Компетентностный подход в системе повышении квалификации педагогических кадров дошкольных учебных заведений – предложения. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Компетентностный подход в системе повышении квалификации педагогических кадров дошкольных учебных заведений – предложения.

2020-06-02 144
Компетентностный подход в системе повышении квалификации педагогических кадров дошкольных учебных заведений – предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тенденции, характеризующие начало XXI века - переосмысление ценностей образования. Переход к информационному обществу и постиндустриальной экономике, призван сопровождаться процессом непрерывного образования - «учения длиною в жизнь (lifelong learning)» [1]. Европейская комиссия после обсуждения на нескольких Саммитах [2.1., 2.2., 2.3.] определила процесс непрерывного обучения в рамках Европейской стратегии занятости «как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции». Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всей его жизни. В документах Юнеско [2.4] фундаментальные цели образования сформулированы так: научить получить знания (Учить учиться); научить работать и зарабатывать деньги (Учение для труда); научить жить (Учение для бытия); научить жить вместе (Учение для совместной жизни).В качестве общего определения результата образования, этого сложнейшего феномена, стали выступать понятия «компетенция/компетентность». Петербургский ученый Олег Ермолаевич Лебедев [3] предлагает такое определение компетентности: «Компентность - это способность действовать в ситуации неопределенности». …Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком  подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе».

Основой содержания образования становятся «компетенции», которые формируются в процессе получения формального, информального и неформального образования. Семья и детский сад, игровая площадка и ТВ, интернет и реклама на улице – это та социально-культурная среда, где живет и развивается ребенок сегодня.

Но что и как конкретно надо успеть сделать в младшем возрасте, какие компетенции можно и нужно сформировать до школы, чтобы человек мог достойно жить и полноценно развиваться в современном мире? Стремительно меняются традиционные подходы и модели образования. Они ориентируются на новые цели и, конечно же, на новое качество предоставляемых услуг. В Российской Федерации готовится и широко обсуждается и новый Закон об Образовании, [4], 655 Приказ Минобрнауки РФ [5], формулирует новые подходы и принципы образования в дошкольном детстве. Идет активный поиск новых возможностей повышения качества образовательного процесса.

Международная Аcсоциация Шаг за шагом[6], подготовила так называемые, « стандарты второго поколения» - «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики»[7]. Международная Аcсоциация Шаг за шагом внедряет новую инициативу по работе с этим уникальным пакетом документов в 29 странах, и в России в их числе. Международная Аcсоциация Шаг за шагом (International Step by Step Assotiatonail-ISSA) - это инновационная сеть специалистов и организаций в области развития детей младшего возраста, работающая в странах Центральной и Восточной Европы и СреднейАзии. Деятельность ISSA направлена на то, чтобы сделать качественное образование в раннем возрасте доступным для всех детей. В России членом ISSA является Российский фонд развития образования «Сообщество» (некоммерческая организация)[8]

В основу документа «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики» положены практический опыт дошкольного образования и фундаментальные исследования ведущих специалистов мира. Это исследования Fogel A., King B. и Shanker S., (2007);Human Development in the 21st Century (Cambridge UP) Greenspan S. и Shanker S. (2004); The First Idea (Perseus) McCain, M, JF Mustard & SG Shanker (2007), Early Years Study II: Putting Science into Action. Shanker S.G (2008) ‘In Search of the Pathways that lead to mentally healthy children’, Journal of Developmental Processes и другие. Исследования показывают, что жизненный опыт ранних лет влияет на наше ЗДОРОВЬЕ во взрослом возрасте. Исследования стрессовых реакций иллюстрируют не только риск повышения частоты сердечных сокращений, артериального давления и гормонов стресса, но также представляет собой потенциальную угрозу структурам мозга, иммунному статусу, выделительной и сердечнососудистой системам организма человека.Фундаментальной наукой доказано, что именно качество работы педагога является тем критическим фактором, который влияет на успешное развитие детей - в лучшую или в худшую сторону. Пути к здоровому развитию определяются как:

1. Добрые и теплые взаимоотношения между детьми и взрослыми оказывают важное воздействие на развитие детей

2. Сбалансированный и высококвалифицированный подход к эмоциональному, социальному, познавательному развитию и развитию речи ребенка создает потенциал для его будущего

3. У зкоспециализированные мероприятия должны как можно раньше начинаться, если ребенок испытывает значительные трудности.

