Часть II. История гражданского права — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Часть II. История гражданского права

2020-05-07 160
Часть II. История гражданского права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава VI. История гражданского общества

Понятие гражданского общества и субъекта права

           П в объективном смысле – совокупность общеобязательных Н с задачей регулирования межлюдских отношений. Публичное право –  система юридической централизации, субординации, принцип власти и подчиненя. В ЧП/ГП – jus privatum Н П восполняющи, диспозитивныы, могут частной волей отстраняться – юридическая децентрализация, координация, частная инициатива, не может исчезнуть, в прошлом это могучий фактор прогресса. Главная сфера ГП – имущественные отношения меж Л, СП, чья основа – брак, покоится на частной воле Л. Центры хозяйственной жизни – субъекты ГП, совокупность их внутри Г – ГО. Цель П-х учреждений – человек, как: личность, индивид. Наилучшее обеспечение их существования – цель, сплотившая людей в союзы и Г, создание П-х институтов. Главную массу Г-П центров – люди, Л в обыкновенном, физическом смысле, ФЛ. В обществе, где признается рабство, не все признаются Г-П субъектами, тогда ГО - общество в обычном смысле. Человеческие интересы требуют, чтобы самостоятельным центром хозяйственной жизни признавалась совокупность их – род, цех, корпорация/ независимое от них учреждение – больница, приют. Появляются субъекты – нелюди – ЮЛ.

I. Лица физические

           § 47. Status libertatis

           Условие правоспособности – обладание свободой. Раб – не субъект П, а объект их. Сначала не чувствовали потребности сохранять пленных для своего хозяйства: в примитивной экономике нет возможности утилизировать их рабочую силу. Поэтому убивали/сохраняли для выкупа, при оседлости и земледелии сохраняют – появляется рабство, в Риме исконное. Господин видел раба раньше в войске врага, как равного себе противника, овладел им после геройской защиты, не могло стереться воспоминание о его человеческом достоинстве. Вместе работали, питались как он, становился членом familia, подлежит бесконтрольной власти господина – может всегда убить, как и свободных членов семьи. У бедных нет рабов, у богатых много, от господина юридически, фактически отделены навечно. Количество рабов разрастается до размеров ужасающих, обесцениваются, приобретаются покупкой. Сопоставление их с животными становится реальностью – оказывалось не в интересах господ. Под влиянием стоиков, потом христианства императоры издают З в защиту рабов. По классическим юристам рабство – только установление положительного П противоречит jus naturale. П на раба – ПС – dominium/proprietas. Качество раба, как вещи – не результат того, что некто имеет на него П, а его естественное, прирожденное свойство, поэтому раб даже без господина. Господин бросает раба, отказывается от него. Раб тогда как всякая бесхозяйная вещь, подлежит свободной occupatio всех желающих. Место погребения раба – locus religiosus, как могила свободного. Признаются кровные родственные связи рабов – cognationes serviles не близких родственников. Вырабатывается запрет при передаче рабов в другие руки разделять жену от мужа, детей от родителей. lex Petronia в 19 г. по Р. Х. воспретил отдавать рабов в градиаторы, по эдикту Клавдия старый и больной раб, брошенный господином на произвол свободен. Конституция Антонина Пия подвергала господина за незаконное убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого, предписывала властям, когда жестокость заставила раба искать убежища в храме/у статуи императора, расследовать дело, принудить господина продавать раба в другие руки. Раб не имеет имущества, П, его действия незначимы юридически – не в интересах самих господ. Раба можно эксплуатировать как делового агента, для чего нужна юридическая сила за действиями рабов. Признаётся способность приобретать в пользу своего господина и то, что получает при посредстве юридических сделок, т.е. юридическая дееспособность, рассматривается как приобретательный орган господина, insrumentum vocale. Может заключать сделки, доступные господину, могущему предъявлять иски так же, как если бы действовал сам.

По старому цивильному П если раб/животное причинит вред, господин (и его преемник) возмещает/выдаёт его потерпевшему – noxae dedere – например, в случае продажи раба. Юристы стали конструировать и О раба. При последующем освобождении дают против него самого цивильный иск об убытках, если ранее не возмещены. Д раба по старому цивильному П необязательны: господин за раба не отвечает, против раба нельзя предъявлять исков. Здесь стали усматривать О раба не исковое, лишь obligatio naturalis.

