Религия, ее История и многообразие — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Религия, ее История и многообразие

2020-04-01 138
Религия, ее История и многообразие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ....................................... 5

1.1 Вера в духовной жизни человечества................................................... 5

1.2 Три мировые религии............................................................................... 8

1.2.1 Буддизм.................................................................................................. 8

1.2.2 Христианство...................................................................................... 10

1.2.3 Ислам................................................................................................... 12

2. ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА.............................................. 14

2.1 Религия и семья...................................................................................... 14

2.2 Религия и школа.................................................................................... 17

2.3 Роль детской религиозной литературы............................................... 20

3. ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ................................................................ 22

3.1 Религиозная школа............................................................................... 22

3.1.1 Просветительная деятельность православной церкви на алтае.. 23

3.2 Антирелигиозная школа....................................................................... 24

3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии его эффективности......... 25

3.2.2 Принципы атеистического воспитания.......................................... 26

3.2.3 Духовное образование в россии в годы великой отечественной войны 27

3.3 Светская школа..................................................................................... 28

4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ...................... 30

4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе...................... 30

4.2 Православное образование.................................................................. 32

4.3 Принципы православной педагогики................................................. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы воспитания человека формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики, психиатрии, психофизиологии, нейрофизиологии и др.

Личность – это живой, действующий человек, носитель общих свойств психики, претерпевающей сложнейшие изменения в процессе онтогенеза организма.

На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.

Долги годы мы жили без религии, в мире атеизма, сейчас религия восстанавливает свои права и играет очень важную роль во многих сферах жизни людей, особенно в такой важной как воспитание

Цель моей курсовой работы – изучение влияния религии на воспитание человека, формирование и развитие его личности.

Задачи:

изучение литературы;

рассмотрение истории религии для более целостного понимания ее сущности;

выявления взаимосвязей между религией и семьей, религией и школой и общего значения религии для развития культуры человека;

рассмотрение вопроса о религии в России и ее влияние на историческое развитие школы;

изучение атеистического воспитания, как противоположного религиозному;

изучение сегодняшнего положения религиозного воспитания и выявление принципов православной педагогики;

определение характера влияния религии на воспитание человека;

обобщение и подведение итогов по данной теме.

Объект изучения – религия.

Предмет изучения – религиозное воспитание человека.


РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ

 

Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений. [2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога человечество исходила немало дорог, пройдя путь мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. [3,7]

Что же такое религия? Ученные и богословы определяют ее по разному и порой очень противоречиво. Религию связывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Шлейермахер); английский мыслитель Рассел определил ее как страх перед неведомым и т.д. [3,9]

 

Три мировые религии

 

Буддизм

Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.

Из наставлений Будды

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию. [4,103]

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии. [4,111]

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение.

Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам - с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма.

В буддизме нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам - это их обязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. [4,135]

 

Христианство

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. [4,140]

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины. [4,148]

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. [5,13]

Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси. [5,27]

Православная Церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. [5,38]

Другими крупнейшими (наряду с православием) направлениями в христианстве является католицизм и протестантство.

Ислам

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. [4,167]

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. [6,53]

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. [4, 202]


Религия и семья

 

Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рамах этой первоначальной социальной структуры.

На этой основе возникло предположение: семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, что семья может быть понята именно как "естественной" носитель религии, как религиозное образование.

Во многих обществах религиозные ритуалы совершались в рамках семьи и огонь домашнего очага считался священным. Довольно часто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаются религиозные ритуалы, но при этом следует помнить, что то, что мы называем семьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древних обществах.

В ходе развития и внутренней дифференциации общества его институциональные образования разделились на две сферы – частную и общественную область жизни. Семья во многом утратила черты общественной организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни. Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно с этим связано то обстоятельство, что сегодня в первую очередь многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. Многие склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерешимую базу организованной религии в ее традиционных формах.

Действительно, в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей, среди прихожан сегодня большинство составляют женщины.

Тем не менее, в ряде отношений взаимосвязь семьи и религии представляется в настоящее время не столь уж однозначно нерушимой; во всяком случае, понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, как повлияли эти изменения между ними.

Прежде всего в общественном сознание произошло изменение в оценки значимости и необходимости ритуального сопровождения таких событий как рождение ребенка, бракосочетание и смерть. Сегодня достаточно значительному числу людей представляется возможным обойтись без церковного ритуалах в этих случаях. [8,184-185]

Обратимся теперь к вопросу об отношении религии к семье, имея в виду свойственное "религиям спасения" понимания семьи и поучения, касающиеся семейной жизни, т.е. нормативный аспект отношения религии к семье.

