Индивидуальная программа обучения и воспитания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальная программа обучения и воспитания

2020-05-10 130
Индивидуальная программа обучения и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Часть: условия воспитания

 

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования к воспитанию и обучению ребенка.

1. Укреплять здоровье ребенка и четко выполнять режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня после сна (спустя 30 мин). Продолжительность занятий на начальном этапе – 10-15 мин, далее постепенно увеличивать время до 20-30 мин. В вечернее время следует с ребенком почитать ему книжку, погулять. Недопустимо проводить перед сном активные, подвижные, возбуждающие малыша игры.

 2. У ребенка должно быть два комплекта игрушек. Один - для свободной игры, включающий:

набор «Строитель» (основные геометрические формы: кубик, кирпичик, крыша, цилиндр);

набор геометрических фигур;

сюжетные игрушки: мишку, зайчика, куклу и др.

набор «Посуда для кукол»;

 

набор «Мебель для кукол»;

 

набор «Одежда для кукол» и др.

 

вкладыши разной формы

 

Второй комплект игрушек - для занятий; он должен находиться в недоступном для месте, использоваться только во время занятий. Игрушки и пособия в нем необходимо периодически менять и подбирать в зависимости от поставленных задач.

 

 

 

3. Важно формировать у ребенка способы передачи общественного опыта. Так, если ребенок не может выполнить задание по вашей просьбе, необходимо показать ему, как его следует выполнить. Если он все равно не готов его выполнить, помогите С, беря его руки в свои и действуя совместно.

 

 

 

 

 

2 часть: содержание педагогической работы по направлениям

Формирование предметной деятельности

        

 

Учить целенаправленным предметно-игровым действиям и отдельным игровым действиям с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине, подбирать к предмету пары; складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики); воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по подражанию и речевой инструкции педагога.

 

Побуждать ребенка действовать по подражанию действиям взрослого: захватывать предметы руками, прятать в коробочку, проталкивать в отверстие и т.д.; использовать пробы и примеривание (наложение).

 

Игры и упражнения: «Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки. пирамиды, стаканчики, элементы конструктора и др., машинки, мячи (состоящие из двух половинок); паровоз и вагончики; составные картинки (2 части); картинки-вкладыши и др.; игры «Найди мишку», «Что в коробке?», «Покорми зайчика» и т.д.

 

Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку, «играть» на пианино, «звонить» по телефону; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ», зайка «прыг-скок», паровозик «ту-ту», ляля «ам-ам»; причешем волосы, постучим молоточком и т.д.

 

Учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, катание куклы на машине и т.д.

 

В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять сначала совместно с ребенком в позиции за спиной, рядом или напротив, а затем предоставлять возможность действовать по подражанию и самостоятельно.

 

 

 

Физическое развитие

 

При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом – руки вверх, выдох через рот – руки вниз).

 

2. 1 Развитие общих движений:

 

ходить в заданном направлении (к игрушке);

ходить по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).

перешагивать через небольшие препятствия — веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно.

игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг другу, ловить, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.

 

 

 

Развитие мелкой моторики.

 

Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и др.), и игрушками.

Развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуро­вать, завязывать, закручивать и т.д.

 

 

 

Примерный перечень игр

 

Пальчиковые игры как: «Сорока-белобока кашку варила…», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…», «Капля первая упала...», «Водичка, водичка умой мое личико…», «Пальчики здороваются», «Замочек» и т.д.

 

Игры на развитие мелкой моторики рук: «Разноцветные прищепки», «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Шнуровки», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек», «Теремок» и т.д.

 

 

 

Познавательное развитие

 

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций.

 

3.1 Сенсорное развитие:

 

развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;

развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;

развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;

обращать внимание на развитие тактильно-кинестетического восприятия, развивать познавательные функции руки;

стимулировать и поощрять желание действовать с предметами, сотрудничая со взрослым;

формировать операционально-техническую сторону предметной деятельности;

стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;

знакомить с пространственными свойствами предметов.

 

Величина: учить по словесной инструкции и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой – маленький, затем средний и т.д. (при этом задается вопрос: какой предмет в руках – большой или маленький? и т.д.); спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин.

 

 

 

Форма: учить выделять шар, куб и называть их, отвечать на вопросы; учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки», «давай построим башни»;доставать из мешочка по словесной инструкции предметы, различающиеся по форме (шары, кубы).

 

Примерный перечень игр

 

Игры на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Подбери пару» и т. п.

 

Игры и упражнения на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару»: "Какой сюда подходит?", "Кто что делает?", "У кого такой человек?"», «Веселые человечки», «Чья фотография?», «Нравится — не нравится» («опредмечивание» эмоций), «Девочки и мальчики», «Зеркальце, скажи...» и т. п.

