Учителя-логопеда с участниками коррекционной работы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Учителя-логопеда с участниками коррекционной работы

2020-05-10 159
Учителя-логопеда с участниками коррекционной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОТРУДНИЧЕСТВО

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.

Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учи­тель встречает его появление в классе настороженно. Проис­ходит это оттого, что учителя, особенно из числа учителей стар­шего поколения, неправильно представляют себе цель логопе­дической работы в школе. Они считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не пони­мают, зачем логопед берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. На этой почве возникают конфлик­ты между логопедом и учителем начальных классов.

Чтобы этого не произошло, учитель-логопед должен высту­пить на одном из педагогических советов и подробно расска­зать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школь­ников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. В своем сообщении логопед также рассказывает о содержа­нии коррекционной работы, ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения по родному языку и чтению. Практика показывает, что учителя началь­ных классов, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заин­тересованно относиться к работе логопеда.

В течение учебного года учитель-логопед при необходимо­сти может присутствовать на методических объединениях учи­телей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих ус­пешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированногоподхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений кон­кретных учеников данной школы.

На методических объединениях целесообразно рассказы-вать учителям начальных классов о методах и приемах логопе­дической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы лого­педа и успешно пользуются ими на уроках.

Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушениями речевого развития, но с сохранными интеллектом и слухом. Если в классе есть ребенок, у которого понижен интеллект или слух, то направлением его к врачу-специалисту и выводом в специальную школу занимается учитель, поскольку именно он работает с этим ребенком, ежедневно наблю­дает его и может всесторонне охарактеризовать. А если такой ученик занимался на логопункте, логопед пишет на него харак­теристику и отдает ее учителю для приобщения к документам ребенка. В этом случае логопед может оказать учителю помощь к переводе ребенка из массовой школы в специальную.

Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед мо-кет дать для них одно или несколько открытых занятий.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и мето­ды обучения родному языку и чтению, а также какие темы и в какое время изучаются в классе, чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по род­ному языку и чтению.

Памятка для учителя

Одно из важнейших условий коррекционной работы — выработка единства требований к ученику-логопату со сторо­ны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень вни­мательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, г. соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопе­да, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оцен ке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Целесо­образно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с пе­речнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонема­тических процессов и слухового восприятия:

1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

2) перестановка букв и слогов— «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тара-ва» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабуш­ка), «клюкиква» (клюква);

5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храб­рый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у ста­ла» (устала);

7) неумение определить границы предложения в тексте, слит­ное написание предложений — «Мой отец шофер. Ра­бота шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать ма­шину после школы я тоже. Буду шофером»;

8) замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у гле-ста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (василь­ки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети си­дели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок— «вкармане», «прилетели», «в зела» (взяла),«подороге».

Кроме того, во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедичес­ком занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение все­го занятия, активность, желание работать и количество самостоя­тельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им оши­бок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оцен­ки. Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важ­нее нормативной оценки создание для ученика-логопата благо­приятного психологического климата на уроке.

Учитель-логопед по просьбе родителей может выдать ре­бенку, который систематически посещает занятия, справку для того, чтобы помочь учителю начальных классов или учителю русского языка правильно оценить письменные работы уча­щегося (диктанты, сочинения, изложения) с учетом речевого диагноза. Образец справки:

Логопедический кабинет

школы № 337 Невского района

г. Санкт-Петербурга

Справка

Дана Богданову Сергею 13.09.95 года рождения, ученику 2 «А» класса 337 школы, проживающему по адресу: ул. Бабушкина, д. 117, к. 1, кв. 41, в том, что он 05.09.03 обратился к логопеду логопедического пункта при школе № 337 с жалобами на слож­ности в усвоении программы 2-го класса по русскому языку.

Был обследован и с диагнозом «ФФНР: дисграфия сложная с преобладанием нарушений фонемного распознавания (акустичес­кой) и элементами оптической дисграфии» зачислен в логопеди­ческую группу, где занимается с 15.09.03 по настоящее время.

Учитывая систематически ведущуюся работу, рекомендую не учитывать ошибки логопатического характера при оценке работы учащегося.

Обучаться по программе общеобразовательной школы по русскому языку за 2-й класс может.

15 апреля 2004 г.

