Психологический мотивация личность — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Психологический мотивация личность

2020-04-01 397
Психологический мотивация личность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологический мотивация личность

 

 


Введение

 

Всё большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека, как субъекта деятельности, общения и познания. Адаптационная проблематика занимает центральное место в фундаментальных предметных полях. Проблема адаптации представлена в психоаналитической практике и гештальт-терапии, она находит своё приложение в теоретических конструктах и эмпирических разработках бихевиоризма и когнитивной психологии, отражена в концептуальных постулатах гуманистической парадигмы.

В последнее время наблюдается значительная эволюция понимания явления психологической адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит все большее разделение понятий приспособления и собственно адаптации, движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов к самоактуализации и самореализации личности в естественной социальной среде. Понимание адаптации менялось с течением времени, следуя за тенденциями развития науки и отражая актуальные проблемы, волнующие человечество и различные исторические периоды.

Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень социально-психологической адаптации и мотивации личности влияет на дальнейший процесс и результат обучения.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить влияние мотивационного фактора на показатели успешности адаптации личности к изменяющимся условиям.

В ходе планирования нашей психолого-педагогической деятельности потребовалось выдвижение следующих задач:

§ Изучить научную и специальную литературу;

§ провести исследование уровня адаптивности и мотивации личности;

§ выполнить качественный и количественный анализ и сформулировать выводы о мотивации личности, которая оказывает влияние на адаптивность к учебной деятельности;

§ сформировать теоретический анализ источников исследования адаптивности личности;

§ экспериментально оценить уровень приспособленности индивида к окружающим его условиям;

В процессе подготовки эксперимента нами была сформулирована гипотеза о том, что уровень мотивационной сферы оказывает влияние на социально-психологическую адаптацию личности и стимулирование её системных побуждений.

Объектом нашего исследования является специфика особенностей социально-психологической адаптации и мотивации личности.

Предметом нашего исследования является уровень адаптационных и мотивационных особенностей личности.

Для проведения исследования нами была подобрана методика: Диагностика мотивационной структуры личности, разработанная В.Э. Мильманом.

Теоретическая значимость работы: выявления влияния мотивационного фактора на показатели успешности адаптации студентов к изменяющимся условиям, а также выявления реального уровня и возможных перспектив, зон ближайшего развития у каждого индивида.

Практическая значимость: результаты исследования в данной дипломной работе, полученные нами, могут быть использованы социальными работниками, социальными педагогами, психологами школ.

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

 

 


Механизмы адаптации

 

Проблема социальной адаптации - одна из ключевых в современных исследованиях психологии личности. Прежде всего, здесь конкретизируется объект адаптации непрерывное и активное приспособление человека к условиям социальной среды. Отметим здесь, что уже на уровне определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований для развития и конечной успешности адаптации в ее психологическом (а не биологическом) аспекте. Указывается, что проблема социальной адаптации выступает на первый план существенного, кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося в его социальном окружении. При этом ведущую роль в развитии и результативности адаптационных процессов играют именно структуры личности и связей с существенными характеристиками человеческого бытия.

Различные модели адаптации базируются на анализе многочисленных экспериментальных данных о динамике физиологических параметров организма в ходе адаптации. Одним из общих подходов к рассмотрению феномена адаптации является её трактовка как процесса перестройки психофизиологических характеристик для того, чтобы индивид под влиянием факторов внешней среды, сохраняя необходимое функциональное состояние, приспосабливался к новым условиям существования и жизнедеятельности. Весьма полный анализ основных психофизиологических механизмов адаптации человека к неблагоприятным условиям жизненной среды (на примере адаптационных процессов, рассматриваемых в космической медицине) приведен в работах С.И.Степановой. Она выделяет основное противоречие феномена адаптации и его ритмическую основу: фактически, адаптация есть непрерывное разрешение противоречия между изменением и сохранением, динамикой и статикой; другими словами, основное противоречие адаптационного процесса представляет собой основное противоречие всякого движения. [18; с.22 ].

