Консультативно - просветительское и профилактическое направление. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

2020-05-10 143
Консультативно - просветительское и профилактическое направление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по данному направлению обеспечивается оказанием педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно – методическое направление.

Данное направление деятельности специалистов включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Таким образом, основной задачей педагогов и специалистов является умение организовать образовательную работу так, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его физическому, психическому и речевому развитию.

Дети с различными нарушениями в развитии

Дети с расстройствами аутистического спектра.

 

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики.

К типичным проявлениям детского аутизма относят:

- постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;

- категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;

- необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

- отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;

- стереотипные действия (бесцельные повторения движений, слов или фраз); Потребность ощущения себя в окружающем мире и пространстве

- манипулирование руками;

- погруженность в мир собственных переживаний;

- эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания, это – гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни), гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения.

Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра.

1- Составьте четкий режим дня. Можно написать или зарисовать его. Присмотритесь, сможет ли ребенок следовать этому режиму, и подкорректируйте его. Необходимо учитывать, что дети расстройствами аутистического спектра болезненно воспринимают даже малейшие изменения не только в распорядке дня, но даже в расположении вещей. Поэтому следует свести к минимуму какие-либо изменения в распорядке дня в дальнейшем.

2- Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отведите специальное место для одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3- Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

4- Устраните из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищенные источники света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи.

5- Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).

6- Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересованность в выполнении родителями режимных моментов и не безразличное, ласковое отношение к ребенку, обозначение эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствует «эмоциональному заражению» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.

7- Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая ребенка, не молчите, а постоянно ласково стимулируйте его к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь тому, что в общем виде он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, так как дети с расстройствами аутистического спектра лучше реагируют на музыку, чем на речь. Речевые проявления стоит делать музыкальными - пропевать имя ребенка, свои комментарии, просьбы, рассказы, похвалу.

 

8- На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.

9- Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.

10- Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, в том числе и негативных на проявления его сопротивления и агрессии.

11- Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.), поощряйте ребенка к продолжению этого контакта. Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.

12- Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.

13- Давайте ребенку возможность побыть наедине с собой. Устройте для ребенка «уголок уединения» - место, где он сможет побыть один, и его никто не будет трогать.

14- Не наказывайте ребенка. Он не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.

15- Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство таких детей любят прыгать на батуте.

16- Регулярно занимайтесь с ребенком. Занятия не должны прерываться ни по какой причине, их немножко сократить, в случае крайней необходимости, но не прерывать. Необходимо заниматься каждый день, начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.

17- Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию не сразу может применить его в других областях своей жизни. Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.

18- Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.

19- Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей – продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение – это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.

20- Научите ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются.

21- Давайте ребенку выборы ответа в течение всего дня (например, «Ты хочешь яблоко или грушу?»). Внимательно слушайте ребенка. Дождитесь, пока ребенок ответит. Если Ваш ребенок издал звук или произнес слово, - ответьте ему. Примите его речь как лучшее, на что он в данный момент способен.

22- Если Ваш ребенок еще не может говорить, или у него трудности с речью, предоставьте ему доску вариантов, содержащую написанные варианты, чтобы помочь ему полноценно общаться (например, доска с ДА и НЕТ)

23- Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка — она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т. п.

24- Детей с расстройствами аутистического спектра следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

25- Используйте «семейное чтение»: чтение с ребенком вслух, обсуждение сюжетов сказок, историй.

 

26- Используйте «совместное рисование» в общении с ребенком. Если ребенок не хочет рисовать сам, взрослый действует руками ребенка. Применяйте прием «закончи рисунок»: взрослый «забывает» нарисовать какую-то деталь, фрагмент рисунка, ребенок дорисовывает.

27- Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть - с невнятной речью, странными жестами.

28- Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.

29- Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Рекомендации педагогам при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

 

1. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки.

2. Использовать мягкие физические манипулирования или воздействия для привлечения внимания ребенка, например, педагог может повернуть голову ребенка в нужном направлении.

3. Постоянно привлекать ребенка к социальным стимулам: «Смотри, рядом с тобой стоит Саша», «Привет». При этом необходимо посмотреть ребенку в глаза, указать на людей, находящихся рядом, назвать их по имени.

4. Помогать ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, комментировать для него и для всех все происходящее и намечаемые действия в группе («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь с нами; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

5. При обучении ребенка использовать знаковый язык вместе с обычным: пиктограммы, схемы, модели, жесты (например, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку разместить непосредственно на шкафчике ребенка).

6. Заучивать стихи и песни с сопровождающимися движениями рук, при этом взрослый помогает ребенку в осуществлении данных движений (действует руками ребенка).

7. В группе разместить несколько зеркал на уровне глаз ребёнка с расстройствами аутистического спектра. Он плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Время от времени привлекать внимание ребенка к его отражению.

8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, сделайте разметку на столе: нарисуйте контур листа, карандаша, красок, баночки, для того чтобы ему было легче привыкнуть к своему столу и осмыслить, что от него требуется.

9. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Это интересно не только ребенку с расстройствами аутистического спектра, но и детям из группы.

10. Такие дети любят пальчиковые игры, нанизывание бус, манипуляции с мелкими предметами. Обводите предметы пальчиком по контуру, давайте словесную классификацию. Дети с расстройствами аутистического спектра любят выполнять задания конструктивного характера, обводить предметы по контуру.

11. Разделять общие цели развития, поставленные взрослым, на более мелкие шаги (поэтапное достижение цели). Для того чтобы научить ребенка есть ложкой, сначала учим его держать ложку и отрабатываем этот навык до автоматизма, затем учим ложкой зачерпывать суп и т.д.

12. Использовать многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов, что позволит ребенку включиться в общую деятельность.

13. Сопровождать самоуспокаивающие движения ребенка (покачивания, прыжки и т.д.) ясной и твердой инструкцией «Стоп» и каким-либо постоянным жестом. Можно подкрепить инструкцию мягким физическим манипулированием (остановить ребенка).

14. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

15. Всё новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.