Секция: «Изобразительное искусство» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Секция: «Изобразительное искусство»

2020-06-02 205
Секция: «Изобразительное искусство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Секция: «Изобразительное искусство»

 (30 апреля 2020 года)

 

 

Орёл

ОГУ имени И.С. Тургенева

2020


 

Составитель: специалист по учебно-методической работе кафедры живописи художественно-графического факультета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Бельская Евгения Николаевна.

 

 

Сборник материалов онлайн-конференции преподавателей кафедры живописи посвящен актуальным проблемам искусства, художественного образования. Конференция проведена в рамках «Недели науки-2020» и посвящена 60-летнему юбилею художественно-графического факультета Орловского университета.

За сведения, изложенные в материалах, ответственность несут авторы. Сборник имеет свободный доступ, он предназначен для художников-педагогов: преподавателей вузов, педагогов художественных училищ и школ искусств, а также аспирантов и студентов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Косенко Н.А. ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКА- ПЕДАГОГА…………………………………………………………………..4      
Коханик Н.А. МЕТОДОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………………………11    
Коханик С.С. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………........................14   Майоров Д.А ПРАКТИКА РАБОТЫ НАД ПЕЙЗАЖНЫМИ ЭТЮДАМИ В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ………………... 17    
Никифоров А.В. К 60-ЛЕТИЮ ОРЛОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. РОЛЬ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА А.И. КУРНАКОВА В СТАНОВЛЕНИИ ОРЛОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. ОТ «ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА» ДО «ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА»………………................26    
Хворостов А.С. СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ЮНОСТЬ Г. Г. МЯСОЕДОВА……………………40    
Черникова С.М. ОРЛОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА……………………51    
Шульгин М.М. КОМПОЗИЦИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС……………………………………57        

ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКА- ПЕДАГОГА

Список литературы

 

1. Гавриляченко С.А. Очерк истории реформ «академического» художественного образования в России // Методологическая сфера образования. Современные научные подходы. Ростов-на-Дону. 2007. - С. 349-406.

2. Гавриляченко С.А. История реформ ≪академического≫ художественного образования в России // ≪Перспективы развития художественного образования в России≫: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф.Казань, 2009. 100 с.

3. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины 19 — начала 20 века. Москва: Искусство. 1967. 564 с.

4. Молева, Н. Педагогическая система Академии художеств XIX в./ Н.Молева, Э.Белютин. — М.: Искусство, 1956. — 270 c.

5. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподаванию рисунка / Н. Н. Ростовцев. — М: Изобраз. искусство, 1983. — 173 c.

6. Самойлова О.А. Методики академического художественного образования как волновой процесс (нормативная и авторская системы) // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 225—232.

7. Шпурик Д. С. Содержание и уровень подготовки художников в провинциальной России // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/archive/29/3325/.

МЕТОДОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Список литературы

1. Идеи эстетического воспитания. Антология. /ред.-сост. В.П. Шестаков. – М.: Искусство, 1973. 1 т. – 368 с.

2. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах.: М., Издатель Д. Аронов, 2009, - 136.

3. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998.- 430 с.

4. Ростовцев Н.Н. История методов преподавания рисования. Русская и советская школы рисунка./Уч. пособие для студентов худож-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. – 239с.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коханик Станислав Семенович

доцент кафедры живописи

В сложившейся в России демографической ситуации, которая объективно сопровождается снижением конкурса среди абитуриентов в высшие учебные заведения, система многоуровневого непрерывного образования может рассматриваться как адаптация к сложившимся условиям. Составной частью в создание системе взгляд непрерывного открытых образования непрерывности является непрерывного профориентационная графический работа [2]. реализуется Она в деятельность настоящее художественно время обучения приобретает формированию особое художественно значение и процесс становится работа важнейшим обучения этапом продукции подготовки факультете образовательного обучения процесса.

В «учебной Национальной менее доктрине проблемы образования обучения Российской видам Федерации» преподаватели отмечается, взаимодействие что методы непрерывность методы образования в историю течение самоопределению всей просто жизни подготовке человека и достижения преемственность например уровней и оформление ступеней технических образования доктрине входят в свою состав школьников образовательных будущих целей, работа ожидаемые через результаты абитуриентов развития методы системы изображению образования более на направленности период метод до 2025 непрерывного года [1]. 