Именно в процессе социализации, с точки зрения Т.Парсонса, перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы. Обсуждение этого вопроса начинается с изложения точки зрения, которую он развил в некоторых работах в качестве части своей общесоциологической теории. (Этот автор находится под сильным влиянием психоанализа и некоторые свои идеи заимствовал от представителей данного направления социологии). Согласно Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных механизмов; б) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; в) приспособления, механизмов которые тесно связаны с защитными механизмами. Механизмы приспособления, согласно Т.Парсонсу, сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернационализации элементов социального контроля и в этом смысле имеют сходство с функционированием сверх - Я. Здесь по существу утверждается мысль о том, что в процессе социализации личности, после когнитивных механизмов, важнейшую роль играют психические механизмы адаптации, причем сублимацию Т.Парсонс, по-видимому, не считает механизмом защитного характера. Точка зрения Т.Парсонса содержит в себе еще один нюанс, который заслуживает специальног внимания. Он считает, что механизмы приспособления сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Мы полагаем, что это утверждение следует истолковать следующим образом: Т.Парсонс считает, что "классические" защитные механизмы (фрейдовские динамизмы) служат для разрешения внутренних конфликтов личности, а функцией механизмов незащитной адаптации является разрешение внешних конфликтов. В этой связи возникает ряд вопросов, в том числе следующий: можно ли считать механизмы незащитной адаптации результатами сублимации внешних конфликтов, или же это такие механизмы, которые какими-то другими путями оказываясь в распоряжении индивида, участвуют в осуществлении такой сублимации? Если имеет место второе предположение, тогда следует выяснить, к каким результатам приводит осуществление сублимирующей функции приспособительных механизмов. Аналогичный вопрос возникает также в связи с механизмами защитной адаптации: являются ли они результатами сублимации внутренних конфликтов или же сами сублимируют внутренние конфликты? Если имеет место второе, то к каким результатам приводит работа защитных механизмов? [ 19; с.682 ].

Возможно, что сублимация как сложный и независимый адаптивный процесс, осуществляется с помощью своих специфических механизмов и может носить как защитный, так и незащитный характер. Какая из этих функций сублимации будет осуществлена, зависит как от ситуации, так и от индивидуальных особенностей личности (в том числе от уровня ее творческой одаренности). Сублимация вместе с другими адаптивными механизмами может участвовать в процессах разрешения как внешних, так и внутренних конфликтов, взаимодействуя с ними Все эти гипотезы, подлежат эмпирической проверке. Их расширение и эмпирическая проверка позволит получить дополнительные сведения, необходимые для развития теорий социализации и социально-психической адаптации. Согласно Т.Парсонсу, познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания учителей и родителей. Интернализируя эти указания и ожидания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность.

При обсуждении этой проблемы, Т.Парсонс игнорирует одно важное обстоятельство, что не позволяет ему видеть внутренние связи различных механизмов социализации. Речь идет о том, что подражание и идентификация, как познавательные механизмы социализации, участвуют в тех адаптивных личностных процессах, которые развертываются в психике человека после того, как она оказывается в проблемной ситуации, Достаточно вспомнить, например, о существовании такого механизма защитной адаптации, как психическая идентификация с агрессором. С другой стороны, нет оснований для утверждения, будто в процессах защитной и незащитной адаптации из всех познавательных механизмов участвуют только подражание и идентификация. Достаточно, например, проанализировать структуру рационализаций для доказательства того, что психическая адаптация личности осуществляется с участием и других познавательных механизмов, в том числе механизмов научения (на которые в данной связи обратил внимание и сам Т.Парсонс). Таким образом, все те механизмы, которыми, согласно Т.Парсонсу, осуществляется процесс онтогенетической социализации личности, участвуют также в процессах ее адаптации на всех этапах ее развития. [21; с.136 ].

