Трудности обучения письму и чтению медлительных детей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Трудности обучения письму и чтению медлительных детей

2020-04-01 203
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик. Проблемы начинаются буквально в первый день обучения.

Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.

Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения.

Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

И учителя, и родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.

С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. Главное, на что мы хотим обратить особое внимание, – на начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы.

Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.

Взрослые, работающие с медлительными детьми, сами это замечают, но видят в этом упрямство, строптивость, нежелание следовать советам: «Я тороплю, а он назло – еще медленнее...»

Это не «назло», просто скорость работы мало зависит от желания ребенка.

Адаптация медлительных детей к школе во многом зависит и от того, как относились взрослые до школы (дома, в детском саду) к медлительности ребенка.

Возможны два варианта:

1. Ребенок – медлительный, но в семье к его медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут. И он не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает. Фактически такой ребенок не будет испытывать особых осложнений ни в детском саду, ни в дошкольной гимназии до тех пор, пока интенсивность работы на занятиях не превысит его возможности. Вот тогда могут появиться проблемы.

2. Ребенок – медлительный, но окружающие взрослые (дома и в детском саду) не понимают его, не считаются с этой особенностью.

Чаще всего медлительный ребенок, к особенностям которого относились до школы негативно, приходит в школу уже убежденным в том, что он все делает не так, и в том, что взрослые всегда им недовольны.

Школьные проблемы медлительных детей достаточно типичны.

В начале обучения может не быть каких-то специфических трудностей – с письмом, чтением и др. Однако следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей. Иногда период адаптации проходит относительно спокойно (если учитель и родители не предъявляют чрезмерных требований), но появляются специфические трудности в процессе обучения письму и чтению.

Разберем развитие трудностей письма и чтения у медлительных детей более подробно.

С первым «не успел» учитель и родители сталкиваются, как правило, при письме. Если внимательно посмотреть прописи медлительных детей, это хорошо видно. С первых страниц ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще – четверть задания. «Не успел написать» расценивается только как механическое (техническое) письмо – не успел осуществить движения при написании букв.

Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.

Еще сложнее тем детям, а таких много среди медлительных, которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать свое действие, составить его план, имеют какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими.

Но особая трудность – «что и как писать» – возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности – первый шаг в обучении.

Однако медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное – успеть, не отстать. Все это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а «не успел» будет возникать все чаще. Несоответствие требуемой и возможной скорости письма часто приводит к тому, что оно словно тормозится.

Однако основные сложности медлительных детей начинаются во второй четверти – увеличиваются объем, интенсивность письменной работы, и тогда возникает весь комплекс трудностей при письме. У ребенка два выхода – писать либо красиво в соответствии с требованиями каллиграфии (но тогда – медленно), либо быстро, как необходимо учителю при определенном темпе работы всего класса, но тогда появляются дрожание линии от чрезмерного напряжения, дополнительные штрихи, нарушается конфигурация букв, из-за дефекта времени осложняется звуко-буквенный анализ, появляются ошибки, а в дальнейшем тот же дефицит времени не даст возможность выполнить необходимое правило. Постоянное отсутствие достаточного времени на звуко-буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а создает условия, в которых грамотное письмо невозможно.

Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». Темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже нормативного, и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать намного быстрее, чем он может. Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие до школы дети теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети «спотыкаются» на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова «глотаются», в незнакомых часты пропуски, перестановки.

Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.

Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряется связь слов, понимание текста.

Рекомендации родителям по оказанию помощи медлительным детям

 

 

      (Приложение 4)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.