Психологическое сопровождение педагогов на пути внедрения ФГОС — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психологическое сопровождение педагогов на пути внедрения ФГОС

2020-06-02 110
Психологическое сопровождение педагогов на пути внедрения ФГОС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель концепции развития российского образования в настоящем состоит в создании механизма достижения нового качества, которое предусматривает механизм развития основного ресурса – педагогов. Развитие педагогов школы всегда было приоритетной задачей образования. Забота о развитии педагога непосредственно связана с его успешной деятельностью. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности выделялись «личностные качества» педагога, среди которых важнейшую роль отводили целеустремленности, настойчивости, тру­долюбию, скромности, наблюдательности. Данные качества педагог проявлял в педагогических контактах наличием остроумия, ораторских способностей, ар­тистичности натуры. Особенно важными качествами педагога были го­товность к эмпатии, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию на основе педагогического такта, в проявлении которого выражается общая культура и высокий профессионализм педагогической деятельности[5].

Ценность профессионализма учителя для государства в настоящем очевидна, но одними декларациями о ней ограничиваться нельзя. Они должны быть подкреплены конкретным содержанием и механизмом реализации, достойным финансированием, материально-техническим, информационным и научно-методическим обеспечением. Сложившаяся социокультурная ситуация остро ставит вопрос о том, что образовательная система должна отражать пространство культуры, отвечая ее содержанию и формам развития в своих основных содержательно-структурных параметрах [1].

Связь образования и культуры динамична, в ней одновременно соседствуют разные тенденции. В основе культуры и образования оценки учительского профессионализма, зачастую, имеют противоположные оценки [9].

Классические функции образования как инструмента освоения и репродуцирования культурного опыта человечества в современной парадигме существенно уточняются гуманистической личностной доминантой, необходимостью культуроохранной и созидательной установки индивидуального сознания каждого воспитанника, вынужденного жить в условиях глобального изменения мировоззренческой и деятельностной позиций. Основная цель современного прогресса – развитие «Я» – сознания педагога, вписанного в современный мир. Сущностное противоречие современного образования – несоответствие традиционного формирующего подхода и гуманистической идеологии культурного творчества (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.А Орлов, Е.И. Рогов, В.В. Сериков и др.).

Культура педагога с этой точки зрения определяется набором ценностей, приоритетов среди которых – умение проявлять ценности в процессе жизнедеятельности в педагогической сфере.

Профе ссионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого.

Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых и воспринятых педагогом на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Аксиологическая характеристика предполагает рассмотрение профессионализма педагога как целостной части общей культуры, где профессионализм учителя выступает как ценность общественная, так и личностная.

Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач через возросший интерес к педагогическим технологиям.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, способность находиться в постоянном поиске оптимальных решений.

Культура педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработкой на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.

Технология развития и воспитания в личностно-ориентированном образовании, опираются на процессы саморазвития, которые должны иметь следующие структуры, этапы единой технологии:

· структура, «рождения», «пробуждения», «возникновения» духовности педагога – эту структуру называют мотивационной;

· субъект педагогической деятельности восходит к созданию образа отношения «человек-культура» – этап технологии деятельности;

· субъект деятельности обращается к внешнему анализу символов культуры в форме ассоциативных переживаний (переживание, творчество);

· субъект деятельности обращается к личностно-смысловому анализу своей судьбы как микрокосмоса культуры – смыслопоисковый этап технологии (внутренние личностные модели самотворчества);

· педагог осуществляет творческие акты, конструируя свою среду по законам истины, добра и красоты – опытно-деятельный этап.

Главной задачей педагога является овладение методологией творческой деятельности, проектирования и предвидения возможных последствий профессиональной деятельности.

На процесс развития личности педагога в настоящем оказывает огромное влияние макропроцессы развития станы и системы образования в целом. Если образование как социальный институт является традиционной системой, функционирование которой в большой степени определяется преемственностью педагогического опыта, то общественно-экономические преобразования в России не могут быть достаточно эффективными без организации соответствующих инновационных процессов в деятельности педагога. Рождающаяся новая педагогическая система несет в себе обновление содержания, новые педагогические технологии. Очевидно, что в сегодняшней практике преобладает технократическое мышление, для которого, по словам Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, «характерен примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями» [14].

В этой ситуации только сильная личность педагога, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответ перед собой и обществом. Самоактуализирующаяся личность педагога в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Концепция личностного и профессионального развития педагога, ведущей идеей которой является психолого-педагогическая поддержка процесса становления личностно ориентированной позиции педагога (интегративная характеристика его личности и деятельности, отражает систему ценностей и основные характеристики образовательной системы в личностно-ориентированной парадигме), включающей в себя:

· субъективные факторы, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей, положительной направленностью на педагогическую деятельность, его компетентность, удовлетворённость, творчество;

· объективные факторы, связанные с требованиями образовательной деятельности, осуществляемые в личностно-ориентированной парадигме, выступающие регулирующей основой личностного и профессионального самоопределения и развития педагога;

· объективно-субъективные факторы, связанные с организацией образовательной и профессиональной среды, в которой присутствует доверительность, открытость, совместная деятельность в педагогическом сообществе; психологизация всего образовательного процесса; организация личного опыта жизни и работы педагогов в условиях свободы и ответственности; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки [4].

Личностно-профессиональная позиция педагога может выступать в качестве:

· информатора норм, воззрений;

· друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;

· диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

· советчика, если он использует осторожное уговаривание;

· просителя, если упрашивает быть таким «как надо», опускается до лести;

· вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.

Профессиональная позиция предполагает и действия, обусловленные вышеуказанными характеристиками [6, С. 36].


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.