Либерально-демократическое десятилетие и феномен Владимира Плахотнюка — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Либерально-демократическое десятилетие и феномен Владимира Плахотнюка

2020-04-03 117
Либерально-демократическое десятилетие и феномен Владимира Плахотнюка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После досрочных выборов 29 июля 2009 года было сформировано парламентское большинство – “Альянс за европейскую интеграцию I”, исполнительную власть при котором возглавил либерал-демократ Владимир Филат. Теперь уже коммунисты заблокировали выборы Президента страны, и 28 ноября 2010 года прошли ещё одни досрочные выборы, по результатам которых коммунисты потеряли ещё 6 мандатов, получив 42 депутатских места, но сохранив блокирующий пакет голосов при избрании главы государства, либерал-демократы, использовав административный ресурс исполнительной власти, существенно укрепили свои позиции, получив уже 32 депутатских мандата, демократы и либералы довольствовались 15-ю и 12-ю мандатами соответственно. Как и годом раньше, было сформировано парламентское большинство (59 мест) – “Альянс за европейскую интеграцию-II”, опять утвердившее премьер-министром либерал-демократа В. Филата, который к этому времени не только имел солидный политический опыт, но и очень крепко стоял на ногах в финансово-экономическом плане.

Дело в том, что в период с 1997 по 2007 годы (10 лет!) он был не просто членом, но и заместителем руководителя совершенно другой – Демократической партии, занимая в тот период времени должности руководителя правительственного Департамента приватизации и управления госимуществом, государственного министра, а также депутата Парламента, заместителя руководителя постоянной парламентской комиссии. Эти посты позволили ему очень выгодно не только обосноваться, но и успешно состояться в бизнес среде.

Одновременно в конце 2010 года произошло, как в дальнейшем показало время, знаковое для страны событие – по итогам выборов стал депутатом (в составе демократов) и первым заместителем председателя Парламента пришедший из деловой среды Владимир Плахотнюк, который одновременно стал и заместителем председателя Демократической партии.

Официально этот господин занимался до этого финансовой и банковской деятельностью, импортом и продажей нефтепродуктов, гостиницами и многим другим. По-настоящему сильным, с финансово-экономической точки зрения, он стал в период правления коммунистов, которым он существенно помогал. Не случайно 29 августа 2007 года Президент В. Воронин наградил его орденом «Трудовая Слава», «за вклад в реконструкцию монастырского комплекса Курки, …сохранение и пропаганду исторического и культурного наследия».

Что касается неофициальной деятельности г-на В. Плахотнюка, она не может найти отражение в рамках данного материала, так как надо дождаться официальных заключений правоохранительных органов Молдавии, а также России, ряда стран Евросоюза и других стран. В любом случае Владимир Плахотнюк к середине 2009 года был одним из ведущих молдавских олигархов (скорее всего, первым из них), крепко “друживший” с уходящей с политической сцены коммунистической властью. В сравнении с Владимиром Филатом ему не хватало политического опыта и влияния, которые на тот момент просто отсутствовали.

Правильно поняв и оценив позицию коллективного Запада во главе с США в отношении Молдавии, а также близкие к нулю способности России вести на данной территории свою игру, В. Плахотнюк не случайно постепенно отошёл от коммунистов и сделал политическую ставку на Демократическую партию, пусть и провалившуюся на выборах 5 апреля 2009 года. Он прагматично решил возродить демократов за счёт необходимых кадровых комбинаций (побег спикера коммунистического Парламента Мариана Лупу к демократам) и финансовых вливаний (финансирование Демпартии возросло в разы) и блестяще помог им сделать практически невозможное – превратить результат в 2,97% голосов, полученных 5 апреля 2009, в результат 12,54% голосов, полученных всего через 3,5 месяца. Так убедительно им была подготовлена политическая почва на будущее для самого себя.

Не вызывает сомнение тот факт, что к моменту своего включения в избирательный список Демпартии в конце 2010 года В. Плахотнюк уже имел в голове план захвата не только партии, а, практически, всего государства, то есть, его основных институтов. Ведь масштабно мыслящий успешный и циничный делец переносит свои подходы во все сферы своей жизнедеятельности, а деньги, как известно, в условиях либерализма решают всё. При этом новоиспечённый политик-олигарх не мог не понимать, что основным его конкурентом в борьбе за власть есть и будет лидер либерал-демократов премьер-министр Владимир Филат. И как опытный хищник В. Плахотнюк начал свою коварную политическую охоту-игру.

