Социально-психическая дезадаптированность личности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социально-психическая дезадаптированность личности

2020-04-01 198
Социально-психическая дезадаптированность личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состояние удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживанием ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

Имея в виду то обстоятельство, что человек начинает осуществлять адаптивные процессы во всех тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях (а не только при переживании конфликтных ситуациях), можно выдвинуть проблему уровней дезадаптированности.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

 

О перспективах структурно-функционального подхода к проблеме адаптации

 

Функциональный подход и структрно-функциональный анализ в социологии и социальной психологии всегда явно или неявно имеют в виду адаптивное значение рассматриваемых социальных явлений. Многие социологи и культурологи обсуждали проблему функционализма, были его сторонниками {59. см., напр. Г Беккер, А.Босков, современная социологическая теория. М., 1961,гл.8}.

Понятие функция используется в двух основных смыслах: а) как цель, предназначение, роль какой-либо социальной структуры или механизма; б) как особая связь, зависимость двух или большего числа явлений. В социальной психологии личности, говоря об адаптивных функциях каких-либо психических механизмов, структур или способностей, мы всегда будем иметь в виду первое из этих значений (т.е. целевое назначение, «телеологический» аспект, роль в решение каких-либо проблем, в первую очередь в процессе преодоления или преобразования проблемных ситуаций).

Функциональный анализ поведения, события, учреждения или социальных действий имеет своей целью связать их существование с более широкими системами целей, осуществлению которых они служат.

Явные функции социальных действий-только один из уровней анализа. Данное частное действие может иметь много латентных функций и даже дисфункций. Здесь анализ Р. Мертона, как отмечает излагающий его взгляды Эд. Сэмпсон, по своей природе приближается к фрейдовскому анализу сновидений, так как под явным содержанием он видит скрытое, латентное содержание (функции).

Следует, однако, отметить, что стремление найти глубинные и скрытые содержания и функции психических или социальных явлений нельзя считать методом, монополизированным психоанализом. Такой метод анализа социально-психлогических явлений просто необходим для нашей науки. Мы считаем, например, что многие социальные адаптивные действия являются символическими. Поэтому социально-психический анализ должен стремиться к раскрытию подсознательных или утраченных в историческом прошлом скрытых смыслов этих символических адаптивных механизмов и действий.

 

Образование реакции как формирование противоположной установки адаптации

 

Во многих случаях человек фрустрируется вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания: они вызывают у него внутренние конфликты, чувство вины. Такое состояние фрустрированности возникает даже тогда, когда чувства эти подсознательны. Одним из психологических средств подавления таких чувств и разрешения внутренних конфликтов между желанием и интернализованными нормами является механизм формирования реакции: формируются такие осознаваемые установки и поведение, которые противоречат подсознательным неприемлемым желаниям и чувствам.

Этот механизм известен под названием формирования реакции. Он помогает человеку защищаться против собственных неприемлемых импульсов. Однако до сих пор мало что известно о том, каким образом происходят процессы формирования новой установки, какую роль здесь играют другие адаптивные механизмы. Решению этих проблем могут способствовать следующие соображения: а) формирование реакции есть процесс смены установок, и, следовательно, для раскрытия его закономерностей можно опираться как на достижения теории социальных установок (аттитюдов), так и на теорию Д.Н.Узнадзе; б) нет сомнения, что процесс формирования новой установки начинается с вытеснения или подавления нежелательных установок и входящих в ее структуру чувств. Поэтому в этом процессе должны принимать участие определенные подструктуры Я-концепции личности, в первую очередь - ее идеальное Я; в) в состав вновь образуемой социальной установки, в ее "когнитивном блоке", без сомнения, имеются рационализации. Мы полагаем, что процесс рационализации является одним из основных когнитивных процессов, приводящих к формированию познавательных элементов новой установки. Последняя есть защитно-адаптивное образование, своеобразный защитно-адаптивный комплекс, состоящий, в частности, из системы защитных аргументов. [32; с.69].

Формирование реакции обычно является не просто механизмом сбалансирования новой установки со старой: новая осознанная установка часто бывает чрезмерно сильной и активной, вызывает нетерпимость и фанатизм. Например, подавляя свои подлинные враждебные чувства к людям, человек может стать чрезмерно любезным и неприятно заботливым. Этим сознательным реактивным установкам нередко придают широкое общественное звучание: начинают критиковать мелкие пороки и флуктуации общественной морали, но фактически подавляют собственные подсознательные импульсы к нарушению моральных принципов и норм.

В определенных пределах, если реактивная установка умеренно выражена, она может играть положительную роль для борьбы против возможных собственных нежелательных стремлений и действий, а также подобных действий других. В этих пределах формирование реакции является адаптивным механизмом. Однако если реактивная установка чрезмерно сильна и активна, она может привести к искажению реальности и к неадаптивным действиям девиантного, в частности - патологического характера.

