Черникова Светлана Михайловна — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Черникова Светлана Михайловна

2020-06-02 182
Черникова Светлана Михайловна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи,

Орловская область богата своей историей и традициями. Особенно выделяются региональные традиции в Декоративно-прикладном искусстве, к которым относятся вышивка «Орловский спис» и «Орловская перевить»; глиняная Чернышенская и Плешковская игрушка; Мценские кружева; традиционное ковроткачество. Орловские народные промыслы отличаются своим колористическим и композиционным решением, современные мастера, занимающиеся декоративно-прикладным искусством хранят и передают из поколения в поколения традиции и особенности ремесел.

   Ковроткачеством в Орловской области мастерицы начали заниматься примерно со второй половины 19 века. Особенно промысел расцветал вМалоархангельском, Ливенском, Мценском, Орловском уезде. Использовали ковры для утепления и украшения изб, накрывали сундуки и сани, использовали в качестве одеяла. Ковры, в зависимости от их назначения были разнообразными по композиции, санные ковры и ковры на сундуки в основном имели растительный орнамент с мелкими элементами узора. Ковры для украшения стен выполнялись с крупными элементами растительного орнамента. По технологии изготовления Орловские ковры были в основном гладкими, ворсовое плетение использовалось крайне редко. Нити использовали домашней скрутки, изготавливались они из овечьей шерсти, красились природными красителями (кора дуба, березы), поэтому цветовая гамма была черной и желтой. Затем с появлением искусственных красителей цветовая гамма расширилась и ковры стали более нарядными и пестрыми. В композиции Орловских ковров использовался геометрический орнамент, который напоминал мозаику, чередование клеток, полосок, ромбов, для фона использовали нити черного цвета, а сам орнамент выполнялся с преобладанием красного, зеленого, желтого, голубого цвета.

  В середине 19 века, параллельно с ковроткачеством в Орловской области зародился еще один известный промысел, это кружевоплетение. Плетением кружева занимались городские жители, развиваться этот вид промысла начал в городе Елец, затем уже позже этот вид ремесла освоили и крестьяне. В композиции изделий преобладали растительные орнаменты, цвет использовали черный и серый. Очень популярные были треугольные косынки. Орнамент Мценских кружев основывается на растительных мотивах, форма платков квадратная или прямоугольная.

  Одним из самых древних видов народного творчества на Орловщине считается «Орловский спис», эта вышивка, выполненная по счету нитей в ткани. Называется она «спис», потому что элементы орнамента срисовывали мастерицы с морозных окон. Вышивкой украшали одежду, рушники, скатерти. В основном вышивали орнамент растительный, встречаются изображения животных, птиц и богов (богиня Мокаш, птица Пава, древо жизни…). Внешние края вышивки выполняли тамбурным швом, а внутренние части вышивки заполняли бранками. Бранки напоминают геометрический орнамент: сеточки, линии, клетки, зигзаги. Бранки имели свое название, в основном название передавали символический образ окружающего мира: «вороний глаз», «волна», «дробнушка», «шашечка». Выполняются бранки по счету нитей в ткани, поэтому изнанка вышивки тоже имеет рисунок. По технике исполнения бранки делились на простые, составные и сложные. Простыебранки выполнялись с одинаковой длинной стежка и одинаковыми расстояниями между ними. Сложные бранки выполнялись с различной длинной стежка и промежутками между ними, а составные бранки имели уже более сложны рисунок, который состоял из разной длины и с разным чередованием стежка. Излюбленным цветов вышивки был красный, цвет жизни и праздника, иногда орнамент дополняли голубым цветом, цветом неба и воды.

  «В вышивке предстает перед нами народное осознание мира и природы, своего рода народная поэтическая мифология. И эта крестьянская символика может быть то простой, то сложной, но всегда вызвана к жизни мировоззрением крестьянина, его верованиями, взглядами на мир, на жизнь, и никогда не воспроизводит окружающую действительность. Образы русского узорочья, имеющие большое сходство с вышивкой восточных, южных и западных славян, на наш взгляд, олицетворяют древние представления народов индоевропейской семьи, когда земледелие стало главным средством их существования» [6, с.332].