 

Игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Найди такую кляксу», «Что нарисовано?», «Что он делает?», «Почтовый ящик» и т. п. |

 

Игры на развитие восприятия отношений по величине: материал Монтессори «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины) и т. п.

 

Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений: «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая кдомику», «Составь гирлянды» т. п.

 

3.2 Количественные представления: учить находить много, мало и один предмет; учить различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; учить отвечать на вопрос сколько?;

 

Развитие восприятия

 

Целостное восприятие:

 

учить складывать разрезную картинку из 2 -3 частей;

собирать сборно-разборные игрушки (из 2-3 частей).

 

Тактильно-двигательное восприятие:

 

продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный – теплый); доставать предметы по слову из мешочка: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2-х);

продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех): «достань рыбку», «достань уточку» и т.д.

продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что …….. (называется имя ребенка) взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и т.д.

 

Слуховое восприятие:

 

учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;

различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

 

3.4. Ознакомление с окружающим миром: уточнять представления ребенка о явлениях природы, учить выделять группу однородных предметов: овощи, фрукты, игрушки, посуда, мебель, животные – сначала на предметах, а позже на картинках; учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съел?» и т.д.

 

На прогулке развивать движения и игровые действия: катать машину, строить куличи, собирать листочки, лепить снеговика; лепить снежные куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев и т.д.

 

Речевое развитие

 

Проведение активной артикуляционной гимнастики: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенном положении: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.; по подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка; дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.

 

Развитие понимания обращенной речи:

 

учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в «ладушки»;

 

- Дай, куклу, чашку, ложку и т.д.

 

Формирование активной речи

 

петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!

дыхательные упражнения:учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др.

Художественно-эстетическое развитие

 

Формирование интереса к продуктивным видам деятельности

 

Главное в занятиях – формировать у С интерес к продуктивным видам деятельности.

 

Учить узнавать в изображениях (рисунке, лепке, аппликации) реальные предметы окружающей действительности.

 

Рисование. Вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, комментируя свои действия. Он изображает снежинки, капли дождя, шарик с веревочкой, елочку с игрушками, дорожку для зайчика и т.д.

 

Ребенку предлагается дорисовывать отдельные предметы – веревочку к шарику, палочку к лопатке, дорожку для зайчика и т.д.; красками примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол).

 

Учить С рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки; далее – рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т.д.; учить рисовать знакомые предметы по образцу.

 

Лепка: формировать способы обследования предметов перед лепкой; выполнять лепные поделки с использованием различных приемов (огурец, апельсин, банан, помидор); учить делить пластилин на две части: раскатывать прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; учить лепить предметы по подражанию (баранки, колобок) – сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог).

 

Аппликация: знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу; учить наклеивать простые предметы по показу – «шары на ниточках», «рыбки в аквариуме»; учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпочкой, наклеивать простые предметы: мячик, морковку, яблоко, шарики и т.д.

 

Конструирование: учить строить конструкцию по показу, образцу и речевой инструкции, выполнять конструкции из двух разных элементов; далее вводится произвольный элемент (конус, флажок и др.), затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например, дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др., далее – «лесенки», стол и кроватка для матрешек, клетки для большого и маленького зверей, гаражи для большой, средней и маленькой машин, высокий и низкий домик для матрешек, дорожки между домами и т.д.; обыгрывать выполняемые постройки.

 

Хозяйственно-бытовой труд: учить Егора выполнять простые бытовые действия совместно, а затем по инструкции (вытри стол, полей цветок, подмети пол, вымой посуду: чашку, тарелку и т.д.); учить работать ножницами (нарезать полоски и т.д.).

 

Музыкальное развитие.

 

Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, развивать желание участвовать в музыкальных играх. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, учить ориентироваться в пространстве зала. Развивать силу, высоту голоса. Учить узнавать знакомые мелодии, создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания (зайчик веселый, грустный…)

 

Игры и упражнения: «Ходим-бегаем», «Кошечка», «Пружинка», «Покружились и поклонились»

 

 

 

 

 

3 часть: рекомендации для родителей

 

 

 

1. Проводить массаж пальцев рук (2-3 раза в день).

 

Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

 

Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

 

Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).

 

Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

 

Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

 

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» 5-6 раз.

 

 

 

2. Завести дневник наблюдений.

 

3. Собрать любимую музыку и песни

 

При проведении занятий с ребенком родители должны учитывать следующее рекомендации:

 

Инструкции к заданиям должны краткими и понятными;

 

Все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием), доступным для понимания смысла этих действий;

 

Важно использовать игровую форму занятия или упражнения; желательно в ходе занятия переключать ребенка на разные виды деятельности, например, использовать следующие формы: обучающая игра на полу, действия за столом, подвижная игра и т.д.;

 

В ходе выполнения задания можно переключить внимание ребенка с одной задачи на другую

 

При затруднениях следует использовать совместные действия, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.