Методические указания по организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методические указания по организации

2020-04-01 201
Методические указания по организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты

Методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Профессиональные модули

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Тольятти, 2016 г.

 

      Составитель: Гурьянова Е.В., преподаватель ГАПОУ ТСПК

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста  составлены на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01    Дошкольное образование, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351. Коррекция методических указаний осуществлена в 2017 году.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов..................................   7
2. Характеристика видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента........................................................ 8
2.1. Оформление фрагмента календарного плана воспитателя. Анализ методических комплексов воспитателя ДОО……………………………      8
2.2. Определение  основных ресурсов построения предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием центров развития…………………………………………………… 8
2.3.  Анализ использования педагогических технологий в практике ДОО на современном этапе (по материалам периодической печати……………………….. 9
2.4. Подготовка презентации реферата, подготовка презентации отчета подготовка презентации устного выступления............................................. 9
2.5. Подбор методов для изучения особенностей освоения одной образовательной области (на выбор студента). 11
2.6. Планирование формирующего эксперимента в соответствии с поставленными целями 12
3. Методические рекомендации поподготовке к контрольной работе, зачёту........................................................................................... 13
4. Критерии оценивания внеаудиторной самостоятельной  работы.......................................................................................... 13
5. Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы..............   19  
6. Приложения  ………………………………………….................... 20
       

Уважаемый студент!

Методические указания по организации самостоятельной работы  по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста созданы Вам в помощь при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является достаточно эффективной формой учебно-воспитательного процесса, так как способствует выработке и закреплению навыков активной творческой мыслительной и научно-познавательной дея­тельности, стимулирует к поиску новых нетрадиционных путей решения поставленных перед студентом задач.

Цель: содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Данные методические указания позволят вам сформировать в процессе выполнения заданий

уметь:

Базовая часть

1. анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;

2. определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;

3. осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

4. определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

5. сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;

6.  адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;

7. создавать в группе предметно - развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;

8. готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

9. с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;

10. использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

11. оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

12. определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.

знать:

1. теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;

2. концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

3. теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;

4. методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;

5. особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;

6. педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно- развивающей среды;

7.  источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

8. логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

9. основы организации опытно- экспериментальной работы в сфере образования.

Вариативная часть

уметь:

13. устанавливать соответствие общеобразовательных программ ДОО требованиям ФГОС ДО;

14. проектировать предметно – развивающую среду с учетом принципов ее построения;

15. организовывать поиск и обработку информации о педагогическом опыте в области дошкольного образования;

16. осуществлять анализ готовности к овладению педагогическим мастерством;

знать:

10. основы содержания Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования;

11. особенности применения теоретических и практических методов исследования;

12. теоретические основы организации проектной деятельности дошкольников

13. основы педагогического мастерства.

 

Выполненная вами внеаудиторная самостоятельная работа поможет Вам в формировании обших компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

и профессиональных компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2  Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3  Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

 

1. Общие методические рекомендации по организации внеаудиторной

самостоятельной работы студентов

 

Перед началом самостоятельной работы следует внимательно  изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя.

    Внимательно  ознакомьтесь с образцами выполнения заданий, критериями их оценки.

    Подберите необходимую литературу, воспользуйтесь для этого  ресурсами  или ЭБС Библиокомплектатор.

    Выполните задания   внеаудиторной самостоятельной работы и сдайте готовые работы преподавателю или отправьте их на MOODLE, при необходимости представляя их результаты на практическом занятии.

 

Внимание! Если в процессе выполнения заданий для внеаудиторной  самостоятельной работы возникаютвопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Желаем Вам успехов!!!

 

2. Характеристика видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента

2.1. Оформление фрагмента календарного плана воспитателя

Планирование формирующего эксперимента в соответствии с поставленными целями

  Формирующий эксперимент направлен на активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. Для планирования содержания формирующего эксперимента сформулируйте цель, подберите виды, формы и содержание формирующего эксперимента в соответствии с целью.

3. Методические рекомендации поподготовке к контрольной работе, зачёту

    Подготовку к контрольной работе или зачёту следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций, прочитанных ранее.

Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

    При подготовке к контрольной работе или зачёту по определенному разделу дисциплины полезно выписать отдельно все формулы (схемы), относящиеся к данному разделу, и все используемые в них обозначения.
    Также при подготовке к контрольной работе или зачёту следует просмотреть конспект практических занятий и выделить в практические задания, относящиеся к данному разделу.

Если задания на какие – то темы не были разобраны на занятиях (или решения которых оказались не понятыми), следует обратиться к учебной литературе, рекомендованной преподавателем в качестве источника сведений.

Полезно при подготовке к контрольной работе или зачёту самостоятельно решить несколько типичных заданий по соответствующему разделу.
    Для самопроверки рекомендуется при закрытой тетради попытаться выполнить еще раз соответствующие задания, уже разобранные ранее на практических занятиях, и затем проверить свое решение по конспекту.