   Большой популярностью так же пользовалась вышивка «Цветная перевить», выполнялась она по «прореженному» полотну, по счету нитей ткань прореживали и затем по оставшейся канве выполняли вышивку. Нити полотна обвивали нитями для вышивки. Орнамент в основном получался геометрический, использовали нити различного цвета, преимущественно красного. «Вышивки цветной перевитью отличались сложностью узора, многоярусностью композиции, сочетанием с переборным ткачеством, нашивками из лент, тесьмы, блёсток и бисера» [6, с.332]. Оформляли вышивкой одежду, скатерти, рушники.

  Орловская область известна так же своим игрушечным промыслом. Земля богатая глиной поспособствовала развитию гончарного искусства, особенно в Новосильском уезде в деревне Чернышено и в Ливенском уезде в деревне Плешково. Игрушечное производство было женским занятием, вместе с продажей молока, сметаны, пряжи, холста на ярмарках продавали глиняные игрушки. Производство игрушки начиналось с заготовки глины, ее добывали весной, потому, что в этот период она особенно вязкая и пластичная. Хранили глину в сыром, холодном помещении обычно это были погреба и сараи. После того как игрушки были слеплены их сушили на печи, обжигали в печи и наносили декор. Краски использовали минеральные, позже анилиновые, расписывали петушиным пером. Традиционными для лепки образом были кукушка, коровка, барышня, коньки, всадники, кукла-кормилка. Особенно любимым персонажем игрушки была кукушка, символ этой птицы у древних славян был всегда связан с весной, с началом пробуждения природы. Расписывали Чернышенские игрушки чередующимися полосками. Чернышенская игрушка имеет свои отличительные черты: фигурки приземистые с короткими ногами, вытянутой шеей, маленькой головой, высокой грудью.

Плешковская игрушка более простая и лаконичная, статичная и приземистая. Излюбленными персонажами были звери, птицы, куклы, всадники на коне, женские фигурки с ребенком на руках. Расписывали Плешковские игрушки лучиной или птичьими перьями, в качестве декора использовали языческие древнеславянские солярные знаки. После обжига Плешковская глина становится белой, а слюда, которая присутствует в составе глины добавляет блеск. Красители для росписи использовали натуральные: оттапливали шелуху лука, использовали сок черноплодной рябины, а также тертый кирпич смешивали с клейстером из муки, синьку. Любимая цветовая гамма Плешковской игрушки – это красная и синяя краска, реже использовали зеленый цвет. Плешковская игрушка орнаментировалась очень мало или вообще фигурки оставляли без декора. Иногда мастера использовали рельефный орнамент, палочкой наносили точки и полоски на невысохшую фигурку. Вместе с игрушками Плешковские мастера лепили свистульки, у кукол свисток находился в руке, у птиц в хвосте.

  Орловская область славилась еще одним народным промыслом – это изготовление гармоней. Мастера самоучки были без музыкального образования, но имели от природы музыкальный слух. Занимались данным промыслов в Ливенском и Малоархангельском уезде и делились на ливенские, русские, тальянские, немецкие гармони. Особенностью Орловских гармоней была облицовка, ее придумал мастер Константин Федорович Кудрявых. Специальным раствором покрывал детали гармони и благодаря этому гармонь сохраняла естественное звучание.

  Известные мастера Орловских народных промыслов:

· Ковроткачество: В. Алешина, А Маслова, Л.Горохова, Н. Гладких, Н.Коробова, Р.Королева, А.Сухнина.

· Кружевоплетение: Т.Маслова, М.Семенова, А.Шалыгина, Н.Савенкова.

· Вышивка: Т.Маслова, М.Семенова, З.Воропаева, В.Черногорова, М.Диденко.

