Дети с задержкой психического развития (ЗПР). — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

2020-05-10 135
Дети с задержкой психического развития (ЗПР). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психическое развитие ребёнка с ЗПР отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Для детей с ЗПР характерно:

1- низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти;

2- отсутствие инертности психических процессов: они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне;

3- трудности в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им сложно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире;

4- отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела;

5- недостаточно развитая тонкая моторика рук;

6- отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции;

7- выраженное нарушение функции активного внимания;

8- недостаточная концентрация на существенных признаках;

9- своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

10- слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная ее целенаправленность, несформированность функции самоконтроля. Всё это объясняет характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.

Категория детей с ЗПР крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

При других формах ЗПР преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.

Рекомендации родителям детей с ЗПР.

1. Не следует на ребенка смотреть как на маленького и беспомощного. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

2. Предъявляйте к ребенку соответствующие его возможностям требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

3. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задавайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал сегодня. Вопросы активизируют память и мышление.

4. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

5. Желательно обследование ребенка врачом–психоневрологом: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и назначить медикаментозное лечение в случае необходимости: скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

6. Общайтесь с ребёнком как можно чаще. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.

7. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

8. Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать и принимать решения самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником, помогайте ребенку в сложных ситуациях.

9. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.

10. Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

11. Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения полученных знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

12. Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой.

13. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти и развить скрытые таланты и возможности ребенка.

14. Научите детей техникам концентрации и переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния.

15. Развивайте интересы ребенка и свои, участвуйте в интересных событиях, читайте литературу (специальную и художественную).

16. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.

17. Научите ребенка заботиться о других – это стимулирует развитие.

Рекомендации педагогам при работе с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР).

 

1. Не нужно требовать от ребёнка немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

2. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребёнка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у него очень снижен.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. Стараться облегчить познавательную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

7. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

8. Давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз (через 10 минут).

9. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, колокольчик и т.п.).

10. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

11. Темп подачи нового материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

12. Проговаривать вместе с ребёнком то, что он будет делать, а также последовательность действий.

13. Поощрять и поддерживать правильные ответы на этапе ориентировки в задании.

14. После того, как задание выполнено, предложить ребёнку вспомнить и повторить его.

15. Особое место в работе с такими детьми должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепка, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику.

16. В рисовании можно использовать следующие игры и упражнения: срисовывание с образца, работа с трафаретами, обведение по внешнему и внутреннему контуру, раскрашивание и штриховка.

17. Детям с ЗПР полезно игры и упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка – найти её и описать, не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей.

18. Привлекать ребенка с ЗПР в качестве помощника другим детям.

 

Дети с синдромом Дауна.

 

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. У человека с синдромом Дауна в 21-ой паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их 47. Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена.

Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования. Синдрома Дауна нельзя предотвратить и его невозможно вылечить.

Исследования позволило выявить четыре фактора, влияющие на вероятность синдрома Дауна у ребенка:

- немолодой возраст родителей: мать старше 35 лет, отец старше 45 лет;

- слишком молодой возраст матери (до 18 лет);

- близкородственные браки;

- возраст бабушки по материнской линии. Причем последний из четырех факторов оказался наиболее значимым. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность, что та родит ей внука или внучку с синдромом Дауна.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна:

1- речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии  (нарушение произношения в следствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. От полной невозможности говорить до неразборчивой речи.) или дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации слухового аппарата); Иннервация – снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС.

2- трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии;

3- у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы, это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их;

4- при развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук;

5- дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

6- в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы;

7- глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники;

8- дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни, дети не видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательно рассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух;

9- дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя;

10- эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми;

11- большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

 

Рекомендации родителям детей с синдромом Дауна.

 

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

3. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

7. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

8. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

9. Играйте с детьми, вовлекайте их во все семейные мероприятия.

10. Занятия должны включать в себя и физиотерапевтические процедуры, и развитие речевых навыков.

11. Обучайте ребенка навыкам невербального общения, чтобы с помощью жестов, мимики он мог показать некоторые простые выражения, например, «кушать», «пить», «спать», «ещё» и т.п. Так как речь таких детей развивается медленно, они могут испытывать сильный эмоциональный дискомфорт из-за невозможности передать свои чувства и потребности.

12. Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, которые можно организовать дома. Домашняя обстановка должна способствовать повышению их самооценки и независимости. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило.

13. Особенно большое значение для развития ребёнка имеют домашние занятия. Навыки самообслуживания формируются главным образом дома – во время одевания и раздевания, выполнения обычных гигиенических процедур (чистки зубов, мытья рук, ухода за волосами и за обувью и др.). Ребёнка с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит аккуратно, чисто, опрятно и одевается также, как его ровесники в настоящее время.

14. Положительное влияние родителей особенно сказывается на развитии самостоятельности. По мере взросления ребёнка усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться.

