Теоретические основы проблемы детской агрессивности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теоретические основы проблемы детской агрессивности

2020-03-31 180
Теоретические основы проблемы детской агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

"Проблема подростковой агрессивности"

 

 

г.


Введение

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство не только у педагогов и родителей, но и острый научно-практический интерес исследователей. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. [11]

Многоплановое психолого-педагогическое исследование этой проблемы в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов: Бютнер К., Парренс Г., Ратнер М., Кэмпбэл Р. и др.

Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу [13].

Агрессивность - это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.

С уверенностью можно сказать, что способность детей справляться со своей агрессией, определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств [30].

Проблема нашего исследования заключается в изучении особенности проявления детской агрессивности и возможности ее преодоления средствами игротерапии на основе анализа изученной социально-педагогической литературы.

Объектом будет являться детская агрессивность как социально-педагогический феномен.

Предметом исследования является преодоление детской агрессивности средствами игротерапии.

Цель исследования: определение сущности и причин возникновения детской агрессивности и изучение возможности использования игротерапии как социально педагогическое средство преодоления данного феномена.

Задачи нашего исследования:

- дать анализ литературе по проблеме исследования;

раскрыть социально-педагогические основы понятий детская агрессивность;

изучить причины возникновения агрессивности и особенности ее проявления в подростковом возрасте;

рассмотреть средства социально-педагогической работы с детьми подросткового возраста;

изучить методы диагностирования детской агрессивности;

изучить характеристику игротерапии как вспомогательное средство социального педагога для преодоления агрессивного поведения подростков;

выявить условия эффективного использования игротерапии как средства преодоления подростковой агрессивности.

Для реализации цели исследования был подобран следующий комплекс методов:

- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме с целью выявления новых подходов в исследовании подростковой агрессивности;

эмпирические методы - беседа, наблюдение, анкетирование, опрос и другие;

математические методы.

подростковый агрессивность игротерапия педагогический

 


Заключение

 

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно: детская (подростковая) агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Стремление подростка к самостоятельность, к признанию его новой роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Рассмотрение физической, косвенной, вербальной и негативизма - форм поведения (агрессивного) у детей 10-15 лет показало, во-первых, динамичное развитие этих форм. Причем физическая постепенно затухает, уступая вербальной.

Во-вторых, проявление агрессивности у девочек и мальчиков в подростковом возрасте - различно, что связано с биологическими особенностями, а также социально культурными стереотипами. Характерно, что хотя физическая агрессивность значительно выражена у мальчиков, но у них с возрастом она снижается, в то время как у девочек наоборот. Также тенденция роста присуща в вербальной и косвенной формах агрессивности.

Также на особенности и уровень агрессивности подростков влияет их социальное окружение, прежде всего семья.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков из разных социальных групп показал:

) физическая агрессия наиболее выражена у подростков семей рабочих шахтеров, тогда как у детей из семей интеллигенции, служащих, торговых работников отмечается низкий уровень такой агрессивности, но эти дети проявляют повышенный негативизм, а дети рабочих почти нет;

) косвенной агрессивностью особенно отличаются подростки из семей руководящих служащих и подсобных работников детских садов, школ;

) вербальная агрессивность типична для детей служащих «среднего звена»;

) в целом негативизм наиболее развит у детей из семей руководящих работников, менее из семей торговых работников.

Данное обстоятельство связано не только с материальным достатком, но и принятым в этой сфере стремлением избегать конфликтных ситуаций.

В связи с состоянием фрустрации ребенок ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и агрессии. Агрессия вызывается также необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода кроме драки или словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков драка - это утверждение себя в глазах окружающих.

Социальный педагог в работе с детьми подросткового возраста, пользуется различными средствами для организации своей деятельности. Такими средствами являются различные материальные, эмоциональные и другие условия для достижения своей определенной цели. Также социальный педагог должен не прерываясь добиваться личностного и профессионального роста для наиболее продуктивных результатов своей деятельности.