Любая защитная реакция, по мнению А. Фрейд, особенно если она уже оформлена и автоматизирована, может быть как непосредственной, так и отсроченной. Но некоторые из них по природе своей являются отсроченными (особенно когда первые формируются), а другие большой отсрочки для формирования и использования не требуют. Прямая агрессия. Фрустрированный человек нередко предпринимает немедленное агрессивное действие или ряд таких действий, направленных против источника фрустраций. Перемещение агрессии. Во многих фрустрирующих ситуациях фрустрированный человек не в состоянии прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору. Это случается по разным причинам: или фрустратор (другой человек, группа) настолько сильный, что с его стороны можно ждать новых (ответных) агрессивных действий, или же источник фрустрации не совсем ясен фрустрированному; в других случаях причины или источники фрустраций находятся в самом индивиде. В некоторых случаях прямая агрессия сдерживается под воздействием интернализованных моральных норм и принципов. Например, фрустрированный со стороны родителей ребенок знает, что нельзя ударить его или сказать грубое слово. Во всех подобных случаях выбирается новый объект агрессии. Происходит процесс замещения объекта агрессии, а агрессивная установка перемещается на этот новый объект. Идентификация с агрессором. Существуют такие разновидности агрессии, которые вряд ли могут считаться непосредственными реакциями на фрустрацию: они являются более тонкими и длительно действующими защитно-адаптивными механизмами, возникающими в результате глубокой переработки фрустрирующей ситуации.

К их числу в первую очередь относится идентификаци с агрессором, по существу являющаяся защитно-адаптивным комплексом: он включает в себя механизмы агрессии, идентификации и интроекции (включения в свою личность определенные качества другого). Находясь под угрозой и переживая состояние фрустрированности, человек защищает свою личность и ее высокую самооценку тем, что включает в структуру своей личности достижения и силу фрустрирующих его индивидов и групп. Этот механизм хорошо описан в уже упоминавшейся книге А.Фрейд, в которой приводится такой пример: девочка боялась призраков, которые часто являлись ей в темноте. Оказавшись в темной комнате, она совершала какие-то ритуальные действия и говорила своему брату: "Не надо бояться, надо только вообразить, что именно ты являешься привидением, которое может встретить тебя».

Апатия и беспомощность. Непосредственным ответом на воздействие фрустраторов чаще всего является агрессия. Однако в этом отношении существуют большие индивидуальные различия: на одну и ту же проблемную ситуацию разные люди могут давать различные непосредственные ответы.

Считается, что склонность отвечать на воздействие фрустрирующих ситуаций агрессивно или безразлично зависят от научения: реакции на фрустрации приобретаются научением так же, как и другие формы поведения.[ 22; с. 47 ].

В последние десятилетия психологи обратили внимание на одно явление, которое было названо "приобретенной беспомощностью". Психологи обратили внимание на поведение и личностные характеристики людей, находившихся в фашистских концентрационных лагерях.

Оказалось, что у многих узников формируется установка безразличия и ухода под длительным воздействием деприваций, угрозы смерти и различных наказаний. Когда эти фрустрации длительны и неизбежны, тогда апатия и оскудение эмоциональной жизни становятся адекватными реакциями. В некоторых случаях крайняя апатия заканчивается смертью индивида. У таких людей, для преодоления их апатии, следует создать внутреннюю мотивацию к социальной активности. [23; с. 437 ].

Как показали исследования ряда авторов, существует группа психических факторов, которые создают готовность личности к регрессии. Психоаналитики считают одним из важных факторов фиксацию. В настоящее время принято различать две разновидности регрессии: а) ретрогрессивное поведение: человек ведет себя как ребенок для того, чтобы вновь получать ту любовь и те ласки, которыми был окружен в детстве; б) примитивизация.

В настоящее время защитные механизмы не столько классифицируются, сколько попросту включаются в одну группу по одному основному критерию: все они направлены против фрустраторов. Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы, как мы уже знаем, бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов. [24; c. 84 ].

В вышеназванной работе, А.Фрейд предложила считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация.

А.Фрейд, по-видимому, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. Другая особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов.

