Образ женщины и эстетические представления о красоте на рубеже XIX-XX вв. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Образ женщины и эстетические представления о красоте на рубеже XIX-XX вв.

2020-03-31 796
Образ женщины и эстетические представления о красоте на рубеже XIX-XX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор данной работы считает, что изучение женского образа эпохи модерна необходимо вести в контексте всего развития стиля, его особенностей, эстетического восприятия красоты в то время.

Стиль модерн, стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Как пишет Сарабьянов: «В каждой стране возникало свое наименование стиля: В Англии - «Модерн стайл» (новый стиль), в США - «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), во Франции - «Арт-Нуво», в Германии - «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии - «стиль Сецессион», в Италии - «стиль Либерти», в Испании - «модернизм».

Модерн противопоставил эклектизму XIX века единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщенной, ритмически организованной формы, назначение которой - одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряженный дух переломной эпохи. Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина.

«Эпоха модерна, с её неповторимыми, чувственными женскими образами возвела на культурный пьедестал новые представления о женской красоте как об особенной эстетической категории. Искусству модерна удалось разрушить изобразительное пространство, унаследованное от эпохи Возрождения. Художники, как бы низвергают женский образ с романтического олимпа, предлагая нам новое представление о женщине, как о женщине - вамп или «роковой» женщине. Красота становится самостоятельной культурной парадигмой. Главный нерв представлений времени, возбудивший стиль следует искать именно в характерном для времени эстетизме, в культе красоты, в проявлении своеобразной эстетической автократии. Нам представляется, что именно эстетизм становится возбудителем нового стиля, и в нём следует искать основную причину художественных побуждений рубежа столетий». Следует отметить, что красота превратилась во всеобщий предмет обожествления, культ красоты становится новой религией.

В своем труде Турчин В.С. пишет: «На формирования эстетических представлений о красоте и развитие женского образа в новом художественном стиле оказали непосредственное воздействие некоторые философские системы и концепции. На смену позитивизму пришли философские концепции, идеалистического толка, так называемой «философии жизни», концепции Шопенгауэра, Шпенглера и Фрейда. Образ женщины рубежа веков в основном рассматривался через призму философских представлений о красоте, проблемы борьбы полов, любви в «телесном» её проявлении, предпринимались попытки определить роль женщины в общей картине мира».

Наибольшее влияние на формирование мировоззрение художников рубежа XIX- XX вв. оказали философские трактаты Ф. Ницше. «Некоторые произведения Г. Климта, Ф. фон Штука и некоторых других художников, создавались под влиянием его философских концепций, в частности идеи о Сверхчеловеке. Для Ницше мир - это вечная игра стихии жизни. Сущность этой игры заключена в приумножении силы, в жажде самовоспроизведения, самообновления» - так Турчин описывает философские обоснования стиля модерн. Красота рассматривается Ницше как живой организм.

Так же женские образы созданные художниками эпохи модерн, совместно с представлениями модерна о красоте, необходимо изучать неотъемлемо от творчества их предшественников, которые закладывают эстетические принципы нового стиля. И так, на формирование женского образа эпохи модерна повлияло творчество прерафаэлитов.

Творчество прерафаэлитов непосредственно подготавливает стиль модерн. Именно Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты - отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. А.Кар в своей книге пишет: «Женщина на полотнах прерафаэлитов представляет собой средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Данте Габриеля Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Джона Эверетта Миллеса и Эдварда Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота - «la femme fatale» позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса». Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего возрождения, то есть художниками, творившими до Рафаэля и Микеланджело.

В творчестве прерафаэлитов, как и в концепции художников модерна, звучит один из главных аспектов: «Внимательно изучать природу, чтобы уметь её выразить». Так же следует отметить, что в картинах прерафаэлитов не прослеживается общая тенденция модерна к эпатажу, развенчанию божественности образа и усилению эротического элемента в содержании, но в их картинах можно заметить тяготение к реализму и новаторство художественного языка.

Анализ женских образов в творчестве прерафаэлитов позволяет сделать вывод о том, что прерафаэлиты, делая первые шаги в сторону модерна, сформировали некий эталон в изображении женского образа, воспринятый в дальнейшем художниками стиля модерн. Своей атмосферой, идеей преклонения перед красотой, возвышенном представлением об искусстве и его значении прерафаэлиты создали модель для деятельности последующих художественных групп рубежа XIX- XX веков.

В художественной культуре европейского модерна за идеал женской красоты был принят образ женщины прекрасной и греховной, бесчеловечной и сулящей смерть. Как утверждает В.П. Бранский, «образ роковой женщины предполагал определенное сочетание внешних черт (высокая стройная фигура, длинная тонкая шея, пышные длинные бледно-золотые или каштановые волосы с оттенком старинной бронзы или опавших листьев, алые чувственные губы, завораживающий, «эфирный» взгляд)».

Изображая величественных женщин с застывшими холодными чертами, в торжественных застывших позах, художники пытались выразить дьявольскую жестокость женщины, которая творит зло, вызывает мучения и смерть. Подобные образы проецированы и в художественной литературе стиля Модерн. Его можно узнать в «Кармен» Проспера Мериме, у Оскара Уайльда в «Саломее», и у Густава Флобера в «Саламбо». Целая галерея женских портретов служит иллюстрацией «прекрасной и безжалостной дамы», соединившей в себе все пороки и все прелести мира.

Наибольшее влияние на формирование образа «роковой» женщины в художественной культуре стиля модерн, оказало творчество художников Густава Климта и Эдварда Мунка.

