «на ту беду»?

-Наверное, беда какая-то случится.

-А с кем беда случится?

-Может с Лисой – Ворона с ней не поделится сыром.

-А может, и с Вороной. Она сыр уронит.

-Итак, Лисица мимо пробегала и почуяла сыр: «Вдруг сырный дух Лису остановил».

-Не просто остановил, но и «Лисицу сыр пленил». Как это – «пленил»? Взял в плен?

-Он ей так понравился, что сил нет.

-Очень-очень Лисе сыра захотелось.

-Лисица была «очарована» сыром.

Чтение следующего смыслового отрывка:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…

-Что же и как делает Лисица?

-Она к дереву подходит и начинает говорить с Вороной.

- Просто подходит?

-Нет. Лиса на цыпочках ходит. Ворона сидит и на нее смотрит.

-Лиса то с одной стороны к Вороне подойдет, то с другой.

-А что мы узнали о Лисице из этих строк?

-Она плутовка.

-А кого так называют?

-Тех, кто обманывает.

-Да. Плутом или плутовкой называют, например, ловкого, хитрого обманщика, нечестного в отношениях с людьми человека, мошенника. Что же это значит?

-Лисица, наверное, обманет как-то Ворону.

-Давайте прочитаем, что же Лисица Вороне говорит. Сколько строк вам надо будет прочитать? Как вы это узнали?

-По кавычкам.

Возможет и другой вариант работы: учащиеся не определяют предварительно объем читаемого отрывка, а читают далее текст по предложениям и объясняют, является ли прочитанное словами Лисицы:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

-Что и как говорит Лисица? Почему? Чего она хочет добиться?

-Лисица льстила Вороне, она хотела только сыра, поэтому она начала хвалить Ворону.

-Она говорила «сладким», нежным голосом, восхищалась вороной.

-«И говорит так сладко, чуть дыша».

-А «сладкий» голос – это какой голос? Когда таким голосом говорят?

Учащиеся затрудняются ответить.

-Зачем в реальной жизни надо что-то подсластить?

-Ну, например, лекарство, чтобы не было горько.

-Значит «сладкий голос» - это такой голос, которым  правду изменяют, «подслащают» - говорят неправду.

-Она тихо, ласково говорит, подлизывается, смотрит на Ворону.

-Она хочет сделать Вороне приятное.

-Она хочет сделать приятное?

-Нет, она ласково к ней обращается, а сама хочет обмануть ее и сыр отнять.

-А как вы думаете, все, что говорила Лиса Вороне, - это правда?

-Нет. Ворона не такая красивая, как ей говорит Лиса.

-Лиса Ворону обманывает.

-А как вы думаете, Ворона поверит Лисе и запоет?

-Поверит. Лиса ее так хвалила-хвалила. Про все ей рассказала, какая она красавица…

-А может, и не поверит.

-Хотите узнать, как было на самом деле? Тогда читайте дальше.

Чтение следующего смыслового отрывка:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Дети говорят без вопроса учителя, непроизвольно:

-Лисица все-таки обманула Ворону.

-А почему ей это удалось?

-Она поверила Лисице и запела.

-«Каркнула во все горло».

-Ворона глупая.

-Глупая?.. Будьте внимательны к тексту! Посмотрите, как автор назвал Ворону. Прочитайте еще раз первую строчку в этом отрывке.

-«Вещуньина с похвал вскружилась голова».

-Автор назвал ворону вещуньей. А кого так можно назвать?

Если учащиеся не могут самостоятельно ответить на вопрос, учитель им помогает.

-Вещунья – это «предсказательница, пророчица». [4] Значит, ей должно было быть известно, чем все может закончиться. Почему же Лисице удалось обмануть Ворону?

-Лисица ей неправду сказала, а Ворона поверила.

-А почему вы решили, что Ворона поверила Лисице? Найдите в тексте подтверждение этому.

Показательно, что, обдумывая этот вопрос, дети, как правило, находят и читают в качестве ответа только две последние строчки, т.е. они улавливают смысл прямого действия: 1) «каркнула»; 2) «сыр выпал»; 3) «была такова». А надо, чтобы дети осознали и то внутренне переживание, которое привело Ворону к таким последствиям встречи с Лисицей.

Если учащиеся не могут отыскать нужных слов сами, учитель подсказывает им – просит обратить внимание на три первых строчки и выделить слова и словосочетания: «с похвал вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло», «приветливы слова». Только осознав все это, дети окончательно убеждаются в том, что естественное чувство – радость от похвалы может привести к беде, если ты не подумал прежде, зачем тебя хвалят и искренни ли те приветливые слова, которые тебе говорят.

-Итак, у Вороны «вскружилась голова» - Лисица приветливыми словами «увлекла, отвлекла ее от необходимых дел и забот» [5], у Вороны «перехватило дыханье» [6]. От этих слов она так обрадовалась, что обо всем забыла, она перестала думать над тем, что ей говорят, реально оценивать сказанное, поэтому и не заметила, что слова-то были неправедные, льстивые, лживые. Ворона же приняла лесть и ложь Лисицы за правду и потому случилась беда – она потеряла сыр… И не только сыр, а что еще?

-Покой.