Иск против раба предъявлять нельзя даже если станет потом свободным. Если добровольно уплатит, потребовать обратно без основания не может. Преторский эдикт допускает иногда иски против господ – actiones adjecticiae qualitalis т.к. здесь к натуральной О раба прибавляется adjicitur – исковая О его господина, выделенное для самостоятельного хозяйствования рабу имущество – peculium (уменьшительное от pecus) оставалось ПС господина, должен вступать в Д и О с посторонними – станут заключать сделки с рабом, если их П по Д гарантированы – претор даёт иск – actio de peculio, против господина, возлагая на него О в размерах пекулия. По поводу peculium могли существовать деловые отношения между рабом и господином. Если пекулий торговое имущество, то господин с требованиями к рабу ставился на одну доску с посторонними К, при банкротстве раба удовлетворял всех пропорционально. При неправильности в расчетах против господина дается actio tributoria. Господин мог назначить раба без пекулия управляющим торгового предприятия, филиального отделения, командиром торгового корабля – здесь полная О господина по сделкам рабов в пределах предоставленного им дела осуществляется actio institoria, actio exercitoria. Господин отвечает полностью и если раб заключит сделку на основании предварительного сношения господина с контрагентом, на основании jussus domini (господин, уезжая, просил знакомого занимать рабу, если надо), иск здесь – actio quod jussu. Господин отвечал по сделке раба и если из-за сделки вещь/сумма перешла в имущество господина. Претор дает против него actio de in rem verso лишь на доставшуюся ему ценность. Рабы государственные могли распоряжаться ½ пекулия по завещанию. У рабов рабы – servi vicarii. Приобретя состояние, рабы часто выкупали себя. Если раб дал сумму, чтобы этот человек выкупил его и отпустил на волю, то при неисполнении обращался к praefectus urbi с жалобой. Разобрав дело extra ordinem, принуждал выполнить обязательство. Дитя рабыни делалось рабом, в империи – свободным, если его мать хоть момент за беременность свободна. Самопродажа делала рабом. Юстиниан отменил, что свободная, не прекратившая, несмотря на требование господина, связь с рабом, становится рабыней (по эдикту Клавдия) и становление госрабом за некоторые преступления. В древности: в Греции господин предоставлял рабу > свободы только передачей его храму, в Риме manumissio ставила вольноотпущенника только под защиту fides – в положение клиента. Потом нормальный способ прекращения рабства – manumissio – отпущение на волю господином дает свободу юридическую, охраняемую и нормами juris civilis. Древнейшая форма – освобождение в завещании – manumissio testamento, что санкционировалось всем народом, наступает со вступления завещания в действие – по смерти господина. Необходим ещё акт освобождения со стороны наследника, если завещатель обязал наследника отпустить раба. Раб может отпускаться в завещании и под условием, до исполнения чего он полусвободный statuliber. В manumissio vindicta следы искусственного образования: раб освобождается здесь мнимым процессом о свободе. Приходят к магистрату господин с рабом и assertor in libertatem – играет истца, накладывает на раба vindicta, говорит, господин молчит (по Келлеру, Жирару), или изъявляет волю об освобождении (по Карлову, Зомму), магистрат объявляет раба свободным. Потом упростили: сначала объявляющим освобождение (asssertor) стал 1 из сопровождающих претора ликторов, потом vindicatio in libertatem отпала: достаточно простое объявление об освобождении перед властями с занесением в протокол. Manumissio censu – освобождение занесением цензором раба в списки граждан при заявлении господина, возможен лишь при составлении списков, с исчезновением ценза исчез. Во 2-й пол. республики появились способы неформальные: отпущение объявлением перед свидетелями – manumissio inter amicos, отпускным письмом – manumissio per epistolam. Отпущенный так раб и рабы, отпущенные на волю преторским/бонитарным собственником не свободен, а in libertate morari – претор охранял его свободу, по lex Junia Norbana 19 г. по Р. Х. становились в положение latini. Юстиниан признал способность делать вольноотпущенных гражданами, если устное объявление/ отпускное письмо совершены с 5 свидетелями. С Константина присоединяется manumissio in ecclesia – объявление в церкви. Древнейшее РП не знало ограничений для освобождения рабов. В начале империи – тенденция в интересах Г контролировать отпуск рабов для гарантии Г от их немногочисленности. По Lex Aelia Sentia 4 г. По Р. Х. комиссия разрешает: освобождать господином < 20 лет при уважительных основаниях рабов и рабов < 30 лет, нельзя отпускать во вред кредиторам в предвидении банкротства. Рабы, подвергнувшиеся наказанию за > тяжкие преступления при последующем освобождении делаются не гражданами, а peregrini dediticii, высылаются из Рима. По Lex Fujia Caninia господин с < 3 рабами, может отпустить < 2, с 10 – < ½, < 30 – < 1/3, < 100 – < ¼, < 500 – < 1/5 (всегда < 100). Юстиниан lex Furia Caninia отменил, а по lex Aelia Sentia  сохранилась лишь разрешение для господ < 20 лет и запрет отпуска в ущерб К. Освобождение по воле господина – единственный способ выхода из рабства в республиканске. В империи рабы освобождаются: если господин их бросил больными, при открытии убийцы господина, при достижении сана епископа, при 20-летней давности добросовестного проживания как свободного. Вольноотпущенники не равны свободнорожденным, не могут быть магистратами, господин – отец его юридической личности, должен патрона уважать, не может без разрешения магистрата звать патрона в суд, предъявлять против него бесчестящие иски, при особой неблагодарности становится рабом, обязан оказывать житейские и ремесленные услуги, помогать материально в нужде, содержать патрона, имеющего наследственное П после него, актом императора получает П гражданства пожалованием этих П – прекращается и патронат, или возведением во всадники – патронат сохраняется.