Сразу после парламентских выборов 28 ноября 2010 года Демократическая партия вела в течение месяца параллельные переговоры с Партией коммунистов, с одной стороны, и Либерально-демократической и Либеральной партиями, с другой, по созданию парламентского большинства. В этот период в Молдавию приезжал хорошо известный в России персонаж – Сергей Нарышкин, занимавший тогда пост руководителя администрации Президента РФ, который остановился не в посольстве России в Кишинёве, а в гостинице господина Плахотнюка “Нобил”. Совершенно очевидно, что г-н С. Нарышкин приехал, чтобы способствовать формированию альянса между коммунистами и демократами. Однако, опытный россиянин свою задачу выполнить не мог, ведь у В. Плахотнюка были другие планы, соответствующие интересам Брюсселя и Вашингтона, а не Москвы. В результате так называемых переговоров, которые по отношению к коммунистам просто имитировались, 30 декабря 2010 года лидеры либерал-демократов, демократов и либералов подписали соглашение о формировании “Альянса за европейскую интеграцию II”.

Итак, уверенно переиграв в конце 2010 года руководителя кремлёвской администрации, став депутатом и первым заместителем председателя Парламента, понимая, что парламентская фракция Демпартии располагает лишь 15-ю мандатами (из 101), Владимир Плахотнюк сосредоточил свои усилия на трёх основных направлениях:

- на выгодной именно ему расстановке кадров в рамках правящего большинства – “Альянса за европейскую интеграцию II” и, прежде всего, в области юстиции,

- на постепенном дроблении либерал-демократов и переманивании на свою сторону должностных лиц, выдвинутых ими и занимающих важные государственные посты,

- на формировании и/или укреплении партий-сателлитов.

Как результат, менее чем за три года он установил контроль над Генеральной прокуратурой, Высшей Судебной Палатой (Верховным Судом), Конституционным Судом.

В период с декабря 2011 по август 2013 годов, по согласованию с ним, произошёл рейдерский захват Партии социалистов, одним из основателей и учредителем которой был автор данного материала, который слишком поздно понял, что бывший коммунист Игорь Додон (нынешний Президент Молдавии), приглашённый им и его товарищами для финансового укрепления партии, есть важнейший политический партнёр Владимира Плахотнюка.

5 марта 2013 года, через 3 недели после демарша либерал-демократов, заявивших о выходе из состава правящей коалиции, используя противоречия и интересы политических конкурентов, представленных в Парламенте, В. Плахотнюк мастерски отправил своего главного конкурента премьер-министра Владимира Филата в глубокий политический нокдаун – возглавляемому им правительству был выражен вотум недоверия голосами 54 депутатов (34 от коммунистов, 15 демократов, 3 от “социалистов” И. Додона и 2, вышедших ранее из фракции либерал-демократов и заявивших о своей „независимости” депутатов). Таким образом, его основной конкурент был выбит из структур власти, а вес демократов в Парламенте существенно вырос, в том числе с помощью “социалистов” И. Додона, без голосов которых отставка В. Филата была бы проблематична.

Вскоре В. Плахотнюк резко изменил тактику поведения: в конце октября 2013 года он отказался от депутатского мандата, заявив, что посвятит себя интенсивной работе в партии. То есть, он решил, что важные рычаги управления государственными делами (Парламент, юстиция) уже находятся в его руках, и он может управлять ситуацией, находясь в политической тени, то есть, не занимая государственных должностей.

В данном контексте 2014-й политический год, год очередных парламентских выборов, стал весьма показательным, полностью подтвердив сказанное выше. Покажем это на примерах.

После отставки Правительства во главе с В. Филатом нужно было утвердить нового руководителя исполнительной власти со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. И 30 мая того же 2013 года, депутаты 58-ю голосами утвердили на эту должность Юрия Лянкэ (кстати, выпускника МГИМО 1986 года), занимавшего около 4 лет в Правительствах Филат-I и Филат-II должности первого вице-премьера-министра иностранных дел и евроинтеграции, а также занимавшего в этот период времени и должность заместителя председателя Либерально-демократической партии (то есть, был опорой Владимира Филата).

На первый взгляд, возникают законныe вопросы: “Что за политическая чушь? Неужели надо было отправлять в отставку В. Филата и его Правительство, чтобы заменить его на его же зама по Правительству и по партии? В чём же выгода для демократов, проголосовавших “за”?”