Большой популярностью в социально-педагогической работе по преодолению агрессивного поведения у детей подросткового возраста пользуется такой метод как игротерапия. Дети выражают агрессию в игре разнообразными, прямыми или косвенными способами: режут ножом или ножницами стол или кусочки дерева, расплескивают воду или краску, так что комната превращается в поле битвы. Важно дать возможность ребенку выразить свою агрессию, но еще более важно понять, почему именно в этот конкретный момент в ситуации переноса возникают такие импульсы, и пронаблюдать их последствия для ребенка.

Тренинги, различные упражнения, разыгрывание ситуаций (реальных и выдуманных), сюжетно-ролевые игры и т.д.с ребенком или группой детей является мощным средством, которое может использовать в работе социальный педагог. Игра позволяет детям освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных развитием реальных жизненных отношений между подростком и социальным педагогом.

Для исследования агрессивности применяются те же группы методов, что и для других свойств личности: наблюдение, опрос, проэктивные методики.               

Для социально-педагогического исследования агрессивного поведения среди подростков необходимо использование интегративного подхода, позволял строить целенаправленно воспитательный процесс.

Данная работа по исследуемой проблеме будет являться базой для коррекции и профилактике агрессивного поведения.

 

 


Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: 2006. - 232 с.

. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2008.

. Бодалев Л.А. Восприятие человека человеком. - М.: Изд-во ЛГУ, 1965.

. Божович Л.И. Психология формирования личности. - М.: 2008.

. Буева Л.П. Социальная среда и создание личности. Человек: деятельность и обучение. - М.: Мысль, 1948.

. Бютнер К. Жесть с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1991.

. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

. Выгоцкий Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - №2.

. Выгоцкий Л.С. Собр.соч., В 6 т. - М., 1982 - Т.1.

. Выгоцкий Л.С. Собр.соч., В 6 т. - М., 1983. - Т.3.

. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. - М.: Изд-во АНН СССР, 1975.

. Давыдов В.В. Принципы развития в психологии. - М.: Изд-во АНН СССР, 1987.

. Детский психолог. / Под ред. Е.И. Рогова. - Вып. 1. - Ростов на Дону, 1992.

. Жуков Б.И. Теории и методика социальной работы. (Краткий курс). - М.: изд-во «Союз», 1994.

. Зотова О.И. Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. (Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1996.

. Зюбин Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - с. 59-63.

. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки. / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1980. - 214 с.

. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

. Кон И.С. Какими они себя видят. - М.: Знание, 1975.

. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.

. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1990.

. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М.: Просвещение, 1979.

. Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Блауберга. - М.: Политиздат, 1979.

. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990.

. Куликов Л.В. Психические состояния. - М.: Просвещение, 1990.

. Крич Д., Кратчфильд Р. Несправедливость, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. - 2009. - №112.

. Лазурс Р.С. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л., 1990.

. Левитов Н.Д. От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. - М.: Просвещение, 1979.

. Левитов Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1989. - №6.

. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Школьный психолог. - 2008. - №6.

. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1997.

. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М.: Просвещение, 1989.

. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. - 2008 г., №1-2.

. Невский И.А. Трудный успех. - М.: Просвещение, 1991.

. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Политиздат, 1982.

. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Просвещение, 1990.

. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Сб. статей. / Отв. ред. М.И. Бобнева. - М.: Наука, 2009.

. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1981.

 

 


Приложение 1

 

Опросник Басса-Дарки

. Ф.И.О.

. Пол

. Возраст

. Место работы родителей.

Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны.

. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

. Если меня не просят по-хорошему, я не выполняю просьбы.

. Я не всегда получаю то, что мне положено.

. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

. Если я не одобряю поведения друзей, то обязательно даю им это почувствовать.

. Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытываю мучительные угрызения совести.

. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

. Я часто бываю не согласен с людьми.

. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

. Меня немного огорчает моя судьба.

. Я думаю, что многие люди не любят меня.

. Яне могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувства вины.

. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

. Я не способен на грубые шутки.

. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

. Довольно многие люди завидуют мне.

. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнуть по носу.

. От злости я иногда бываю мрачен.

. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сделать все, что я о нем думаю.

. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

. Неудачи огорчают меня.

. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

. Ч ругаюсь со злостью.

. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.

. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

. Я часто думаю, что жил неправильно.

. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

. Я часто просто угрожаю людям, хот м не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

. В последнее время я стал занудой.

. В споре я часто повышаю голос.

. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

. Физическая агрессия:

«да» - №1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет» - №9, 17, 41

. Косвенная агрессия:

«да» - №2, 18, 34, 42, 56, 63

«нет» - №10, 26, 49

. Раздражение:

«да» - №3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - №11, 35, 69

. Негативизм

«да» - №4, 12, 20, 23, 36

. Обида:

«да» - №5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

«нет» - №44

. Подозрительность:

«да» - №6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - №65, 70.

. Вербальная агрессия:

«да» - №7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - №39, 66, 74, 75

. Угрызение совести, чувство вины:

«да» - №8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

 

 


Приложение 2

 

Тест склонности к риску

На задаваемые вопросы даны следующие варианты ответов и их оценка в баллах:

- да;

- скорее да, чем нет;

- трудно сказать, как бы поступил;

- скорее нет, чем да;

- нет.

Тест

. Ф.И.О.

. Пол

. Возраст

. Место работы родителей

Вопросы:

. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?

. Стали бы вы на пути убегающего опасного преступника?

. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час?

. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку (например, во время турпохода)?

. Вошли бы вы вместе с укротителями в клетку со львами при его заверении что это безопасно?

. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?

. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

. Рискнули бы вы схватить уздечку убегающую лошадь?

. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

. Могли бы вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной охраны?

. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

. Могли бы вы в виде исключения вместе с другими семью людьми подняться на лифте, рассчитанном на шесть человек?

. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?

. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

Этот тест несет в себе информацию о склонности подростка к риску. Те, кто набирает 60 и более баллов - повышенная склонность к риску; 25 и менее - являются весьма осторожными. Первая категория детей заслуживает особого внимания педагога.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

"Проблема подростковой агрессивности"

 

 

г.


Введение

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство не только у педагогов и родителей, но и острый научно-практический интерес исследователей. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. [11]

Многоплановое психолого-педагогическое исследование этой проблемы в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов: Бютнер К., Парренс Г., Ратнер М., Кэмпбэл Р. и др.

Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу [13].

Агрессивность - это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.

С уверенностью можно сказать, что способность детей справляться со своей агрессией, определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств [30].

Проблема нашего исследования заключается в изучении особенности проявления детской агрессивности и возможности ее преодоления средствами игротерапии на основе анализа изученной социально-педагогической литературы.

Объектом будет являться детская агрессивность как социально-педагогический феномен.

Предметом исследования является преодоление детской агрессивности средствами игротерапии.

Цель исследования: определение сущности и причин возникновения детской агрессивности и изучение возможности использования игротерапии как социально педагогическое средство преодоления данного феномена.

Задачи нашего исследования:

- дать анализ литературе по проблеме исследования;

раскрыть социально-педагогические основы понятий детская агрессивность;

изучить причины возникновения агрессивности и особенности ее проявления в подростковом возрасте;

рассмотреть средства социально-педагогической работы с детьми подросткового возраста;

изучить методы диагностирования детской агрессивности;

изучить характеристику игротерапии как вспомогательное средство социального педагога для преодоления агрессивного поведения подростков;

выявить условия эффективного использования игротерапии как средства преодоления подростковой агрессивности.

Для реализации цели исследования был подобран следующий комплекс методов:

- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме с целью выявления новых подходов в исследовании подростковой агрессивности;

эмпирические методы - беседа, наблюдение, анкетирование, опрос и другие;

математические методы.

подростковый агрессивность игротерапия педагогический

 


Теоретические основы проблемы детской агрессивности

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.