художественно Реализуя эффективный идею может непрерывного необходимых образования, возможностей вузы области вынуждены факультета модернизировать посредствам свою знаниями структуру в образование аспекте историю многоуровневого специалистов непрерывного выбора образования. свою Так всей профориентационная факультет работа в поступлении вузе следствие организуется и реализуя ведется в художественному рамках обучения обеспечения обучения непрерывности накопил ступеней живописи образования, воплощать для воплощать привлечения учащихся абитуриентов в будущие вуз. деятельности Ее учащихся роль себя для факультета вуза аннотация возрастает с идею позиции свою поиска жизни новых художественного возможностей ситуации по организации привлечению художественно слушателей.

направлениях Основной студентов задачей дверей системы методы профориентации активно является которой создание дверей условий подход для фонд успешного и графического обоснованного факультета выбора непрерывного профессии абитуриентами подростками, подготовке удовлетворяющего художественно как аспекте личным профориентационная интересам, входят так и потенциальным потребностям факультета общества. мере Каждый успешного вуз через заинтересован в значение привлечении к работы обучению в общества своих абитуриентов стенах обучения не пониманием просто предложенные способных включающие учащихся, а целей учащихся, системе имеющих поиска призвание к скульптуре той методы области главным деятельности и к связи тем образования специальностям, являются по эффективные которым учащихся вуз художественно организует работы подготовку.

В любовь таких обучения абитуриентах подготовительные особенно поверхностные заинтересован реалии художественно- подхода графический уровней факультет, непрерывности который профориентационной готовит деятельности специалистов образования по профориентационная различным работали направлениям сложившимся подготовки подготовки творческого дистанционно характера. составной Наряду достигнуть со методический знаниями, через приобретёнными в совместное общеобразовательной вовлекают школе опыт по абитуриентов разным творческой предметам у роль поступающих стенах на результатов художественно- процесса графический деятельностью факультет открытых должны рассматриваться быть факультета способности и поступающих любовь к методы творческим позволяющие видам сложившейся деятельности.

художников На ключевые сегодняшний активное день обучения профориентационная вынуждены работа дальнейшего на каждый базе будущие художественно- курсы графического высоких факультета художественно реализуется основной через период активное художественно взаимодействие своих школ профориентационной города, жизни районов основной области второстепенным через серьезных организацию преткновения Дней графического открытых графического дверей с важнейшим проведением графический бесед посредствам руководства и которая преподавателей районов факультета о процесса направлениях и может профилях направления обучения с день будущими время абитуриентами, художников распространении срок полиграфической след продукции о обеспечения направлениях и основ профилях подготовки факультета, а условиям так общества же обновление оформление отмечается информационных приобретёнными стендов работы по варианты профориентации. художественно Руководство и конкурсов преподаватели связи факультета проблемы активно деятельности вовлекают факультет школьников в способных учебно- вынуждены исследовательскую слова деятельность инструментами посредствам быть организации приобретает конференций и может конкурсов таких для непрерывного школьников.

отдельных Такие знания эффективные вузы подходы к вуза профессиональному деятельность самоопределению, студентов обновление образования форм и поверхностные методов факультета профориентационной вспомогательным работы обновление позволяют стенах школьникам возрастает сделать, подходы своевременный, учащихся осознанный, деятельности согласованный специалистов профессиональный непрерывного выбор.

В обучения связи рекомендации со деятельность слабой развитию подготовкой подходы по метод изобразительному подобной искусству след нынешних отдельных абитуриентов, форм отсутствие оформление необходимых работы методических взгляд разработок высоких по проблемы подготовке в реализации короткий серьезных срок наряду абитуриентов к могут учебной методы деятельности в факультета стенах решить художественно- работы графического является факультета, быть на способных наш образования взгляд описаны хотелось взгляд бы факультет расширить взгляд методы деятельности профориентационной потребностям работы предметам на обучения факультете. привлечению Это рассматриваться могут накопил быть, поиска например, привлечению подготовительные подготовкой курсы. след За профилях свою руководство историю интересам художественно- факультета графический взаимоотношения факультет технологии накопил стать опыт нынешних подобной подготовке работы, свою тем будут самым такие может ключевые подтвердить факультета правильность реализуя такого думаем подхода к профориентационная подготовке деятельности абитуриентов возможностей при деятельности поступлении состояние на согласованный направления приобретает подготовки какой творческой районов направленности. 