Религии спасения, такие, как буддизм и христианство, должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем им удалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи с их индифферентным отношением к общественной жизни "в миру" как проявлением основной религиозной установки неприятия мира. [8,188]

Учения о семья и браке, нормы семейных отношений, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают определенное влияние, - как это показывают данные исследований, - на поведение приверженцев соответствующих конфессий. В какой-то мере, церковь способна осуществлять в этом отношении функцию социального контроля. Католики по сравнению с протестантами реже вступали в смешанные браки, реже прибегали к абортам, у них было меньше разводов, семьи были более многодетными.

Процессы изменения структуры семьи, ее функций, ценностных предпочтений включены в общий процесс социальных перемен в обществе и одним из факторов, воздействующих на изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. [8, 190]


Религия и школа

 

Возврат к идее церковной культуры, пересмотр основ мировоззрения в свете христианских начал ставят на очередь вопрос о взаимоотношении Церкви и школы. Для школы, глубоко живущей идеей раскрытия личности ребенка, трудность религиозного воспитания всегда заключалась в том, чтобы избежать всякой принудительности и насильственного навязывания религиозной жизни, - отсюда идеал свободной, секуляризованной школы. [9,155]

Религиозное одичание и огрубление, шаткость духовных основ в моральном воздействии школы одинаково ярко характеризуют пагубные результаты принятой системы – пагубные как для Церкви, так и для школы. Огромное количество детей растет вне всякого религиозного влияния, пропадает для Церкви, грубеет и дичает, а с другой стороны, духовная атмосфера школы искусственно отстраняет в детях их религиозные запросы, искусственно рассекает духовный мир ребенка, отделяя в нем его религиозные движения от всего остального содержания души, заранее расслабляет и принижает религиозные силы детской души. В такой "свободной школе" (свободной от религии) дети вовсе не воспитываются в подлинной свободе, ибо одна из важнейших, можно сказать, центральная сила души, какой является религиозная сфера, должна притаиться, должна быть искусственно смятой и отстраненной. Можно ли поэтому думать, что религиозная свобода достигается в секуляризованной школе? Не отрицая того, что она часто не достигается и в той школе, которая не порвала с Церковью, подчеркнем лишь, что отделение школы от Церкви неизбежно давит на религиозный мир ребенка, расслабляет и принижает религиозные движения. Очевидно, что свобода в религиозной жизни ребенка не должна быть связываема с вопросом об отношении школы и Церкви, а это означает, что защищать идею секуляризованной школы во имя религиозной свободы невозможно. [9,156]

Одно идейное преодоление системы секуляризованной культуры не может помочь школе: оно расшатывает идеологические основания современного педагогического творчества, но не может психологически вывести за их пределы. Школа ждет новой жизни, тех островков целостной жизни, в которых не будет современной разорванности отдельных сфер, - и только тогда для педагогического творчества может открыться реальный выход на иной путь. [9,162]

Но отрыв школы от Церкви для нас неприемлем особенно по религиозным мотивам. Противопоставление Церкви и мира, Церкви и культуры чуждо христианству с его основным догматом Боговоплащения, с его верой в спасение мира, с его идеалом обожения. Христианство не только утверждает мир, но оно именно и занято спасением мира, устроением его, восстановлением правильной иерархии сил мира. [9,165]