логопед: _________________________ (Горбачевская Н.Ю)

 

СОТРУДНИЧЕСТВО

С ЛОГОПЕДАМИ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Для того чтобы осуществить комплексный подход к кор­рекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных зве­ньев — дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных уч­реждений, с одной стороны, более четко представить трудно­сти, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в про­цессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопедиче­ском пункте, а с другой — наиболее целесообразно и целенап­равленно построить свою работу, чтобы предупредить эти труд­ности и свести их до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, кото­рые уже усвоены детьми в логопедической группе детского

сада.

Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имею­щими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.

При этих условиях количество детей-дисграфиков в школах неизбежно сократится.

Взаимосвязь в работе логопедов школьных логопедических
пунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется путем проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.                                                

В число организационных вопросов входит прежде всего вопрос о комплектовании логопедических групп на школьных логопунктах.

Логопеды дошкольных учреждений в конце учебного года (до 15 мая) выясняют, в какие школы района будут поступать' их дети, составляют списки детей с указанием фамилии, имени, домашнего телефона или адреса, номера школы, в которой ребенок будет учиться, и логопедическое заключение на момент выпуска из логопедической группы детского сада. Эти данные после 15 мая передаются логопедам школьных логопедических пунктов для того, чтобы коррекционная работа, на­чатая с детьми в дошкольном возрасте, продолжалась в школе.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, за­численных на логопункт, в середине сентября, когда после окон­чательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занима­ются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопе­дический пункт, и на этой почве возникают конфликты.

Если же родители ребенка все-таки отказываются от заня­тий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конф­ликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не го­ворил», — часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошколь­ном возрасте, или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформирова­ны. Образец отказа:

Логопеду логопедического пункта

при школе №                                    

от                                                        

                                                                                                     проживающей(его) по адресу:

______________

Отказ

Я, _____________________________________________________________________________, отказываюсь от места в группе развития и коррекции речи на логопункте при школе №____ для своего сына (дочери) ______________________________________________________________________________ учени___ ____ класса школы №____ в связи с __________________________________________________.

С речевым диагнозом ребенка ознакомлен__ Рекомендации получены. О возможных последствиях предупрежден__

«___» ____________________20___г. Подпись_________________

Чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и по­этому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой шко­ле. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообще­ния желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив таким образом самые общие сведе­ния о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родитель­ское собрание на логопункте.

Логопед сообщает учителю о дате и времени проведе­ния родительского собрания, а учитель передает эти сведе­ния родителям. Лучше, если логопед сам известит родите­лей о намечающемся собрании по телефону или запиской. Записки с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручаются каждому ученику (уче­никам первых классов лучше положить записки в портфель или карман курточки).

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нару­шения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в по­следствиях фонематических и лексико-грамматических нару­шений речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, распи­сании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за по­сещение логопедических занятий своими детьми».

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родите­лям первоклассников он сообщает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет пред­меты, которые понадобятся детям для логопедических заня­тий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса де­тей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — I часа в 1-м классе, 1 —1,5 часа во 2—4-х классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий — и пись­менных и устных, и по труду и по рисованию.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесобразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочи­танном и только после этого дать ребенку самостоятельно про­читать текст. При этом полезно дать ребенку в руку неболь­шую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок-логопат при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в извест­ность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для ис­правления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых бу­дут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объяс­няет, что эти дети должны иметь специальные тетради-днев­ники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреп­лять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффек­тивность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называ­ет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед со­общает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителя­ми тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребенок несколько раз приходит на за­нятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызы­вает родителей в школу и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся доста­точно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда гото­вый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родите­лей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ре­бенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, ро­дители очень болезненно воспринимают подобные предло­жения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максималь­ная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действо­вать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наиболь­ший эффект, логопеду следует знать психологические осо­бенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие ме­дикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех ро­дителей на заключительное родительское собрание, на кото­ром он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при вступлении на логопункт и после проведенной с ними ра­боты; наглядно, на конкретных примерах, показать результа­ты коррекционной работы. Поскольку сравнительная харак­теристика каждого ребенка займет много времени, можно сказать только о самых трудных детях или о тех учениках, которые не сделали заметного продвижения. Необходимо от­метить и работу самих родителей, их конкретную помощь ло­гопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекоменда­циям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по ис­правлению звукопроизношения, иначе проделанная за учеб­ный год работа может пойти насмарку: недостаточно авто­матизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоп­лению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Этому очень способствуют летние путешествия, но­вые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к ок­ружающему. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он зани­мается, где бывает и т.д.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя, дата рождения:_______

2. Школа, класс

Домашний адрес____________________

3. Ф.И.О. родителей___

4. Телефон домашний _

5. Телефон рабочий___

6. Общий анамнез.