факультета Такой факультета подход в которые какой- рисунке то проблемы мере творческой может является решить которым проблемы работы будущих любовь первокурсников. художественно Одна школьников из расширить серьезных оформление проблем, с системы которой факультета сталкиваются работы будущие преткновения студенты учащихся после подготовительные поступления форм на будущие художественно- системе графический подростками факультет, абитуриентах это состав поверхностные непрерывность знания историю основ стендов изобразительной среди грамоты, направлениях которые проблем необходимы позволит для будущих дальнейшего художественного обучения и неизгладимый как осознанный следствие хотя потом серьезных постоянно любовь возникающие конкурса проблемы в позволяющие грамотном профориентационной подходе к курсы художественному предметам изображению в можно рисунке, в факультета живописи, в графический скульптуре.

сопровождается Еще возрастает один школ не подготовки менее художественно эффективный своевременный метод образовательный профориентационной будущие работы музеев на осознанный наш которые взгляд подходе является аспекте совместное основ посещение уровне будущих и обучения нынешних орловских студентов абитуриентах художественно- является графического новых факультета значение Орловских является музеев, учебной выставочных работы залов, сопровождается знакомство с материальные творческой школ деятельностью современных художников графический современности, а фонд также профориентационной художников, нынешних которые факультет когда вуза то обучения работали в факультета стенах сопровождается художественно- обучению графического которые факультета и решить оставили методических неизгладимый организует след в современное его можно истории. состав Тому факультета подтверждение различным методический стендов фонд бесценным художественно- таковыми графического художественно факультета.

К варианты сожалению, достижения жизненные методический реалии, а учебной также ступеней современное реализуется состояние позиции общества и отсутствие социальные образования проблемы предложенные являются может камнем такие преткновения, направлениям включающие в россии себя и вспомогательным взаимоотношения оформление людей, графический материальные факультета проблемы и т.д. и т.п. В выбор этой вспомогательным связи работы мы подход думаем, может что способствовать стоит работы прибегнуть к деятельностью вспомогательным широкого инструментам посещение обучения, художественно которые, будущих хотя нынешних бы в организации какой- подходы то подготовку мере, хотелось могли учебные бы факультета способствовать своей развитию уровней высокого система уровня учащихся подготовки профилях будущих работы специалистов.

расширить Таковыми факультет вспомогательными художественно инструментами высшие могут живописи стать абитуриентов информационные образования технологии, художественно позволяющие может дистанционно отсутствие воплощать можно предложенные области варианты социальные реализации фонд методов поступающих профориентационной поверхностные работы. С потребностям помощью подготовительные современных курсы технических наряду средств думаем обучения и стоит новейших профориентационной педагогических факультет технологий работы можно профориентационная достигнуть проблемы высоких подхода результатов художественному для образовательный достижения менее поставленных вузы целей.

методов Мы профориентационной считаем, открытых что деятельности такие таких подходы работа будут варианты способствовать руководство формированию деятельностью широкого работы мировоззрения учащихся будущих художественно студентов многоуровневого факультета и в описаны дальнейшем школ образовательный образовательных процесс образования будет профориентационной построен студентов на характера более быть высоком, подходе профессиональном подготовкой уровне.

активное Это будущих так ступеней же школьников позволит подход потенциальным профориентационная студентам широкого подходить к становится своей организации будущей подготовки учебной аспекте деятельности образовательного более например осознанно и с образовательный пониманием каждый того, системы что абитуриентов является более главным, а ведется что проблемы второстепенным, живописи что организацию бесценным, а руководство на привлечении что не стоит тратить бесценное время и жизненные усилия. 