Как покажет время, истинный план действий, в том числе на перспективу, был только в голове Владимира Плахотнюка, мастерски осуществившего эту политическую комбинацию из “тени”. Ведь либерал-демократы, не получив от В. Филата никаких предупреждений, голосовали за Ю. Лянкэ, будучи уверенными, что голосуют за своего кандидата. Демократы просто выполнили команду своего патрона, а либералам, заартачившимся по ряду важных вопросов, в том числе по кандидатуре на пост премьер-министра, г-н В. Плахотнюк “помог” расколоться, в итоге чего в Парламенте, наряду с либералами, появились либералы-реформаторы, поддержавшие кандидатуру нового премьер-министра.

К сказанному следует добавить, что 3 “социалиста” во главе с И. Додоном не случайно устроили политический спектакль против кандидатуры нового премьера. Так правдоподобнее.

Правда здесь состояла в том, что Ю. Лянкэ, на самом деле, переставал быть “человеком В. Филата”, становясь уже “человеком В. Плахотнюка”, что и доказали события 2015 года. Таким образом, с 30 мая 2013г. олигарх мог уже лично оказывать влияние и на Правительство.

Вскоре, 2 июля 2014 года, Парламент ратифицировал Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским Союзом. И здесь сильным политическим ходом В. Плахотнюка следует считать его влияние на окружение Президента Николае Тимофти, никогда не испытывавшего к нему добрых чувств, но, тем не менее, наградившего его 24 июля 2014 «за решающий вклад в достижение главной внешнеполитической цели Республики Молдова — политического объединения и экономической интеграции с Европейским союзом» высшей наградой страны – Орденом Республики.

Подчеркнём, что к этому времени либерально-демократические силы находились у власти уже 4 года, а их рейтинг был достаточно низким. Избиратели видели непрерывную борьбу за власть между составляющими правящего большинства, но не видели ничего, что улучшало бы их повседневную жизнь.

Поэтому настоящее “мастерство” В. Плахотнюк показал в период подготовки и проведения парламентских выборов, состоявшихся 30 ноября 2014 года.

Прежде всего, заметим, что в ходе подготовки к тем выборам произошло настоящее политическое обрушение Партии коммунистов, которое организовал, возглавил и лично реализовал её бессменный и беспрекословно непререкаемый руководитель Владимир Воронин. По различным надуманным мотивам в течение нескольких месяцев из партии были исключены те, кто составлял основу её актива на республиканском уровне, в том числе исполнительный секретарь ПКРМ Юрий Мунтян и главный идеолог партии Марк Ткачук. Есть все основания полагать, что сделал он это, как это не покажется странным, с подачи именно молдавского олигарха Владимира Плахотнюка, постоянно убеждавшего лидера коммунистов в том, что его партию сильно кренит в экстремистском (очень радикальном) направлении.

Цифры говорят сами за себя. Если в конце I-го квартала выборного 2014 г. рейтинг находящейся в оппозиции ПКРМ составлял 39,1 %, что оставляло остальных конкурентов далеко позади и практически обеспечивало большинство в будущем составе Парламента (следовавшие за коммунистами либерал-демократы имели 23,3%, демократы довольствовались 12,9 %, а либералы – 12,6 %), то за 2 недели до выборов (30 ноября 2014 г.), после проведения внутрипартийных репрессий, коммунисты опустились до уровня либерал-демократов – 20, 6%.

Но коммунистов надо было политически опустить не только В. Плахотнюку и стоящим за его спиной демократам, но и либерал-демократам во главе с отправленным уже в отставку премьером страны В. Филатом (формально Минюст возглавляло лицо от либерал-демократов).

Таким образом, 3 мая 2014 г., “родилась” партия-клон под названием “Реформаторская партия коммунистов ” (в молдавской аббревиатуре идентичное c коммунистами написание – PCRM), эмблема которой практически совпадала с эмблемой Партии коммунистов. В ходе избирательной кампании представителям партии-клона “повезло” с жеребьёвкой конкурентов, проведённой Центральной избирательной комиссией. Как результат, партия-клон была внесена в избирательный бюллетень на шестую позицию, а коммунисты – на 13-ю.