· Чернышенская игрушка: П.Чумичева, П.Клинина, М.Фомина, Т.Аленкина.

· Плешковская игрушка: О.Малютина, А.Иванилова, В. Якумова, О.Степанова, Л.Воропаева, А.Фролов, Н.Фролова.

· Орловская гармонь: Ф.Занин, В.Занин, К.Кудрявых, И.Вахнов, К.Черных, И.Мартынов, Г.Остриевский, М.Гладков, Д Сопов, Е Воскобоева, В.Филатов, А.Антонов, О.Кузьмин, М.Рязанов.

Многие народные мастера не только создают предметы декоративно-прикладного искусства, но и активно принимают участие в педагогической деятельности. Передают свой опыт подрастающему поколению, занимаются с детьми и взрослыми в студиях декоративно-прикладного искусства, в художественных школа, общеобразовательных школах. Создают собственные творческие мастерские, где прикоснуться к прекрасному может любой желающий. Главная задача педагога не только научить создавать красивые и эстетические предметы декоративно-прикладного искусства, но и знакомить обучающихся с традициями народных промыслов и своего региона. На занятиях преподаватель передает будущему поколению свои знания в области технологии изготовления изделия, учит грамотно использовать материалы, знакомит с композицией и колористикой промысла и самое главное знакомит с символически - обрядовым значением того или иного изделия. Именно в символике орнамента, композиции, образах изделия передается все мировоззрение древних славян, которое тесно связано с культом и образом жизни Русского народа. Народные мастера не только воссоздают уже всем знакомые образы народной Орловской игрушки или вышивки «Орловский списс», они экспериментируют с современными материалами и технологиями, используют традиционные образы в современном звучании изделий декоративно-прикладного искусства.

  Популярность народных ремесел на сегодняшний день вновь возрастает. Конечно, изделия декоративно-прикладного искусства уже не так активно внедрены в жизнь и быт населения, но национально-региональные особенности промыслов часто используются в дизайне интерьеров и дизайне одежды. В связи с развитием туризма, все популярней становится оформление кафе, ресторанов, отелей в русском народном стиле. Развивается сувенирная продукция, которая тесно связана с народными промыслами. Популярна становится мебель, расписанная традиционными народными росписями «хохлома», «городец», «мезенская роспись». Конечно же на протяжении времени меняется мода, дизайн изделия, красители, материалы и оборудование, но современные мастера декоративно-прикладного искусства бережно сохраняют специфические особенности того или иного промысла. Молодые художники используют элементы и мотивы народных промыслов в декоре современных изделий, в дизайне интерьеров, в дизайне одежды. Они смело экспериментируют с цветом, материалом, композицией, находят необычное применение устоявшимся традициям.

    Развивая традиции народных ремесел в современном мире, мы учим не забывать русскую культуру и историю промыслов, прививаем любовь к родине. Современные бытовые вещи часто лишены эстетики, в них нет красоты и тепла, появилось понятие одноразового использования предметов. Нет уже вещей или предметов, которые передавались бы из поколения в поколения, на память об ушедших поколениях. Такие вещи обычно были сделаны руками мастеров народного искусства, в них сохранялась не только традиционная культура, но и передавалась энергия мастера, его неповторимый авторский почерк, его послание подрастающему поколению. «Развивая научный и творческий потенциал личности, мы постоянно обращаемся к истокам народного творчества. Изучая традиции, историю, технологию того или иного промысла обращаем внимание не только на художественную и эстетическую составляющую, но и на понимание того, что ничего в народном искусстве не было случайным. Закономерность составления орнамента, цветовой строй, символичность образов – все это подразумевало защитную, магическую силу» [5, с.347].

 

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. Т-1.-М, 1865.-70с.

2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2010. — 60 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44147. — Загл. с экрана

3. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. - М, 1972.-174с.

4. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХвв. -М.: Советский художник, 1974.-294с.