Status civitatis

           Негражданин, иностранец – hostis, враг, стоящий вне правового общения, могущий быть захваченным в плен, превращенным в раба. После союзнической войны (90 г. до Р.Х.) Италия получила П римского гражданства, latinitas исчезла. Jus Latii даруется отдельным внеиталийским общинам, провинциям (latini coloniarii), по lex Junia Norbana – в положение латинян ставятся некоторые вольноотпущенники – latini Juniani. На случай их смерти не могли распоряжаться своим имуществом по завещанию, передавать его своим детям в наследство по З, их пекулий наследовал прежний господин. Каракалла уничтожил latini coloniarii, не уничтожил latini Juniani – существовали до Юстиниана. Мирные сношения римлян с иностранцами заставили римлян отступиться от старого воззрения, что чужестранец – hostis сначала по отношению к гражданам civitates foederatae. Д с ними устанавливалась взаимная охрана граждан договорившихся Г, позже распространена и на peregrini dediticii.

Jus civile для них недоступны, охранялись в порядке jus gentium. Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии, З Каракаллы в империи (и даровал civitas только подданным Рима). Peregrinitas и latinitas применяется за известные преступления. Cives и при отпущении на волю клейменные в наказание рабы (по lex Aelia Sentia) низводятся в peregrini. Не подданные и в П Юстиниана –peregrini. В ГП различий между подданными и неподданными нет.

Status familiae

           Лица, и вещи находятся перед paterfamilias в одинаковом положении – manus, потом стало названием власти мужа над женой, над детьми – patria potestas, освобождение от чего – emancipatio. Власть господина над рабами – dominica potestas. Семья превращается в союз самостоятельных субъектов. Распадаются на: personae sui juris – только paterfamilias – не подчинён ничьей семейной власти, могут иметь свое имущество и приобретать права для себя., и personae alieni juris - потомки (в древности и жена) способны к любым приобретениям, делающимся собственностью их paterfamilias, что оставляет им в их исключительное пользование - peculium. Стали рассматриваться О как obligationes naturales, домовладыка за них не отвечает, кроме случаев: причинения подвластным вреда, где есть noxae datio (домовладыка обязан возместить вред/ выдать виновного для отработки его) и actiones adjecticiae qualitatis. Признается способность приобретать имущество для себя и юридически. Родству естественному, родству по крови (cognatio) противополагается agnatio – единство семьи создавалось единством власти: вступающее под эту власть делалось членом семьи и родственником, что выходило – становилось юридически чужим, если усыновленные чужие делались своими, собственный сын домовладыки, эманципированный им/дочь, вышедшая замуж в другую семью, порывали юридические связи со своей прежней семьей, утрачивали все П по ней.

После смерти paterfamilias его familia разделяется на несколько новых familiae: бывшие непосредственно подчиненными его власти – теперь paterfamilias, остаются друг другу агнатами. Агнатическая связь продолжится и между их потомками – пока сохраняется память об общем происхождении. Древнее цивильное П признавало в этом отношении только родство агнатическое. В империи, cognatio выдвигается вперед. Юстиниан уничтожил значение агнатического родства, перестроив наследование по родству когнатическому.

Capitis deminutio

           Умаление гражданской Пспособности – capitis deminutio: потеря status libertatis (теряется status civitalis и status familiae), потеря status civitalis (теряется и status familiae), потеря только status familiae. Степени capitis deminutio – maxima, media, minima. В древности субъекты П – только свободные граждане: libertas, civitas и familia – составляли стороны, друг от друга неотделимые, утрата возможна только при гражданской смерти лица в случае пленения врагом, продажи его trans Tiberim, в случае aquae отлучения от правового общения, связанного с изгнанием. Когда чужестранцы перестали считаться за hostes, утрата гражданства из-за добровольного переселения/изгнания – не влечет юридической смерти лица: утрачивая цивильную правоспособность, сохраняет правоспособность ex jure gentium, как перегрин. В случае продажи отцом своего сына кому-либо в кабалу, in mancipium, в пределах римской территории, проданный делался в древности рабом, потом liber in mancipio, его правоспособность может возродиться (с истечением срока кабалы, с отработкой Д). Служит орудием приобретения для его господина. Сохраняя libertas и civitas, манципированный переходит под власть другого домовладыки, лишь подвергаясь деградации в своём status familiae. Capitis deminutio maxima – человек лишается своей свободы (попадает в плен к врагу), переставал существовать как субъект, утрачивал все П. jus postliminii – если вернулся в Рим, его личность оживала. Если умирал в плену, после не наследовали. По З Корнелия предполагалось, что плененный умер свободным при пленении, если оставил завещание – сохранялось в силе, если нет – призывались наследники по З. Для проданного trans Tiberum jus postliminii не применялось, магистрат продавал в рабство того, кто уклонялся от ценза. В конце республики кто-то дал продать себя, как раба – pretii participandi gratia, женщина вступила в связь с рабом – servi poenae.

