Факторный анализ себестоимости ОАО «БелЗАН» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Факторный анализ себестоимости ОАО «БелЗАН»

2020-03-31 116
Факторный анализ себестоимости ОАО «БелЗАН» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для проведения факторного анализа себестоимости продукции воспользуемся факторной моделью, приведенной в главе первой (формула 1).

Прежде, чем проводить факторный анализ себестоимости продукции предприятия, исследуем изменение показателей, оказывающих влияние на величину себестоимости продукции.

В 2005 году план по объему производства продукции перевыполнен в целом по предприятию на 0,6%. При этом рост объема производства по таким видам продукции, как «Готовые изделия и узлы» составил 2,5%, по «Спецтехнологическому оборудованию» - 33,7%, по «Прочей продукции» - 6,5%, по «Потребительским товарам» - 46%. Наблюдается повышение удельного веса по «Прочей продукции», «Спетехнологическому оборудованию»: с 2,89% до 3,02% и с 0,69% до 0,9% соответственно. Удельные переменные затраты на единицу продукции сократились по всем изделиям, кроме «Прочей продукции» и «Потребительских товаров». Постоянные фактические затраты по предприятию в 2005 году по сравнению с планом сократились на 23240 тыс. рублей.

В 2006 году выполнение плана по объему выпущенной продукции составило 100%, но при этом по таким видам продукции, как «Потребительские товары» и «Прочая продукция» наблюдается перевыполнение соответственно на 2% и 15,6 %. Удельный вес переменных расходов на единицу продукцию увеличился по «Спецтехнологическому оборудованию», «Инструментам», «Потребительским товарам». Доля отдельных видов продукции в общем объеме производства фактически по сравнению с планом практически не изменилась. Постоянные расходы в 2006 году снизились по сравнению с плановым заданием на 4940,9 тыс. рублей.

Данные для расчета влияния перечисленных факторов на себестоимость продукции приведены в Приложении 6.

Факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции в 2005 и в 2006 году приведен в таблицах 4 и 5.

Для расчета влияния на изменение величины затрат таких факторов, как изменение объема выпуска продукции, структуры производимой продукции, удельных переменных затрат на единицу продукции и постоянных расходов воспользуемся методом цепных подстановок.

Как показывают приведенные в таблице расчеты, влияние факторов на изменение себестоимости продукции было следующим:

Увеличение объема производимой продукции в 2005 году на 0,6% привело к росту себестоимости продукции на 6136,2 тыс. рублей (1816205,5 - 1810069,3), что естественно, так как, чем больше объем производимой продукции, тем выше затраты;

Изменение структуры производимой продукции вызвало увеличение суммы затрат на 589,9 тыс. рублей (1816795,4 - 1816205,5), что объясняется увеличением в составе выпускаемой продукции наиболее материалоемких видов изделий: «Потребительских товаров», «Прочей продукции», «Спецтехнологического оборудования»;

Повышение уровня удельных переменных затрат по таким видам изделий, как «Потребительские товары», «Прочая продукция» вызвало перерасход издержек в целом по предприятию на сумму 3743,8 тыс. рублей (1820539,2 - 1816795,4);

Снижение постоянных расходов на 23239,4 тыс. рублей привело к снижению затрат на 23 240,7 тыс. рублей (1797298,5 - 1820539,2).

Таким образом, баланс отклонений составил: 6136,2 + 589,9 +3743,8 - 23240,7 = - 12770,8 тыс. рублей.

 

Таблица 4 - Факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции в 2005 -2006 гг.

Факторы Методика расчета

Результат, тыс. руб.

    2005 г. 2006 г.
1 2 3 4
1.Объем выпуска продукции (VВПi) З усл1 - З 0 +6136,2 +25732,0
2.Структура продукции (УДi) З усл2 - З усл1 +589,9 -26765,5
3. Переменные затраты (bi) З усл3 - З усл2 +3743,8 -4015,8
4. Постоянные затраты (А) З 1 - З усл3 -23240,7 -4179,6
Итого:   -12770,8 -9228,9
 З 0 (VВП I пл х b Iпл) + Aпл 1810069,3 2645133,8
З усл1 (VВП I пл х b I пл) х J vвп + Aпл 1816205,5 2670865,8
 З усл2 (VВП I ф х b I пл) +А пл 1816795,4 2644100,3
 З усл3 (VВП I ф х b I ф) +А пл 1820539,2 2640084,5
 З 1 (VВП I ф х b I ф) +А ф 1797298,5 2635904,9