В основе работы с детьми младшего возраста лежат четыре основных принципа:

1. Право на жизнь, выживание и развитие;

2. Право на защиту ребенка от всех форм наказания и дискриминации;

3. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка;

4. Уважение взглядов и мнений ребенка

Основа - Конвенция о Правах ребенка [10]

Каковы основные составляющие работы современного педагога? Какими компетенциями должен владеть педагог, чтобы соответствовать требованиям времени, социальному и государственному заказу? Прoфессор Ferre Laevers, директор центра изучения качественной педагогики (Бельгия), предлагает качество работы педагога оценивать по двум критериям: благополучие детей в группе и их увлеченность деятельностью. Активное участие ребёнка в определённой деятельности, его увлечённость, важнее сиюминутных академических результатов. На социально-педагогическом уровне результативность образования в соответствии с современными представлениями о качестве выделяет компетенции, позволяющие обеспечить человеку продуктивную адаптацию в современном мире. На уровне научно - теоретическом при организации образовательного процесса для детей  младшего возраста направляет педагогов на применение личностно-ориентированного подхода, создания индивидуальных образовательных программ, которые, в свою очередь, позволяют ребенку овладеть ключевыми компетенциями. Задача дошкольного образовательного учреждения содействовать ребенку в овладении ими.

Учитывая остроту и актуальность проблемы Российский фонд развития образования «Сообщество» работает над международным проектом «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики». Задача проекта в объединении всех участников причастных к развитию и образованию ребенка: администраторов дошкольных учреждений и методистов, воспитателей и родителей. Проект включает в работу науку и местное сообщество. Приглашает общество вместе со СМИ к осмыслению и применению новых подходов и требований к образованию, воспитанию и развитию маленьких детей, для того, чтобы они могли жить и учиться на протяжении всей жизни (lifelong learning) и быть при этом успешными, востребованными и самостоятельными и здоровыми гражданами своей страны и мира.

Литература и документы:

   

1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза http://www.nepfoiskola.hu/eaea/EAEA_ru/evropa_i_eu_memorandum.htm

2. Документы

http://www.znanie.org/jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html

2.1) Европейская стратегия занятости была принята на Люксембургском саммите глав государств ЕС в ноябре 1997 г. Она определяет порядок контроля и отчетности всех стран - членов ЕС по выполнению ежегодно пересматриваемых задач в сфере занятости. Стратегия занятости строится на четырех основных принципах: квалификация, предпринимательство, гибкость и равные возможности.

2.2) European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, стр. 2 и 8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33, стр. 6.

2.3) Кельнская хартия - цели и стремления непрерывного образования. Саммит "большой восьмерки", Кельн, июнь 1999 г. Образование в меняющемся обществе. Заключительный документ встречи министров образования "большой восьмерки", Токио, 1-2 апреля 2000

2.4) Документы Юнеско http://www.ifapcom.ru/faq/591/

http:// www. unesco. ru / rus / pages / publications. php # ed

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12

4. Законопроект нового Закона об образовании РФ http://zakonoproekt2011.ru/

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655  "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

6. Международная Аcсоциация Шаг за шагом (ISSA – International Step by Step Assotiatonail http://www.issa.nl

7. Документ «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики». http://www.issa.nl/docs_pdfs/Competent_Educators_of_the_21st_Century-RUS.pdf

8. Российский фонд развития образования «Сообщество» (некоммерческая организация) http:// www. rfro. ru

9. Эванс Д. Л., Майерс Р. Г., Илфелд Э. М. //Раннее детство — это важно! Забота о детях младшего возрастав интересах их развития. -Пособие по разработке проектов. Всемирный Банк. Вашингтон, 2000.

10.  Конвенция о Правах ребенка

 

Корнильев С. А., Ракова Т. А.

Меры пожарной профилактики в образовательном учреждении.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности жизненно важных интересов обучающихся и сотрудников школы, а также самого здания от внутренних и внешних реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного, природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Пожарная безопасность – это один из важнейших разделов комплексной безопасности школы, так как нельзя быть в полной уверенности, что все соблюдают правила пожарной безопасности, которые известны с детства.

Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожара или уменьшения его последствий. Это также курс знаний, который должен усвоить каждый педагог, работник технического персонала, учащийся. а также состояние школы, характеризуемое возможностью предотвращения развития пожара и возможностью адекватной защиты в случае его возникновения.

Как показала практика, правильность и грамотность действий работников образовательного учреждения зависит от знаний педагогическим и техническим персоналом основных нормативно-правовых документов ППБ 01-03, ППБ 101-89, №69 ФЗ «О пожарной безопасности» и др. нормативно-правовых документов и оперативности действий педагогического, технического персонала по эвакуации учащихся из школы.

Обучение противопожарным правилам обычно проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий учитываются происшествия, имевшие место в школе или на территории района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п.).

Занятия на пожарную тематику формируют у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учит их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д.

Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ видеофильмов на противопожарную тематику.

Действенными профилактическими мерами являются: оформление уголков безопасности, проведение теоретических и практических занятий с педагогическим, техническим персоналом и учащимися, проведение учебных эвакуаций в разное время года с элементами усложнения.

Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формирование такого умения помогают сформировать определенные навыки учащихся в действиях при возникновении пожарной ситуации. Поэтому целесообразно независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска праильного и грамотного решения в трудной задаче, повышенная значимость теряет свой стрессовый характер, если человек овладел способами преодоления трудностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации.

Опыт предыдущих практических занятий показал, что учебная эвакуация – это одно из самых важных, ответственных и сложных мероприятий, главной целью которого является всестороння проверка готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья работников и учащихся эвакуации в случае пожара в школе.

Основной задачей при проведении учебной эвакуации в случае возникновении пожара (задымления) при срабатывании системы АПС (поступлении сигнала на пульт пожарной части) в здании школы - это прежде всего обеспечение безопасной эвакуация людей.  

Практика показала, что безопасная эвакуация людей обеспечивается соблюдением порядка действий работников школа и учащихся при проведении эвакуации. Алгоритм действий персонала школы зависит от знаний, которые грамотно применяются в практических ситуациях.

Учитывая замечания и недостатки, выявленные при проведении предыдущих учебных эвакуаций, можно сделать вывод, что основная и важная роль отводится общему руководству эвакуацией, проведением спасательных работ, которые возлагаются на директора школы, в случае его отсутствия на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. При этом он организовывает эвакуацию учащихся и работников школы из здания согласно планом эвакуации школы (поэтажно), состоящего из графической и текстовой части, и исходя из обстоятельств, не допуская возникновения паники, давки, травмирования эвакуируемых, прекращает все работы, не связанные с эвакуацией. Руководитель эвакуации проводит проверку места возгорания и делает контрольное сообщение в пожарную службу о возникновении пожара в образовательном учреждении пор телефону. При этом четко и спокойно. не торопясь передает информацию дежурному пожарной части, отвечает на его вопросы. При этом четко называется наименование образовательного учреждения, адрес расположения образовательного учреждения, место возгорания, возможные места подъезда пожарных машин и машин «Скорой помощи», называет свою фамилию и должность.

До встречи пожарных команд руководитель эвакуационных работ организовывает удаление припаркованного около горящего здания школы автотранспорта на подъездных путях, на путях к пожарным гидрантам. Для более быстрой работы пожарной команды предоставляет руководителю пожаротушения поэтажного сводного плана эвакуации из здания школы. Руководитель эвакуационных работ докладывает прибывшей пожарной команде о:

ü Месте расположения пожара в здании школы;

ü Результатах эвакуации учащихся и работников школы;

ü Месте возможного нахождения оставшихся в горящем здании учащихся и работников;

ü Месте расположения в здании силового электропровода и состоянии (включен/выключен);

ü Предполагаемых причинах пожара.

Также руководитель эвакуации может оказывать посильную помощь в тушении пожара по просьбе руководителя тушения пожара:

ü Открыть необходимые помещения школы, в случае невозможности открытия дверей ключами обеспечит открытие их любыми подручными средствами;

ü Удалить посторонних людей с территории школы;

ü Осуществить недопуск в школу учащихся и назначить дежурных работников образовательного учреждения (при возможности) для того, чтобы учащиеся могли взять одежду из школьных гардеробов.

