Женский образ в творчестве Альфонса Мухи, его афиши и плакаты — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Женский образ в творчестве Альфонса Мухи, его афиши и плакаты

2020-03-31 272
Женский образ в творчестве Альфонса Мухи, его афиши и плакаты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«В эпоху модерна так же развивается совершенно иной тип передачи женского образа в рамках жанра театральной афиши или плаката. Впервые жанр плаката появился во Франции в конце 70-х годов. Новая технология, разработанная во второй половине XX века, позволяла печатать цветные изображения на бумаге. Традиции публичной жизни определили особую роль этого вида искусства в художественной культуре Франции. Первым мастером французского плаката стал Жуль Шере. Жанр плаката использовался как реклама разного рода товаров, а так же как афиша различного рода театральных постановок, увеселительных мероприятий и балов. Постепенно плакат стал приобретать большую условность, линейную выразительность, декоративность, близкую аппликации. Шере и другие мастера пользовались, как правило, цветной литографией, которая была наиболее приспособлена к нуждам рекламного плаката и афиши. Плакатное искусство достигло своего расцвета в 90-е годы благодаря творчеству таких мастеров как Тулуз-Лотрек, Боннар, Альфонс Муха» - как пишет Ульмер.

Плакаты и декоративные панно Альфонса Мухи считаются знаковыми в истории развития современной графики, они являются ярчайшими образцами стиля Арт-Нуво.

По мнению разных авторов, сегодня Арт-Нуво воспринимается как естественный художественный стиль, как одна из последних попыток придать европейскому искусству общую основу и формальные характеристики. Много интереснее посмотреть сейчас, каким образом в конце 19-го века это направление создавалось усилиями совершенно различных художников из самых разных областей. Внутри этого направления Муха развил собственный стиль, стиль Мухи, с присущими лишь ему одному чертами, хотя он вполне вписывается в общее течение искусства fin-de-ciecle (конца века). «Чувственная женская фигура, которая на плакатах и декоративных панно Мухи часто обведена светящимся орнаментальным ободком, является символом «Мировой души», вибрирующей между миром идеальных ценностей и чувственной реальностью нашего существования».

Муха родился в середине 19-го века в одном из тихих городков Моравии. Затем учился живописи в Вене, Мюнхене и Париже; художник оставался в безвестности до 35 лет, и совершенно неожиданно в одну ночь он стал сенсацией Арт-Нуво в Париже, тогда художественной столице Европы. Следующие после 1895 года десятилетия стиль Мухи мелькал на плакатах, афишах, книгах, иллюстрированных журналах, ширмах, декоративных панно, витражах, альбомах, ювелирных изделиях, интерьерах, театральных сценах и костюмах, скульптуре, архитектуре - одним словом, он определял парижскую версию Арт-Нуво. Работы Мухи выставлялись, копировались, служили объектом пристального внимания публики и средств массовой информации.

«Казалось, не было причин ждать от Мухи чего-то особенного. Он представлял собой исполнительного и закомплексованного студента, способного рисовальщика и удивительно хорошего работника. Много позже художник рассказывал, что, оставшись без покровителя, сидя на чечевично-фасолевой диете, он смог содержать себя, иллюстрируя книги, журналы, календари, афиши и рисуя театральные костюмы. В 1894 году, после семи лет пребывания в Париже (ему исполнилось уже тридцать четыре), Муха, как и множество других художников, пытался найти в этом городе какую-нибудь нишу. Мелочь в портфеле оптимизма не прибавляла» - так пишет Петр Виттих в своей статье.

И тогда явилась «Жисмонда». Это была афиша, заказанная для предстоящего спектакля Сарой Бернар, Божественной Сарой, королевой парижского театра. Если верить легендам, успех после создания упомянутой афиши пришел к Мухе внезапно, по воле судьбы. Результат наэлектризовал парижскую публику.

Божественная Сара Бернар была очарована, Париж изумлен, а Муха прославился в одну ночь. Афиши покрыли стены Парижа в новогоднюю ночь 1895 года.

«Жисмонда резко отличалась от всего, что было раньше, от афиш Жуля Шере, от дерзкой афиши Мулен-Руж Тулуз-Лотрека. Она была узкой, а ее высота составляла два метра. Плакат, изображавший Сару в полный рост, смотрелся на уровне глаз. Образ актрисы был идеализирован, она выглядела эфемерной и изящной; ее голову, украшенную цветами, обрамлял ореол. Саре так понравилась афиша, что она заключила с Мухой контракт на шесть лет»- так описывает происходящие действия Петр Виттих. Восхищенная публика расхватывала плакаты, срывая их даже со стен. Такое происходило впервые. Жисмонда стала первой из семи афиш для Сары Бернар. Сразу пошел поток заказов, что продолжалось следующие десять лет.

Для Сары Бернар Муха выполняет ряд афиш с ее изображением. Среди их такие восхитительные как «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Медея». Каждая из них отличается своей индивидуальностью, по способу подачи образа.

Как утверждает автор источника: «Спрос на произведения Мухи объяснялся его особенным, узнаваемым стилем - стилем Мухи, ставшим торговой маркой французского декоративного искусства. В центре его творений всегда находится женщина. Она гипнотизирует нас некоторой отрешенностью, притягивает безмолвными обещаниями; она пленительна, возвышенна и эротична. Ее взгляд затуманен, будто она только что появилась, неожиданно очнулась и находится между любовной грезой и неясными воспоминаниями о каком-то другом мире. Ее очарование зачастую подчеркнуто локонами, спадающими до плеч или вьющимися вокруг прелестного лица». Женщины Мухи являются полной противоположностью изломанным и дьявольски эффектным женщинам Тулуз-Лотрека, Редона, Бердслея, Климта, Дени и Гогена, образы которых были рассмотрены в первом параграфе этой главы.

