Место и роль главы государства в системе государственных органов. Полномочия Президента Российской Федерации . — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Место и роль главы государства в системе государственных органов. Полномочия Президента Российской Федерации .

2020-05-07 155
Место и роль главы государства в системе государственных органов. Полномочия Президента Российской Федерации . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно Конституции России Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии со статьей 11 Конституции России Президент России осуществляет государственную власть, при этом глава государства не входит непосредственно не в одну из ветвей государственной власти. Президент России — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.

Президент России в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поскольку реализация внутренней и внешней политики возложена на Правительство России, Конституционный Суд в своем постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П полагает, что этим обусловлена конституционная ответственность Президента России за деятельность Правительства России.

Конституция России закрепляет, что Президент России действует в установленном Конституцией России порядке. В тех случаях, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83—89 Конституции России, их общие рамки, по мнению Конституционного Суда, определяются принципом разделения властей (ст. 10 Конституции России) и требованием части 3 ст. 90 Конституции России, согласно которому указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции России и законам. Нет препятствий для выполнения Президентом России его конституционных функций непосредственно на основании федеральных законов, поскольку полномочия Президента России установлены не только в Конституции России. Федеральными законами главе государства предоставляются иные (не указанные в Конституции России) полномочия, вытекающие из его конституционного статуса.

Для гарантии независимой деятельности Президента России и в целях обеспечения осуществления им президентских полномочий статьей 91 Конституцией России устанавливается неприкосновенность Президента России. Однако ни Конституция России, ни законодательство не определяют то, в чем заключается неприкосновенность главы государства. Определенным ориентиром президентской неприкосновенности могут служить конституционно-правовые положения о неприкосновенности и иммунитетах членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и лиц, прекратившим исполнение полномочий Президента России (ст. 98 Конституции России, ст. 18—20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»), хотя очевидно, что объем неприкосновенности Президента России значительно больше. В частности, Президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности.

Меры по охране Президента России установлены в Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». Президенту России со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. Президент России в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока своих полномочий Президенту России государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента России государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.

Из статьи 91 Конституции России не вытекает, что иммунитет Президента России является пожизненным. По окончании срока полномочий нет конституционных препятствий для того, чтобы рассматривать эту личность иначе, чем других граждан. Однако в соответствии с Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» фактически навсегда с момента избрания Президенту России предоставляется иммунитет по делам, связанным с исполнением им своих обязанностей.

В сфере законодательной власти Президент России обладает следующими полномочиями:

- назначает выборы Государственной Думы. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия;

- распускает Государственную Думу, в случае:

а) трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур, предложенных Президентом России на должность Председателя Правительства России (ч. 4 ст. 111 Конституции России);

б) повторного в течение трех месяцев выражения Государственной Думой недоверия Правительству России (ч. 3 ст. 117 Конституции России);

в) отказа Государственной Думы в доверии Правительству России при постановке Председателем Правительства России такого вопроса перед Государственной Думой (ч. 4 ст. 117 Конституции России).

- назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Перед тем как назначить референдум Президент России не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции России инициативы о проведении референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Президент России назначает референдум только в том случае, если Конституционный Суд признает инициативу проведения референдума соответствующей Конституции России. Решение Президента России о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия;

- вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

- обладает законодательной инициативой, т.е. вправе вносить законопроекты в Государственную Думу. Президент России также вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России;

- подписывает и обнародует федеральные законы, принятые парламентом, тем самым, придавая им обязательную силу. Президент России обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов (ст. 107 Конституции России): Президент России в течение 14 дней после поступления к нему на подпись принятого федерального закона может этот закон отклонить. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом России в течение семи дней и обнародованию.

Конституционный Суд в своем постановлении от 22 апреля 1996 г. №10-П решил, что Президент России вправе вернуть поступивший ему на подпись федеральный закон без рассмотрения в случае нарушения порядка его принятия, если такие нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие этого закона. По мнению Конституционного Суда, такое возвращение без рассмотрения не должно считаться отклонением в смысле статьи 107 Конституции России (т.е. случаем применения вето Президентом России), поскольку указанный закон нельзя считать принятым.