При проведение эвакуации учащихся каждого отдельного учебного класса ответственность непосредственное возлагается на того учителя, классного руководителя, воспитателя, руководителя кружка, секции, который на момент пожара вел в этом классе уроки, уроки занятия, мероприятия. При этом необходимо иметь при себе классный журнал, список учащихся. Обычно при тренировочная эвакуация включает в себя элементы усложнения обстановки при пожаре.

При подаче АПС сигнала о возникновении пожара, учитель, классный руководитель, воспитатель, руководитель кружка, секции и другие работники учебно-воспитательного состава, сохраняя выдержку и спокойствие:

ü Прекращают проведение учебных занятий, мероприятий, игр, прием пищи;

ü Ставят в известность всех учащихся о начавшемся пожаре и необходимости эвакуации;

ü Дают команду учащимся, чтобы они строясь на ходу в колонну по одному и ускоренным шагом покинули классное помещение по указанному педагогом маршруту эвакуации согласно плана эвакуации, не допуская возникновение паники;

ü При уходе из помещения закрывают окна, выключают все электроприборы, закрывают двери.

При проведении учебной эвакуации учитель акцентирует внимание учащихся на том, что особую опасность при пожаре представляет не столько огонь, как дым, что скорость распространения дыма превышает скорость распространения огня, что дым – это смесь ядовитых продуктов горения, являющихся смертельными для жизни человека. Поэтому при заполнении помещений, коридоров дымом необходимо идти к ближайшей незадымленной лестнице, эвакуационному выходу. При этом надо знать, что дым не является прозрачным, что создает дополнительные препятствия к преодолению задымленных пространств. Дым является едким для глаз, что не позволяет двигаться в дыму с открытыми глазами.

Кроме вышеперечисленного необходимо знать, при пожаре наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха до 70оС и токсичных продуктов горения, что может привести к потере сознания. Поэтому учащимся необходимо объяснить приемы самоспасения, а именно в данной ситуации необходимо найти кусок ткани (не синтетической) их элементов собственного гардероба, занавески, куска шторы, полотенце, смочить их водой из крана, аквариума, вазы с цветами, накрыть нос и рот, представить выход из помещения (движение наугад опасно), задержать дыхание и двигаться к эвакуационному выходу. Ввиду возможного задымления движение к выходу осуществлять вдоль стены, путь по которой будет наиболее коротким, если движение по лестнице – движение осуществлять держась за перила. Если дым заполнил помещение не полностью и имеется пространство в нижней части помещения, движение следует осуществлять на четвереньках или ползком, при этом голову держать на уровне не менее в 30 сантиметрах от уровня пола. При сильном задымлении, и очень плохой видимости, при ощущении повышения температуры (предполагаемая опасная зона) необходимо повернуть назад и искать возможный безопасный выход. Если требуется преодолеть участок уже охваченный огнем, необходимо обезопасить себя, особенно голову. Для этого необходимо одеть на себя имеющуюся одежду, накрыться одеялом, шторой, прихватить при возможности какой-нибудь предмет, защищающий тело и голову от падающих предметов, намочить одежду. Опасное место следует преодолевать бегом, задерживая дыхание.

Исходя из вышеизложенного, что при сложившихся конкретных критических ситуациях можно использовать все подручные средства для возможности эвакуации из горящего здания.

При этом обязательно учитывается этажность здания и местонахождение спасающихся. Если спасающийся находится на первом этаже, при преграждении эвакуации огнем и дымом и имеющейся возможности использования окон, он может:

ü Открыть окно наиболее удаленное от огня и дыма (выставить окно подручными средствами) и использовать его как путь эвакуации;

Учитывается, что окна первого этажа школы находятся на высоте 1,5-2,0 м от уровня земли, то такой способ спасения не представляет угрозы для жизни эвакуируемых, в отличии от движения через задымленные пути эвакуации и, тем более, через пути эвакуации, охваченные огнем.

Если спасающимся не удается выйти из здания через пожарные выходы, необходимо спасаться в таком случае выходя в воздушные зоны (кровля), спускаться по наружным пожарным лестницам.

