Средства социально-педагогической работы по преодолению агрессивности у детей подросткового возраста — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Средства социально-педагогической работы по преодолению агрессивности у детей подросткового возраста

2020-03-31 125
Средства социально-педагогической работы по преодолению агрессивности у детей подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходя из того, что предметом нашего исследования является преодоление детской агрессивности средствами игротерапии, то нам целесообразно рассмотреть средства социально-педагогической работы в целом, именно те средства, которые будут более продуктивными в работе с агрессивными детьми, но прежде всего необходимо разбить цепочку: «методика - метод - прием - средство», а уж потом рассмотреть непосредственно средства социально-педагогической работы с детьми подросткового возраста, что и является нашей целью непосредственно в рассмотрении этого параграфа.

В общем виде методика представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Методика воспитания (обучения) - это совокупность способов организации воспитательного (образовательного) процесса и как отрасль педагогического знания, в которой изучаются и создаются способы организации процесса воспитания (обучения) [44, 18].

Как мы уже говорили, методика разделяется на составные - методы, приемы и средства. Что же подразумевается под понятием «методы» в общем смысле и под понятием «методы социально-педагогической деятельности». Итак, метод (с греческого «путь», «путь исследования») - теория изучения, путь достижения заданной цели, способы воздействия на волю, сознание, чувства, поведение личности [23, 174].

В более узком смысле, методы социально-педагогической деятельности - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению положительного социального опыта и способствуют успешной социализации и реабилитации ребенка [2, 79].

Нужно определить, что же мы понимаем под социально-педагогической деятельностью. В свою очередь это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоении им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [2, 39].

В своей работе социальный педагог может использовать различные типы методов, такие как методы социологии, педагогики, психологии. Важно отметить, что выбор методов зависит от цели и задач воспитания, особенностей возраста и личности воспитанников, а также знаний и мастерства социального педагога.

Под методами воспитания социального педагога мы понимаем совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенных целей воспитания, перевоспитания, исправления.

Частью метода воспитания является прием воспитания, который позволяет дополнить метод и сделать его более эффективным, а также связан с определенными задачами.

Э. Натанзон выделяет созидающие приемы (внимание, поощрение, просьба, доверие) и тормозящие приемы (намек, ласка, упрек, мнимое безразличие, осуждение, взрыв).

Средства являются более широким понятием, чем прием и метод, так как и прием, и метод могут выступать средством.

Средства - это совокупность материальных, эмоциональных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения цели [44, 28].

Средство становится социально педагогической деятельностью лишь в том случае, когда используются для достижения цели. Например, игра может быть отдыхом и развлечением, но если ее организовать так, чтобы она служила определенной целью (формированию социальных умений), то игра становится средством социально-педагогической деятельности.

Средством могут служить дискуссии, соревнования, производительные искусства, книги, средства массовой информации и др.

Психологическое воздействие, которое оказывает социальный педагог на воспитанника в процессе их совместной деятельности по преодолению агрессивного поведения предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и мотивов деятельности воспитанника. В качестве средств воздействия используются:

) вербальная информация - слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут изменяться для разных детей и оказывать иное воздействие (тут влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);

) невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника);

) вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (так, изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности могут изменить ребенка, его состояние, поведение);

) регуляция степени и уровня удовлетворения потребностей (в том случае, если ребенок признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения собственной потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового). Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) имеет несколько разные средства воздействия. Так, заражение - это невербально эмоциональное воздействие плюс частично вербальный компонент; а убеждение - это вербальный плюс эмоциональный и плюс вовлеченность в деятельность [25, 185].

Говоря о средствах работы социального педагога с детьми агрессивного поведения нужно обратить внимание на организацию его деятельности. В практике существуют такие формы работы с детьми, как фронтальная, групповая и индивидуальная.

Фронтальная форма - это совместная деятельность всего коллектива детей (7-10 человек), под руководством социального педагога. Ребята выполняют одинаковые поручения, задания всем коллективом вместе, обсуждают, анализируют. Социальный педагог воспитывает чувство коллективизма; позволяет находить ошибки в рассуждениях своих товарищей. Эта форма работы нацелена на абстрактных ребят.

Групповая форма работы.

Ребята работают в группах по 3-6 человек. Каждая группа получает определенное задание и выполняют его сообща, под руководством намеченного лидера или социального педагога. В ходе работы каждый член группы учитывает и оценивает вклад другого члена группы, происходит непосредственное взаимодействие между членами группы, сплочение в процессе работы, приучаются действовать согласованно, повышается чувство ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма наиболее применима для проведения практической работы.

Выделяют следующие элементы групповой формы работы:

) индивидуальная работа, оценка работы группы;

) взаимная проверка проведенной работы;

) предварительная подготовка ребенка к выполнению группового задания, постановка целей;

) обсуждение и выполнение плана работы в группе, определение способов работы, распределение обязанностей;

) наблюдение социального педагога за ходом работы и корректировка действий членов группы, если это необходимо.

Следующая форма работы с детьми агрессивного поведения - индивидуальная.

Подросток самостоятельно выполняет задание социального педагога, выбранное специально для него. Так же индивидуальная форма работы может подразумевать под собой беседы с подростком и социальным педагогом тет-а-тет; разработка планов работы именно для конкретного ребенка и т.п.

Социальный педагог контролирует, направляет деятельность ребенка, что воспитывает у него самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели.

К средствам социально-педагогической работы можно отнести материальные и духовные ценности социального педагога, которые позволяют решить поставленную задачу, достичь более продуктивных результатов.

Материальные ценности - это разного рода осязательные предметы, которые способствуют более точному, быстрому, успешному достижению цели. Такими ценностями могут считаться различные документы, таблицы, наглядные пособия, графики и другое.

Однако какой бы ни была богатой копилка материальных ценностей социального педагога, она была бы бесполезной без духовных ценностей, под которыми понимается личные особенности социального педагога, именно на них мы хотим остановиться немного подробнее.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой. Одна из главных задач социального педагога является поддержать ребенка духовно, вселить в подростка веру в то, что все может измениться к лучшему. Поэтому педагог должен знать свои способности, чем он может добиться успеха, и свои недостатки. Например, один педагог владеет даром красноречия, другой может разжечь энергию подростка и т.п. Влияние социального педагога на ребенка зависит от его личных качеств - доброта, сопереживание, отзывчивость, стремление прийти на помощь и т.п. Однако социальному педагогу необходимы и профессиональные знания: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспитательной работы. Эти знания необходимы для изучения ребенка (подростка), анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе детей [3, 204].

От личностных качеств зависит и педагогическое мастерство социального педагога, от его знаний и умений.

К тому же социальный педагог должен уметь организовывать деятельность и сотрудничество с детьми. Существует такое понятие как педагогическая технология, которой должен владеть приемами, умениями, навыками влияния на воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами [34, 71].

Социальный педагог должен добиваться личного и профессионального роста, должен пополнять свою копилку по использованию различных средств работы с подростками и использовать их на практике. Вообще процесс оказания помощи ребенку (подростку), связанный с изменяющейся средой, требует чтобы социальный педагог находился в гармонии с миром. Невозможно быть чутким к подростку и творческим педагогом, взаимодействовать с большим кругом людей, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития в качестве личности, и в качестве профессионала [42, 167].

Знания о различных средствах работы социального педагога помогут нам в дальнейшем исследовании агрессивного поведения у подростков и создании экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции этого феномена.

 

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.