Из опыта работы по сохранению здоровья младших школьников — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Из опыта работы по сохранению здоровья младших школьников

2020-06-02 160
Из опыта работы по сохранению здоровья младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здоровье - высшая человеческая ценность. Однако сохранять и укреплять свое здоровье умеет далеко не каждый, хотя народная пословица утверждает: «Здоровье-это вершина, на которую постоянно надо взбираться самому». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы своим примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность, ведь, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке здоровья, до 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30%-хронические заболевания, 60%-нарушенную осанку.

Приобщение школьников к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья - национальная задача, которую лучше всего решать начиная с младшего школьного возраста. Проблема обеспечения условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработки психопрофилактических, коррекционных программ и методов работы психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей сегодня остро стоит перед образованием. На мой взгляд, работа по формированию ценностного отношения к здоровью должна начинаться в младших классах.

С 2007года я работаю по программе УМУ «Перспективная начальная школа». За этот период выпустила класс, а в этом году, набрав первоклассников, продолжаю работать по УМК «Перспективная начальная школа». В этой работе расскажу о тех целях и задачах по сохранению здоровья младших школьников, которые поставила перед собой и о результатах работы с учащимися прошлого выпуска.

C приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняются характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействующим условиям окружающей жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условии жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых, но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.В. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

Здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих: физического, духовного, психического, социального. Я пятый год работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Один из дидактических принципов УМК «ПНШ» -принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. В своей воспитательной программе «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» один из актуальных вопросов: создание психологической комфортной воспитательной среды. Как известно, основными компонентами адаптации у первоклассников являются:

-Физиологическая подстройка организма (отсутствие заболеваний в период адаптации, отсутствие психосоматической симптоматики, способность организма к энергозатратам)

-Освоение способов и приемов новой деятельности (усвоение программы обучения)

-Эмоциональное принятие новой социальной ситуации (эмоциональное положительное восприятие процесса учения, эмоционально положительное отношение к учителю, эмоционально положительное отношение к себе в новой роли, эмоциональное положительное восприятие отношений с одноклассниками)

Для изучения физиологической подстройки организма учеников был проведен анализ медицинской статистики и опрос родителей. Согласно плану работы психолога школы, была проведена работа, направленная на изучение готовности учащихся к обучению в школе, уровня тревожности, эмоциональной сферы. Результаты проведенных рисуночных тестов («Детский сад», «Школа», «Солнышко», «Моя семья») показали, что основное большинство учащихся справилось с новой для себя ролью «ученика». Результаты адаптированности первоклассников показали, что учебная деятельность привлекает не всех учащихся. Это обусловлено недостаточной мотивационной готовностью к школьной жизни, нормы поведения приняли не все учащиеся. Ввиду недостаточной сформированности коммуникативного навыка, для некоторых учащихся представляют трудности социальные контакты, что влечет эмоциональные неблагополучия. Исследования позволили определить:

а) что количественного увеличения числа обращений к медицинским работникам не произошло. Психосоматическая симптоматика выявлена у двух учащихся; б) уровень тревожности у 84% учеников низкий, у остальных повышен; в) отрицательного восприятия к процессу обучения не выявлено; г) отрицательного восприятия к учителю нет; д) трудности в общении с одноклассниками испытывают пять учеников.

Для сохранения и укрепления здоровья детей я спланировала воспитательную работу и внесла важные по своей сути разделы, цели и задачи которых помогут мне решить актуальные на сегодняшний день вопросы сохранения здоровья младших школьников. Одним из важных разделов моей программы: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это является одним из требований ФГОС. В ходе проектирования программы я использовала значительный здоровьесберегающий потенциал, который несут в себе типические свойства УМК «Перспективная начальная школа», а именно:

-воспитание физической культуры: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

-социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

Цель раздела: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

а) сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; б) сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; в) развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; г) сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; д) сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы реализации: беседа; просмотр учебных фильмов; спортивные праздники; соревнования; недели здоровья; походы выходного дня; проект «История Олимпийских игр»; оздоровление в ДОЛ «Россонь»; спортивные секции; ярмарка здоровых игр; проект «Здоровье и безопасность»; ознакомление со свойствами организма; «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы – поступают хорошо»; «Хорошая, полезная и вкусная еда -здоровью вашему поможет всегда»; «Мое чудесное тело»; «Наши болезни»; «Азбука безопасности»; трудовая деятельность; художественная деятельность; опыты со свечой;

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Моя задача - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.