Лучшие декоративные работы Мухи отличаются изящной композицией с цветочным или иным ботаническим орнаментом, они изобилуют сложными, повторяющимися, гипнотизирующими структурами с эзотерическими и символическими элементами. Для этого Муха использовал византийские, кельтские, японские мотивы, элементы рококо и готики; узоры, свойственные еврейскому и чешскому народному творчеству; мозаичные фоны, экстравагантное платье и ювелирные изделия, арабески; художник украшал работы природными мотивами и стилизованными фигурами. Его произведения как приковывали внимание, удивляли, иногда вызывали некоторую растерянность и всегда ошеломляли, так и сейчас приводят в восторг.

Основу орнаментов Мухи составляет природный мотив, в нем почти всегда присутствует волнистая линия. Орнамент для Мухи - это средство его самовыражения.

Взгляд Мухи на искусство уникален для своего времени. «Символизм, имевший в конце 19-го века большое влияние, в частности, на декоративное искусство, включал элементы декаданса, пессимизма и отчаяния. Символизм приспособил новые веяния в науке и технике для собственных выразительных средств. Стиль был неудобоварим для всех, даже когда украшал и рекламировал потребительские товары. Символисты активно пропагандировали пуританство, что, без сомнения, связано с вдруг изменившейся ролью женщины в обществе; враждебно относясь к сексуально притягательной женщине, они выставляли ее самым женоненавистническим образом как femme fatal». Женщины на их портретах были нервозны и неприятны, чаще всего истеричны, иногда просто безобразны и отвратительны.

Совершенно иным предстает Муха с его неисправимым оптимизмом и энергией, а женщина Мухи, вопреки принятой тогда моде, вовсе не демон и не распутница. В ней есть тяга к счастью, намек на тайную весть, интуитивное ощущение радости, она находится в состоянии между этим миром и миром грезы, воплощает в себе Мадонну или Венеру.

«В своем декоративном творчестве Муха концентрируется на частном, индивидуальном женском образе, обращенном с плакатов к отдельному покупателю рекламируемых товаров. Для Мухи отправной точкой изображения всегда был сюжет. Интересно, что тема и сюжет сами навязывали художнику создание образа», - пишет Виктор Арвас. Сочетание стилизованных растительных узоров и красивых женщин стало выражением его радостного восприятия жизни, что высоко оценила публика тех лет.

С художественной точки зрения, серия Искусства (1898) считается самой значительной. В ней отражены ряд сфер творчества, и ее отличает поэтическое качество дизайна Мухи. В ней, воспевающей искусства, Муха обходится без использования традиционных атрибутов типа живописных кистей, музыкальных инструментов и тюбиков краски. Взамен он делает ударение на творческое вдохновение естественной красоты, придавая каждой музе природный шарм времени дня: для Танца - падающие листья под утренним бризом, для Живописи - цветок под ярким солнцем полудня, для Поэзии - очарование леса с поднимающейся вечерней звездой, и для Музыки - песня птиц лунной ночью.

В серии «Цветы» Муха для изображения цветов использует совершенно натуральный стиль и наделяет каждый женский тип своим цветком. Художник проявляет себя как тонкий наблюдатель природы: в разработке цветка он применяет минимальную стилизацию.

При описании другой серии можно сказать, что свежие и деликатные краски в сочетании с пышным растительным узором и четырьмя прекрасными женскими фигурами делают серию «Время суток» особенно привлекательной. Каждая фигура помещена внутри натурального обрамления, которое выгодно выделяет настроение и женскую красоту. Обрамление, украшенное тонким орнаментом, напоминает готические окна.

Альфонс Муха за десять лет парижской плакатной деятельности создал великолепные работы, на разные темы, разные серии. В каждой из них он старался по-новому передать смысл и образ женщины. В серии «Времена года» Муха схватывает настроение, соответствующее времени года: невинность весны, духоту лета, плодородие осени и холод зимы. В чувственной серии «Драгоценные камни» женщины, олицетворяющие их, с вызовом смотрят прямо на зрителя. В верхней части композиции находится женская фигура, в нижней части изображены цветы, окраска которых перекликается с камнем. Цвет каждого панно, включая платье, украшения и мозаичный ореол, определен цветом камня и составляет дивную гармонию.

Особенно хороша его литография «Греза». На фоне круга с изящным орнаментом изображена красавица в вышитом платье, задумавшаяся над альбомом с рисунками, возможно, для вышивания. Она настолько мила, что завораживает зрителя своим взглядом.

По словам Виктора Арваса, дизайнерский талант Мухи начал эволюционировать к концу 19-го века. Художник делал дизайны самых разных предметов: товаров повседневного спроса, ювелирных изделий, мебели и скульптуры, как малых, так и крупных размеров. В каждом этом предмете присутствовал его знаменитый женский образ.

Вывод: Плакатное творчество Альфонса Мухи является одним из ярчайших примеров изображения женщины в культурной сфере деятельности. Его афиши, декоративные панно, календари, открытки, обложки журналов и книжные иллюстрации благодаря уже высокоразвитой технике репродуцирования стали широко известны и снискали огромную популярность. Отличительной чертой его творчества стало изображение идеализированной, стилизованной фигуры прекрасной и грациозной женщины, свободно вписанной в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Эти композиции с их захватывающими декоративными мотивами, живописно орнаментированными элементами обладали способностью формирования стиля. «Стиль Мухи» стал образцом для целого поколения графиков и дизайнеров. Можно отметить, что женские образы Мухи сочетают в себе образ «роковой женщины» и в тоже время некий романтический образ, что не наблюдается ни у одного из художников модерна.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.