15. При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

- обязательно назвать предмет;

- охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;

- показать, как этим предметом можно действовать.

Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. В процессе совместной деятельности развивается диалог взрослого и ребёнка. Взрослый сопровождает свою речь облегчёнными словами и жестами, ребёнок использует любые доступные ему сигналы.

 

 Рекомендации педагогам при работе с детьми с синдромом Дауна.

 

1. На протяжении учебного года педагоги группы не должны меняться. Это позволяет детям с синдромом Дауна быстрее адаптироваться к стилю ведения группы. И, что особенно важно, так создаются благоприятные условия для формирования у детей понимания обращенной речи, которая исходит от одного и того же человека.

2. Во время занятия на столе могут находиться материалы только для одного упражнения.

3. Речь педагога должна быть выразительной, неторопливой, лаконичной, богатой различными интонациями, четко артикулированной. Чтобы ребенок с синдромом Дауна лучше понимал обращенную речь и стал выделять определенные слова, нужно говорить короткими фразами, подчеркивая интонацией значимые слова.

4. Рекомендуется меньше употреблять слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.

5. Использовать коммуникативные картинки, с помощью которых ребенка можно научить общаться, стимулировать развитие речи. Например, взрослый спрашивает у ребенка «Что ты хочешь?». Ребенок показывает картинку и получает желаемое в обмен на картинку.

6. При показе картинок иногда можно использовать элементарные жесты, обозначающие данный предмет. Например, картинка «домик» - соединяются кончики пальцев обеих рук под углом; картинка «коза» - указательные пальцы обеих рук приложить с левой и правой стороны, впереди над головой. Таким образом, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, которая влияет на развитие речи.

7. Помогать ребенку активно пользоваться жестами (Например: выражать просьбу жестом и словом «Дай-дай», «На»; при прощании – махать рукой).

8. В течение занятия обязательно поощрять ребенка словами типа: «Молодец, Леша!». Словесное поощрение можно сопровождать тактильными прикосновениями, при условии, что у ребенка нет негативного отношения к телесному контакту.

9. При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна педагогам следует соблюдать одну и ту же последовательность: обязательно назвать предмет; охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину; показать, как этим предметом можно действовать.

10. Обязательно привлекать ребёнка к посильному выполнению заданий по уходу за собой: мыть лицо, руки, вытираться полотенцем.

11. Приучать к выполнению несложных бытовых действий: поливать цветы, убирать игрушки, накрывать на стол и так далее.

12. Важно помнить, что дети с синдромом Дауна на занятиях своим поведением могут показать желание или нежелание выполнять какой-либо вид деятельности. Поэтому нужно адекватно реагировать, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по комнате, или показывает, например, на «лесенку», «трубу». Это может означать переутомление, замешательство, страх. Педагог должен проговорить создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Дима волнуется. Дима устал. Дима не хочет залезать в трубу». Нужно уметь помочь ребенку, облегчить задания или сменить вид деятельности.

 

Дети с нарушением слуха.

 

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать, различать звуки. Дети с нарушенным слухом чаще всего обучаются в специальных школах или школах-интернатах для детей с нарушенным слухом (школы для глухих и школы для слабослышащих детей). Эти ребята разделяются на две группы: слабослышащие, которые с помощью слухового аппарата или без него могут слышать устную (звучащую) информацию, и глухие, которые не воспринимают разборчиво на слух обращенную речь даже при наличии звукоусиления.

Глухие дети: ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Так как потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка). Глухой малыш, как правило, обращается к вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков.

Слабослышащие дети: при врожденной тугоухости, своевременно не диагностированной, ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Возникновение тугоухости в доречевой период вызывает значительное речевое недоразвитие, после сформирования речи – не ограничивает ее развития, но проявляется в характерных особенностях (бедность словарного запаса; искажение слов; недоговаривание слов; невыразительность дикции).

Рекомендации родителям, имеющим ребенка с нарушением слуха.

1. Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.

2. Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.

3. Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.

4. Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.

5. Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.

6. Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

7. Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования. Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.

8. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

9. Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

10. Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

 

Рекомендации для педагогов по межличностному взаимодействию с детьми с нарушенным слухом:

1. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

2. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

3. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

4. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

5. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

6. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение.

7. Используйте жесты.

8. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

9. Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

10. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно…». Сообщения должны быть простыми.

11. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

12. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

13. Очень часто слабослышащие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика (сурдопедагога), не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику (сурдопедагогу).

14. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил и помнить, что только три из десяти слов хорошо прочитываются; нужно смотреть в лицо собеседника и говорить четко и медленно, используя простые фразы, жесты, телодвижения.

 

 

 

Дети с нарушением зрения.

 

Нарушение зрения – полная или частичная утрата зрения, снижение остроты зрения или сужение поля зрения. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают социальные контакты, ограничивают ориентировку в пространстве, возможность заниматься многими видами деятельности.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории:

Слепые дети. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

● слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

● ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Слабовидящие дети. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.