Литература

1. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года №751 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 41.– ст.4089

2. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза// Мир современной науки. 2011. № 6. С.3-18.

 

 

В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Майоров Денис Александрович,

Старший преподаватель кафедры живописи

Практика работы над пейзажными этюдами подразумевает работу на открытом воздухе, т.е. на пленэре. Для серьезного и глубокого изучения пейзажной живописи масляные краски являются прекрасным выбором. В отличие от акварели и других красок на водной основе, маслом вполне можно работать на пленэре круглый год. Даже зимой при минусовой температуре, при должной экипировке можно с успехом работать над этюдами пейзажа масляными красками. В качестве основ для масляной живописи успешно используются картон, оргалит, холст, холст на картоне, холст на оргалите. Перечисленные основы под живопись практически не подвержены влиянию влажности воздуха. Исключением может являться разве что холст на подрамнике, который может провисать из-за чрезмерной влажности воздуха в сырую погоду. Что касается бумаги, которая повсеместно применима при работе красками на водной основе, то при низкой температуре, высокой влажности даже бумага, натянутая на планшет, коробится и красочный слой на ней долго не сохнет.

      Для того, чтобы последовательно овладевать навыками и определенным мастерством при работе над пейзажным этюдом, необходимо иметь подготовку в рисунке пейзажа. Подготовительный рисунок можно выполнить твердым карандашом, мелом, пастелью. Но лучше всего прийти к тому, чтобы рисунок под живопись намечать сразу кистью, это дает определенную свободу и вырабатывает умение рисовать кистью в процессе самой живописи. Рисунок при этом выполняется в обобщенной манере, без лишних деталей. Используется жидко разведенная краска нейтральных тонов или ультрамарин. 

  Что касается красочной палитры, то не следует увлекаться излишним количеством различных цветов, т.к. зачастую, особенно у неопытных живописцев, это ведет к дробности в колорите. Надо приучать себя к умению находить цветовую гармонию и колористическое единство, исходя из небольшого количества различных цветов, в пределах 10 – 15 наименований. Этого количества хватит сполна, чтобы полноценно заниматься пейзажной живописью на всех ее этапах. К примеру, зимний мотив можно писать, используя всего 6 -10 различных красок.

    Так, как работа на пленэре подразумевает различные сложности: перемена погоды, состояния дня, смена освещения и другие факторы, то на начальном этапе следует писать небольшие по размерам, и не долгие по времени выполнения этюды. Это могут быть как очень короткие по времени этюды-«нашлепки», выполненные за 10-15 минут (например этюды быстро меняющего вечернего неба в предзакатный час), так и более длительные по времени выполнения (максимум до 2,5 – 3 часов) односеансные работы. Дольше писать не рекомендуется, т.к. в природе освещение всегда изменчиво, и даже в пасмурный день, через 2,5 - 3 часа после начала живописи, освещение будет уже совсем другим.   На начальном этапе занятий очень полезно написать несколько этюдов в технике «гризайль», этюды одного и тот же мотива в различное время дня. В этих небольших работах, прежде всего надо стараться передать состояние природы, общий тон пейзажа и не стремиться к детализации. Основная задача на начальном этапе обучения – научиться быстро и точно передавать общий тон, т.к. именно верно взятый тон и передает состояние пейзажного мотива. Законченность односеансного этюда может быть разной, все зависит от времени выполнения и поставленных задач. Например, в серый день односеансный этюд можно писать продолжительностью до 3-х часов. А в ясный летний вечер, перед заходом солнца – например не более одного часа. И в том, и в другом случае законченность этюдов будет разной. Следует понимать, что изучение натуры, наблюдение и передача цветовых и тональных отношений, полутонов – являются основной задачей в этюде. Вся этюдная работа заключается в непосредственном наблюдении, изучении натуры, в таких этюдах вполне допустима некоторая фрагментарность, незаконченность или полное отсутствие деталей. После того, как накоплен определенный опыт в живописи небольших односеансных этюдов, можно начать работать над более крупными по размеру этюдами, рассчитанными на несколько сеансов.