4. Критерии оценивания внеаудиторной самостоятельной работы

 

 

4.1. Критерии оценивания оформления фрагмента календарного плана воспитателя, анализа методических комплексов воспитателя ДОО

   Оценка «отлично» ставится, если запланированное содержание деятельности соответствует теме недели,   в план включены разнообразные виды детской деятельности, запланированное содержание деятельности соответствует возрасту детей,  содержание, методы, формы запланированной работы способствуют достижению поставленных целей, содержание работы соответствует особенностям режимных моментов (утро, прогулка, вечер), запланированное содержание деятельности учитывает индивидуальные особенности детей, в модели совместная деятельность воспитателя и детей указаны: мероприятия, цель мероприятия, формы организации деятельности, в модели Самостоятельная деятельность - указаны материалы и оборудование, методы (демонстрация, привлечение внимания, побуждение и т.п.), в модели Взаимодействие с родителями указаны формы и темы мероприятий, цели запланированной деятельности соответствуют возрасту детей(актуальны), цели запланированной деятельности носят корректный характер (сформулированы через процессные термины: развитие, формирование, совершенствование и т.п.), цели соответствуют запланированному виду деятельности, цели запланированной деятельности достижимы, цели запланированной деятельности измеримы, студент умеет пользоваться методическими пособиями при планировании, адаптировать содержание методических пособий в соответствии с особенностями детей группы. В анализе указано содержание методического комплекса, осуществлен анализ компонентов комплекса.

Оценка «хорошо» ставится, если выполнены требования к оценке "отлично", но допущены 2-3 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

 

4.2. Критерии оценивания самостоятельной работы: Определение основных ресурсов построения предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием центров развития.

   Оценка «отлично» ставится, если содержание предметно-развивающей среды соответствует образовательным областям.  Содержание предметно-развивающей среды соответствует возрастным особенностям детей.. Содержание предметно-развивающей среды соответствует требованиям ФГОС ДО.

Оценка «хорошо» ставится, если выполнены основные требования к  подбору ресурсов и определению центров развития,  но при этом допущены недочёты. В частности, недостаточно указаны ресурсы среды, указаны не все центры развития, имеются упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если  выполнены основные т требования к  подбору ресурсов и определению центров развития,  но при этом допущены существенные недочёты. В частности,  недостаточно указаны ресурсы среды, указаны не все центры развития, центры развития и ресурсы частично соответствуют возрасту и требованиям ФГОС ДО,   имеются упущения в оформлении.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не выполнена, обнаруживается существенное непонимание изучаемой темы.

 

3.3. Критерии оценивания самостоятельной работы: Анализ использования педагогических технологий в практике ДОО на современном этапе (по материалам периодической печати).

При оценивании анализа учитывается:

· соответствие содержания теме сообщения;

· глубина проработки материала;

· грамотность и полнота изложения;

· письменное оформление работы

При оценивании сводной обобщающей таблицы учитывается:

· соответствие содержания теме;

· логическая структура таблицы;

· правильный отбор информации;

· наличие сравнительного характера изложения информации;

· работа соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок.

Оценка «зачтено» ставится, если студентом приведены большая часть признаков по которым можно сравнивать изучаемые объекты, графы таблицы заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению; таблица представлена в срок.

Оценка «не зачтено» ставится, если допущены грубейшие ошибки в оформление работы; таблица студентом не представлена в срок.

 

4.4. Критерии оценивания реферата, отчета, выступления

При оценивании реферата учитывается:

· письменная грамотность;

· актуальность темы исследования, ее научность, логическая последовательность изложения;

· соответствие содержания теме;

· глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы;

· правильность и полнота использования источников;

· соответствие оформления реферата стандартам;

· практическое применение (использование);

· культура выступления;

· соблюдение временного регламента;

· ответы на дополнительные вопросы

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» ставится, если выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание изучаемой темы.

При оценивании отчета учитывается:

Соответствие заданному плану отчета

Полнота

Грамотность

Логичность

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию отчета: отчет соответствует заданному плану, принципу необходимости и достаточности, отсутствуют речевые и грамматические ошибки, отчет имеет логическую последовательность.

Оценка «хорошо» ставится, если основные требования к отчету выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении.

 Оценка «удовлетворительно» ставится, если тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании отчета.

При оценивании устного выступления учитывается:

- доступность речи

- приемы привлечения внимания

-эмоциональность и выразительность речи

- грамотность устной речи

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к устному выступлению: структура выступления соответствует требованиям (вступление, основная часть, заключение, в процессе выступления использует приемы привлечения внимания слушателей, содержание выступления соответствует заявленной  теме, содержание выступления доступно для понимания, презентация выступления носит убедительный, эмоциональный характер,  темп речи средний, речь грамотная, выразительная, отсутствуют речевые ошибки, соблюден регламент

Оценка «хорошо» ставится, если выполнены основные требования к устному выступлению, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в выступлении,  темп речи убыстрен или замедлен, недостаточно выразительна речь, не используются приемы привлечения внимания слушателей.

 Оценка «удовлетворительно» ставится, если в выступлении  отсутствуют вступление и заключение, содержание выступления частично доступно для понимания, неоправданно использует термины и профессионализмы в речи. Речь монотонна, регламент нарушен.