Одним из важных разделов моей программы является раздел: «Кто Я?», « Какой Я?»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

-формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

-создавать в детском коллективе одинаковые условия для учащихся класса;

-учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

а) изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе; б) социометрия; в) диагностика «10 моих Я»; г) игра «Путешествие по морю любимых занятий»; д) проведение познавательных бесед и игр;  е) поведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы; ж) обучение диалогу на уроках, что способствует подготовке детей к творческому труду; з) игры и упражнения для детей с затруднениями в общении; и) игры и упражнения на формирование уверенности в себе; к) упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; л) игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение – помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности.

Раздел программы «Я, моя семья, мои друзья» считаю одним из актуальных в своей программе по сохранению здоровья младших школьников.

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности ребенка.

Задачи:

-организация и проведение совместного досуга детей и родителей;

-организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

-создание условий для благоприятного воздействия всех участников учебно-воспитательного процесса -педагогов, детей и их родителей.

-обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Необходимо, чтобы сложились добрые отношения с родителями. В работе с родителями учащихся использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

 Подробно остановлюсь на одной из форм раздела программы «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу». Это организация оздоровления учащихся в санаторно-оздоровительном лагере «Россонь».

В 2010г. была организована санаторно-оздоровительная смена для учащихся моего класса. Ребята и их родители были довольны пребыванием в лагере т. к. это способствовало сохранению и укреплению здоровья, формированию и становлению межличностных отношений в детском коллективе, развитию творческого потенциала учащихся. В этом году, опираясь на опыт прошлого года, я с родителями и детьми первого класса собираемся на зимнюю санаторно-оздоровительную смену в ДОЛ «Россонь».               

Профиль: лечение и профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы.

Методы лечения: врачебные консультации педиатра и физиотерапевта с постоянным наблюдением, физиопроцедуры, лечебная физкультура, ручной массаж, фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, психологическая релаксация (арт-терапия, музыкальная терапия, песочная терапия, ароматерапия), климатолечение, сестринское обслуживание, сопровождение психолога.

Лечебная база:

- работающий круглосуточномедицинский кабинет, укомплектованный необходимым оборудованием, лекарственными препаратами общего назначения и индивидуального применения, средствами для оказания квалифицированной медицинской помощи;

- кабинет для физиолечения с аппаратами широкого спектра действия;

- зал для занятий лечебной физкультурой с тренажерами;

- сауна и баня с бассейном.

Питание и проживание:

- детям предоставляется пятиразовое сбалансированное питание с обязательным включением в меню овощей, фруктов, выпечки;

- проживание в кирпичных благоустроенных корпусах с круглогодичным горячим водоснабжением, в 4-х местных комнатах, оборудованных современной мебелью; на каждом этаже имеются сушилки для обуви и одежды, холлы с телевизорами и кулерами.

Инфраструктура:

а) помещения для школьных занятий; б) помещения для кружковой работы; в) актовый зал с мультимедийной системой и современной сценической свето- и звукоаппаратурой; г) дискозал; д)  компьютерный класс с выходом в Интернет; е) спортивный зал для занятий настольным теннисом и дартсом; ж) стадион с футбольным полем, площадками для игры в баскетбол, волейбол, городки, беговой дорожкой; з) крытый каток с искусственным освещением; и) велотрасса; к) пункт проката спортивного снаряжения – роликовых коньков, самокатов, велосипедов, коньков, лыж, ватрушек; л) караоке-холл; м) тренажерный зал.

Воспитательная и образовательная деятельность.

Применяется новый креативный подход формирования отрядов по интересам, желаниям и возможностям детей. Для разных возрастных групп адаптированы три программы, учитывающие индивидуальные особенности детей.

I. «Выжить любой ценой».

Для спортивных и увлекающихся туризмом детей. Постоянно работают спортивные секции, проводятся личные и командные соревнования, пешие, велосипедные и лыжные походы.

II. «Новая волна».

Для творческих детей, желающих заниматься вокалом и хореографией, фото- и видеосъемкой, журналистикой.

Клуб «Панда».

Для детей, предпочитающих кружки декоративно-прикладной направленности: бисероплетение, ниткография, оригами, квилинг, фелтинг, цветоделие, рисование пластилином на стекле, фенечки, батик, гильоширование и другие.

Для всех детей обязательное обучение по программе начальной школы, информатика, английский язык, хореография, пение, рисование.