Коммунисты обжаловали в суде решение Минюста от 23 июня 2014 г. о регистрации партии-клона, имеющей практически идентичную с ПКРМ символику и идентичное аббревиатурное наименование. Причём, судебный иск был удовлетворён, однако, ни Минюст, ни Центризбирком не отреагировали на судебное решение, допустив партию-клон к участию в выборах. В итоге, ничего не делая в период агитации, эта политтехнологическая уловка позволила украсть у коммунистов 4,92 % голосов (более 78 тысяч обманутых избирателей). В конце концов, решение Минюста о регистрации партии-клона с коммунистическим названием было аннулировано 29 апреля 2015 г., то есть, уже после выборов и утверждения их итогов.

Итак, Партия коммунистов оказались по итогам голосования не на первом, а лишь на третьем месте с результатом 17,48 %, что позволило им получить 21 депутатский мандат из 101.

Вторым важным обстоятельством парламентских выборов от 30 ноября 2014 г. было беспрецедентное для политической практики Молдавии событие – снятие с выборов за три дня до голосования политформирования “Патрия” (Родина). Здесь необходим ряд пояснений.

К началу 2014 г. в республику вернулся из России (Москвы) молодой (35 лет), но весьма небедный предприниматель Ренато Усатый, который решил серьёзно заняться политикой.

Уже 13 апреля 2014 г. ему удалось стать во главе Народно-республиканской партии, зарегистрированной ещё в 1994 г., которая с этого дня стала называться “Наша партия” (то есть, произошла нередкая для Молдавии сделка между бывшим и новым руководителем политформирования – купля-продажа партии). Однако, Минюст не утвердил документальные и кадровые изменения, и новый политический герой “завис” в молдавском политико-правовом поле. Ему стало ясно, что до проведения парламентских выборов Минюст его и его партию в новой редакции не зарегистрирует. Одновременно он организовал за свой счёт в нескольких важных регионах республики ряд концертов, на которых выступили София Ротару, Стас Михайлов и другие популярные российские артисты. Р. Усатый сделал всё, чтобы на этих концертах побывали (в общей сложности) сотни тысяч зрителей из глубинки (райцентры, сёла). Параллельно он старался высказываться по основным проблемам людей, широко тиражируя эти высказывания, напоминавшие не столько лексикон политика, сколько слэнг лиц, освободившихся из заключения. Небогатому и забитому нуждой населению, такого подхода было вполне достаточно, чтобы рейтинг не зарегистрированной в установленном порядке партии и её лидера (преимущественно за счёт именно лидера, организатора замечательных концертов) взлетел с нуля до двойного избирательного порога (порог тогда был 6%). И за две недели до выборов он составлял уже 11,8%! Каким был этот потенциальный электорат? Он состоял из тех, кого обычно называют носителями протестных настроений, кто либо на выборы не идёт, либо голосует за левых. Надо подчеркнуть, что такой стремительный политический взлёт есть, в первую очередь, результат целевых финансовых затрат Р. Усатого, которые исчислялись миллионами молдавских леев (курс к доллару США тогда был 1:12 – 1:13).

12 сентября 2014 года Минюст зарегистрировал новую партию “Патрия” (Родина), ориентированную на Россию. Затем прошли переговоры руководства этой новой партии (с 0-ым политическим рейтингом) и Р. Усатого (с уверенно проходным рейтингом), в результате чего было принято решение об объединении усилий на выборах под флагом партии “Патрия”.

Именно эту партию, избирательный список которой возглавил Р. Усатый, по ходатайству центризбиркома, основанного на надуманных причинах, суд снял с избирательной дистанции за три дня до дня голосования. Уже после выборов необоснованность позиции центризбиркома была доказана. Но это было после выборов.

Здесь важно заметить, что команду на снятие с выборной дистанции давал судам олигарх В. Плахотнюк. И сделано это было не столько для политической защиты Демократической партии, сколько для спасения Партии социалистов во главе с Игорем Додоном, “отжатой” полутора годами ранее абсолютно незаконно у тех, кто эту партию создавал и продвигал в действительно социалистическом направлении. Обратимся к цифрам. В конце первого квартала выборного 2014 года рейтинг партии И. Додона составлял лишь 1,8%. Это предвещало политическую катастрофу для главного партнёра, главной надежды молдавского олигарха В. Плахотнюка. В предвыборный период И. Додон вынужден был бросить на избирательное поле огромные деньги – всё покрывающая теле- и визуальная реклама, плата активистам, проведение концертов с участием звёзд, а после протокольной встречи с В. Путиным фотография с ним была вывешена на огромных рекламных панно по всей республике. Хотя за две недели до выборов рейтинг его партии вырос до 10,3%,рейтинг Р. Усатого был выше – 11,8% иимел тенденцию к росту, то есть, представлял реальную опасность для И. Додона и его формирования, особенно в связи с ослаблением коммунистов. Есть основания полагать, что Вашингтон также причастен к снятию конкурента во главе с Р. Усатым.

