Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения.

2020-05-10 122
Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При врожденной или ранней слепоте ребенок не получает запаса зрительных представлений, у некоторых детей задерживается освоение пространства и предметной деятельности, их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.

Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность являются характерными особенностями этих детей. Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

Дети могут бояться громких и неожиданных звуков. Привычная детская импульсивность и активность свойственна и незрячим малышам, но для них она более травматичная как в физическом (падения, удары о предметы и т.д.) так и в моральном плане (разочарование, обида, чувство жалости к себе).

Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий; возможно появление навязчивых стереотипных движений: раскачивание головы, туловища, размахивание руками.

Слепые и слабовидящие дети видят только объекты в общем, не различая деталей, ведут анализ предмета или изображения на основе догадок и предположений.

Нарушение бинокулярного видения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и пространственном расположении, отношениях между предметами. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Нарушение бинокулярного видения (двумя глазами) разрушает стереоскопическое зрение: один глаз не может дифференцировать глубину, удаленность, протяженность пространства. Упражнения, подобные ловле, бросанию мяча, метанию в цель, при монокулярном зрении для детей сложны.

Большинству детей с нарушением зрения присущи отклонения в координации движений, темпа и ритма действий, что сказывается на формировании трудовых навыков и умений.

Потеря зрения часто приводит к снижению активности в формировании жизненных позиций, уровня самостоятельности, стремления к достижению результатов деятельности; приводит к появлению замкнутости, необщительности, эгоизма, неуверенности в своих возможностях, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямству. Также снижается интерес к результату труда, не формируется умение преодолевать трудности. Основная причина возникновения особенностей развития эмоций и чувств часто заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему ребенку.

Для детей с нарушениями зрения характерно замедленнное формирование речи, формализм употребления значительного количества слов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Наиболее распространенным дефектом речи являются различные нарушения звукопроизношения.

Отмечается склонность этих детей к рассуждению, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

Рекомендации родителям ребенка с нарушением зрения.

1. Старайтесь думать о будущем ребенка положительно. Найдите «группу поддержки» - родителей, у которых дети также имеют физические ограничения. Делитесь друг с другом опытом семейного воспитания и развития.

2. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

3. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

4. Развивайте эмоциональную сферу ребенка. Учите контролировать мимику. Рассказывайте ребенку о внешних признаках эмоций - в каком положении находятся глаза, брови, рот при радости, грусти, злости, удивлении. В зависимости от степени сохранности остаточного зрения - изучайте эмоции по рельефным или контрастным картинкам, помогайте ребенку привести части лица и тела в нужное положение.

5. Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к продолжительному лечению - через игру, рассказывание сказок с благоприятным исходом.

6. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки окружающего мира (как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер, звук сигнала светофора и др.), и запахи (продуктов, парфюмерии и др.). Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

7. Учите ребенка использовать слуховые и обонятельные ориентиры при передвижении в пространстве - например, попробуйте запомнить дорогу из детского сада по постоянным звукам и запахам - шуму деревьев в парке, дороги со светофором, запаху кафе и другим.

8. Научите ребенка определять пространственное положение частей тела. Поиграйте в игру «Покажи нос» (рот, подбородок, большой палец и другие части тела) В случае затруднения дотроньтесь рукой ребенка до нужной части тела.

9. Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его приёмом «рука в руке», с проговариванием этапов действия вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

10. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. Для слабовидящих детей подойдут настольные игры: бильярд, футбол, хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними. Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

11. Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется этот предмет?», «Для чего он нужен?».

12. Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

13. Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (на ощупь) Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям. Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал). Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «этот мяч большой, а этот маленький».

14. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

15. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

16. Повышайте самооценку ребенка. Низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

17. Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

18. Поймите, что ребёнок - прежде всего личность, несущая в себе большой творческий потенциал. Подружитесь с ним, постоянно подчёркивайте, что он ничем не отличается от других детей, находите сходство с его братьями, сёстрами, родными.

 

Рекомендации педагогам при работе со слабовидящим ребенком.

1. Педагог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ребенка. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.

2. Если у ребенка наблюдается сильная светобоязнь, при работе со зрительным материалом рекомендуется располагать его спиной к окну. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

3. В процессе выполнения заданий за столом, необходимо следить за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

4. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для детей с глубоким нарушением зрения - не должна превышать 10 - 20 минут.

5. Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает - пишет, рисует или проводит опыт. Педагог должен говорить более медленно, ставить воп­росы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осоз­нать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 -2 мин на обдумывание. При знакомстве с новым объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. У детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, поэтому время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза.

6. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке в пространстве, что возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

7. Педагогу рекоменду­ется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком.

8. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение динамических пауз.