Результаты анкетирования

На вопрос: «Какие мероприятия тебе понравились и запомнились?» дети ответили следующим образом: минута славы; поле чудес; свадьба; приключения Аленушки и Еремы; просмотр кинофильмов; дискотека; охота на дракона; ловушка на дракона; разгуляй; потеря интереса; ярмарка здоровых игр; веселый Роджер; футбол; спортивный праздник; веселые старты; прощальный концерт.

В своих ответах, дети отобразили множество различных мероприятий, что свидетельствует о высоком уровне заинтересованности детей в содержательной части разнообразных направлений деятельности.

На вопрос-«Чему ты научился в лагере за смену?»-дети отвечали следующим образом: играть; петь; рисовать мукой; плести из бисера; оригами; спать в тихий час; заправлять кровати; принимать процедуры; следить за своим здоровьем; заниматься спортом; танцевать; дружить; слушаться.

Анализ полученных ответов детей на заданный вопрос свидетельствует о том, что за время лагерной смены и санаторной смены дети приобрели много полезных знаний и навыков, им были привиты нормы нравственности и морали, окрепло их психическое и физическое здоровье.

На вопрос «С кем из работников лагеря ты подружился?», дети отметили имена всех воспитателей и участников каждого направления.

Пожелания детей: я хочу, чтобы в этот лагерь приезжало много детей; я хочу приехать еще, чтоб было также весело; пускай в зимнюю смену все приедут еще; я хочу приехать со своей подругой; хочу приехать с родителями;

Хочется приехать всем классом на выпускной!

В заключении хочу отметить, что здоровье моих учащихся значительно окрепло после оздоровления в ДОЛ Россонь. Укрепились их межличностные отношения, что способствовало формированию личности каждого ребенка. Опираясь на этот опыт и результаты, планирую в этом учебном году вывезти на санаторно-оздоровительную смену первый класс.

 

 

Аширбекова Е.И., Костюк Е.В., Плотникова В.В.

 

Я несу ответственность

Однажды маленький мальчик потерялся в лесу. Он долго искал дорогу, но так и не смог выбраться из леса. И вдруг увидел старичка. Мальчик очень обрадовался и бросился к нему. «Я потерялся, - сказал он, - мне очень страшно в этом лесу, я очень хочу есть. Пожалуйста, помоги мне». Старик посмотрел на малыша, покачал головой и …пошел дальше своей дорогой. Мальчик побежал за ним, повторяя: «Я хочу есть». Но старик опять не предложил ему помощь …. Через некоторое время мальчик стал наблюдать за тем, что делает старик – он собирал ягоды и срывал с дерева орехи. И мальчик стал повторять за ним. Старик хорошо знал, как выжить в глухом лесу, и мальчик многому научился у него. Он научился собирать ягоды, грибы и орехи, ловить рыбу, строить жилище. Он стал сам нести ответственность за себя. Мудрый старик научил его этому, вместо того, что бы взять ответственность за ребенка на себя.

Сегодня учитель должен стоять в роли такого мудрого старца не словами и убеждениями, а личным примером не навязчиво погружать подростка в мир его здоровья, создавать программу поддержки его здоровья для успешной учебы, подготовки к экзаменам и полноценной взрослой жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. И это действительно так, поскольку, во – первых, в школе ребенок проводит около 70% своего времени, во – вторых, организм ребенка в данный период является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов и эти факторы действуют пока подросток в школе, а это без малого 11 лет!!!  

А горькая статистика гласит, что по данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 3% школьников можно назвать здоровыми, это один ученик в классе! 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к «группе риска».

Сохранить здоровье школьников - одна из основных задач современного общества и, конечно же, школы. И тут мы задаемся вопросом: Какая должна быть современная школа? Каким должно быть идеальное образование? Именно в школе формируются взгляды на жизнь, ценностные ориентиры, нравственный и духовный мир. Для детей школа – это не только уроки и получаемые оценки, это целая жизнь с её радостями и огорчениями, системой взаимоотношений.Поэтому в последнее время педагога­ми ведется активный поиск здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса. Важнейшим условием деятельности педагогов стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.

Традиционными в школах стали проведение уроков здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревнование между командами классов по футболу, легкой атлетике, пионерболу и др. А одним из основных направлений образования, стало – формирование у обучающихся здорового образа жизни. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» А радость творчества в открытии нового, в познании самого себя, своих возможностей дает учитель, дает школа.

 

Бондаревская Р. С.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.