В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов. 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение Я. Однако, и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: 15. Рационализация; 16. Фантазия; 17. Конверсия; 18. Символизация; 18. Перемещение. Кроме того, об этом полном списке следует сказать также, что в него включены не только собственно защитные механизмы, но и \\ непосредственные поведенческие и внутрипсихические реакции на воздействие фрустрирующих ситуаций, которые в настоящее время рассматриваются отдельно. [ 25; с. 7 ].

Следует отметить, что психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Одной из причин этого, считается обстоятельство.

Данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики и адаптации личности. При других подходах возможно открытие новых механизмов защитной адаптации. Уточнение критериев классификации станет эвристическим средством открытия новых защитных механизмов или же включения в их список таких психических образований и процессов, которые до сих пор не считались защитными, поскольку соответствующая их функция не была раскрыта.

Образование реакции как формирование противоположной установки адаптации

 

Во многих случаях человек фрустрируется вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания: они вызывают у него внутренние конфликты, чувство вины. Такое состояние фрустрированности возникает даже тогда, когда чувства эти подсознательны. Одним из психологических средств подавления таких чувств и разрешения внутренних конфликтов между желанием и интернализованными нормами является механизм формирования реакции: формируются такие осознаваемые установки и поведение, которые противоречат подсознательным неприемлемым желаниям и чувствам.

Этот механизм известен под названием формирования реакции. Он помогает человеку защищаться против собственных неприемлемых импульсов. Однако до сих пор мало что известно о том, каким образом происходят процессы формирования новой установки, какую роль здесь играют другие адаптивные механизмы. Решению этих проблем могут способствовать следующие соображения: а) формирование реакции есть процесс смены установок, и, следовательно, для раскрытия его закономерностей можно опираться как на достижения теории социальных установок (аттитюдов), так и на теорию Д.Н.Узнадзе; б) нет сомнения, что процесс формирования новой установки начинается с вытеснения или подавления нежелательных установок и входящих в ее структуру чувств. Поэтому в этом процессе должны принимать участие определенные подструктуры Я-концепции личности, в первую очередь - ее идеальное Я; в) в состав вновь образуемой социальной установки, в ее "когнитивном блоке", без сомнения, имеются рационализации. Мы полагаем, что процесс рационализации является одним из основных когнитивных процессов, приводящих к формированию познавательных элементов новой установки. Последняя есть защитно-адаптивное образование, своеобразный защитно-адаптивный комплекс, состоящий, в частности, из системы защитных аргументов. [32; с.69].

Формирование реакции обычно является не просто механизмом сбалансирования новой установки со старой: новая осознанная установка часто бывает чрезмерно сильной и активной, вызывает нетерпимость и фанатизм. Например, подавляя свои подлинные враждебные чувства к людям, человек может стать чрезмерно любезным и неприятно заботливым. Этим сознательным реактивным установкам нередко придают широкое общественное звучание: начинают критиковать мелкие пороки и флуктуации общественной морали, но фактически подавляют собственные подсознательные импульсы к нарушению моральных принципов и норм.

В определенных пределах, если реактивная установка умеренно выражена, она может играть положительную роль для борьбы против возможных собственных нежелательных стремлений и действий, а также подобных действий других. В этих пределах формирование реакции является адаптивным механизмом. Однако если реактивная установка чрезмерно сильна и активна, она может привести к искажению реальности и к неадаптивным действиям девиантного, в частности - патологического характера.

Следует отметить также, что после формирования реактивной установки прежний конфликт становится подсознательным и возникает новый конфликт между двумя установками. Поэтому систематическое использование механизма формирования реакции чревато опасностями для психики личности: она может стать насыщенной конфликтующими содержаниями. Возникает потребность разрешения нового внутреннего конфликта, который, объективируясь в социальных отношениях личности порождает внешние конфликты.

Механизм формирования реакции в процессе развития ребенка возникает, как предполагала А.Фрейд, непосредственно в структуре Я, в то время как Я, по ее мнению, могло даже не знать, что какому-либо влечению отказано в удовлетворении, не знать о том конфликте, который привел к установлению нового положения вещей.