 Таким образом, в результате внутренних репрессий в Партии коммунистов и незаконного создания против неё властями партии-клона, а также в результате незаконного исключения из выборной кампании партии “Патрия” была изначально существенно искажена политическая конфигурации сил, прошедших в Парламент 30 ноября 2014 г. со следующими результатами:

· Партия социалистов (И. Додон) – 20,51% (25 мандатов).

· Либерал-демократическая партия (В. Филат) – 20,16% (23 мандата).

· Партия коммунистов (В. Воронин) – 17,48 % (21 мандат).

· Демократическая партия (формально М. Лупу, в реальности – В. Плахотнюк) – 15,8% (19 мандатов).

· Либеральная партия (М. Гимпу) – 9,67% (15 мандатов).

Совершенно очевидно, что результат социалистов нуждается в объяснении, так как в начале года их рейтинг был менее 2%. Откуда же тогда всего через 8 месяцев появился результат в 20,51%? Здесь надо отметить три фактора:

1) Решающую роль сыграла фотография И. Додна с В. В. Путиным, сделанная в период избирательной компании и размещённая по всей территории республики на больших панно.

2) Российские хозяева Р. Усатого (у которого в России есть серьёзный бизнес) жёстко потребовали у него публичной поддержки И. Додона и его партии, после того, как формирование “Патрия” было снято с избирательной дистанции. И это требование было выполнено, хотя Р. Усатый прекрасно понимал, что он исключён из выборов олигархом В. Плахотнюком не без участия И. Додона.

3) И. Додоном и его партией за период апрель-ноябрь 2014 года были потрачены финансовые ресурсы в объёме, который не мог не способствовать росту их политического рейтинга.

В итоге, последние рейтинги Р. Усатого и И. Додона на выборах фактически сложились.

Важно подчеркнуть, что результаты парламентских выборов от 30 ноября 2014 г. были признаны Конституционным судом действительными, хотя и с существенными оговорками, касающимися и снятия с выборов конкурента, и партии-клона, то есть, у суда были весомые основания для признания результатов выборов недействительными. Но по-другому быть не могло, так как Конституционный суд возглавлял человек олигарха В. Плахотнюка.

Следующий период деятельности Парламента, в состав которого В. Плахотнюк вернулся в качестве депутата лишь на первые 8 месяцев его работы, по проведённым им политическим комбинациям и достигнутым конечным результатам превзошёл все ожидания. Хотя Демократическая партия, не смотря на осуществлённое В. Плахотнюком очень солидное финансирование, получила 30 ноября 2014 года 15,8% голосов и 19 мандатов, заняв лишь 4-е место, ей удалось завершить четырёхлетний парламентский мандат в конце 2018 года уже правящей силой, обросшей депутатами-перебежчиками из всех других парламентских партий.

В целом в этот четырёхлетний период времени молдавский олигарх вёл коварную и бескомпромиссную борьбу за своё абсолютное влияние и контроль над всеми государственными институтами, что сопровождалось следующими знаковыми событиями:

1) Вскоре после выборов, 9 декабря 2014 года, погиб депутат от Либерально-демократической партии Ион Бутмалай. Официальная версия – самоубийство, в которую никто не верит, так как погибший депутат неоднократно заявлял, что располагает важной информацией, которую он собирается придать гласности и которая вызовет большой резонанс.

2) Правящее большинство по итогам парламентских выборов не сложилось. Либерал-демократы существенно потеряли после отставки Правительства Филат-II – у них уже 23 мандата (вместо 32). 12 февраля 2015 года Юрий Лянкэ в качестве кандидата на пост премьер-министра на очередной срок не набрал нужного количества голосов (“за” проголосовали лишь 42 депутата), а избранный 18 февраля 2015 года на должность премьера Кирилл Габурич (лицо из бизнес среды) через 4 месяца подал в отставку в связи с начатым генпрокуратурой расследованием о подделке его диплома о высшем образовании.