5. Черникова С.М. Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. №2(79). С.347-349.

6. Черникова С.М. Традиции народной вышивки «Орловский спис» в обучении и воспитании школьников // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014.– №4(60). – С.332-333.

 

 

КОМПОЗИЦИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Шульгин Михаил Михайлович

Декан, доцент кафедры живописи,

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование 44.03.05 и высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) существенно изменили условия подготовки учителя-предметника. Значительное сокращение времени контактной работы преподавателя со студентом и приоритет общепедагогической подготовки относительно предметной, художественно-профессиональной ставят серьезные проблемы перед разработчиками основных образовательных программ в вузах, которые осуществляют подготовку учителей изобразительного искусства для средней общеобразовательной школы.

Отношение к предмету «Изобразительное искусство» в школе, мягко скажем неоднозначное. Многие родители, а иногда и руководство школы, считают его не только необязательным, но и ненужным, показывая тем самым непонимание значения изобразительного искусства в формировании гармонично развитой личности школьника.

Это отношение проявляется и к учителю изобразительного искусства. Считается, что для того чтобы преподавать изобразительное искусство в школе необязательно иметь профессиональные художественные навыки. Достаточно иметь некие общие представления об искусстве и творческом процессе. Следовательно, изобразительное искусство в средней общеобразовательной школе может преподавать и педагог, не имеющий специальной художественной подготовки.   

ФГОС основного общего образования существенно изменили содержание и отношение этому предмету.

Во-первых, он стал базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС.

Во-вторых, созданы новые учебники для всех классов общеобразовательной школы, отражающих новое содержание, закрепленное в ФГОС.

Изобразительное искусство в школе перестало исходить только из задач развития у ученика только навыков реалистического изображения действительности. Акцент делается на развитие творческой деятельности. Теперь это не просто урок рисования, а урок погружения в искусство и общения с ним.

В ФГОС основного общего образования определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ и сформулированы конкретные требования к уровню подготовки школьников. В частности в п. 9.11 говорится, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». [6]

Изучение предметной области ’’Искусство” должно обеспечить:

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;[6, п.11.6.]

Результатом изученияпредмета «Изобразительное искусство» должно стать приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах изобразительного искусств.

В примерной основной образовательной программе общего образования по изобразительному искусству сформулированы конкретные требования к уровню подготовки школьников - всего 197 пунктов. Среди них выделяются задачи направленные на формирование  опыта художественно-творческой деятельности школьников.

В частности, в п. 1.2.5.13 говорится-

Выпускник должен научиться, (а преподаватель соответственно, должен его этому научить):

•     объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

•     композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

•     навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

•     определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

•     изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

•     творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

•     творческому опыту по разработке художественного проекта - разработки композиции на историческую тему;

•     творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов.[3]

Очевидно, что для решения поставленных задач учитель изобразительного искусства в школе должен очень хорошо ориентироваться в вопросах теории и практики изобразительного искусства и ему будет явно недостаточно общегуманитарных, педагогических или общехудожественных знаний. Изобразительное искусство в школе должен преподавать педагог-художник, который имеет необходимый практический опыт творческой работы над художественным произведением. Так как хорошо известна истина, которая гласит: «Научить можно только тому, что сам хорошо знаешь и умеешь».

Очевидно, что при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавра педагогического образования по направлениям изобразительного искусства возникает потребность в конкретизации содержания, целей и задач обучения специальным предметам, относящимся к изобразительному искусству, в частности, такого предмета как композиция.

В процессе подготовки будущего педагога-художника и формировании его как творческой личности композиция среди предметов специального цикла, безусловно, занимает особое место. Обучение композиционному мышлению, которое выражается в творческой деятельности через композицию, создаваемого в процессе художественного творчества произведения является самым существенным и важным моментом в процессе подготовки педагога-художника. Это обусловлено тем, что композиция является именно той творческой основой, которая связывает все виды и формы изобразительного искусства при всем их разнообразии.