-Лиса убежала, а Вороне стало обидно. Ведь она была вещунья. А ее обманули…

После работы над всеми смысловыми частями басни учитель вместе с детьми переходит к оценке персонажей. Учащиеся уже готовы к этому. Т.к на уроке проработаны детально все основные моменты поведения каждого персонажа.

-Кто из вас хотел бы походить на персонажей из басни «Ворона и Лисица»?

-Я не хочу! Льстить, как Лисица, плохо – она ведь неправду говорила, специально обманула Ворону. А обманщиков никто не любит.

-Лисица добилась своего, но она ведь обманула Ворону! Если я буду, как Лисица, поступать, то со мной дружить никто не будет. Все на меня обидятся, кого я обману.

-А я не хочу быть Вороной. Потому что она хоть и вещунья, а сама о себе ничего не знает!..

-Она не поняла, что Лисица ее обманывает, льстит ей.

Поскольку дети рассуждают правильно, наступает время  поработать над  моралью басни, и учитель делает это.

Завершается урок вопросами:

-Что же в этой басне хорошо? А что плохо?

Обсуждая эти вопросы, дети устанавливают, что в описанном событии ничего хорошего нет. Но очень хорошо, что мы, читатели, узнали, какое страшное зло - лесть и как опасно льстивым словам поддаваться, т.е. переставать себя контролировать, начинать видеть себя лучше, чем  ты есть на самом деле.

А что плохо? Оказывается, все плохо. Плохо, что Лисица обманула Ворону. Плохо, что умная Ворона («вещунья»!) попалась на лесть (дети начинают жалеть ворону: «Она ведь не знала, что есть такое зло, как лесть», «Это мы знаем, об этом нам рассказала басня»…).

В оставшееся после беседы время учащиеся готовятся выразительно читать басню и басня инсценируется по эпизодам.

3. Домашнее задание – подготовиться выразительно читать и инсценировать басню Крылова «Ворона и Лисица» и попробовать самостоятельно прочитать новую басню Крылова «Волк и Журавль». Но читать так, как мы читали в классе, выделяя самые маленькие завершенные по смыслу стиховые отрывки (Это членение учащихся под руководством учительницы могут отметить в тексте басни на уроке, а можно просто попросить детей при членении басни на завершенные стиховые отрывки руководствоваться знаками препинания: точкой или восклицательным знаком.)

Методический комментарий

 

1. Как видим, в процессе работы над басней на уроках чтения сохраняется весь арсенал методических средств и приемов, накопленных русской начальной школой. Но в каждом случае, т.е. при чтении любой басни, необходимо особо фиксировать внимание детей на всех моментах поведения басенных персонажей в их четкой последовательности, а не только на отдельных или основных. Лишь в этом случае, зафиксировав и запомнив каждую деталь поведения басенного персонажа, дети смогут осознать особенности художественного мира басни и воспринять авторскую мораль как личностно значимый опыт, а не привычную сентенцию.

2. Очень важно, что, читая мораль после пошагового анализа текста, дети не просто запоминают ее, а переживают, т.к. за каждой фразой у них стоит образ, а «образ, - как утверждает наука, - всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта. Он гораздо теснее, чем понятие, связан с чувственным отношением человека к окружающему миру, его сопереживанием. Нельзя создать и удержать образ, а тем более долго оперировать образом, к содержанию которого он (ребенок) безразличен[7].

В басне два образа: Лисица – хитрая, льстивая и Ворона – вещунья (предсказательница). Драматичность ситуации состоит в том, что в мире зла, чтобы добыть еду, надо кого-то обмануть и отнять ее у кого-то. В этой ситуации оба персонажа проявляют себя отрицательно: Лисица в соответствии со своей внутренней сущностью, а Ворона вопреки данной ей характеристике (вещунья): она от неожиданной лести утрачивает способность предугадывать ход событий. Не исключено, что она поверила Лисице, лесть оказалась для нее настолько эмоционально неожиданной, что она упустила необходимость постоянного самоконтроля, т.к. приняла ложь за правду («Я не знала, что я так хороша собой! А вдруг я действительно петь мастерица?»).

Текст басни подтверждает это предположение: если у Вороны «от радости в зобу дыханье сперло», значит, она поверила Лисице, а верить в мире зла нельзя, потому что там царят ложь и бесстыдство. Ворона потому-то и поступает глупо, что забывает о том, в каком мире она живет, и неадекватно воспринимает себя под влиянием лести. Этим самым она лишает нас – читателей- возможности воспринимать ее с симпатией и сочувствием. И даже если дети жалеют Ворону, ни один из них не хочет на нее походить, т.е. она – образ для них непривлекательный. В данном же случае ни один образ не остался для детей отчужденным, не наполненным личностным смыслом, и дети не занимаются перетолковыванием нравственных понятий, а сопереживают героям и воспринимают заданный басней опыт как личное приобретение, а потому и присваивают этот опыт. А если это так, то и урок, где ребенок не остался безразличным к художественным образам произведения, фактически состоялся, т.е. достиг цели.

3. При обучении детей чтению работу над языком произведений басенного жанра не следует выделять в качестве особого структурного компонента урока чтения: она должна проводиться в течение всего учебного времени на уроке и практически сопровождать каждый структурно выделенный компонент. В приведенном конспекте это хорошо видно.

 

Урок 12.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.