Динамика развития нравственной воспитанности учащихся 4-5 классов, занимающихся ушу — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Динамика развития нравственной воспитанности учащихся 4-5 классов, занимающихся ушу

2020-05-06 149
Динамика развития нравственной воспитанности учащихся 4-5 классов, занимающихся ушу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходные данные – см. в приложении.

 

Рис 1. Утверждение: «Наша группа ушу дружная».

По сравнению с предварительным тестированием, ученики более высоко оценивают уровень дружбы в группе.

Разница между ноябрьским и апрельским исследованием недостоверна.

 

Рис 2. Утверждение: У многих моих знакомых есть враги.

Как в первом, так и во втором тестировании, группа не показала однонаправленного тренда.

 

Рис 3. Утверждение: Все любят своих родных.

Общий тренд достаточно выражен. Большинство ко второму тестированию еще более утвердилось в семейных ценностях. Тем не менее, единичный результат, появившийся в правой части диаграммы наводит на мысль о возможном семейном неблагополучии. Для большей информации по этому поводу было бы интересно провести собеседование, но анонимный характер анкетирования в этом исследовании исключил такую возможность.

 

Рис 4. Утверждение: Кто сильнее – тот и прав.

Здесь мы можем заметить, что идеальные моральные установки после опыта существования в коллективе, практикующем ушу, даже укрепились. Тем не менее, и в первом, и во втором тестировании у нас есть одно прямо противоположное мнение. К сожалению, мы не можем сказать, был ли это один и тот же человек, и не можем более подробно узнать о мотивах такой оценки.

 

Рис 5. Утверждение: Уважаю ребят, которые уступают девочкам.

Ярко выражен тренд к идеализированному представлению о рыцаре, причем именно в этом вопросе стало меньше несогласных.

 

Рис 6. Утверждение: Уступает – значит слабый.

В ноябрьском тестировании ученики показали идеализированные представления по этому вопросу. Однако, и в ноябрьском, и в итоговом тестировании заметен один противоположный взгляд на проблему.

 

Рис 7. Утверждение: Кто честен – добьется успеха в жизни.

Ноябрьское тестирование показало идеальные ожидания подавляющего большинства занимающихся. На итоговом тестировании мы видим более прагматический взгляд на мир.

 

Рис 8. Утверждение: В жизни нужно уметь обманывать.

Идеализированные представления ноябрьского тестирования сменились более реальными, более циничными взглядами на жизнь. Мы видим достоверные различия – и не в лучшую сторону.

 

Рис 9. Утверждение: Кто любит драться, у того мало друзей.

Результаты ноябрьского тестирования показывают идеализированные представления. В итоговом тестировании более практичные и циничные взгляды на жизнь. Идеализм явно уступает место реализму.

Также мы можем вспомнить обвинения в адрес рыцарей древности, что они все вопросы предпочитали решать силой. Так или иначе, но, после нескольких месяцев тренировок, дети уже не связывают драчливость напрямую со способностью заводить друзей.

Также можно рассмотреть следующее утверждение: дети, получающие рафинированное воспитание в комфортных условиях испытывают психологический стресс перед физическим контактом в поединке, драка для них изначально табуирована домашним воспитанием. В процессе тренировок они получают опыт неагрессивного ведения поединка; применение приемов атак и защит не вызывает у них стресса, и даже вызывает удовольствие.

 

Рис 10. Утверждение: Хочу, чтобы меня все боялись.

Эта диаграмма вызывает глубокую настороженность. Три голоса в крайнем правом секторе диаграммы на итоговом тестировании показывают усиление тенденции к силовому доминированию, лидерству, основанному на насилии.

Вероятно, это связано с приходом в секцию учеников из менее благополучной школы. Также возможно, что это начальное проявление подросткового радикализма, попытка решать сложные проблемы простыми средствами. В любом случае, налицо резкое падение идеальных взглядов на проблему.

 

Рис 11. Утверждение: В ушу важно уважать своих товарищей.