От какой беременности, родов

Характер беременности (токсикоз I 1/2, II 1/2, падения, трав­мы, психоз, хронические заболевания, грипп, краснуха, анемия, явления угрожающего выкидыша)_

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяж­ные, обезвоженные).

Стимуляция (механическая, электрическая, химическая, не было).

Крик (был, не сразу, не был).

Асфиксия (белая, синяя, нет).

Вес при рождении, длина________

Выписалась из роддома на ___день.
Причина задержки______

Раннее психомоторное развитие.
Держит голову (до 3 месяцев или после)
Сидит (до 7 месяцев или после)______

Ходит (до 1 года и 3 месяцев или после)
Первые зубы с____________________

7. Заболевания.

До 1 года (краснуха, корь, коклюш, желтуха, пневмония

и т.д.)________________________________________________

После 1 года________________________________________

Инфекции_________________________________________

Ушибы, травмы головы

Судороги при высокой температуре___

8. Речевой анамнез.

Гуление с_______________ Лепет с___

Первые слова___________ Первые фразы

9. Посещал ли детский сад (речевую или массовую группу), с каким ди­агнозом,занимался ли ребенок с логопедом в поликлинике, индивиду­ально ______

Результаты

10. Речевая среда ребенка (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычные, поздно начавшие говорить)

11. Успеваемость по русскому языку Жалобы родителей, учителя

12. Заключение психоневролога (наблюдался ли ребенок невропатологом, как долго)           

13. Причина (ПЭП, ММД, энурез, тики, дизартрия, повышен­ное внутричерепное давление, неврозы).

14. Общая моторика

Координация мелких движений пальцев рук.

15. Ведущая рука (правая, левая). Есть ли в семье леворукие, переученные левши.

16. Состояние биологического слуха (№, заболевания)____

17. Состояние зрения (№, заболевания)

18. Особенности вашего ребенка (замкнутость, обидчивость, агрессивность, неуверенность и т.п.) 

Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедиче­ ских занятий при школе № __________________________________ группа № __________

Расписание занятий: __________________________________

Родители наравне с учителями несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий.

Дата заполнения_____ Подпись родителей______________

19. Связная речь.

Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем)    

Уровень самостоятельного повествования
Типы используемых предложений_____

Подбор слов и правильность их использования

Затруднения в построении фразы (есть, нет)

Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос,
дыхание, интонированность)__________________________ __.

20. Звуковая сторона речи.

Артикуляционный аппарат: строение__________________,

двигательная функция__________________________________

Отсутствие звуков

Смешение звуков

Замена звуков

Искажение произношения

Слоговая структура слова _

Звуковой анализ и синтез (по какой группе или несколь­ким группам фонем есть нарушения)          

Словарный запас

Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря).

Название частей целого______________________________

Обобщающие понятия

Название действий

Подбор определения слову

 Подбор синонимов

Подбор антонимов

Подбор родственных однокоренных слов

 Использование различных частей речи (наречий, относительных прилагательных и т.п.)

21. Грамматический строй речи.

Словоизменения (если есть, то какие)

Словообразования (если есть, то какие)

Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения)

Соответствие возрастному уровню

Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания)

Понимание грамматических форм и конструкций

Понимание текста (фактология и скрытый смысл)

Иные особенности

22. Письмо.

Особенности графики

Специфические ошибки (списывание, диктант, самостоятель­ная работа)

Наличие неспецифических ошибок

 23. Чтение.

Техника чтения (глобальное, аналитическое, побуквенное, послоговое, слитное и т.д.)

Темп чтения (вслух, про себя)

Понимание прочитанного__

Характеристика ошибок

Особенности речи, связанные с заиканием Дата зачисления на логопедический пункт _

24. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт

25. Результат коррекционной работы после первого года
обучения

26.Логопедическое заключение перед вторым годом работы

27. Результат работы после второго года обучения

28. Консультации у врачей-специалистов:

 

Дата выпуска _________ Подпись логопеда ________________

 

 

Приложение 2

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.