Необходимость подписания и обнародования Президентом России федерального закона не может рассматриваться как подтверждение его соответствия или несоответствия Конституции России, в том числе по порядку принятия. Подписание и обнародование Президентом России федерального закона не препятствует Президентом России обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции России этого закона, в том числе по порядку его принятия.

В сфере исполнительной власти Президент России имеет следующие значительные полномочия:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России. Президент России вправе представить Государственной Думе одного и того же кандидата дважды или трижды либо каждый из трех раз представить нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Государственная Дума подлежит роспуску. Конституционный Суд в своем постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П отметил, что Президент России должен осознавать возможность наступления для самого себя негативных последствий, связанных с риском собственных правомерных действий по формированию Правительства России, поскольку он несет ответственность за деятельность Правительства России.

- по предложению Председателя Правительства России Президент России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;

- своим указом устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства России;

- руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства России положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов;

- вправе отменять постановления и распоряжения Правительства России в случае их противоречия Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента России;

- принимает решение об отставке Правительства России.

В сфере судебной власти Президент России обладает следующими полномочиями:

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

- назначает судей других федеральных судов;

- осуществляет помилование;

- вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции России нормативных правовых актов, а также о толковании Конституции России.

Отдельно можно выделить следующие полномочия Президента России в области обороны и безопасности. В данной области Президент России следующими полномочиями:

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой основ конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

- утверждает военную доктрину Российской Федерации;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

- присваивает высшие воинские звания;

- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», своим указом вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента России о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации;

- в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент России вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Согласно статье 11 Федерального конституционного закона «О военном положении» Президент России имеет широкие полномочия в области обеспечения режима военного положения. В частности, к ним относятся: установление запретов или ограничений на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; установление запретов на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;

- определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, вводит его в действие, утверждает структуру и состав войск гражданской обороны, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны (ст. 5 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

В международной сфере Президент России обладает следующими полномочиями:

- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

- представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В области правового статуса личности Президент России обладает следующими полномочиями:

- решает вопросы гражданства Российской Федерации;

- решает вопросы предоставления политического убежища;

- награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации и иные специальные звания.

В сфере взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Федерации за Президентом России закреплены довольно широкие полномочия. В данной сфере Президент России обладает следующими полномочиями:

- предлагает законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации кандидатуру высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации;

- отрешает высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации или в связи с утратой доверия Президента России, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). По другим основаниям Президент России вносит представление о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации.

- вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу субъекта Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае если согласованное решение не может быть достигнуто Президент России может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции России);

- возглавляет Государственный совет (он не упоминается в Конституции России), членами которого являются все высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов) субъектов Федерации. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Фактически его роль сводиться к обсуждению имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Федерации. Также на Государственном совете обсуждаются важнейшие вопросы государственного строительства и укрепления основ федерализма, вносятся необходимые предложения Президенту России.

В области взаимоотношений с органами, не входящими не в одну из ветвей власти, Президент России обладает важными «кадровыми» полномочиями:

- представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности (Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 5 Федерального закона от 10 июня 2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»);

- назначает одну треть членов Центральной избирательной комиссии (ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- утверждает сорок граждан Российской Федерации в состав Общественной палаты (ст. 6 Федерального закона от 4 апреля 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»);

- вправе представлять кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека (ст. 7 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);

- представляет Государственной Думе и Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты соответственно (ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

Для непосредственного обеспечения собственной деятельности Президент России согласно Конституции России:

- формирует Администрацию Президента;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента России.

Существуют два основных вида представителей Президента России. Во-первых, это полномочные представители Президента России в семи федеральных округах. Во-вторых, это представители Президента России в различных государственных органах. К этому виду может быть отнесен, например, Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде, который способствует осуществлению деятельности Президента России как гаранта Конституции России, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента в Конституционном Суде (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря № 1791 «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации»).

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.