3) В июне 2015 года прошли всеобщие местные выборы, которые (на районно-муниципальном уровне) с небольшим перевесом выиграли (по инерции) либерал-демократы, возглавляемые с В. Филатом, у которых ещё остались сильные местные парторганизации. Демократы проиграли им всего 0,68%. Подчеркнём, что в 2011 году этот разрыв составлял 7,21%. То есть, положительные результаты деятельности г-на Плахотнюка были очевидны.

4) 26 июля 2015 года упоминаемый выше экс-премьер Юрий Лянкэ (надежда и опора В. Филата) учредил Европейскую народную партию, членами которой стали 2 вчерашних либерал-демократа (то есть, процесс дробления до уничтожения либерал-демократов пошёл).

5) 30 июля 2015 года Парламент назначил премьер-министром недавнего руководителя парламентской фракции либерал-демократов Валерия Стрельца. Одновременно с утверждением В. Стрельца в должности премьер-министра Владимир Плахотнюк отказался от депутатского мандата (ушёл, чтобы подумать и нанести ряд решающих политических ударов).

6) 29 октября 2015, то есть, уже через 3 месяца, депутаты 65-ю голосами отправляют в Правительство В. Стрельца в отставку.

Заметим, что описанная политическая карусель была выгодна лишь олигарху В. Плахотнюку, ведущему свою игру. А изложенные выше события планировались или учитывались им как технические, промежуточные к событиям куда более важным.

7) И здесь внимание! Отставка Правительства В. Стрельца была лишь следствием события, равного которому в политической жизни Молдавии никогда не было.

15 октября 2015 года, по ходатайству генпрокурора (ставленника В. Плахотнюка), голосами 79 (!) депутатов с Владимира Филата была снята депутатская неприкосновенность, после чего он был задержан прямо в здании Парламента сотрудниками Национального антикоррупционного центра по обвинению в коррупционных действиях и выводе денег из банковской системы Молдавии. 27 июня 2016 года он был признан судом виновным в соучастии в краже денег из банковской системы и приговорён к 9 годам заключения.

Примечательно, что в 79 голосах депутатов 46 принадлежали социалистам и коммунистам, которые в данной ситуации выполнили роль политических статистов, рассказывая потом своим избирателям о том, как они боролись с коррупцией, но, при этом, не говоря главного, что делали они это, де факто, под диктовку молдавского олигарха № 1.

8) Таким образом, главный конкурент В. Плахотнюка был устранён. В очередной раз нашла подтверждение истина: в либеральном мире на узкой тропе высших финансово-экономических интересов двум претендентам нет места, кто-то должен обязательно уступить. В противном случае – бескомпромиссная война на уничтожение кого-то из них. Таким образом, путь к абсолютному политическому и финансово-экономическому господству в Молдавии для Владимира Плахотнюка был расчищен.

Здесь он пошёл на хитрость, заявив в день ареста В. Филата, что отказывается от должности зампредседателя Демпартии и выходит из её рядов на какое-то время. Однако, уже через 2 месяца он приоткрыл свои политические карты, заявив, что возвращается в политическую жизнь и партию и будет лично участвовать в формировании нового парламентского большинства (запомним, участвовать, не будучи в составе структур власти).

9) В данном контексте, сразу после таких заявлений, 21 декабря 2015 года произошло событие, сравнимое с мощным политическим землетрясением: из фракции коммунистов вышло одновременно 14 (!) депутатов (2/3 состава фракции), заявивших о формировании в Парламенте социал-демократической платформы. Поясним, что к этому времени В. Плахотнюку не хватало именно 14 голосов депутатов для формирования уже своего, подконтрольного только ему правящего большинства.

Всем было понятно, кому сразу же начнут служить эти 14 депутатов. И жизнь это подтвердила: голосовали эти депутаты только согласно установкам своего “патрона”, а в марте 2017 года они официально присоединились к Демпартии.

10) Личное участие олигарха в формировании правящего большинства нашло своё отражение уже в начале января 2016 года, когда демократы предложили его кандидатуру на пост премьер-министра, однако Президент Н. Тимофте отказался предложить его кандидатуру в Парламент на утверждение. В итоге появилось Правительство Павла Филипа, получившее вотум доверия Парламента 20 января 2016 года и проработавшее до конца текущего парламентского мандата. А 24 декабря 2016 года господин В. Плахотнюк всё-таки принял важное для себя решение – вышел из полной политической тени и возглавил Демократическую партию.

