Методы диагностирования детской агрессивности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы диагностирования детской агрессивности

2020-03-31 148
Методы диагностирования детской агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В предыдущей главе мы рассмотрели теоретические аспекты детской агрессивности, а в этой главе мы разберем непосредственно уже социально-педагогическую деятельность по преодолению детской агрессивности.

Для того, чтобы социальному педагогу выявить детей с агрессивным поведением, необходимо провести диагностику этой проблемы. В этой связи особую значимость приобретает владение кадрами социальных педагогов методами и навыками научного диагностирования социальных ситуаций с тем, чтобы опираясь на его результаты, вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты детей и терапии взаимоотношений в обществе, ибо все они обусловлены сугубо определенными причинами (при всем их многообразии) и поэтому при осуществлении практических действий по поддержанию или преодолению наметившихся тенденций, событий или явлений в каждом конкретном случае требуется глубокое понимание их природы, характера и сущности, выявление и распознавание которых и составляет суть социальной диагностики [14, 31].

Социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих психологическое, медико-биологическое состояние. Она осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития [2, 61].

Обобщенные результаты этого исследования, и составляют социальный диагноз, т.е. научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении. Этот процесс чуждый по своей сути шаблонным приемам и способам проведения. Однако определенная общая схема методики социального диагностирования все же сложилась и ее можно рекомендовать в качестве исходного базового методического материала [15, 27].

 

 

        

 

Схема 1. Общая схема процесса исследования в социальной работе


В социально-психолого-педагогической практике выделяют такие виды проявления агрессивности подростков как страхи, тревожность, задиристость, враждебность, драчливость, озлобленность, жестокость и т.п.

В основном под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведений - от таких как злые шутки, сплетки, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств. Объединяя все выше сказанное, можно сказать, что в психолого-педагогическом аспекте выделяют такие формы проявления агрессивного поведения как физическая, вербальная, косвенная и негативизм. Все эти четыре формы, особенности их проявления нами были описаны в главе 1, параграфе 1.2.

Для исследования агрессивности детей, для диагностики, для сбора и анализа фактического материала важно применять различные методики, комплексное изучение которых и обеспечивает надежность, достоверность полученных данных.

Прежде всего рассмотрим метод наблюдения. Этот метод чаще других используется в педагогической практике, во-первых, это возможность получить богатую информацию для психологического анализа особенностей поведения ребенка и составление программы исследования. Во-вторых, наблюдение можно использовать когда информация не может быть получена другим способом, так как здесь информация получается путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целями и задачами исследования диагностики [11, 16].

Для выяснения взаимоотношений подростков с родителями и другими членами семьи, с педагогами и товарищами в школе и вне школы используется метод беседы. При этом нужно сначала проводить беседу с окружающими людьми, а уже потом с ребенком.

Беседы с родителями и педагогами позволяют выявить нравственную атмосферу, царящую в семье, выяснить характер отношений, поведения ребенка в семье, школе, во дворе, кругу друзей.

Материалы бесед раскрывают то, как объясняют взрослые причины агрессивного поведения ребенка; кто считает себя ответственным за его действия; как объясняет сам подросток причины своего агрессивного поведения, какую дает ему оценку. Нужно отметить, что испытуемый не всегда может осознать мотивы своего поведения, а значит беседы могут не отражать истиной картины. И в тоже время именно неосознанные мотивы поведения отражают основные потребностные тенденции детей подросткового возраста, материалы бесед представляют серьезный интерес.

Важным методом диагностического исследования является опрос. Он отмечается от других методов тем, что при его использовании получают надежную информацию, и не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их деятельности, поведения.

Хотя нужно помнить, что при ответе на вопрос ответ может быть искажен желанием ребенка «выставить» себя в лучшем свете. Суженного ответа, так и быстрое изменение ответов в различных ситуациях [25, 17].

При диагностике агрессивности детей можно использовать следующие методики. «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики. Проводится с целью. выяснения или уточнения черт личности, установок, психологических проблем ребенка.

Главное в методике РНЖ является умение ребенка фантазировать и отражать созданный образ в виде графического изображения рисунка. Вторая особенность - графический материал имеет не только связь с эмоциями, играющими роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье - метафоричность изображения, которая переносится на личность ребенка и описывается в психологических категориях: хотя рисование происходит без контроля сознания, но он отражает сознательные установки ребенка.

В начале проведения методики нужно установить доверительный контакт с ребенком и потом сообщить ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием».

Принципиально важным методом диагностирования агрессивности является опрос. Наиболее удачным представляется опросник Басса-Дарки (Приложение №1). Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны. Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

Одновременно в процессе работы мы применяли и специальный тест склонности к риску, построенный К.М. Витиным в форме личностного опросника.

Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков: педагог зачитывает вопросы, учащиеся отмечают на листке бумаги номера вопросов и выставляют сами баллы.

Эта методика является модификацией широко распространенного вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу прожективных тестов: испытуемому предлагается набор жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении.

Кроме наблюдения, бесед, опросников при изучении агрессивного поведения детей мы применяли сочинения, например, на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки?» [30, 17].

Применение разноплановых методик для исследования агрессивности детей дало возможность получить более широкую и разнообразную информацию об этом феномене. Вместе с тем названные методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Однако истолкование полученных данных требует и дополнительного теоретического анализа, так и создания экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции детской агрессивности.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.