Очень интересная динамика. Большая часть коллектива явно сплотилась вокруг коллективных ценностей, но единичный результат итогового тестирования в крайней левой части диаграммы показывает, что появилась новая тенденция – отрицание важности уважения, нигилизм, более свойственный подростковому возрасту.

 

Рис 12. Утверждение: Кто слабо бьет, того не будут уважать.

Мы можем отметить, что к итоговому тестированию совокупное коллективное мнение явно сместилось в левую сторону диаграммы. Коллектив показывает, что уважение никак не связано со способностью к принуждению. То есть, опыт боевых искусств показывает, что всегда есть более сильный, и для всех будет лучше не отказывать в уважении более слабым.

 

Рис 13. Утверждение: Справедливости нет нигде.

Все же большинство считает, что справедливость существует, и придерживаются позитивного восприятия действительности.

 

Рис 14. Утверждение: я уважаю справедливых людей.

Исходя из этих данных, мы видим, что в детской среде запрос на справедливость крайне высок. Различия между ноябрьским и итоговым исследованиями не достоверны.

 

Рис 15. Утверждение: Меня никто не поддерживает.

В целом, мы имеем наличие четкого ощущения социальной поддержки.

 

Рис 16. Утверждение: Меня поддерживают только друзья.

Надо признать, что этот вопрос был сформулирован недостаточно четко, и оказался недостаточно информативным. Выбранная анкета оказалась не идеальной, выяснилось, что она нуждается в доработке, и она была доработана.

 

Рис 17. Утверждение: Я всем симпатичен (симпатична).

Вопрос, который мог бы быть весьма информативным при индивидуальном тестировании, в групповом анонимном тестировании оказался малоинформативным.

 

Рис 18. Утверждение: Ко мне все безразличны.

Эти данные позволяют нам утверждать, что тренировки ушу все же повышают самооценку.

 

Рис 19. Утверждение: Одному всегда хорошо.

Мы видим тенденцию к коллективизму. Группа явно сплотилась после полугода занятий.

 

Рис 20. Утверждение: Одному всегда плохо.

Здесь мы можем предположить либо тенденцию к группировке, свойственную подросткам, либо позитивное влияние опыта существования в дружном коллективе. Для более полной информации нужны более глубокие исследования.

 

Рис 21. Утверждение: Вместе безопаснее.

Два четких отрицательных ответа в итоговом тестировании вряд ли являются результатом технической ошибки при заполнении анкеты. Скорее, проявляется тенденция к индивидуализму. Связано ли это со взрослением, или негативным опытом коллективной жизни, в рамках анонимного обследования узнать нельзя. Также нельзя достоверно связать это с изменением состава группы. Было бы интересно провести более прицельное анкетирование с последующей беседой, чтобы понять мотивы таких ответов.

 

Рис 22. Утверждение: Я рассчитываю только на себя.

Вопрос сформулирован неудачно, и мы не получаем достоверной информации из этого графика.

 

Рис 23. Утверждение: Мне охотно помогают другие.

Мы также не можем в этом случае констатировать статистически достоверной динамики. Однако, единичные данные в левой части графика можно расценить, как начальные проявления негативизма, нигилизма, индивидуализма. В целом, разница невелика, и схожа с усредненным графиком предварительного исследования.

 

Рис 24. Утверждение: Я помогаю, когда меня попросят.

Данные не позволяют с уверенностью говорить о статистически значимом росте доброжелательности. Но и ухудшения результатов также не наблюдается. В целом, данные не сильно отличаются от предварительного исследования.

 

Рис 25. Утверждение: У меня есть цель в жизни.

На основе этого графика можно сделать вывод, что имеет место тенденция к более точному определению своих целей в жизни. Мы не можем однозначно связать это только с влиянием нашего тренировочного процесса. Вполне вероятно, что имеют место и естественные процессы взросления. Тем не менее, в целом, налицо некоторая позитивная тенденция.