11) В итоге, В. Плахотнюк, не занимая никакой государственной должности, 3 года единолично управлял всеми ветвями молдавской власти, без исключения, существенно укрепив свои позиции в правоохранительных органах, включая суды, в том числе Конституционный Суд. Можно сказать, что в этом он существенно превзошёл коммуниста Владимира Воронина.

Непокорных он заставлял служить его интересам с помощью кнута и пряника (подкупа и шантажа). Как правило, это срабатывало.

Последовательными и продуманными действиями он обрушил политические рейтинги парламентских Партии коммунистов, Либерально-демократической партии, Либеральной партии, не пустил в Парламент Нашу партию Р. Усатого, помог И. Додону стать Президентом страны, “организовал” отстранение от должности мэра Кишинёва либерала Дорина Киртоакэ и его последующую отставку, а также аннулирование результатов новых досрочных выборов мэра столицы, победитель которых его не устраивал, заставил многие местные администрации работать на демократов, спас свою Демпартию, сделав её “правящей”, помог в становлении Европейской народной партии и Реформаторской либеральной партии.

12) И только с нынешним Президентом И. Додоном и его Партией социалистов олигарх выстроил особые отношения. У автора материала есть все основания утверждать, что эти отношения сложились ещё до прихода И. Додона в Партию социалистов (до 2011 года). До июня текущего года они согласованно и профессионально разыгрывали перед молдавским избирателем схему-дуэт “хорошего и плохого парня”, причём, каждый для своего избирателя. То есть, вся их публичная взаимная критика была театром двух актёров. Но когда доходило до конкретных действий с юридическими последствиями, как правило, И. Додон не создавал своему визави больших проблем. Отдельными эпизодами таких спектаклей были ситуации, когда И. Додон отказывался промульгировать отдельные законодательные акты. Тогда он, на основании специальных заключений Конституционного Суда, отстранялся на 5-10 минут от своей должности, а Председатель Парламента или премьер-министр были вправе подписать за это время соответствующие документы вместо главы государства, но в его кабинете.

Поэтому можно утверждать, что И. Додон был помощником и партнёром В. Плахотнюка в реализации стратегических планов последнего по достижению абсолютной власти в стране.

Владимир Плахотнюк умел работать и с внешним миром. У него были свои люди везде: и в США, и в Брюсселе, и в Бухаресте, и в Москве (вспомним визит С. Нарышкина в Кишинёв в 2010 году, кроме того, он был и остаётся гражданином РФ), хотя в последние годы с Москвой должен был работать и работал И. Додон, так как на В. Плахотнюка в России были заведены уголовные дела. Самое сильное политическое лобби у него было в Бухаресте: его поддерживали в рамках мероприятий Евросоюза и Совета Европы представители правящей в Румынии Социал-демократической партии. Он добился парадоксально высокой оценки и у некоторых нерядовых работников госдепа США, называвших его опытным и сильным руководителем. Он также активно использовал для себя и членство Демпартии в Социнтерне. В начале марта 2017 года он был избран вице-председателем Социалистического Интернационала.

В целом, умело распределив между собой направления работы и свои возможности, В. Плахотнюк и И. Додон умело “разводили” Вашингтонские и Московские структуры власти.

Как результат, к очередным парламентским выборам В. Плахотнюк подошёл сильным, как никогда. Он и добился, чтобы выборы прошли не в конце 2018, а в начале 2019 года.

Одновременно и в Европе, и в США, и в России зрело обоснованное недовольство полной узурпацией власти в Молдавии одним человеком, не занимавшим к тому же государственных постов. Информация шла в основном от иностранных представительств, аккредитованных в Кишинёве, от многочисленных неправительственных организаций, а также от оппозиционных политиков.

Политический конец олигарха

24 февраля текущего года в Молдавии прошли очередные парламентские выборы по принципиально новой для республики системе – смешанной, согласно которой 50 мандатов распределялись по пропорциональной системе подсчёта голосов между партиями, преодолевшими избирательных порог (6%), а 51 мандат – по одномандатным округам на основе мажоритарной системы подсчёта голосов (совместное творение демократов и социалистов, предложивших и проголосовавших за эту систему выборов).

Подчеркнём, что эта выборная новизна изначально не была поддержана Венецианской комиссией Совета Европы. Однако её рекомендации не были приняты во внимание.

