Роль детской религиозной литературы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Роль детской религиозной литературы

2020-04-01 178
Роль детской религиозной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возможно, кто-то считает, что чтение сказок детям – буржуазная сентиментальность, попытка убежать от жестокой прозы жизни в мир фантазий. Но все же чтение детям подобных произведения составляет неотъемлемую часть воспитания детей в вере, поскольку в нем заключены силы, помогающие становлению детской личности, а именно ее интеллектуальной, эмоциональной, волевой и духовной сторон. Чтение высоких образцов детской религиозной литературы ни в коем случае не должно заменять ни регулярного участия детей в богослужениях, ни чтения Священного писания в воскресной школе и дома, ни молитвы в кругу семьи. Богослужения, знакомство с Писанием и молитва – это основополагающие элементы воспитания ребенка в вере.

Может показаться, что дети принимая пассивное участие в литургии и в других богослужениях в церкви, слушая слова Писания в воскресной школе и видя, как дома молятся их родители, бабушки и дедушки, проявляют недостаточно интереса к этим сторонам жизни христианина. Дело в том, что услышанные слова дети на подсознательном уровне сохраняют в своих сердцах, в своих душах и мыслях вплоть до того часа, когда Богу будет угодно пробудить их к живой вере. Однако только этого не достаточно для воспитания ребенка в вере. Хорошая детская религиозная литература также нужна для становления личности ребенка и укрепления его веры. Маленький христианин, слушая интересные произведения, углубляет знания родного языка, что необходимо для понимания слов Священного писания. В Библии заключено слово Божье, облеченное в формы, доступные человеческому разуму.


ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ

Религиозная школа

 

В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.

Со времени принятия христианства по XVIII в. включительно образование в России было полностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.

Это были преимущественно школы на дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственной целью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительное время приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и только единицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении Православной Церкви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку от государства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов. [2,10]

В России в то время действовала традиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника – монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости, духовно-нравственного воспитания относительно передачи "книжной учености". Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости. [10,17]

Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в.315 на территории всей России. Позднее количество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. [2,10] В эпоху Петра святоотеческая традиция не исчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Она культивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея "просвещения души", ее "освящения" проникла и в сферу светского образования. [10,17]

К началу XX века в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же было начальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относились также духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.

Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно, что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение было подчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.

Изучение "Закона Божия", церковной истории, церковнославянского языка, уроки церковного пения занимали в начальных земских и частных школах почти половину учебного времени, а в церковноприходских большую его часть. Все школьные учебники проходили обязательную церковную цензуру. Преподаватель "Закона Божия" был одновременно церковным надзирателем учебно-воспитательного процесса. [2,11]

Традиция святоотеческого воспитания оказала влияние на развитее педагогических воззрений в системе отечественного светского образования, хотя и опосредованно – через формирование парадигмы жизненно-нравственного образования. [10, 19]

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.