9. Дидактический и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естес­твенным размерам (машина должна быть меньше дома). Рекомендуется использовать материалы с матовой поверхностью (ламинированные, покрытые пленкой изображения могут создавать блики и препятствовать полноценному восприятию).

 

Вопросы для контрольной работы

 

1. Какая цель, по Вашему мнению, первоочередная для педагога по реализации инклюзивного подхода?

· Освоение образовательной программы

· Социализация ребенка

· Поддержка развития ребенка

· Коррекция нарушений в развитии ребенка

· Другое (укажите)______

 

 

 

Какие знания Вы считаете наиболее важными при работе с детьми с ОВЗ? (пронумеруйте по степени важности)

 

· О развитии конкретного ребенка

· Об особенностях развития детей с различными типами нарушений

· Об условиях, необходимых для пребывания ребенка в группе

· О технологиях включения ребенка с ОВЗ в детских коллектив

· О разработке специальных образовательных программ для работы с детьми с ОВЗ

· Об организации взаимодействия с родителями

· Другое (укажите)_______

 

Какая помощь при работе с детьми с ОВЗ Вам необходима:

 

· Информационная

· Методическая

· Психологическая

· Другое (укажите)_______

 

***

1. Как Вы понимаете понятие «инклюзивное образование»?

 

2. Считаете ли Вы возможным внедрение в ДОУ инклюзивного образования?

 

3.Согласны ли Вы с тем, что в вашей группе могут находиться дети с ограниченными возможностями здоровья?

 

4. Как вы оцениваете свои возможности по реализации инклюзивного образования в ДОУ?

      

Личностные            

Профессиональные          

 

5. Какая помощь по реализации инклюзивного подхода вам необходима?

 

· Информационная

· Методическая

· Психологическая

· Другое (укажите)_______

 

6. Какое влияние, по Вашему мнению, может оказать внедрение инклюзивного образования на:

а) детей с ОВЗ

б) детей без ограниченных возможностей:

 

Приложение.

Игры и упражнения.

 

1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".

 

2. Дети с расстройствами аутистического спектра обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

 

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

 

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

 

5. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

 

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

 

7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.

 

8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

 

9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

 

10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу. Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой.

 

 

 

 

Согласовано с родителями

Утверждено заведующим МДОУ

 

Ф.И.О. ________________________

«Детский сад №»

 

Дата _________ подпись _________.

 

Индивидуальная коррекционно-образовательная программа ребенка (ребенка-инвалида)

 

 

        

 

Ф.И.О. ребенка _ дата рождения

 

Дата поступления Программа реализуется _________

 

Диагноз ______________________________

 

Краткая психолого-педагогическая характеристика

 

В социально-личностном развитии. С вступает в контакт с педагогом; но не всегда проявляет интерес к предложенной игровой деятельности, не совсем понимает условия заданий. Представления о себе в стадии формирования: понимает свое имя, показывает части тела (голова, руки, ноги, глаза, нос, ушки), но не знает их назначение.

С навыками самообслуживания и опрятности владеет недостаточно, требуется организующая помощь взрослого. Поведение ребенка неустойчиво, подвержено резким колебаниям настроения; внимание неустойчиво, трудности переключения внимания.

Интерес к занятиям неустойчивый, ситуативный. Самостоятельная потребность исследовать новые объекты не сформирована. На занятиях любит выполнять только те задания, которые ему нравятся.

 

В физической сфере: ориентируется в окружающей обстановке с помощью педагога, ходит неуверенно, с поддержкой взрослого, мальчик моторно неловок, движения размашисты, нескоординированы.

 

Познавательная деятельность.

 

У С не до конца сформирован интерес к игрушкам и предметам, он действует с ними хаотично, не учитывает их свойства; отмечаются однообразные манипуляции с одним предметом.

Восприятие. Не всегда правильно дифференцирует предметы при выборе из двух. Орудийные соотносящие действия сформированы не в полном объеме. Мальчик самостоятельно не соотносит предметы по цвету, по форме, нуждается в помощи педагога. Нет целостного восприятия предметного изображения.

Отмечается системное недоразвитие речи. Количественные представления недостаточно сформированы: испытывает затруднения при выделении предметов один /много.

Игровая деятельность как ведущая не достаточно сформирована, не всегда есть интерес к продуктивным видам деятельности.

 

Сравнительный анализ результатов коррекционно-развивающей работы за 2014-2015 уч. год показал, что у мальчика отмечается незначительная динамика в развитии, содержание индивидуальной программы развития усвоено недостаточно, что обусловлено индивидуальными особенностями ребенка.

Рекомендовано индивидуальное обучение со специалистами при дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.