И все же мы стоим на пороге создания церковной школы – в подлинном и серьезном смысле этого слова. Дело идет совсем не о том, чтобы школы – народные, городские, средние и т.п. – находились в ведении и управлении церковных общин. Это, конечно, возможно, но не в этом суть и смысл идеи церковной школы. Дело и не в том, чтобы школой заведовали священники; и даже не в том, чтобы в школе было отведено много часов Закону Божию. Все это может быть, но может и не быть – и не в этом смысл идеи церковной школы. Ее суть в том, чтобы школа была внутренне пронизана религиозным началом, чтобы она по духу своему вела детей к Церкви, а не уводила от Нее, чтобы она укрепляла и развивала религиозные запросы детей, а не убивала, не коверкала их. Религиозная сфера имеет центральное значение в иерархии душевных сил, и нет никакой психологической необходимости для питания религиозной сферы давать много чисто религиозного материала. Все, решительно все в школе и жизни может питать и углублять наши религиозные силы – это всецело зависит от духовной установки, зависит от того какой дух царит в школе. Как отдельные люди могут, ни слова не говоря о Боге, привести к Богу одной своей личностью, устремлением души своей вечной правде, так и школа может вести детей к Богу не тем, как и что будет говорить она о Боге, а тем куда духовно устремит она движение души, чем зажжет и воодушевит детские сердца. Проблема религиозной школы лежит больше всего в его духовной атмосфере, в подлинности, искренности целостности ее внутренней религиозной установки, а не в обилии преподавания Закона Божия, не в специальных мерах религиозного воспитания. Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе; и роль интеллекта, роль образования здесь вторична, хотя и очень существенна. Можно считать бесспорным, что основной почвой на которой возникают религиозные сомнения, являются вовсе не какие-либо интеллектуальные трудности, а все то, что отравляет и бременит сердце ребенка или юноши. Не нужно держать детей под стеклянным колпаком, в искусственной оранжерейной обстановке, не нужно вовсе закрывать от детей реальную жизнь со всеми ее провалами и скорбями; но чтобы укрепить и развить религиозные движения в душе ребенка, нужна прежде всего атмосфера духовной свободы и религиозного одушевления. Нужно, чтобы дети любили Церковь, любили ее всей душой искренне и свободно, ибо не потерпит наше сердце никакого принуждения, отвращается и от него, и от того, к чему нас принуждают. Церковь так полна красоты и правды, что к Ней не нужно принуждать; но нужно, чтобы каждой душе дано было найти в Церкви отзвук на ее искания и запросы, дано было опытно познать правду и силу Церкви. Основная предпосылка и основная трудность церковной школы заключена именно здесь – в создании атмосферы свободной, всецелой, всесторонней любви к Церкви. Конечно, к свободе должно еще и воспитывать детей, свобода не дана ранних ступенях жизни, вернее, сознание еще не может владеть ею, но к свободе можно воспитать лишь в атмосфере свободы. Нигде это так не сказывается, как в вопросе об обязательности посещения Церкви. [9,167]

Для семейного и школьного воспитания одинаково неотвратимо и настойчиво встает один и тот же вопрос – вопрос о создании целостной религиозной структуры. Не об утопии невозможной святости идет дело, а лишь о подлинной, свободной и творческой устремленности к Богу. Наши грехи не смутят души ребенка, хотя и заполняют ее грустью – лишь бы она видела ни одни грехи, но и раскаяние в них. Дети так чутки, что они без слов, без внешних данных легко и быстро улавливают духовный мир взрослых. И если они живут в атмосфере искренней религиозной жизни – как легко и свободно загорается их душа любовью к Богу и Церкви! Детской душе так естественна, так нужна религиозная жизнь, что, если только она видит ее перед собой, она без всяких усилий отдается ей. Но для этого необходима здоровая духовная атмосфера, необходимо, чтобы вся жизнь искала освящения в Церкви. [9,169]

 

ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ

Религиозная школа

 

В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.

Со времени принятия христианства по XVIII в. включительно образование в России было полностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.

Это были преимущественно школы на дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственной целью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительное время приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и только единицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении Православной Церкви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку от государства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов. [2,10]

В России в то время действовала традиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника – монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости, духовно-нравственного воспитания относительно передачи "книжной учености". Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости. [10,17]

Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в.315 на территории всей России. Позднее количество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. [2,10] В эпоху Петра святоотеческая традиция не исчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Она культивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея "просвещения души", ее "освящения" проникла и в сферу светского образования. [10,17]

К началу XX века в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же было начальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относились также духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.

Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно, что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение было подчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.

Изучение "Закона Божия", церковной истории, церковнославянского языка, уроки церковного пения занимали в начальных земских и частных школах почти половину учебного времени, а в церковноприходских большую его часть. Все школьные учебники проходили обязательную церковную цензуру. Преподаватель "Закона Божия" был одновременно церковным надзирателем учебно-воспитательного процесса. [2,11]

Традиция святоотеческого воспитания оказала влияние на развитее педагогических воззрений в системе отечественного светского образования, хотя и опосредованно – через формирование парадигмы жизненно-нравственного образования. [10, 19]

 

Антирелигиозная школа

 

Длительное время советская школа являлась важнейшим звеном партийно-государственной системы атеизма. Весь процесс обучения и воспитания был направлен на формирования у выпускников непримиримого отношения к религии. Многочисленные атеистические методические пособия для учителей обществоведения и литературы, биологии и химии, физики и даже математики, разнообразные хрестоматии и популярные брошюры издательства "Просвещения" способствовали формированию "образа врага" из религии. Такой идеологизированный образ представлял собой своеобразную смесь враждебности и невежества. Антирелигиозная школа навязывала одностороннее представление о религии, отрицала связанную с верой высокую духовность.

Указания Министерства образования предписывали руководителям школ составлять планы антирелигиозной работы с учащимися, особенно с пионерами, комсомольцами и учителями, периодически проводить антирелигиозные мероприятия, создавать клубы и кружки атеистов, выпускать стенгазеты, высмеивающие религию, духовенство и верующих.

