Древнейший государственный строй — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Древнейший государственный строй

2020-05-07 96
Древнейший государственный строй 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Царь (rex) – верховный полководец народа, блюститель внутреннего порядка, представляет народ перед богами, распоряжается армией, назначает командиров, имеет право суда и наказания граждан, заведовал совершением общенародных жертвоприношений. Бернгефт считает царскую власть наследственной. С исторической эпохи о наследственности речи быть не может. По Бонфанте и Майру, царь назначался предшественником.

По господствующему мнению, царская власть – выборна. После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть переходит к сенату, выбирает из себя 10 человек, по 5 дней управляющие государством, пока не назначат кандидата в цари, предлагаемого народному собранию, облекающему его властью. Для приобретения права сноситься с богами необходимо особое посвящение – inauguration. Царь может назначать помощников. Существовали командиры войсковых частей. На время отсутствия царь оставлял в городе заместителя.Сенат – совещательный орган, обсуждает по предложению царя вопросы, играет роль опекуна народа, сказывающейся в interregnum. в утверждении сената нуждается закон, принятый в народном собрании – собрании способных носить оружие патрициев (в основу организации положено деление на курии, почему называется comitia curiata), созывающемся по инициативе царя, вносящего предложения. Принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов – «да» или «нет». Большинство голосов в курии давало голос курии. Большинство голосов последних давало решение народного собрания. В санкции народных собраний нуждались законы, затрагивавшие правовой строй. В народном собрании происходит принятие в патриции, усыновление и завещание, решались важнейшие вопросы текущей политики, вопрос об объявлении войны, заключении мира. Передавал вопрос на решение народного собрания царь. Мог и самостоятельно повелеть, что обязательно, как и закон. В отличии от закона, принятого в народном собрании (lex), имеет силу пока находится у власти.

           § 4. Сакральный строй

Значения у римлян религия уже не имеет (Фюстель-де-Куланж не согласен), рано стали отделять право светское, человеческое (jus humanum) от права божественного (jus divinum). Многие деяния, безразличные для права, нарушали предписания религии, по приговору сакрального суда навлекали на виновника наказание. Патроном за неисполнение обязанностей к клиенту объявлялся обреченным мщению богов, поставленным вне общения людей и защиты закона. Религиозное преступление – нарушение присяги, клятвы, подкрепляющей договорные обещания, для светского права не имеющие юридческой силы, влекло кару для очищения перед оскорбленными богами. Семья имела свой особый культ, культ своих предков, чьи души витали у домашнего очага, для загробного покоя нуждались в постоянных жертвоприношениях, иначе превратятся из добрых гениев в злых для всего римского народа. Определение dies fasti и dies nefasti, в течение которых нельзя совершать актов, установление календаря, находилось в руках жрецов.

           Знание сакрального права концентрировалось в жреческих коллегиях. Центральное значение имела коллегия понтификов, чьё первоначальное назначение и название «мостостроители» темно. Вырабатывали правила и приемы толкования, вели записи прецедентов, комментарии понтификов. Только понтифики давали советы, считаются первыми римскими юристами, положившими начало развитию римского гражданского права. В публичном праве значение имел институт auspicial – религиозные гадания по небесным знамениям, поведению священных птиц, совершаемые коллегией авгуров. Патриции в борьбе с плебеями очень дорожили этой коллегией, дольше всего противились вторжению в нее.

Международными отношениями ведала коллегия фециалов. Перед объявлением войны отправлялись для переговоров к неприятелю. в случае безуспешности бросали с пограничной черты с особыми обрядами в неприятельскую землю копье. Скрепляли мир клятвами и жертвоприношениями. Для республики характерно отделение жреческих должностей от светских магистратур – по Моммзену существеннейший элемент республиканской реформы, благодаря чему создался перевес государственной власти, давший Риму гегемонию в античной цивилизации.

Экономические отношения

           «В...XII таблиц, земледельческие преступления занимают…видное место.»[1]

           Институт частной, личной собственности – исконный институт римского права. По Варрону и Плинию, Ромул при основании города разделил между гражданами землю на участки по 2 югера, чтобы переходили по наследству, почему и назывались heredia (наследник).

           По Моммзену, 2 югера недостаточны для прокормления семьи. Народ, осаживаясь на территории смотрит на нее, как на свою, будет всеми силами защищать ее от вторжения чужеплеменников – это земля всего народа, всего племени: внутри народа нет частных прав на участок. По мере развития оседлости общины или роды привыкают смотреть на занимаемый ими участок общей земли, как на свой, в противоположность чужим общинам, родам. Так возникает чувство общинной, родовой принадлежности и право общинной, родовой собственности. Община и род распадаются на семьи (дворы) –основные хозяйственные единицы. Каждая семья сидит на участке общинной, родовой земли, обрабатывает его и пользуясь его плодами.

