Тема: Слушание как вид речевой деятельности педагога — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: Слушание как вид речевой деятельности педагога

2020-04-01 198
Тема: Слушание как вид речевой деятельности педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Слушание как вид речевой деятельности.

2. Функции слушания. Механизмы слушания.

3. Этапы слушания.

4. Виды слушания.

5. Особенности профессионально-педагогического слушания.

 

Литература:

 

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х Т. – М., 2003.

2. Десяева Н. Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М., 2003.

3. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

4. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.  – М., 2003.

5. Смелкова З. С., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А. и др. Риторика: Учебник для студентов вузов. – М., 2006.

6. Тумина Л. Е. Культура слушания в педагогическом общении // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Харьков, 1998. – № 1-2.

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Готовит группа из 2-х – 3-х человек. Помогла ли вам учебная литература убедиться в необходимости развивать у себя умения слушать? Сошлитесь на конкретные фрагменты текстов учебников.

3. Выпишите ключевые глаголы по обсуждаемым вопросам. Составьте на их основе связный текст по теме занятия.

4. Контрольные вопросы:

· Какое определение понятия "слушание" является, по вашему мнению, более конкретным и емким?

· Каковы особенности профессионально-педагогического слушания?

· Какие функции слушания вы знаете?

· Каковы коммуникативные намерения учителя в процессе слушания?

· Каковы механизмы слушания?

· Назовите этапы слушания.

· В чем заключается глобальное слушание?

· Каким может быть детальное слушание?

· Когда "включается" критическое слушание?

· Каковы способы профессионально-педагогического слушания?

5. В педагогической литературе называется ряд чисто профессиональных трудностей слушания. Внимательно изучите их и ответьте на вопрос, правомерно ли называть их трудностями? Ваш ответ обоснуйте.

6. "Профессионально-педагогическое слушание – это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях" (Л. Е. Тумина).

Выделите основные признаки понятия профессионально-педагогического слушания, исходя из определения. Дайте вашу интерпретацию данного определения.

7. Задание на детальное восприятие лекции.

Выберите одну из лекций по изобразительному искусству, прослушанных вами в вузе.

Выделите главные смысловые блоки прослушанного вами текста лекции. Подробно изложите одну из частей лекции. Было ли это рассуждение – объяснение или рассуждение – доказательство? Укажите, какие обоснования были представлены лектором в данной части лекции.

8. Задание на критическое восприятие текста лекции.

Выразите вашу точку зрения на то, о чем и как говорилось на лекции. Какова была основная мысль лектора, его аргументации, средства и приемы выражения мыслей? Какие спорные    положения вы выделили? Какие задания были предложены вам на основе услышанного?

9. Подготовьте портфолио по теме занятия.

 

 

Занятие 16

 

Тема: Чтение как вид речевой деятельности педагога

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие чтения. Особенности чтения.

2. Функции чтения.

3. Характеристика видов чтения в зависимости от целевой установки.

4. Этапы работы с текстом.

5. Приемы осмысления текста. Внетекстовые компоненты (схемы, таблицы, рисунки, графики и т.д.).

6. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать (проверка письменных высказываний учащихся, их оценка, подготовка к объяснению нового материала, подготовка к дискуссии и т.д.).

7. Приемы совершенствования умения читать.

Литература:

 

1. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

2. Десяева Н. Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М., 2003.

3. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. – М., 2000.

5. Мурашов А. А. Педагогическая риторика: Учеб. пособие. – М., 2001.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия.

Готовит группа из 2-х человек.

Озвучьте на занятии особо значимые для вас цитаты из книг. Укажите, чем отличается одно издание от других по содержанию и способу изложения материала по теме.

3. Выпишите в рабочую тетрадь ключевые понятия темы. Составьте с ними предложения, позволяющие представить тему занятия как целостность.

4. Контрольные вопросы:

· В чем заключается сущность чтения как процесса?

· Есть ли общее и специфическое в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?

· Каковы особенности чтения?

· Какие виды чтения вы знаете?

· Каковы этапы работы с текстом в процессе его осмысления?

· Какие вы можете назвать приемы осмысления текста?

· Какова роль учебно-речевых ситуаций, связанных с умением учителя читать?

5. Словесное рисование.

Прочитайте стихотворение И. Бунина "Вечер"

 

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,                                  А счастье всюду. Может быть, оноВот этот сад осенний за сараемИ чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краемВстает, сияет облако. ДавноСлежу за ним... Мы мало видим, знаем,А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и селаНа подоконник птичка. И от книгУсталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело,Гул молотилки слышен на гумне...Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

 

Создайте композицию рисунка. Что нарисуем на первом плане? Что нарисуем далее? Завершите рисунок. Как вы думаете, согласился бы автор с вашей композицией? Если да (нет), то почему? Какие слова текста поэтического произведения помогли вам создавать "словесное полотно" с начала до завершения картины.

Задание выполняется вначале письменно, затем воспроизводится на занятии.

6. Какие книги-собеседники существуют в вашем окружении? Как вы узнаете нужную вам книгу среди других? Расскажите об одной из ваших книг-собеседников. Можете ли вы назвать автора книги мудрецом, оставившим для вас недостающий вам опыт? Расскажите об этих "крупицах" опыта, которые значимы для вас сейчас как для человека, так и для будущего педагога.

Длительность рассказа – 7 минут.

7. Подберите текст из книги В. А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям" или из книги А. Е. Кондратенкова "Педагогика в картинах реальной жизни". Вспомните, что из прочитанного вы уже знали и что нового узнали. Создайте вторичный текст – сообщение. Выступите с сообщением перед аудиторией (7-10 минут).

Критерии оценивания выступления:

а) умение осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, его мировосприятие, чувства, отношение к жизни;

б) умение воспринимать выразительные средства языка автора;

в) умение воссоздавать картины жизни, изображенной автором;

г) умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия;

д) умение видеть авторскую позицию;

умение выражать свою позицию.

8. Подготовьте портфолио, включив в него выполненные задания.

Занятие 17

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.