Собор Воскресения Христова ( Спас на Крови ). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Собор Воскресения Христова ( Спас на Крови ).

2020-04-01 232
Собор Воскресения Христова ( Спас на Крови ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Набережная канала Грибоедова (Екатерининского), д. 2.

 

1 марта 1881 года И.Н.Гриневицкий, террорист из "Народной воли", взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра Второго, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л.Н.Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.

6 октября 1883 года был заложен девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек (А.А.Парланд). Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года. Строительство обошлось в 4,6 млн.руб.  В 1923 году храм получил статус кафедрального собора епархии. Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17 ноября 1930 года. Стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план. Лишь в 1956 году здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хотя надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 году храм передан как филиал музею "Исаакиевский собор", в нем начались сложные реставрационные работы, которые продлились.....

 

 

Девятиглавый собор, вытянутый с востока на запад "кораблем" на 56,7 метров, имеет три апсиды с луковичными куполами при одном престоле и колокольню высотой 81 метров (апсида-в христианских храмах: алтарный выступ в восточной части храма, как правило, полукруглой или многогранной формы).

Наружные мозаичные работы были завершены в 1907 году.

 

 

Легенды Спаса-на-Крови. Собор вошел в топ-10 достопримечательностей мира Собор Воскресения Христова на Крови оказался единственной российской достопримечательностью в престижном мировом рейтинге. Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Спас-на-Крови, оказался единственной российской достопримечательностью, которая вошла в список 25 самых популярных туристических мест мира по версии портала TripAdvisor. Заняв восьмое место в этом списке, петербургский храм обошел статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Миланский собор Дуомо, Храм Святого Семейства в Барселоне и участок Великой Китайской стены Мутяньюй в Пекине. Первое же место в списке занял древний город Мачу-Пикчу в Перу. В аналогичном российском рейтинге петербургские достопримечательности заняли весь «пьедестал» - лидирует снова Спас-на-Крови, за ним – дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, на третьей строчке – Екатерининский дворец и парк в Пушкине. Спас-на-Крови привлекает туристов со всего мира не только великолепием своих куполов и интерьеров, но и необычной историей, породившей множество легенд и домыслов. SPB.AIF.RU вспомнил самые интересные из них. Кровавая мостовая и призраки Каждый, кто бывал на набережной канала Грибоедова, непременно обратил внимание на странное расположение храма – он немного выступает вглубь канала, словно выходя за пределы набережной. Причина, по которой набережную достроили ради возведения собора, известна почти каждому – именно на этом месте 1 марта 1881 года пролилась кровь императора Александра II, сраженного взрывом бомбы. Пять раз до этого пытались убить царя, и шестая попытка оказалась удачной. Народоволец Игнатий Гриневицкий бросил смертоносный снаряд под колеса императорской кареты на Екатерининском канале. На следующий день, 2 марта, Городская дума на чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю. Новый царь распорядился часовней не ограничиваться, а построить целый собор, внутри которого повелел оставить нетронутым участок мостовой, на который пролилась кровь его отца. Храм, посвященный царю-мученику, строили на собранные по всей России средства. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года. Разумеется, «кровавая история» его строительства не могла не породить множество мифов. Сразу после его освящения разнесся слух, что иногда под сводами собора раздаются стоны убитого императора. С его убийством связан и миф о самом известном привидении Петербурга – призраке Софьи Перовской. До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке – именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка. Магия чисел Экскурсоводы, которые сегодня работают в соборе, любят эффектно забрасывать пораженных туристов числами и пропорциями – в истории храма символичных совпадений действительно немало. Например, высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году гибели Александра II, а второй по высоте купол возвышается в 63 метрах над мостовой – император в момент покушения был на 63-м году жизни. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика. Есть и менее достоверные истории, связанные с числами. Ходит легенда, что где-то в храме хранится икона, на которой проступают роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Якобы цифры становятся все отчетливее с приближением новой трагической даты. Морг, склад и овощехранилище Еще одна удивительная черта Спаса-на-Крови – это его стойкость. Бытовало поверье, что разрушить этот собор невозможно. В конце 1930-х годов советская власть постановила взорвать храм как объект, лишенный художественной и архитектурной ценности. В стенах даже просверлили ниши и уже начали закладывать взрывчатку, когда началась Великая Отечественная война. У подрывников появилось много другой работы, и о разрушении церкви забыли. Разумеется, религиозной функции собор в советское время был лишен. Он успел побывать «Дзержинским районным моргом» – сюда свозили тела погибших в блокаду ленинградцев. Впору здесь было прятаться и живым горожанам – бомбы и снаряды как по волшебству облетали собор, не задевая его. В главный купол только однажды попал снаряд, но не разорвался. Горожане, не утратившие чувства юмора, называли здание «Спасом-на-картошке», потому что помимо морга в военные годы он выполнял роль хранилища овощей. Также какое-то время после войны в соборе находилось хранилище декораций Малого Оперного театра, который сегодня носит имя Михайловского. Во времена Хрущева Спас-на-Крови снова взялись разрушить, чтобы построить новую транспортную магистраль. К тому времени город успел лишиться сотни церквей и часовен, но храм на канале Грибоедова снова остался невредим. Пророческие леса Годы забвения и война привели храм в плачевное состояние, и в 1970 году его передали в ведение государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 1977 началась реставрация, которая продлилась ни много ни мало 14 лет. Строительные леса, которыми был обнесен собор, стали для горожан предметом язвительных шуток и полусерьезных слухов. Шутили, например, что леса будут стоять, пока стоит советская власть. Мол, как только их снимут, и Союзу придет конец. Александр Розенбаум пел «Хочу открыть Михайлов замок для людей,/ Хочу придать домам знакомый с детства вид,/ Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови». Как ни удивительно, леса разобрали незадолго до августа 1991 года, так что шутку можно считать пророческой. А может, это была и не шутка. Пророческие леса Годы забвения и война привели храм в плачевное состояние, и в 1970 году его передали в ведение государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 1977 началась реставрация, которая продлилась ни много ни мало 14 лет. Строительные леса, которыми был обнесен собор, стали для горожан предметом язвительных шуток и полусерьезных слухов. Шутили, например, что леса будут стоять, пока стоит советская власть. Мол, как только их снимут, и Союзу придет конец. Александр Розенбаум пел «Хочу открыть Михайлов замок для людей,/ Хочу придать домам знакомый с детства вид,/ Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови». Как ни удивительно, леса разобрали незадолго до августа 1991 года, так что шутку можно считать пророческой. А может, это была и не шутка.