Безусловно, изучение композиции в художественном и художественно-педагогическом образовании имеет свою специфику.

Преподавание композиции на художественно-графических факультетах, где ведется подготовка учителей изобразительного искусства для средней, общеобразовательной школы имеет жанровую основу и носит преимущественно практический характер. Типовые программы и методики

преподавания композиции в процессе подготовки учителей изобразительного искусства были разработаны еще в начала 80-х годов прошлого века, под руководством Е.В. Шорохова.

Изучение композиции, согласно данной методики, ведется на жанровой основе. Как правило, работа над композицией начинается на первом курсе с композиции тематического натюрморта. Далее на втором и третьем курсе следуют задания по разработке композиции интерьера, пейзажа, портрета. На старших курсах работа ведется над однофигурной и многофигурной тематической станковой композицией. В завершении обучения студент выполняет дипломную работу, по выбранной им и утвержденной кафедрой теме в любом виде и жанре изобразительного искусства. При этом обязательным требованием при оценивании работы является представление студентом методики работы над композицией от начальныхфорэскизов до выполнения эскиза композиции в цвете. Данная методика и по сей день успешно применяется в подготовке учителя изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

Очевидно, что недостаток времени на контактную работу со студентов не позволяет при этом добиваться профессионального выполнения композиции, тем более не способствует глубокому изучению теоретических вопросов композиции. Как правило, отдельные теоретические сведения сообщаются преподавателем во время практических занятий. В лучшем случае предусматривается 2-4 часа лекций в семестре, что явно недостаточно. В программах необходимо предусмотреть оптимальное соотношение теоретической и практической части, а также, серьезным образом изменить методические подходы к изучению данной дисциплины. 

Проблема изучения теории композиции усиливается крайней редкостью её преподавания в виде отдельного академического курса, даже в художественных вузах. При разработке теоретической части программы по композиции преподаватель неминуемо сталкивается с проблемой выбора теоретической концепции применимой в учебном процессе, поскольку ни одну из известных теорий композиции нельзя считать полной и исчерпывающей. В частности, это объясняется динамично меняющимися процессами, происходящими в обществе, обилием всевозможных философских концепций искусства, различных течений, направлений, стилей, что естественно делает невозможным разработку «единой» завершенной теории композиции. И ситуация с общей теорией композиции, в данный момент, по образному выражению С.А. Гавриляченко, чем-то напоминает «шведский» стол, где преподаватель вправе «выбрать себе наиболее близкие блюда-теории».[1c.15]Мы считаем, что если такие подходы возможны в художественном образовании, то в художественно-педагогическом образовании, недопустимы. Возникает необходимость разработки четкой структуры теоретической составляющей программы по композиции и обязательного минимума общепринятых и подтвержденных практикой теоретических положений, которые необходимы при подготовки учителя изобразительного искусства.  

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что исходя из задач, поставленных в ФГОС основного общего образования, при подготовке учителя изобразительного искусства для средней общеобразовательной школы, в частности, в области подготовки по композиции, необходимо:

· конкретизировать содержание, цели и задачи учебных программ по предмету композиция;

· в программе предусмотреть оптимальное сочетание теоретической и практической составляющей;

· разработать и утвердить учебно-методическим объединением в области преподавания изобразительного искусства структуру и содержание теоретической части по композиции.

Список литературы

1. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. М.: Научно-методическое издание, Издательство СканРус, 2010. - 192 с.

2. Глазова М. В., Денисов В. С. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции. — М.: Изд-во «Колато- центр», 2012. — 220 с. — 378 ил.

3. Примерная основная образовательная программа общего образования по изобразительному искусству.  Одобренна решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), http://mosmetod.ru;

4. ФГОС высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.18 г. № 121; http://fgosvo.ru;

5. ФГОС высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.18г. № 125; http://fgosvo.ru;

6. ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897; http://fgosvo.ru.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.