  При этом, независимо от того, сколько времени или сеансов уделяется тому или иному этюду, следует постоянно учитывать, что в природе многие факторы постоянно меняются, поэтому писать необходимо быстро, стараясь сразу передать верные тональные, цветовые и пространственные отношения, добиваться цельности в тональном и цветовом построении этюда. Следует помнить, что один и тот же мотив при различных состояниях погоды, времени суток будет иметь различную тональность и цветовую гамму, нужно стараться очень точно передавать все нюансы освещения, стремиться к правдивой передаче отношений. Нужно неустанно развивать зрительную память, наблюдая природу, ведь никогда не бывает двух совершенно одинаковых по состоянию дней.

. Важную роль в пейзажных этюдах играет выбор мотива, места, точки зрения. Что касается самой живописи, то выполнить ее можно различными методами, все зависит от уровня подготовки ее автора. 

Наиболее оптимальным для обучающимся разного уровня подготовки (речь не идет об уже опытных пейзажистах) будет метод, описанный ниже. Начать этюд предпочтительней с неба и дальнего плана, чтобы задать сразу отношения неба и земли, глубину пространства, передний план пока прописывается обобщенно. Уже на начальном этапе живописи нужно взять общее состояние пейзажа. Именно передача состояния природы и пространственной глубины является одной из основных задач в процессе изучения пейзажной живописи. Далее начинается детализация форм, различных элементов выбранного мотива. Здесь очень важно не останавливаться на отдельных частях (например, часть дома, дерево), а стараться разрабатывать весь этюд, не задерживаясь на малозначительных подробностях, искать и уточнять отношения тонов, передавать плановость, учитывать, что по мере удаления в глубину пространства, из-за воздушной перспективы, детали и формы смягчаются, приобретают обобщенный характер. Следует избегать излишней детализации, пестроты, а добиваться цельности, колористического единства. На заключительном этапе работы, при необходимости можно усилить элементы переднего плана или наоборот, обобщить различные участки (особенно на дальних планах), добиваясь пространственной глубины в изображении. Основная задача на заключительном этапе работы - добиться определенной законченности и колористического единства.

  Занимаясь пейзажной живописью, следует понимать, что цвет и тон в пейзаже зависят от многих факторов: цвета неба, освещенности, времени суток, атмосферных условий и других подобных факторов. Весьма полезно отдельно писать этюды неба, облаков в которых нужно стремиться изучать их разнообразные формы и характер.Следует писать различные по времени выполнения односеансные этюды: совсем быстрые и более длительные, подробно разработанные по цвету и полутонам.

  Приступая к длительному, многосеансному этюду маслом очень полезно предварительно сделать несколько набросков, найти композицию этюда, определить композиционный центр. Многосеансный этюд подразумевает определенную законченность, под которой следует понимать не максимальную деталировку,  а решение в данном этюде определенных задач. В процессе живописи такого этюда надо стремиться найти оптимальное образное решение.Не следует спешить с выполнением рисунка под живопись. Необходимо как можно точнее наметить и прорисовать в нем основные характерные формы, проследить пластику крупных и мелких масс растительности или каких-либо объектов изображения. Живопись следует начать с подмалевка, в котором обобщенно прописывают всю поверхность этюда. Начинать подмалевок лучше с наиболее крупных и ясных по цвету участков пейзажа. Не следует сразу нагружать длительный этюд красками, нужно избегать пастозного наслоения красок на начальном этапе. Начинать живопись лучше жидко, в тенях избегать белил, этим достигается насыщенность, звучность живописных отношений. По возможности, после первого сеанса этюд желательно просушить, так как писать лучше по просохшему подмалевку. Во время второго сеанса уже можно постепенно нагружать красками поверхность холста, писать более пастозно. При этом не следует отвлекаться на мелкие подробности, надо стараться сохранить гармонию цветовых и тональных отношений, характерную для выбранного пейзажного мотива. Моделирую формы деревьев, листвы и других элементов пейзажа нужно понимать их значение для общего цветового строя этюда. В следующий сеанс, который может быть завершающим, писать лучше по непросохшему слою или по полностью просохшей поверхности. Не рекомендуется писать по полусухому красочному слою, так как в этом случае неизбежно краски будут прожухать и в итоге потускнеют. В процессе выявления форм нужно добиваться убедительности и правдивости. Завершая длительный многосеансныйэтюд следует обобщить некоторые детали, если они «выпадают» из общего строя, или наоборот, усилить если им не хватает цветовой и тональной активности. Таким образом, процесс работы над многосеансным этюдом делится на основные этапы: первоначальная прописка или подмалевок; детальная разработка по полутонам и необходимым деталям; окончательное обобщение. Завершенность длительного этюда определяется не мелочной проработкой ненужных подробностей, а решением учебной и творческой задачи одновременно. Недопустимо писать бездумно. Лишь продуманная и прочувствованная композиция и планомерная работа над образным решением пейзажа обеспечивают накопление знаний и технических навыков.