Реактивные образования легче всего изучить при их распаде. Такой распад, согласно А.Фрейд, имеет место тогда, когда вытесненные влечения, прикрытые реактивным образованием, снабжаются большим количеством психической энергии. Тогда влечение проникает в сознание, и в нем одновременно становятся заметными как влечение, так и реактивное образование. Однако, поскольку Я стремится к синтезу, это благоприятное для самонаблюдения и объективного наблюдения состояние длится недолго. Разгорается новый конфликт между влечением Оно и активностью Я, в процессе разрешения которого решается вопрос, который из них победит и какого рода компромисс будет установлен между ними.

Отметим также, что, согласно А.Фрейд, и образование реакции является "... одним из важнейших защитных мер Я, используемых для длительной защиты против Оно". Нельзя считать данный механизм предназначенным только для разрешения или подавления конфликта между Я и Оно в психоаналитическом его понимании. Механизм формирования реакции, если его истолковать, как мы предложили, в качестве процесса появления новой установки, направленной против предыдущей, можно считать более универсальным механизмом защитной адаптации. Он может использоваться при разрешении многих видов конфликтов. При переживании межролевого конфликта (например, при одновременном исполнении ролей отца и начальника во взаимоотношениях с одним и тем же человеком) положительная установка, входящая в структуру первой роли (роли отца) может быть заменена противоположной установкой, включаемой в роль начальника. Носитель двух конфликтующих ролей может стать крайне суровым по отношению к сыну. Такую установку мы считаем реактивным образованием.

Сама по себе проблема "адаптации" по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается "одной из кардинальных и важнейших задач биологии", но никак не психологии. И в данном положении, на мой взгляд, очень четко просматривается достаточно большое упущение со стороны психологической науки, так как на самом деле названная выше проблема заслуживает самого пристального внимания именно со стороны психологов.

Проблема социальной адаптации личности является одной из сложнейших проблем психологии. Данная проблема чрезвычайно актуальна для многих областей психологической науки.

В настоящее время, пожалуй, нет какой-либо специальной методики, которая бы надежно решала задачу комплексного изучения социальной адаптации личности. При этом необходимо отметить, что, конечно, существуют методики, связанные с проблематикой социальной адаптации. Но все они направлены на диагностику только какой-то одной составляющей социальной адаптации. Сложность же проблемы состоит в том, что комплексная психодиагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптированности как конкретно­го состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности.

Итак, адаптация является свойством любого живого организма. Однако личность - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный.

Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживанием ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

 

Исследование адаптивности студентов ТГУ. Обзор диагностических методик

 

Исследование проводилось с целью выявления влияния мотивационного фактора на показатели успешности адаптации студентов к изменяющимся условиям, а также выявления реального уровня и возможных перспектив, зон ближайшего развития у каждого индивида. По данному исследованию выявлен уровень влияния адаптивности и мотивации на дальнейший процесс и результат обучения.

Для проведения данного исследования использовалась методика «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанной В.Э.Мильманом. Данная методика позволяет диагностировать мотивационные (МП) и эмоциональные (ЭП) профили личности, уровень жизнеобеспечения комфорта. Методика устанавливает уровень индивидуальной и общей активности, социальную полезность личности, а также её направленность на деятельность и получение удовольствия. Продуктивная деятельность состояла в том, что испытуемым предлагалось 14 утверждений, касающихся жизненных стремлений и некоторых сторон их образа жизни. Им требовалось выразить свое отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (a,b,c,d,e.f,j,h), поставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

«++» - да, согласен;

«+» - пожалуй, согласен;

«=«- когда как, согласен;

«-» - нет, не согласен;

«?» - не знаю.

Требовалось отвечать быстро, не задумываясь долго над ответами, отвечать на вопросы последовательно, от 1а до 14h. Следить за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу требовалось не более 20 минут. Испытуемым предлагался бланк для ответов.