Учреждения культуры, средства массовой информации всячески поддерживали у детей и взрослых созданный из религии образ врага". Атеизм был господствующей официальной идеологией, и к началу "перестроечных преобразований" большая часть населения находилась под ее воздействием. Лишь немногочисленные общины верующих и их семейное окружение сохраняли религиозность. [2,11-12]

Светская школа

 

Идея светской школы – завоевание демократического и культурного развития человечества, давно утвердившееся в странах, где церковь отделена от государства, а государственные учебные заведения выведены из ее подчинения, а также из-под опеки религиозных конфессий. Таким образом, "светская школа" - это учебное заведение, нейтральное как к религии, так и к атеизму. В ней недопустимо навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких-либо догм или ритуалов. Учащимся гарантируется возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого для свободного становления личности.

Светская школа – непременное условие обеспечение свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенно это структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, где и поныне значительная часть населения составляют неверующие люди, индифферентные к религии или последовательные атеисты. [2,13]

Школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления как религии, так и атеизма. Закон Российской Федерации "Об образовании" не разрешает в государственных и муниципальных учреждениях образования создавать религиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характер образования здесь провозглашены принципами работы.

Бесспорно, некоторые из достижений науки, с которыми знакомятся учащиеся в школе, допускают альтернативные (материалистические или идеалистические, атеистические или религиозные) толкования, и учителю не следует умалчивать об этом. Школьнику, как правило, трудно выработать самостоятельное суждение в подобных ситуациях. учитель, на наш взгляд, должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они могли самостоятельно принять решение. [2,15]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе я рассмотрела тему религиозного воспитания человека.

Несомненно, любое воспитание – это некоторое навязывание подростку определенного образа действий мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. Но у детей есть свой интерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, что бы быть ребенком. Ребенок не агностик, его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он очень мистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постоянную прописку [17,13]

Сегодняшнее поколение детей дичает, грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет.

Конечно, верить или не верить в Бога – это личное дело каждого, и у человека должен быть выбор, альтернатива. Но, по-моему, с ранних лет нужно воспитывать в детях чувство религиозности, добра и тепла. И может быть тогда наш мир станет хоть чуть-чуть добрее, приветливее, не будет равнодушен к беде близкого, научиться состраданию и милосердию, чего в наш век многим не хватает.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Мистика. Религия. Наука. /Ред. Г.В. Смирнов – М.: Канон, 1998.

2. Религия в истории и культуре. /Ред. М.Г. Писманика – М.: Юнита, 2000.

3. Мень А.: История религии в поисках пути, истины и жизни. – М.: Инфра-М, 2001.

4. Основы религиоведения /Ред. А.В. Солдатова – М.: Высшая школа, 1994.

5. Марченков В. Г.: Начала православия. – М.: Петит, 1991.

6. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока – М., 1986.

7. Ан С. А.: Человек в религиях мира. – Барнаул, 1999.

8. Социология религии. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

9. Зеньковский В. В.: Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996.

10. Православие, современное образование и культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1996.

11. Матяхина М. Р.: Православная церковь в культуре Алтая XVIII – начала XX вв. – Санкт-Петербург, 1997.

12. Ленсу М. Я.: Основы атеистического воспитания. – Минск, 1976.

13. Личность в церкви и обществе. – М., 2003.

14. Якунин В. Н.: Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны: // Педагогика. – 2003. – №3 – С.88 – 91.

15. Игумен Иоанн: Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы. // Педагогика. – 1999. – №4 – С.15 – 21.

16. Кузьмина С. Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания. // Педагогика. – 1999. – №2 – С.76 – 81.

17. Куров А.: Школьное богословие. – М., 1997.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ....................................... 5

1.1 Вера в духовной жизни человечества................................................... 5

1.2 Три мировые религии............................................................................... 8

1.2.1 Буддизм.................................................................................................. 8

1.2.2 Христианство...................................................................................... 10

1.2.3 Ислам................................................................................................... 12

2. ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА.............................................. 14

2.1 Религия и семья...................................................................................... 14

2.2 Религия и школа.................................................................................... 17

2.3 Роль детской религиозной литературы............................................... 20

3. ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ................................................................ 22

3.1 Религиозная школа............................................................................... 22

3.1.1 Просветительная деятельность православной церкви на алтае.. 23

3.2 Антирелигиозная школа....................................................................... 24

3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии его эффективности......... 25

3.2.2 Принципы атеистического воспитания.......................................... 26

3.2.3 Духовное образование в россии в годы великой отечественной войны 27

3.3 Светская школа..................................................................................... 28

4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ...................... 30

4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе...................... 30

4.2 Православное образование.................................................................. 32

4.3 Принципы православной педагогики................................................. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы воспитания человека формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики,


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.