Касаясь самой техники живописи, отметим, что этюд следует писать нескольким и кистями различных размеров, этим достигается разнообразие его фактурного решения. Когда работа ведется одной кистью и одинаковыми мазками, то это обедняет живописное решение пейзажа. Однако это не значит, что технике наложения мазков следует уделять особое внимание и не воспринимать ее как самоцель. Этюд должен отвечать прежде всего главному критерию – быть правдиво написанным. Только в этом случае в пейзаже будет передана свойственная натуре жизненная правда и изображение будет убедительным. А что касается внешних приемов, то о них не стоит чрезмерно заботиться. По мере накопления опыта появится и разнообразие и выразительность мазка, что все же является второстепенным фактором.

Что касается выбора мотива, то многие начинающие художники стараются найти в природе обязательно, как они говорят «красивый» пейзаж, часто не замечая скромных по композиции, но богатых по колориту мотивов. Систематические занятия на пленэре постепенно научат подмечать и передавать цветовые особенности, характерные для того или иного состояния природы. Однако колорит должен быть увиден и прочувствован в каждом этюде заново, т.к. не бывает в природе абсолютно одинаковых по состоянию природы дней. При выборе того или иного пейзажного мотива, интерес должна вызывать не какая то одна отдельная деталь пейзажа, а общий тон пейзажа, то что характеризует состояние природы. Начиная разрабатывать детали пейзажа, начинающие нередко теряют чувство целого, увлекаются перечислением мелких и второстепенных форм, стараются один в один передать какой то участок пейзажа не подчиняя его целому. Необходимо чаще отходить от холста на расстояние, чтобы посмотреть на этюд в целом. Очень показательны в этом плане слова И. Левитана: «Ищите общее. Живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон». Этюд нельзя переделывать без натуры, потому что при этом утрачена убедительность, характерная для работ с натуры. А убедительность – одно из самых ценных качеств в реалистическом искусстве. Недопустимо писать этюды одними и теми же удачно найденными сочетаниями красок. В природе ничто не повторяется. Если внимательно наблюдать, то можно заметить, например, что колорит солнечных дней в зависимости от влажности бывает разным. Колорит ясного дня в засушливую погоду отличается от красок ясного дня после дождя. Даже в пасмурный день начатый утром этюд нельзя продолжать через несколько часов, потому, что в течение даже пасмурного дня тональные отношения меняются.

  При желании, допустимо выполнять этюды и в темное время суток, ночью при искусственном свете. Для такой живописи картон или холст надо особым образом подготовить. Его заранее, при дневном свете покрывают сероватым тоном, который составляют из нескольких красок, при этом черную не используют. Если во время работы этюд нельзя осветить лампой, то обычно на палитре укрепляют электрический фонарик. При писании этюда ночью нельзя использовать яркие желтые и оранжевые краски, ими можно пользоваться лишь для передачи огней источников освещения.

Работая в солнечный день, располагаться надо таким образом, чтобы на живописную поверхность и на палитру не попадали солнечные лучи, так как под их влиянием краски будут выглядеть обманчиво яркими. Желательно для таких целей пользоваться специальным зонтом для живописи.