 

 

 

Дом № 42 на углу набережной реки Фонтанки и Невского проспекта

 Был приобретен в 1797 году князем Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским, потомком Владимира Мономаха, почетным членом Академии наук, Академии художеств и Действительным членом Российской Академии. В начале 1800 года князь заказал перестроить принадлежащий ему дворец архитектору Тома-де-Томону. Дворец позже был перестроен знаменитым петербургским архитектором Штакеншнейдером.

 

Памятник П.К.Пахтусову

 Кронштадт у Итальянского дворца.арх.И.А.Силин, ск.Н.А.Лаврецкий. 1886.

 

Слова «Отвага» и «Польза» высечены на боковых барельефах постамента памятника Петру Пахтусову — мореплавателю и пытливому исследователю, и именно под этими девизами и прошла вся его жизнь. Изматывающие экспедиции к Новой Земле — с изнурительными зимовками, борьбой с сокрушительными льдами - отняли жизнь многих матросов и сильно подорвали здоровье Пахтусова — он скончался в возрасте 35 лет, ровно через месяц после окончания второй экспедиции.

Пахтусов первым нанес на карту географию Новой Земли до мыса Долгого и провел там замеры температуры и давления. С просьбой установить этот памятник в 1875 году обратились кронштадтские штурманы и на протяжении девяти лет перечисляли 1% своего берегового содержания в его фонд. Памятник мужеству и верности долгу Пахтусова был открыт в 1886 году.

 

В Кронштадте на Якорной площади (площадь Революции) возвышается грандиозный Морской собор, построенный в 1902-1913 годах. Один из лучших образцов неовизантийского стиля храм возведен по проекту архитектора В.А. Косякова, которому в реализации замысла помогали брат Г.А.Косяков и художник -архитектор Н.А.Подберезский.

 

Собор строился как памятник "чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе флота" Его торжественное освящение состоялось 10 июня 1913 года. Близкий по форме храму Святой Софии в Стамбуле, собор представляет собой базиликальное трехнефное сооружение, перекрытое большим куполом диаметром 26,7 метра. Общая его высота с крестом составляет 70,6 метра. Храм способен вместить до 5 тысяч молящихся.

 

Главный, западный фасад подчеркнут внушительным порталом и двумя сильно выступающими боковыми ризалитами, завершенными башенками-звонницами. Северный и южный фасады отмечены высокими арками и круглыми окнами-витражами. Композиция здания усложнена системой больших и малых полукуполов на восточном и западном фасадах. Главный медный купол и купола звонниц обвивает рельефный орнамент из якорей и спасательных кругов (прежде храм увенчивал крест, как бы слитый с колесом штурвала). Здание отделано не без пышности: его фасады облицованы гранитом и глазурованным кирпичом, украшены мозаичными иконами, майоликовыми фризами. Внутреннее пространство храма расчленено двухъярусными, богато орнаментированными арками.Стены и своды покрыты разноцветной мозаикой, узорчатыми изразцами. На полу из мрамора, заключенного в медную оправу, выложены изображения рыб, морских растений, кораблей.Повсюду на стенах укреплены памятные мраморные доски, на которых высечены имена морских офицеров, павших в боях и при исполнении служебных обязанностей; особо названы имена матросов, совершивших выдающиеся героические поступки. Мемориальный характер собора подчеркнут установкой перед ним в 1913 году памятника адмиралу С.О.Макарову, исполненного по проекту скульптура Л.В. Шервуда.