Следует отметить также, что после формирования реактивной установки прежний конфликт становится подсознательным и возникает новый конфликт между двумя установками. Поэтому систематическое использование механизма формирования реакции чревато опасностями для психики личности: она может стать насыщенной конфликтующими содержаниями. Возникает потребность разрешения нового внутреннего конфликта, который, объективируясь в социальных отношениях личности порождает внешние конфликты.

Механизм формирования реакции в процессе развития ребенка возникает, как предполагала А.Фрейд, непосредственно в структуре Я, в то время как Я, по ее мнению, могло даже не знать, что какому-либо влечению отказано в удовлетворении, не знать о том конфликте, который привел к установлению нового положения вещей.

Реактивные образования легче всего изучить при их распаде. Такой распад, согласно А.Фрейд, имеет место тогда, когда вытесненные влечения, прикрытые реактивным образованием, снабжаются большим количеством психической энергии. Тогда влечение проникает в сознание, и в нем одновременно становятся заметными как влечение, так и реактивное образование. Однако, поскольку Я стремится к синтезу, это благоприятное для самонаблюдения и объективного наблюдения состояние длится недолго. Разгорается новый конфликт между влечением Оно и активностью Я, в процессе разрешения которого решается вопрос, который из них победит и какого рода компромисс будет установлен между ними.

Отметим также, что, согласно А.Фрейд, и образование реакции является "... одним из важнейших защитных мер Я, используемых для длительной защиты против Оно". Нельзя считать данный механизм предназначенным только для разрешения или подавления конфликта между Я и Оно в психоаналитическом его понимании. Механизм формирования реакции, если его истолковать, как мы предложили, в качестве процесса появления новой установки, направленной против предыдущей, можно считать более универсальным механизмом защитной адаптации. Он может использоваться при разрешении многих видов конфликтов. При переживании межролевого конфликта (например, при одновременном исполнении ролей отца и начальника во взаимоотношениях с одним и тем же человеком) положительная установка, входящая в структуру первой роли (роли отца) может быть заменена противоположной установкой, включаемой в роль начальника. Носитель двух конфликтующих ролей может стать крайне суровым по отношению к сыну. Такую установку мы считаем реактивным образованием.

Сама по себе проблема "адаптации" по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается "одной из кардинальных и важнейших задач биологии", но никак не психологии. И в данном положении, на мой взгляд, очень четко просматривается достаточно большое упущение со стороны психологической науки, так как на самом деле названная выше проблема заслуживает самого пристального внимания именно со стороны психологов.

Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологической науки.

В настоящее время, пожалуй, нет какой-либо специальной методики, которая бы надежно решала задачу комплексного изучения социальной адаптации личности. При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации. Но все они направлены на диагностику только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретно­го состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности.

Итак, адаптация является свойством любого живого организма. Однако личность - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный.

Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживанием ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

 

Исследование адаптивности студентов ТГУ. Обзор диагностических методик

 

Исследование проводилось с целью выявления влияния мотивационного фактора на показатели успешности адаптации студентов к изменяющимся условиям, а также выявления реального уровня и возможных перспектив, зон ближайшего развития у каждого индивида. По данному исследованию выявлен уровень влияния адаптивности и мотивации на дальнейший процесс и результат обучения.

Для проведения данного исследования использовалась методика «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанной В.Э.Мильманом. Данная методика позволяет диагностировать мотивационные (МП) и эмоциональные (ЭП) профили личности, уровень жизнеобеспечения комфорта. Методика устанавливает уровень индивидуальной и общей активности, социальную полезность личности, а также её направленность на деятельность и получение удовольствия. Продуктивная деятельность состояла в том, что испытуемым предлагалось 14 утверждений, касающихся жизненных стремлений и некоторых сторон их образа жизни. Им требовалось выразить свое отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (a,b,c,d,e.f,j,h), поставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

«++» - да, согласен;

«+» - пожалуй, согласен;

«=«- когда как, согласен;

«-» - нет, не согласен;

«?» - не знаю.

Требовалось отвечать быстро, не задумываясь долго над ответами, отвечать на вопросы последовательно, от 1а до 14h. Следить за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу требовалось не более 20 минут. Испытуемым предлагался бланк для ответов.

Прогностический опросник менеджерской адаптации (ПОМА) позволил нам выявить уровень интерпретационной характеристики - прогноз межличностной адаптации (неблагоприятный, умеренный, благоприятный, успешный). В инструкции данной методики предлагалось ответить на

утверждений опросника. При ответах требовалось исходить из того, как обычно подходят к решению целенаправленных задач, взаимодействию с однокурсниками и педагогами. Если согласно с утверждением, отмечает ответ «да» - «+» не согласны, ответ «нет»- «─».

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.