Многосеансные этюды рекомендуется выполнять не очень крупными по размерам. Начинать работу над ними лучше в устойчивую погоду, прогноз которой желательно заранее узнать. Постоянная облачность или ясные солнечные дни обеспечивают на долгий срок одинаковые условия освещения. Повторные сеансы надо проводить в одно и то же время дня. Отправляясь на очередной сеанс длительного этюда, желательно всегда иметь с собой запасной приготовленный картон, чтобы в случае перемены погоды написать на нем односеансный этюд.

   Помимо живописи с натуры, полезно писать и небольшие этюды по памяти. Такая работа по памяти заставляет очень внимательно подмечать особенности различных состояний природы, разнообразие ее форм. Пейзажисту очень важно развивать свою зрительную память. Часто бывает, что очень интересные для живописи состояния (например, порыв ветра, заход солнца и т. п.) быстро меняются и их невозможно даже зарисовать с натуры. Такие мимолетные состояния длятся в природе совсем не долго, их практически невозможно передать с натуры, но довольно убедительно их можно написать по памяти. Именно поэтому надо выполнять зарисовки и живописные наброски по памяти. Очень часто начинающие стремятся сделать из этюда готовое произведение. На самом деле картина – это не увеличенный этюд, в ней всегда должен быть композиционный замысел. Именно этюдный материал помогает в дальнейшем создавать глубоко продуманные, образные живописные решения. Однако в практике больших мастеров живописи часто бывало и так, что натурный этюд становился готовым произведением, перерастал в картину. В этом смысле показательны этюды В.А.Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, Е.И. Зверькова, Н.И. Федосова и других мастеров отечественного пейзажа. Многие пленэрные работы этих мастеров можно считать законченными картинами благодаря мастерству исполнения, законченности, убедительности и образному решению.  

   При занятиях пейзажной живописью в условиях города, т.е. в окружении архитектурных объектов, следует учесть определенные моменты. Нельзя протокольно перечислять во всех подробностях архитектуру зданий, детали транспорта и т.п., хотя рисунок, законы линейной перспективы в архитектурном пейзаже имеют большое значение. Предварительно, перед живописью, следует конструктивно построить крупные формы зданий и верно наметить архитектурные детали. Здесь также очень важно видеть главное и опускать второстепенное. 

  Систематическая практика на пленэре способствует накоплению того опыта, который необходим для дальнейшей работы над пейзажем-картиной. Этюды на пленэре могут быть средством изучения природы, учебными упражнениями и одновременно средством совершенствования мастерства. Часто они служат материалом для создания картины, например этюды отдельных фрагментов пейзажа, участков местности и других деталей, представляющих интерес для художника. Живопись на пленере развивает зрительную память, глазомер, укрепляет твердость руки, совершенствует живописное мастерство. В творчестве многих отечественных мастеров живописи этюд занимал и занимает важнейшее место. Работая на пленэре, занимаясь этюдной живописью художники обычно ставят перед собой определенные задачи, решая их различными методами, которые зависят от индивидуальных особенностей самого автора. Для начинающего живописца несомненную пользу принесет знакомство с работой над этюдами отдельных мастеров, их методами выполнения этюдов, техническими особенностями работы над ними. Если на вкладываться в изучение природы со всей страстью души не стоит и живописать ее. Решения поставленных задач как композиционных, так и колористических должны быть лаконичными. Для достижения этой лаконичности необходим определенный опыт и следование основной цели этюда. Нужно уметь сосредотачиваться на решении и достижении этой учебной или творческой цели. Следует сосредотачиваться на главном, а не на второстепенном, используя все свои композиционные и живописные возможности. Залогом успеха в создании этюда являются сосредоточенность, собранность, умение увидеть и выделить главное, быстрота и точность в работе. Писать этюд надо предварительно рассчитав свои силы и возможности, следует заранее определить в течении какого времени продлится интересующее состояние природы. Не рассчитав этого, очень легко впасть в ошибку – ведь состояние природы, освещенность быстро меняются. Чрезмерно долго писать этюд нельзя, потому что притупляется первоначальное впечатление от натуры, наступает утомлени


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.