 

Рис 26. Утверждение: Неважно, что будет через несколько лет.

Налицо тенденция к планированию – больший интерес к будущему.

 

Рис 27. Утверждение: Сразу после школы я добьюсь успеха.

С точки зрения взрослого, успех сразу после школы невозможен. Но у ребенка иные критерии. Также можно заметить, что вопрос поставлен недостаточно четко.

 

Рис 28. Утверждение: Десять лет – это очень долго для успеха.

Надо признать, что десятилетний срок кажется детям невероятно большим, практически это вся их сознательная жизнь на этот момент.

 

 

Рис 29. Утверждение: Когда малыш плачет, надо ему помочь.

Очень тревожный сигнал – в группе 4 человека продемонстрировали более низкую эмпатию, чем в ноябрьском тестировании. Не обладая индивидуальными данными, мы не можем дать более глубокий анализ ситуации. По крайней мере, выбранная методика оценки помогла заметить проблему, что также является результатом.

 

Рис 30. Утверждение: Человек может стать лучше.

Результаты показывают позитивный взгляд на жизнь. Однако, надо признать, что данные взгляды близки к абсолютному максимуму от возможного. Какую бы методику воздействия на коллектив мы не применяли, вряд ли можно добиться улучшения этих результатов. Скорее всего, не имеет смысла дополнительно пытаться улучшить показатели; усилия воспитательной работы должны быть направлены на предупреждение срыва социальной адаптации, а не на повышение критериев.

 

В результате практических мероприятий по составлению опросника, проведению исходных тестов, и анализа предварительных результатов стало очевидным, что подход к проблемам воспитания и нравственности нуждается в более глубокой теоретической проработке.

В частности, стало очевидным, что вопросы лидерства, агрессии, самооценки, целепологания представляют собой частные случаи копинг-стратегий. Анализ результатов показал, что для более стандартизированного и четкого подхода к проблеме лучше всего рассмотреть четыре пары стратегий избегания стресса:

Это конфронтация – кооперация; избегание – планирование; самообвинение – принятие ответственности; дистанцирование – эмпатия.

Первая пара: конфронтация – кооперация. Стратегия конфронтации, которая может приносить кратковременные плюсы в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе обычно приводит к ухудшению адаптации. Мы согласны с тем, что изначальной причиной выбора такой стратегии является стремление к силовому доминированию, представление о лидерстве, как о подчинении. Позитивное лидерство, когда лидер выстраивает командные отношения взаимной поддержки, более перспективно в долгосрочном плане. Мы можем говорить о том, что традиционное ушу прививает детям навыки позитивного лидерства, снижает конфликтность, способствует выбору стратегии кооперации.

Вторая пара: Избегание – планирование. Данное исследование недооценило важность этой проблемы, и выбранная методика тренировок не повлияла заметно на целеполагание. Более того, выбранная методика тестирования не учла фактора избегания, и этот фактор не был изучен должным образом. Тем не менее, именно стратегия избегания, которая часто выбирается именно в детском возрасте, может иметь фатальное значение для судьбы человека. Избегание дает кратковременные преимущества в преодолении стресса в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе избегание приводит к замене реальности различными суррогатами – от простых фантазий, до компьютерных игр, и далее – вплоть до развития разнообразных зависимостей. Альтернативная стратегическая концепция – планирование, настрой на постоянное совершенствование, готовность переносить трудности ради достижения поставленной цели, улучшает адаптацию в долгосрочном плане.

Тренировки ушу сами по себе приучают переносить временные трудности ради получения отсроченного результата, но для более успешного воздействия на выбор правильной стратегии справления с трудностями, «копинга», недостаточно только организационных мер построения тренировки. Здесь требуется научение на уровне внушения, авторитетного наставления, беседы, ритуала. Недаром в старых школах боевых искусств ученик приносил клятву прилагать все силы, заниматься длительное время, не давать себе поблажек ради высокой цели.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.