 

4.5. Критерии оценивания. подбора методов исследования в соответствии с этапами опытно – экспериментальной работы,  планирования формирующего эксперимента в соответствии с поставленными целями

Оценка «отлично» ставится, если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; подобрано пять методик, методики соответствуют цели, образовательной области  и возрасту детей,  продемонстрирована самостоятельность выполнения практического задания. План формирующего эксперимента соответствует поставленной цели, в плане предложены разнообразные формы и виды деятельности.

  Оценка «хорошо» ставится, если выполнены требования к оценке "отлично", но допущены 2-3 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

 

 

 

5.Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы

№ п.п Тема внеаудиторной самостоятельной работы (далее ВСР) Вид задания ВСР
1. Тема 1.2. Характеристика программ дошкольного образования Тема 1.3. Рабочая программа воспитателя Оформление фрагмента календарного плана воспитателя. Анализ методических комплексов воспитателя ДОО.  
2. Тема 2.2.Проектирование развивающей предметно –пространственной среды Определение  основных ресурсов построения предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием центров развития..
 3. Тема 3.2. Особенности подходов и педагогических технологий дошкольного образования Анализ использования педагогических технологий в практике ДОО на современном этапе (по материалам периодической печати).
4. Тема 4.1. Логика подготовки и требования к конспекту, реферату, отчету Подготовка презентации реферата Подготовка презентации отчета Подготовка презентации устного выступления
5. Тема 5.3. Основы организации опытно – экспериментальной работы 1. Подбор методов исследования в соответствии с этапами опытно – экспериментальной работы 2.Планирование формирующего эксперимента в соответствии с поставленными целями

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Шаблон плана

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ                                            

Группа:                     Тема недели:               Цель:                 Итоговое мероприятие:                                                                                                                            Дата проведения итогового мероприятия:

День недели/                          

     дата

 

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание/организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

 

Образовательная деятельность в режимных моментах (Групповая, Подгрупповая)   Индивидуальная

Понедельник 01 сентября

Утро:          

 

Основная образовательная деятельность

 

 

Прогулка 1:       Вечер:       Прогулка 2:        

 

Приложение 3

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Самарской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»

реферат

Титульный лист

Содержание

Введение Обосновать выбор темы реферата, дать краткую характеристику жанра первоисточников (исследование, монография, статья, рецензия, учебник и т.д.). Раскрыть цели и задачи авторов каждого из первоисточников.

Основная часть. Передать содержание первоисточников в соответствии с темой реферата. Если в реферате поднимается несколько проблем, — можно расположить материал основной части в нескольких главах, присвоив им названия. Указать, какие пути решения проблем предлагают авторы первоисточников. Отметить различные точки зрения на проблемы.

Заключение. Сделать собственные выводы по проблемам, оценить актуальность поднимаемых в первоисточниках проблем, высказать согласие или несогласие  с позицией авторов первоисточников.

Список литературы

Объем реферата обычно колеблется в пределах 5—15 печатных страниц; при этом приложения не входят в объем работы.

 


, .,.


Образец оформления

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение............................................................................................... 2

 

Глава 1.................................................................................................. 3

 

Глава 2.................................................................................................. 6

 

Глава 3................................................................................................ 10

 

Заключение........................................................................................ 14

 

Список литературы............................................................................ 16

 

 

Приложение 4

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

20____ - 20____ учебный год

___________________________ группа ____________________________

ФИ ребёнка

Игра

Труд

Безопасность

 
Сюжетно-ролевые игры Дидактич. игры Театрализован. игры Самообс-луживание Труд в природе Хоз-быт труд Ручной труд В быту В природе ПДД

Итог

Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень   Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень

Уровень

                       

 

                       

 

                       

 

                       

 

                       

 

                       

 

                       

 

                           

 

Уровень: Достаточный: Д

             Близкий к достаточному: БД

Недостаточный: НД              
Образовательная область «Познавательное развитие»

20____ - 20____ учебный год

___________________________ группа ____________________________

ФИ ребёнка

Конструирование

Целостная картина мира

ФЭМП

Итог

Из строит. материала Из конст-руктора Из бумаги Из прир. материала Человек Предмет. окружение Природа Родина Праздники Кол-во и счёт Вели- чина Форма Ориент. в простран. Ориент. во времени
Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

20____ - 20____ учебный год

___________________________ группа ____________________________

ФИ ребёнка

Словарь

ЗКР

Грамматический строй речи

Связная речь

Итог

Активный Пассивный Звукопроиз-ношение Фонематич слух Звуковой анализ-синтез Монолог Диалог Речевое творчество
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

20____ - 20____ учебный год

___________________________ группа ____________________________

ФИ ребёнка

Восприятие художественной литературы и фольклора

Художественное творчество

Музыкальное творчество

Итог

 

Жанры Писате-ли Худож-иллюстр. Знает стихи Перес-сказ Жанры Рисова-ние Лепка Апплика-ция Жанры Пение Танец Игра на муз.инстр.
                               
                               
                &

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.