Официальные результаты выборов были таковы:

1. Партия социалистов получила 31,14% голосов и выиграла 17 округов, получив 35 мандатов.

2. Демпартия получила 23,61% голосов и выиграла 17 округов, получив 30 мандатов.

3. Избирательный блок “Акум” (Сейчас) получил 26,84% голосов и выиграл 12 округов, получив 26 мандатов.

4. Партия Шор (формирование крупного бизнесмена, причастного к выведению денег из банковской системы Молдавии, действовавшее под прикрытием В. Плахотнюка) получила 8,31% голосов и выиграла 2 округа, получив 7 мандатов.

5. Оставшиеся 3 мандата в округах получили “независимые” кандидаты, ставшие таковыми не без помощи В. Плахотнюка и И. Шора.

Таким образом, оказались правы те эксперты, которые прогнозировали серьёзные трудности при формировании правящего большинства по итогам выборов. Однако, главный вопрос состоит сегодня в другом – можно ли официальные результаты голосования считать корректными?

Специалисты в данной области провели квалифицированный анализ процесса голосования и его официальных результатов и пришли к выводу, что имел место массовый вброс избирательных бюллетеней, что не позволяет считать результаты выборов корректными.

Желающие ознакомиться с этим ниже ссылки:

 https://watchdog.md/2019/07/02/irregularity-analysis-on-moldova-parliamentary-elections-february-24th-2019-final-part/

Здесь важно подчеркнуть, что сегодня в Молдавии этой проблемой никто не занимается. То есть, исходят из того, что есть. В. Плахотнюк надеялся, что по итогам выборов он создаст правящую коалицию с социалистами И. Додона. И И. Додон этого очень хотел. Более того, он в это верил до последнего момента. Но здесь твёрдую, как никогда ранее, позицию заняла Россия. Не смотря на многочисленные мотивированные обращения И. Додона, Москва не дала согласие на блок с демократами во главе с В. Плахотнюком. Однако В. Плахотнюк исключал возможность отхода в сторону от своего проекта. И тогда И. Додон встал перед выбором: бросить олигарха или нет.

Коллективный Запад, включая США, также занял единую позицию о безусловной необходимости выведения г-на В. Плахотнюка с молдавской политической сцены.

В этой ситуации для социалистов и блока Акум оставался только вариант политической химеры – создание правящего альянса между ними, то есть, между формированиями, не имеющими между собой ничего общего, ради избавления от власти олигарха.

Однако сам олигарх, был с таким планом не согласен и готовился дать с помощью подконтрольных ему полиции и судов, в том числе Конституционного Суда, серьёзный бой, конечной целью которого было объявление досрочных парламентских выборов. Ему надо было выиграть время.

8 июня, после тяжёлых переговоров и прессинга со стороны России (в Кишинёве побывал Дмитрий Козак) и структур Евросоюза, а также действий посла США в Молдавии, было заключено временное политическое соглашение о создании альянса между Партией социалистов и составляющими блока Акум, были избраны руководство и структуры Парламента и назначены премьер-министр и Правительство. Было также сделано совместное заявление о захваченном государстве. Начали приходить срочные телеграммы поддержки от руководства Евросоюза и России, а также от внешнеполитических ведомств ведущих стран Евросоюза.

Но все решения нового большинства были признаны Конституционным судом незаконными. Альянс продолжал принимать документы, а Конституционный Суд их отменял, в том числе признал определённые действия президента И. Додона антиконституционными, а его самого, подлежащим временному отстранению от должности, уполномочив бывшего премьера Павла Филипа издать декрет о назначении досрочных выборов, что и было сделано.

Напряжение в структурах власти и в обществе стремительно росло. Столица была заполнена полицией и “добровольцами”-сторонниками В. Плахотнюка и И. Шора. Все здания исполнительной власти были ими заблокированы. Новый альянс работал только в здании Парламента. В такой ситуации новая власть обвинила лидера демократов в узурпации государственной власти и обратилась в Европейский суд по правам человека с просьбой срочно дать оценку действиям молдавского Конституционного Суда. Позиция Европейского суда была высказана оперативно. В ней решения молдавской конституционной инстанции были оценены как сомнительные и необоснованные.

В. Плахотнюк не мог не принять во внимание зарубежный фактор. 16 июня он созвал свой республиканский партийный орган на совет.

На это заседание Демпартии прибыл посол США в Молдавии г-н Хоган, который


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.