Тема: Педагогическое общение: сущность, специфика, функции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: Педагогическое общение: сущность, специфика, функции

2020-04-01 161
Тема: Педагогическое общение: сущность, специфика, функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие и сущность общения.

2. Педагогическое общение: принципы, сущность, функции.

3. Специфика педагогического общения.

4. Стили педагогического общения.

5. Восприятие и понимание в педагогическом общении.

6. Гармонизирующее педагогическое общение.

 

Литература:

 

1. Вильгельм А. М. Коммуникативная культура учителя как субъекта педагогической деятельности // Известия Уральского государственного университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 2. – С. 16-23.

2. Горшкова В. В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика. – 2011. – № 2. – С. 68-76.

3. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х Т. – М., 2003.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1997.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М., 1979.

 

Практикум

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Определите цель предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.
На развитие каких профессиональных компетенций будут направлены ваши усилия в процессе подготовки к занятию и в ходе практикума?

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Готовит группа из 2-х – 3-х человек. Создайте полилог о том, какие источники в большей степени убеждают вас в необходимости развития коммуникативно-речевых умений?

3. Выпишите из энциклопедических источников в рабочую тетрадь значения ключевых понятий по одному из вопросов, вынесенных на обсуждение. Составьте связный текст по данному вопросу.

4. Контрольные вопросы:

· Как толкуют значение понятия "общение" толковые, психологические, педагогические словари?

· Каковы основные функции общения?

· Каковы условия реализации эффективного общения?

· Какие русские пословицы о языке, речи, общении вы знаете?

· Каковы функции педагогического общения?

· Какую роль играют восприятие и понимание в педагогическом общении?

· Каковы стили педагогического общения?

· Какова сущность гармонизирующего педагогического общения?

5. Создайте иерархию условий эффективности общения. Дайте ваш комментарий.

6. Разделитесь на пары. Один из вас – учитель, другой – ученик. Смоделируйте ситуацию, в которой ученик провинился. Поговорите с ним. Длительность разговора – 5 минут.

7. Вы входите на перемене в класс, где преподаете изобразительное искусство. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить классу. Информация не должна быть эмоциональной сама по себе. Постарайтесь сосредоточить на себе всеобщее внимание.

8. Подготовьте портфолио, включив в него выполненные задания.

 

 

Занятия 5 – 6

 

Тема: Речевое общение. Говорение и письмо в речевом общении педагога и учащихся

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие речевого общения. Язык и речь.

2. Говорение в речевом общении. Понятие текста. Основные признаки текста (смысловая цельность и связность).

3. Роль внутренней речи в формировании высказывания. Переход к внешней речи.

4. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Взаимодействие устной и письменной речи.

5. Речевое поведение обучающихся. Требования к речевому поведению. Речевой этикет.

6. Невербальные средства речевого общения. "Язык внешнего вида"

 

Литература:

 

1. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

2. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 618-626.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2001.

4. Макарова Д. К. Выразительность объяснительного монолога учителя как средство эмоционального взаимодействия в педагогическом дискурсе // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 2. – С. 157-162.

5. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под. ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993 – 1999.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы. Назовите основные технологические шаги, которые вам надо осуществить для достижения цели.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Направляет ли предложенная литература на продуктивное взаимодействие между педагогом и обучающимся? Какая литература в большей степени способствует решению этой задачи?

3. Выделите ключевые понятия темы, ориентирующие вас на деятельность по формированию индивидуального стиля речевого общения.

4. Контрольные вопросы:

· Что такое речевое общение?

· В чем состоит отличие устной речи от письменной?

· Каковы основные признаки текста?

· В чем состоит роль внутренней речи в формировании устных и письменных высказываний?

· Каковы коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний?

· Каковы требования к речевому поведению общающихся?

· Почему необходимо понимать язык телодвижений?

5. Представьте вербальное приветствие учителя в соответствии с определенной ситуацией, в которой он встречается с учащимися для осуществления коммуникативного намерения. Сыграйте роль учителя.

6. Разыгрывание мини-ситуаций.

- Вы вошли в класс. Поздоровайтесь с учениками и привлеките их внимание к себе посредством мимики, пантомимики.

- Обратитесь к ученику, используя: просьбу, требование, предупреждение, похвалу, вопрос, пожелание. Постарайтесь найти не только нужные интонации, но и проявить пантомимическую выразительность.

7. А. Н. Толстой в работе "Как мы пишем" замечает: "Я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи сами говорили о себе языком жестов. Моя задача – создать мир и впустить туда читателя, а там уже он сам будет общаться с персонажами не моими словами, а теми ненаписанными, неслышимыми, которые сам поймет из языка жестов."

Толстой А. Н. Как мы пишем (1930 г.) // Русская риторика: Хриистоматия / Авт. Сост. Л. К. Граудина. – М., 1996.

 

Задание: Выберите фрагмент текста одного из произведений А. Н. Толстого. Постарайтесь войти в созданный автором мир и поговорите с персонажами произведения "ненаписанными, неслышимыми" словами, понятыми вами из языка жестов. Задание выполняется вначале письменно, а затем устно воспроизводится в группе.

8. Вы – педагог воспитатель. Создайте письменный текст-рассуждение, предназначенный для определенной возрастной группы школьников по одной из тем: "о любознательности", "о честности", "о душе", "о профессионализме", "об искренности", "о любви", "о благородстве", "о совести". Выступите с текстом – рассуждением в учебной группе (7-10 минут).

Критерии оценивания выступления:

умения:

а) продумывать содержание с учетом речевой ситуации и в соответствии с целью;

б) связывать фразы;

в) откликаться на реакции аудитории;

г) говорить ясно, кратко, логично;

д) формулировать тезис, доказательства, выводы, представляя их в единстве с помощью языковых средств связи (во-первых, во-вторых, так как, следовательно и др.);

е) использовать в рассуждении примеры.

9. Подготовьте портфолио, включив в него выполненные задания.

Занятие 7

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.