 

Благодаря удачному расположению и огромным размерам Морской собор сразу стал неотъемлемой частью панорамы Кронштадта, ведущей доминантой западной части Невской губы. К сожалению, в первые послереволюционные десятилетия зданию был причинен немалый ущерб. Круглые окна его фасадов, украшенные цветными витражами, заложили кирпичом; многие мозаичные иконы уничтожили или серьезно повредили; великолепный иконостас разнесли вдребезги. Долгое время в здании находился гарнизонный военно-морской клуб; с 1980 года в нем размещался музей "Кронштадтская крепость ", филиал Центрального военно-морского музея...

 

 

 

Кронштадте на Якорной площади (площадь Революции) перед Морским собором возвышается памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1848-1904)-выдающемуся русскому флотоводцу и ученому, полярному исследователю, океанографу, герою русско-турецкой и русско-японской войн. Бронзовая фигура адмирала отлита по модели скульптора Л.В.Шервуда на заводе Карла Робекки в Петербурге. Здесь также были изготовлены барельефы. Макаров изображен стоящим на скале в застегнутом на все пуговицы пальто и в фуражке, с поднятой рукой, указывающей в сторону моря. Сильный ветер развевает полы одежды и треплет густую бороду адмирала. Могучие волны пенными потоками взбегают к его ногам и, рассыпаясь, скатываются по скале обратно.

 

 Громадная скала, на которой стоит скульптура, поднята со дна моря и без предварительной обработки употреблена в качестве пьедестала;основанием ей служит широкая база из серого полированного гранита.

 

На лицевой стороне скалы, между потоками волн, вмонтированы бронзовые неправильной формы доски, на верхней из них выбито: «АДМИРАЛУ СТЕПАНУ ОСИПОВИЧУ МАКАРОВУ»  На нижней:" " В 1911 году камень этот, по высочайшему повелению, поднят из воды на рейде Штандарт и передан для сего памятника. Памятник освящен 24 июля 1913 года в присутствии его императорского величества государя императора Николая Второго ".

 

Ниже доски в скалу врезаны крупными бронзовыми буквами слова известного призыва Макарова:" ПОМНИ ВОЙНУ!"

 

По углам базы памятника поставлены строенные якоря, связанные цепями.Высота фигуры -3,4 метра, высота пьедестала с базой -4,9 метра.  Памятник открыт 24 июля (6 августа) 1913 года.

 

 

 

 

. Макаров изображен стоящим на скале в застегнутом на все пуговицы пальто и в фуражке, с поднятой рукой, указывающей в сторону моря. Сильный ветер развевает полы одежды и треплет густую бороду адмирала. Могучие волны пенными потоками взбегают к его ногам и, рассыпаясь, скатываются по скале обратно.

 Громадная скала, на которой стоит скульптура, поднята со дна моря и без предварительной обработки употреблена в качестве пьедестала;основанием ей служит широкая база из серого полированного гранита.

 

На лицевой стороне скалы, между потоками волн, вмонтированы бронзовые неправильной формы доски, на верхней из них выбито

:" АДМИРАЛУ СТЕПАНУ ОСИПОВИЧУ МАКАРОВУ ".

На нижней:" " В 1911 году камень этот, по высочайшему повелению, поднят из воды на рейде Штандарт и передан для сего памятника. Памятник освящен 24 июля 1913 года в присутствии его императорского величества государя императора Николая Второго ".

Ниже доски в скалу врезаны крупными бронзовыми буквами слова известного призыва Макарова:" ПОМНИ ВОЙНУ!"

По углам базы памятника поставлены строенные якоря, связанные цепями.Высота фигуры -3,4 метра, высота пьедестала с базой -4,9 метра.Памятник открыт 24 июля (6 августа)1913 года.

 

 

Мыс на восточной оконечности Васильевского острова,

 
Разделяет Неву на два рукава -Большую и Малую Неву, именуется Стрелкой Васильевского острова. Расположенная в ее" острие "парадная Биржевая площадь играет важнейшую роль в панораме центра города. С середины 19-го века -Биржевая, с 1937 года -Пушкинская, с 1989 года -вновь Биржевая. Перед главным фасадом Биржи устраивалась полукруглая площадь, искусственно выдвинутая на 123 метра в русло реки. В 1894 -1896 перед Биржей на полукруглой площади разбили сквер по проекту садового мастера, И.П.Визе. Композиция сквера-цветника, освященного 17 июня 1896 года, состояла из связанных между собой кольцевых дорожек, а также цветочных и древесных посадок. В 2001 году в сквере установили огромный якорь-кошку (1723), который нашли при работах на Шкиперском протоке. Биржа построена в виде античного храма. В ансамбль Биржи вошли Ростральные колонны, установленные в 1805-1810. Они олицетворяли морские победы России.

 

Здание Биржи

Стрелка Васильевского острова.. Ростральная колонна, Южный пакгауз Биржи (Зоологический музей), Университетская набережная,1 (Биржевая площадь, 2). Арх.А,Д.Захаров, И.Ф.Лукини.1826-1832.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.