Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе

2020-04-01 147
Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека. [2,16]

С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы "Религия и ее памятники", Из истории религий", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др. [2,17]

Преподавание религиозных дисциплин в светской школе – дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78% старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к "Закону Божию". Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам – как атеистическая, так и религиозно-апологетическая.

Религиозные центры России в последнее время издали дореволюционные пособия по "Закону Божию" и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия не подходят.

В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшие несколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт. [2, 19]

Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений – главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога – это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное – он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.

Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование – одно из важнейших по своей методологической значимости. [2,22]

Школьный класс или студенческая группа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В них нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы – неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема в средней и высшей школе – не только предмет возросшего интереса учащегося, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании. [2,23]

 


4.2 Православное образование

 

В прежни времена в образовании человека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семья ограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидала фундамент нравственности. Это было свойственно всем ярусам социальной стратификации – от царской до простой крестьянской семьи. [15,16]

Церковь придавала этому нравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном тепле семейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеалам истины, добра и красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудных обстоятельствах жизни, отчаяться и впадать в уныние. [15,16]

Глубокое качественное изменение претерпевает современная школа под воздействием информационного бума и глобальной компьютеризации общества. Любая информация становиться сегодня более доступна с помощью компьютерной технологии, через так называемую виртуальную реальность, без привычного общения с живыми людьми. В условиях неограниченного доступа к мировым информационным ресурсам через стремительно развивающиеся компьютерные связи уже в обозримом будущем люди, живущие в любом "медвежьем углу", смогут пользоваться всеми сокровищами знаний. Но путь глобальной научно-технической революции чреват искушениями и проблемами, подстерегающими нас там, где порой мы их вовсе не ожидаем. В частности, идет процесс разрушения традиционных связей между людьми – родственных, личностных, общественных. [15,17]

Главной задачей образования у нас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволила нам при любых поворотах истории и даже в условиях жестокого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. [15,17]

Интересы, нужды духа, нравственные и религиозные, требуют рассматривать человека как уникальную личность во всей ее целостности. Но такой подход нельзя осуществить в рамках рационализма. он возможен только после признания прав веры в сфере разума.

Отсюда выводились исключительно важные для педагогики мысли:

Во-первых, человек в ней изначально рассматривался не только как существо физическое, но и как нравственное, что позволяло обосновать необходимость воспитания. Если человеческая душа имеет первоначальное и особенное содержание и именно оно есть источник слов, мыслей и дел, то последние составляют "нашу личную вину или нашу личную заслугу. Ответственность предполагает две вещи: наличие норм и свободу. Причем не эмпирическую, но нравственную, свободу самосовершенствования. Воздействие внешних факторов на развитие личности стихийно, и лишь воспитание имеет целесообразный характер, может выявить в эмпирии порядок и смысл, чем способствует овладению нравственной свободой.

Во-вторых, представление о человеке как о единичной и особенной личности не позволяет устранить индивидуальный подход в воспитании. Однако это не все. Единичность и особенность есть "нечто первоначальное и простое", недоступное научному анализу, который предполагает сложность и многозначность явлений. Следовательно, педагогика должна признать, что в человеке всегда будет скрыта определенная тайна. Это обязывает поставить вопрос о границах воспитания, связанный с правом ребенка на свободу, что, в свою очередь, влияет на выработку принципов воспитательных отношений. В такой системе координат они не могут осуществляться как субъект-объектные.

В-третьих, мышление было бы спокойной и безучастной переработкой происходящих событий, если бы не задачи, которые "происходят в своем последнем основании не из влияний внешнего мира, а из влечений и неотразимых требований сердца" В связи с этим образование становиться проблемой свободы, проблемой целостного развития. [16,80]



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.