Прогностический опросник менеджерской адаптации (ПОМА) позволил нам выявить уровень интерпретационной характеристики - прогноз межличностной адаптации (неблагоприятный, умеренный, благоприятный, успешный). В инструкции данной методики предлагалось ответить на

утверждений опросника. При ответах требовалось исходить из того, как обычно подходят к решению целенаправленных задач, взаимодействию с однокурсниками и педагогами. Если согласно с утверждением, отмечает ответ «да» - «+» не согласны, ответ «нет»- «─».

 


Заключение

 

В рамках данного исследования изучилась тема «Влияние мотивационного фактора на показатели успешности адаптации личности к изменяющимся условиям». Данная тема является интеллектуальной и интересной.

Адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Справедливо говорят, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация - это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

Итак, адаптация является свойством любого живого организма. Однако личность - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система.

В период всей жизни личности - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации.

Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности студента.

Правильно сформированная мотивация учебной деятельности может оказывать положительное влияние на протекание процесса адаптации личности в окружающей его среде. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию преподавателем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза ("хочет" или "не хочет" учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления студента как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как "перекладывание" готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности студента форме.

В рамках данной дипломной работы было проведено экспериментальное исследование «Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана». Данная методика позволяет диагностировать мотивационные (ЭП) и эмоциональные (МП) профили личности, уровень жизнеобеспечения, комфорта. Методика устанавливает уровень индивидуальной и общей активности, социальную полезность личности, а также её направленность на деятельность и получение удовольствия

Прогностический опросник менеджерской адаптации (ПОМА) позволил нам выявить уровень интерпретационной характеристики - прогноз межличностной адаптации (неблагоприятный, умеренный, благоприятный, успешный).

В ходе нашего исследования, участвовали студенты 1 курса, в возрасте от 17-20 лет, имеющие среднее образование, а также студенты заочного отделения в возрасте от 20-39 лет со средним и средне специальным образованием.

Интерпретационная характеристика показала что, уровень направленности на учебную деятельность у студентов, намного ниже уровня получения удовольствия. По количественной характеристике, у студентов заочного отделения, уровень направленности на учебную деятельность выше, чем у студентов дневного отделения. Результат эксперимента показал (см. приложение), что уровень мотивационной сферы выше уровня адаптивности студентов, так как у студентов преобладает, в большей мере, неблагоприятный прогноз межличностной адаптации.

Исходя из результатов, представленных в таблице (см. приложение) можно подтвердить первоначально выдвинутую нами гипотезу о том, что уровень мотивационной сферы оказывает влияние на социально-психологическую адаптацию личности и стимулирование её системных побуждений. Уровень адаптации и мотивации студентов влияет на дальнейший процесс и результат обучения.

Изучив теоретический и практический аспект нами были даны рекомендации, которые могут быть использованы педагогами, родителями, социальными работниками для разрешения данной проблемы.

 

 


Библиографический список

 

.Cemortan, Sp. (COORD), Educatia cognitive-erbala inperativele educatiei (Tecst): / Sp. Cemortan-Partea a II, 2004, 350 p.

2.Boncu, psihologie si societate (Tecst):/ Sp. Boncu. 1999, 430p.

.Bujor E. psihologie si relatii cu publecul (Tecst): / Bujor E.2000, 245 p.

4.В.Б. Швырков. Адаптационные процессы. М., 1984.- 231 с.

.С. И. Степанова. Внешние аспекты адаптации. М., 1977,1986.-234 с.

.А. Б. Георгиевский, Дефиниции понятия адаптации. М., 1989.- 231 с.

.Энциклопедия психологии. Г.Ж.Ейсенск, Ж.Арнольд, Р.Мейли. Нью-Йорк, 1.972, издание 1.- 456 с.

.Л. Филипс. Человеческая адаптация и его отказы.- Академическое издание, Лондон, 1968.- 328 с.

.Г.Гартманн. Проблемы адаптации. Нью-Йорк,1958.- 245 с.