Так же автор источника пишет: «Эдвард Мунк в своём экзистенциальном цикле «Фриз жизни» открыл совершенно новое понимание сущности женщины. Он сумел соединить в женском образе мистическое, чувственное и психологическое начало. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение. Мунк преображал натуру, подчинял композицию ярко выраженному линейному движению, создавая из линий некие фигуры, которые отличаются от реальных прообразов. Женские образы Мунка расширили достижения стиля модерн и одновременно открыли путь к экспрессионизму».

В контексте дискурса об эстетических представлениях художников эпохи модерн, особое место занимают женские образы, созданные австрийским художником Густавом Климтом. Искусство Климта при всей своей оригинальности является неотъемлемой частью европейской культуры рубежа веков.

«Исследуя проблематику женского изображения в творчестве Густава Климта, можно утверждать, что женский портрет Климта в контексте модерна представляет новую страницу в истории европейской живописи. Именно женские изображения Густава Климта положили основу формирования нового эстетического представления о красоте через призму эпохи Арт-Нуво. Климт сочетал традиционное и современное искусство, соединяя мир уходящий с миром возникающим. Его чувственные портреты, украшенные калейдоскопом орнамента позволяют раскрыть главную тему творчества Климта - красоту женщины. Отходя от академизма, он способствовал созданию типа «роковой женщины», рассмотренного в творчестве Мунка. В дальнейшем этот образ возникает в работах Обри Бердслея, Фернанда Кнопфа, Франса Фон Штука и других художников»- пишет автор источника.

По словам Светлова В.С., высшая точка в портретном творчестве Густава Климта была достигнута художником в период «золотого стиля» (1904-1908гг). Для данного периода характерен символический женский портрет, насыщенный золотой орнаментацией и драматическим «роковым» эротизмом. Можно утверждать, что специфика данного периода заключается в окончательном утверждении архетипа «роковой женщины», как единой творческой модели. Он создал образ женщины, стоящей на пороге нового века, привыкшей к роскоши и комфорту, но стремящейся к эмансипации. Портреты этих дам, относится к самым значительным произведениям Климта. Прежде всего, портреты восхищают своеобразным, экстравагантным композиционным решением. Художник облачает женскую фигуру в изумительный золотой орнамент, словно, окутывает золотой дымкой. Он сохраняет реалистичность в изображении лица и рук модели, как бы сочетая их с абстрактными декорациями. Создаётся впечатление плавного перетекания женской фигуры в золотое облако платья, этим Климт показывает двойственность образов.

«На рубеже XIX - ХХ очень популярным в художественной культуре был образ Саломеи, иудейской принцессы. В эпоху модерна ее евангельский образ был полностью переосмыслен, художники превратили второстепенную героиню в типичную «роковую» женщину» - так утверждает Сарабьянов.

В 1891 году Оскар Уайльд пишет одноактную пьесу на французском языке «Саломея». Иллюстрации к его книге выполнил известный художник Обри Бердслей, что во многом предопределило ее успех. Данные иллюстрации были выполнены в технике японских гравюр, с гармонией линии и пятна. «Рисунки Бердслея абсолютно плоские, объем и светотень практически отсутствуют. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез запада и востока в собственных рисунках. Фантастическое впечатление от рисунка достигается тонкой, виртуозной линией в сочетании с большими пятнами сплошного черного цвета. Мастерская, виртуозная линия Бердслея, играющая с иссиня -черным и белыми пятнами силуэтов, стала отличительной чертой в творчестве художника. Прибегая к продуманному расположению черных пятен и незаполненного белого фона, Бердслей достигает высокой выразительности изображаемого, вводит четкий ритм, равновесие. Как великолепный драматург Бердслей компоновал фигуры в своих рисунках; он словно расставлял актеров на сцене театра, создавая мизансцены, заставлял произносить важнейшие, ключевые фразы. Бёрдслей представляет образ Саломеи, намеренно усиливая эротическое содержание ее образа», - как пишет в соей статье Николаева О.П.

По словам Сарабьянова, образ Саломеи становится, крайне популярен в изобразительном искусстве эпохи модерна. Живописцев и графиков увлекает образ женщины, удовлетворяющей свою страсть в таком действии, в котором смешались любовь и смерть, любовь и кровь. Они создают новый образ героини, способной откровенно выразить своё чувство, своё внутреннее содержание, жар своей души, пыл любви, движение тела. Именно такой образ Саломеи можно увидеть на полотнах Штука, Бердслея, Климта.

«Одним из первых художников изобразивших Саломею как самостоятельный персонаж был Густав Моро. Целая серия картин художника посвящена этой героине. Моро представил образ Саломеи как некое божество, богиню вечного исступления, вечного сладострастия, символ колдовской красоты и притягательности - и в то же время как бездушное чудовище, несущее погибель всякому, кто ее коснется». Густав Моро отлично передавал замысел «роковой» индивидуальности женской красоты.

Итак, изучив особенности и формирование женского образа и эстетических представлений о красоте на рубеже XIX- XX вв., следует отметить, что в эпоху модерна представители нового стиля выдвинули некую идею «преображения окружающего мира» посредствам красоты. Красота превратилась в двигатель мирового прогресса, в организатора мирового порядка. Ее культ становился возбудителем нового стиля, новой религии. Красота провозглашается целью искусства, а искусство - целью культуры.

Так же следует сказать, что на эстетические представления о красоте и формирование женского образа в искусстве стиля модерн оказало непосредственное влияние творчество прерафаэлитов. Именно они создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты - отрешённый, спокойный, таинственный, который позже развили художники стиля модерн.

В следующем разделе будет рассмотрен иной подход к женской красоте, которому так же было место в эпоху модерна.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.