           Имущество переходит Г/К, продающему Д, к хозяину раба, вступившим в связь с женщиной. Д подвергшегося capitas deminutio, погашались за исчезновением Л с О. претор даёт К actio utilis против тех, к кому имущество переходит. Если уплатят Д, вводил К во владение имуществом capite manutis, предоставлял им продать его. Capitis deminutio media – сохраняя свободу, утрачивает П гражданства в случае ссылки – deportatio. Подвергшееся capitis deminutio media, теряет цивильные П, сохраняет отношения juris gentium, теряется agnatio, сохраняется cognatio. Имущество теряется или конфискуется (при deportatio). Д здесь jure civili погашаются. Интересы К охраняются так же. Capitis deminutio minima – меняется семейное положение: persona sui juris превращается в persona alieni juris: лицо семейно самостоятельное усновляется кем-либо – arrogatio, женщина, не подчиненная ничьей власти, выходит замуж – conventio in manum), persona alieni juris переходит к другому paterfamilias, сын отдается в усыновление – adoptio, посредством искусственного mancipatio делается persona sui juris – например, сын освобождается своим отцом из-под его власти – emancipatio – происходит усиление status: сын теперь полноправный субъект. Классические юристы здесь усматривали capitis deminutio лишь по традиции – потому что для достижения такого результата сын должен подвергнуться 3-кратной продажe in mancipium. Результат capitis deminutio minima - полный разрыв прежних агнатических связей с вытекающими из них П наследования. если доныне семейно самостоятельный превратился в persona alieni juris, всё его имущество переходит к его новому домовладыке, Д jure civil погашаются, претор дает К restitutio in integrum – предоставляет иски против самого capite minutus с фикцией. Новый домовладыка должен уплатить/выдать имущество capite minutus. Правоспособность предполагает гражданскую честь – status inlaesae dignitatis. Intestabilitas – свидетель при заключении Д потом отказал в свидетельстве > не свидетельствует, не может никого приглашать к себе в свидетели - создался институт ignominia/infamia. Цензоры могли вычеркнуть из списка сенаторов, всадников, консулы отказать в выставлении кандидатуры, преторы не допускать к выступлению перед ними на суде, лишается П быть магистратом,  опекуном, выступать на суде представителем. Вне infamia, регулированной преторским эдиктом, некоторые профессии накладывали на лиц, к ним принадлежавших, общественное презрение – turpitudо.

Status controversia

           При выставлении в магистраты и заявлении, что кандидат – libertinus магистрат, руководящий выборами это проверяет. Спор о status подведомственен гражданским судам.

           Спор о свободе – status libertalis возникает: I. при заявлении претензии, что человек, живущий сейчас как свободный – его раб,  процесс осуществлялся в древности в форме vindicatio in servitutem: истец, накладывая на предполагаемого раба vindicta перед магистратом, произносит формулу vindicatio. Виндицируемый оспаривает, заручаясь заступником – assertor in livertatem, станет потом ответчиком, заявив contravindicatio. Виновник и Д, подвергающийся manus injectio – не стороны в процессе.

II. Раб узнаёт, что свободен. Assertor начнёт против господина иск vindicatio in libertatem, наложив vindicta, потом per sacramentum. Подведомственно decemviri stlitibus judicandis. Сумма sacramentum во всегда – низшая. В процессе составляющий предмет спора считается свободным. Может возобновляться несколько раз. – С переходом к формулярному процессу словесная vindicatio in servitutem/in libertatem заменена производством per formulam. Необходимость ассертора сохраняется и в эпоху производства экстраординарного. Юстиниан отменил это. Спор о status civitales как самостоятельный подлежал решению магистратов в порядке административной causae cognitio, в гражданском суде возникал лишь incidenter, при решении вопроса о бытии цивильного отношения. Истинный спор о status familiae - претендование на paterfamilias, другой заявляет о своей patria potestas на него. Когда 2 претендуют на patria potestas по отношению к одному и тому же человеку – спор о П patria potestas, шёл vindicatio. 

           II. Лица юридические


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.