 

В 2006 г. план по объему производства выполнен на 100%, тем не менее, фактические издержки сократились по сравнению с плановым заданием на 9228,9 тыс. рублей или на 0,35%.Очевидно, это связано с тем, что план по выпуску основных видов продукции выполнен лишь на 97,9%.Результаты факторного анализа затрат в 2006 году следующие:

Несмотря на то, что план по объему производства выполнен лишь на 100%, этот фактор привел к увеличению фактических затрат по сравнению с плановыми на 25732,0 тыс. рублей (2670865,8 - 2645133,8). Это можно объяснить тем, что план по выпуску прочей продукции перевыполнен на 15,6%, а по потребительским товарам - на 1,9%. При этом фактическая себестоимость данных видов продукции выше плановых показателей.

Изменение структуры фактически выпущенной продукции привело к экономии затрат на сумму 26765,5 тыс. рублей (2644100,3 - 2670865,8).

Снижение уровня удельных переменных затрат на единицу продукции привело к снижению себестоимости продукции в целом по предприятию на 4015,8 тыс. рублей (2640084,5 - 2644100,3).

Снижение постоянных расходов позволило снизить себестоимость продукции на 4179,6 тыс. рублей (2635904,9 - 2640084,5).

В итоге баланс влияния факторов на изменение фактической себестоимости продукции в сравнении с плановой составил: 25732,0 - 26765,5 -4015,8 - 4179,6 = - 9228,9 тыс. рублей

Таким образом, снижение общей суммы затрат в 2006 году фактически по сравнению с планом связано с невыполнением планового задания по производству готовых изделий и узлов.

Необходимо также провести анализ затрат на один рубль товарной продукции. Анализ динамики затрат на 1 рубль произведенной продукции приведен в таблице 5.

Затраты на 1 рубль произведенной продукции в 2005 году составили в целом по предприятию 96,9 копейки, что меньше запланированного показателя на 1,4 копейки или на 1,4%. В 2006 году по сравнению с планом затраты на 1 рубль произведенной продукции также оказались ниже запланированных на 0,2 копейки, но выше фактического показателя 2005 года на 0,9%.

 

Таблица 5 - Динамика затрат на 1 рубль произведенной продукции

Наименование продукции

2005 год

2006 год

Отклонение,%
 

план

факт откл. план факт откл  
1

2

3 4 5 6 7 8
Готовая продукция и изделия

98,2

97,12 -1,08 97,9 97,9 - -0,78
Спец. оборудование

128,6

100 -0,27 97,9 100 -0,01 -
Инструменты

64,5

56,6 -7,9 42,3 51,7 +9,4 -4,9
Прочая продукция

95,7

89,8 -5,9 108,7 92,4 -0,18 +2,6

Потреб. товары

140,5 301,6 +1,62 95,2 98,9 +3,7 -202,7

ИТОГО

98,3 96,9 -1,4 98 97,8 -0,2 +1,1
                 

 

По видам продукции наибольшее значение анализируемого показателя наблюдается по таким изделиям, как «Потребительские товары», «Прочая продукция», «Готовая продукция и изделия». Самый низкий показатель затрат по спецтехнологическому оборудованию. В 2006 году предприятие значительно - на 202,7% снизило затраты на 1 рубль произведенной продукции по «Потребительским товарам», на 4,9% - по «Спецтехнологическому оборудованию», незначительно сократились затраты на 1 рубль произведенной продукции по «Готовым деталям и узлам» - на 0,78коп., а по «Прочей продукции» наблюдается рост затрат на 2,6%.

Принятие каких - либо решений по повышению эффективности работы предприятия невозможно без анализа показателей рентабельности. Рентабельность - относительный показатель, отражающий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;

) показатели, характеризующие рентабельность оборота;

) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции к сумме затрат по реализованной продукции.

 

Прп=, (12)

З рп

 

где R - рентабельность затрат;

Прп - прибыль от реализации продукции;

З рп - себестоимость реализованной продукции.

В 2005 году рентабельность затрат в целом по предприятию составила 0,05 или 5% (79849 тыс. руб. / 1514330 тыс. руб.). В 2006 году показатель рентабельности по сравнению с 2005 годом снизился на 0,02 и составил 0,03 или 3%. В процентном отношении снижение составило 40%.

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от трех основных факторов:

изменения структуры продаж;

уровня себестоимости реализованной продукции;

средних цен реализации.

Таким образом, несмотря на увеличение объема производства, доходность производственной деятельности снижается.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.