При отсутствии путей спасения и помощи извне, невозможности из-за огня и дыма, необходимо покинуть помещение через окно. Для можно крепко связать шторы, предварительно порвав его на полосы, закрепить за его за батарею центрального отопления или другому стационарному предмету, спускаться рекомендуется по одному, подстраховывая друг друга. При этом, при возможности, рекомендуется выбросить под окно все предметы, которые могут смягчить удар при падении в случае обрыва каната. Не рекомендуется использовать при самоспасении при спуске с этажей водосточные трубы как непрочные конструкции.

Все эти приемы самоспасения предлагается использовать при обучении педагогического, технического персонала школы и прорабатывать с учащимися на занятиях ОБЖ, классных часах.

Самое страшное состояние человека при пожаре – это паника. Это потеря способности принимать самостоятельные, верные решения, принятие необдуманных действий спасающимися. Состояние паники может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации взаимному травмированию и рассматривается с психологической точки зрения для каждой конкретной личности. Поэтому от педагогического состава при эвакуации требуется прежде всего сохранение спокойствия, грамотные действия при осуществлении эвакуации.

Каждый, проводящий эвакуацию, воизбежании возникновения паники предпринимает все меры для предотвращения ее последствий: пропускает вперед детей, девушек и женщин; останавливает паникеров; помогает всем, кто скован и испытывает сильное чувство страха (разговаривает с ними спокойно и внятно, поддерживает под руки); старается не кричать, не плакать, старается не показывать реакцию на боль, не усугубляет и без того паническое состояние окружающих; сохраняет выдержку и хладнокровие своим поведением, успокаивая окружающих.

После выхода из горящего здания учащиеся отводятся в ранее установленное место сбора, которое должно находиться на расстоянии 100-200 м от здания школы, где учителя, классные руководители, воспитатели, руководители кружков, секций докладывают о прибытии на место сбора руководителю эвакуации.

Работники технического и обслуживающего персонала по сигналу о пожаре по возможности оказывают помощь при эвакуации учащихся, работников, прибывают на эвакуационную площадку с докладом руководителю эвакуации.

Лица, осуществляющие эвакуацию строят учащихся своего класса в полном составе (время на построение не более 2-х минут) и проводят перекличку учащихся согласно классному журналу или списку и доложить результаты переклички руководителю эвакуации. Уточняют местонахождение отсутствующих учащихся (звонки на домашний телефон, на мобильный телефон). Сообщают руководителю эвакуации и спасательных работ фамилии учащихся, которых не оказалось на месте на момент пожара, для выяснения места их нахождения. Педагогическому составу находится постоянно с учащимися, не допускает их нахождения вблизи от школы, пожарной техники и входа в горящее здание, помогает учащимся уведомить родителей об успешной эвакуации.

При необходимости, работники школы умеют грамотно оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим при пожаре. Каждый работник школы знает, что при ожогах первой степени (покраснение и отек кожи) необходимо: снять с пораженных мест кольца, часы ремни, обувь, одежду; на место ожога кладется холод и потом оно обрабатывается пенообразуюшими аэрозолями; как только боль пройдет накладывается сухая стерильная повязка. При ожогах второй и третье степени (появлении пузырей, наличии участков обгоревшей кожи, на обожженную поверхность накладываются стерильные салфетки, если пострадавший в сознании, ему дается обезбаливающие средства и принимаются меры к скорейшей его отправке в ближайшее медицинское учреждение. При отравлении угарным газом проводятся следующие действия: вынос пострадавшего на воздух; укладка его горизонтально; освобождение от тесной одежды (расстегнуть воротник рубашки, ослабить галстук, брючный ремень); при отсутствии дыхания проведение искусственное дыхание; принимаются меры к скорейшей отправке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

Согласно полученного опыта предыдущих учебных тренировок и использование его в формировании навыков по пожарной безопасности можно сказать, что пожарная профилактика сочетает в себе комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной защиты любого учреждения. Поэтому проведение практических мероприятий как учебные пожарные тренировки являются методом устранения, выявленных причин и недостатков, приводящих к возникновению пожароопасных ситуаций и неграмотному действию людей при их возникновении.

Нельзя забывать, что пожар наносит громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождается гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена нашего общества и проводится должна в государственном масштабе.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожаробезопасной жизнедеятельности становится нормой школьной жизни.

 

Курова С. Г.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.