Правовое регулирование коммерческой деятельности. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Правовое регулирование коммерческой деятельности.

2020-05-07 209
Правовое регулирование коммерческой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

Прямое государственное хозяйственное регулирование: осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Изучение причин кризиса 2008 года показало, что они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, -- к полнейшей неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности:

Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны.Основные регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП),

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,

Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства),

Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции: Госторгинспекция, Госстандарт России, ГНС РФ, Министерство здравоохранения РФ, ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом.

Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),

Министерство финансов РФ(осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),

Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров),

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

Принятый в 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Данный закон определяет организационные и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен на создание условий для активного развития товарных рынков.

ГК РФ, а именно статьей 51 установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные такой регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Аналогичное требование выдвигается и в отношении граждан Российской Федерации, на это указывает статья 23 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме ГК РФ отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон №129-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрена ответственность регистрирующего органа за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленный законом срок, иное нарушение порядка государственной регистрации.

Договорные отношения в торговле регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В части первой ГК РФ в разделе 3 подразделе 2 содержатся общие положения о договоре. Во второй части ГК РФ содержатся отдельные виды обязательств. В частности основным договором в области торговли будет являться договор купли-продажи. Исполнение, заключение этого договора по существу и составляют торговлю.

Купле-продаже посвящена глава 30 ГК РФ, кроме того, применяются общие положения о договоре предусмотренные первой частью ГК РФ.

Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В тоже время, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 ГК РФ).

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В тоже время, индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели могут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ) данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности, установленные статьей 17 указанного Закона.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) является основным документом, осуществляющим правовое регулирование общественных отношений при оценке соответствия продукции, основные требования предъявляемые к стандартизации и сертификации. Одна из целей закона - снять технические барьеры в торговле. При его составлении за основу были взяты требования соглашений ВТО, а именно Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле.В процессе увеличения и усиления социальных гарантий гражданина, более серьезной защиты его прав был принят Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»)

Кроме того, говоря о правовом регулировании в области торговли необходимо отметить особое правовое регулирование порядка применения и эксплуатации контрольно-кассовых машин. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон №54-ФЗ):«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Договор купли-продажи является самым распространенным договором в гражданском обороте. Его правовое регулирование осуществляется главой 30 ГК РФ, в котором наряду с общими положениями о договоре купли-продажи содержатся специальные нормы об отдельных его разновидностях. ГК РФ выделяет семь видов договоров купли-продажи. К ним относятся: розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятий. Кроме Гражданского Кодекса правовое регулирование отношений по купле–продаже осуществляется специальными федеральными законами. (Например, к договору розничной купли-продажи с участием покупателя - гражданина применяется Закон «О защите прав потребителей»; отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1994 года №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».


 

Рынок и его виды

 

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Структура рынка.

1. Обычно рынок структурируют по объектам купли-продажи.:

а) рынок ресурсов, в который входят: рынок рабочей силы; рынок природных ресурсов; рынок искусственных средств производства;

б) потребительский рынок, куда включаются: продовольственный рынок (продукты питания); рынок непродовольственных товаров потребления; рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение);

в) финансовый рынок, состоящий из: денежного рынка; рынка кредитных ресурсов; рынка страхования; фондового; рынка деривативов — различных контрактов (форвард-контрактов, фьючерсов, опционов);

г) рынок прав владения и пользования, рынок аренды и лизинга; рынок концессионных договоров;

д) рынок прав деятельности, включающий рынки различных лицензий на занятие определенными видами предпринимательства;

е) рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею,

ж) рынок духовных ценностей

2. Рынки различают и по масштабам:

 

а) единичные рынки — отдельные торговые точки

б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в местные базары; в) региональные рынки г) национальные рынки д) международные рынки

е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.

3. Рынки подразделяются также по механизму контактов продавцов и покупателей:

 

а) непосредственно контактные рынки — все рынки, где собственник объекта сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных условиях вкладывает их;

б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.);

в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имеющие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.

 

4. Рынки различают и по объемам сделок купли-продажи:

 

а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли-продажи;

б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;

в) розничные рынки

5. Рынки различают также по степени независимости продавцов и покупателей:

 

1) Совершенная конкуренция рынок, где действует множество покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них в отдельности и даже в сговоре с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта;

2) Монополистическая конкуренция – рынок, где присутствует относительно большое число производителей. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка. Конкурентная борьба сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах.

3) олигополия рынок, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены;

4) олигопсония рынок, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного спроса, на соответствующий объект и на его цену;

5) монополия, на которой покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипулировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену;

6) монопсония, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством этого и на его цену.


 

Формы конкуренции на рынке.

Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли. При таком соперничестве побеждают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их общественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль.

 

Межотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала.

Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике.

Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.

Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

 

Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции -— способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.

 

 

Абсолютная монополия (гр, моно — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене.

Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.

 

Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.

 

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.