           Представление о всенародной принадлежности земли отходит на второй план, превращаясь в право верховной собственности государства на государственную территорию. Ослабляется сознание прав общины или рода, вспоминаемое когда семья вымирает, с ней отпадает пользователь части общинной или родовой земли. Сначала усвояются неотъемлемо отдельным семьям земли усадебные, затем обрабатываемые, пахотные; леса и луга дольше других остаются в общем пользовании. При захвате земли, Рим признает захваченную территорию за землю всего римского народа. Род занимал часть территории, которую и обрабатывал. Heredium представляет усадебное место, сближается со словом hortus, что употребляется часто вместо villa. При основании колоний, колонистам отводилось 2 югера как место для усадьбы; остальная необходимая земля отмежевывалась в одной общей черте. Сохраняется представление что участок, принадлежащий семье, - только доля этой семьи в общей земле. По Веберу первоначальная «квиритская собственность» обозначала только право на известный «жребий» в общинной земле, что fundus обозначало «надел». Принадлежность участка семье носит характер семейной собственности: участок, где живёт семья, рассматривается как общее достояние и хозяйственный фундамент семьи. Остатое древнейших ограничений свободы домовладыки –формальное необходимое наследование сыновей.

То, что раньше считалось общим наделом семьи, начинает рассматриваться как личная собственность paterfamilias, что говорит об установлении института частной, индивидуальной собственности. частная собственность сложилась к эпохе XII таблиц.

В реформе Сервия Туллия основу разделения граждан положено количество принадлежащей каждому земли.

В первый зачислялись граждане, имевшие свыше 20 югеров земли, во 2-й от 15 до 20, в 3-й от 10 до 15, в 4-й от 5 до 10 и в 5-й от 2 до 5. Югер равняется ¼ десятины. Граждане первого, высшего класса средние, достаточные крестьяне, составляли 98 центурий (80 пеших и 18 всаднических) из 193 центурий. В момент реформы в общем составе римского населения полноземельных крестьян > половины.

           Крупных хозяйств нет. Источники дохода – скотоводство с выпасом на общественных выгонах, для чего предоставлялись значительные части ager publicus. Скот играл роль денег. В начале республики штрафы назначались в виде скота (Lex Aternia Tarpeia определяет maximum штрафа, в 30 быков и 2 овцы). Нума организовал ремесленников в цехи. Центурии плотников и слесарей и 2 центурии военных музыкантов занимают особое место.

Мейр, ссылаясь на предание о торговом договоре с Карфагеном 508 г. до Р. Х., считает Рим в начале исторической эпохи крупным торговым центром, жившим заморской торговлей, но заморская торговля привела бы к гораздо большему имущественному расслоению общества и иному характеру римских денег.

           Позже начинают употреблять медь, aes, фигурирующую в слитках. При сделке удостоверялись в чистоте предлагаемого слитка звуком, издаваемым слитком при ударе о другой предмет, и весе взвешиванием, для чего присутствовал весодержатель с весами, дающий деньги ударял монетой по весам. Монету по одним начали чеканить при Сервии Туллии; по другим, при Сервии Тулии государство стало только своим клеймом гарантировать чистоту слитка, чеканка установилась при демцемвирах; по третьим – позже. Первой чеканной монетой был as libralis – асс, равный 1 фунту меди.

Источники права

I. Древнейший источник права – обычай, mores majorum меняющийся при помощи судебных решений, делающимися прецедентами – не выходят за пределы конкретных случаев. Не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Н из обычного П – принципиальные предписания границ/типа дозволенного П поведения. Заменяют указания других, > определенных источников П. Свидетельствуют о способе применения З в юрпрактике, что не исчезает даже при полном переходе к чисто Г нормированию П.

           Обычаи признавались источником при отсутствии конкретных требований, выраженных в других формах. Не должен противоречить З, дополняет его, не может отменить указание З. Должен выражать продолжительную П практику в пределах жизни > 1 поколения выражать однообразную практику, воплощать неотложную,разумную потребность в П именно регулировании ситуации. Ссылающийся на обычай должен доказывать факт его наличия. Неразрывное понимание обычая с нравами носило черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования. Глашатаем обычая часто становилось обращение к оракулу. Подчиняло вытекающие из него П требования религиозной традиции.

II. З появляется, когда на основании конкретных наблюдений назревает мысль сознательно установить на будущее время Н как общее правило поведения. По Дионисию Галикарнасскому, Сервий Туллий собрал 50 З Ромула, Нумы, своих, предложил их народному собранию, получил утверждение, что недостоверно, т.к. если бы 50 З существовали, плебеи не жаловались бы на отсутствие писанных З. В конце республики циркулирует сборник З jus Papirianum с комментариями Грания Флакка. Цицерон, Варрон не упоминают об этом сборнике, поэтому предполагают, что в их время неизвестен, составлен позже изгнания царей. Отдельные постановления в нём очень стары, но одни касаются сакрального П, жреческого ритуала, в чём народные собрания не компетентны, другие – обычаи, предание приписало их царю для придания авторитетности. Нельзя думать, что до республики З неизвестно. Реформа Сервия Туллия – планомерное З создание. Lex rogata – по желанию царя устанавливаемая народным собранием частно-правовая норма. Для признания П предписания З надо чтоб: исходил от имеющего соответствующие полномочия органа – воплощал весь народ, правильно обнародован – тайный НПА не имеет верховной юрсилы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.