.Кн. Философские проблемы теории адаптации, 1959.-с.232

.Э.С.Маркарян. Вопросы системного исследования общества. М.,1972.-167с.

.Философский энциклопедический словарь, М.,1983, с.629; Философская энциклопедия, т.5, М., 1970.- 867 с.

.Т. Шибутани. Социальная психология. М., 1969.- 453 с.

.И.Калайков. Цивилизация и адаптация. М.,1984.- 356 с.

.К.Левин. Принципы топологической психологии. Нью-Йорк.,1936.- 254 с.

.В.Келер, Психология мышления, под ред. А.М.Матюшкина. М., 1965, Лондон, 1943.- 376 с.

.Л.Фестингер. Теории и когнитивный диссонанс. Лондон, 1965.- 544 с.

.С.И.Степанова. Движущие механизмы. 1986.- 324 с.

.Г.Беккер. А.Босков. Современная социологическая теория. М., 1961.- 745 с.

.А.А.Налчаджян. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван. 1980, гл. II, §7.- 345 с.

.А. Фрейд, А. А. Налчаджян. Мотив, конфликт, фрустрация. Ереван, 1946-1978, гл. III, § 1.- 234 с.

.А. Фрейд. Эгомеханизмы защиты. 1937.- 198 с.

.Е. Р. Хилгард. Введение в психологию. 1937.- 324 с.

.А. Фрейд. Эго и его механизмы. Л., 1937, Ж. Нюттен, Мотивация. Экспериментальная психология. Вып. V.

.И. Жанис. Личность. Динамика. Развитие и оценка. Нью-Йорк. 1969, Психоаналитическая теория защитных процессов критического обзора. Нью-Йорк., 1973.- 543 с.

.Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.- С. 348

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение. 1982, -356 с.

.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. М.,1979, 235 с.

.А.А.Налчаджян. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван. 1980. Гл.1, §2, 425 с..

.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - т. 3. - кн. 2. -М. Л.:1951. - 244 с.

.Свиридов Н.А. Социальная адапьация личности в трудном коллективе // Социологические исследования. - 1980. - №3. 322 с.

.Милославский Ю.А. Адаптация социальная / Энциклопедический социологический словарь. - М.: 1995, 200с.

.Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. - Пенза: 2008, 150 с.

.Васильк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. -М.: 1984, 250 с.

.Нартова-Бочавер С.К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности // Психол. Журн. - Т. 18. - 1997. № 5, 360 с.

 

 


Приложение 1

Приложение 2

Обработка результатов теста

 

Ответы испытуемого переводятся в баллы:

«++» - 3 балла,

«+» - 2 балла,

«=«- 1 балл,

«-» или «?» - 0 баллов.

Ключ к тесту: Мотивационный профиль личности «рабочий» - сумма баллов означает, что личность направлена на активную деятельность, созидание, социальную полезность обществу:1 e, d, g, f; 2 f, h; 3 d, e, g; 4 а, c, d, e, g; 5 e, f, h; 6 а, b, d, f, g; 7 e, f; 8 e, f, g; 9 b, g; 10 b, c, f, g; 11 f, g, h; 12 d, g, h.

Общежитейский профиль личности «получения удовольствия» - сумма баллов характеризует направленность личности на общение, социальный статус, комфорт без каких-либо усилий и затрат с ее стороны: 1 a, b, c, f; 2 a, b, c, d, e; 3 a, b, c; 4 b, f, h; 5 a, b, c; 6 h; 7 a, b, c, d, h; 8 a, b, c, d, h; 9 a, b, c, d, e, f, h; 10 a, d, e; 11 a, b, c, e, d; 12 a, c, e, f.

 

 


Приложение 3

Прогностический опросник менеджерской адаптации (ПОМА)

 

.В течение всего дня на меня часто наваливается чувство усталости.

.Выполняя какое-либо задание, я часто задумываюсь о том, как это задание позволит приблизиться к достижению общей цели.

.Иногда мне б


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.