Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста

2020-04-01 163
Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование проводилось на базе МБДОУ №278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 - 3 года).

Список группы:

Катя К.

Вася Л.

Рома К.

Полина Р.

Полина П.

Настя П.

Вика К.

Вика Я.

Рома П.

Богдан К.

Арина К.

Лиза И.

Даня Ф.

Дима Ч.

Влад В.

Влад К.

Даша Е.

Юля С.

Соня Л.

Милана Х.

Задача эксперимента: подтвердить целесообразность использования произведений малых фольклорных форм для развития и воспитания детей раннего возраста.

Тема: Петушок и его семья

Программное содержание:

Знакомить детей с понятием - «Семья» на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать речь словами и строками народных поэтических творений.

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Ход занятия:

(Дети имитируют езду на машине)

Воспитатель: Машина, машина едет, гудит,

В машине, в машине шофер сидит,

Би-би-би,би-би-би.

Вот поле, вот речка

Вот лес густой

Приехали дети,

Машина - стой!

Воспитатель: Ребята, мы приехали с вами на птичий двор (на доске петушок, курочка, гусь, утка, индюк)

Наша курочка в окно: «Ко-ко-ко!»

Дети: «Ко-ко-ко»

Воспитатель: Наша уточка с утра: «Кря-кря-кря!»

Дети: «Кря-кря-кря!»

Воспитатель: Наши гуси у пруда: «Га-га-га».

Дети: «Га-га-га»!

Воспитатель: А индюк среди двора: Бал-бал-бал».

А как Петя-петушок ранним - рано поутру нам споет?

Дети: «Ку-ка-ре-ку»!

Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз. (на столе ширма)

Ребята, угадайте, о ком я говорю:

Рано встает, голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это?

Дети: Петушок

Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?

Дети: Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: Да, а что он делает?

Дети: Кукарекает.

Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем к нам Петушка. Петушок, иди к нам»

Дети: Петушок - иди к нам (хором)

Петушок: Кукареку. Здравствуйте ребята. Вы ведь знаете, кто я такой. А может быть вы стихотворение про меня знаете? Прочитайте, пожалуйста.

Дети: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь.

Воспитатель: Вот какой красивый папа петушок, А он не один живет, кого он зовет?

Дети: Курочку!

Воспитатель: Да, он маму курочку зовет. Давайте поможем ему, позовем громко курочку: «Курочка - иди к нам. Ку-ка-ре-ку!»

Дети: Курочка. Иди к нам. Ку-ка-ре-ку!

Курочка: Ко-ко-ко. Здравствуйте дети, здравствуй Петя-петушок. Вы видели ребята, куда спрятались наши детки - цыплята? Поможете мне их найти?

Воспитатель: Курочка - тараторочка,

По двору ходит

Хохолок раздувает,

Милых деток созывает.

Ко-ко-ко!

Дети: Ко-ко-ко. (Дети ищут цыплят по всей группе)

Воспитатель: Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок,

Через темный лесок,

Через лес за реку,

Покричи - Ку-ка-ре-ку!

Ребята, давайте поможем петушку громко покукарекать.

Дети: Ку-ка-ре-ку! (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит, как вы думаете кто это?

Дети: Цыплята (появляются цыплята).

Воспитатель: Нашлись наши цыплята, посмотрите какие они.

Дети: Маленькие, пушистые, желтенькие.

Воспитатель: Какие у них маленькие клювики, крылышки и лапки. Вот какая семья дружная! Мама в этой семье кто?

Дети: Курочка.

Воспитатель: А папа есть?

Дети: Да, петушок.

Воспитатель: А детки, дочки и сыночки?

Дети: Это цыплята.

Воспитатель: Наша курочка в окно: Ко-ко-ко.

Дети: Ко-ко-ко.

Воспитатель: А как Петя - петушок ранним утром нам споет?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Ребята, как пищат цыплята?

Дети: Пи-пи-пи.

Воспитатель: Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама-курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовет их за собой. Давайте и мы пойдем вместе с цыплятами. (Дети ходят за воспитателем и выполняют движения)

Воспитатель: Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко,ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет накормить цыплят зернышками?

Дети: я-я-я.

Воспитатель: Все хотят. Давайте мы нарисуем зернышки и покормим наших цыплят. (Дети рисуют зернышки для цыплят).

После проведения занятия у детей наблюдалось повышение интереса к игрушкам, изображающим домашних животных и птиц. Дети в играх имитировали голоса животных, их движения. Катя К. и Даня Ф., которые уже умеют довольно хорошо говорить, пытались организовать других детей «быть цыплятами», просили их грести «лапками» и искать зерна. Лиза И. и Вика Я. Кормили игрушечных цыплят и заботливо укладывали их спать. Дети охотно отвечали на вопросы: Какая у петушка головушка? Какая бородушка? Применяли при этом слова из стихотворения о петушке.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение фольклорных произведений в ходе занятия позволило сделать описываемые образы более яркими и запоминающимися для детей. Из озвученных произведений дети узнали, что мама-курочка «милых деток созывает», то есть заботится о них и любит их. Познавательная ценность этих произведений заключается еще и в том, что дети знакомятся с повадками домашних птиц. Этого большинство детей не могут наблюдать в реальной жизни. Также занятие оказало влияние на развитие игровой деятельности у детей. Описанные события дети старались воспроизвести в процессе игры.


 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования и изучения литературы по теме гипотеза подтверждена. Начиная с самого рождения ребенка произведения «материнской поэзии» - первые помощники родителей в развитии малыша. Отобранные, отшлифованные народом веками произведения для самых маленьких несут в себе огромную воспитательную и познавательную ценность. С помощью произведений малых фольклорных форм родитель может и развлечь ребенка, и помочь ему научиться управлять своим телом, и рассказать о том, что ребенок не может увидеть в реальной жизни.

Знакомство с фольклором малыша начинается с колыбельной песни матери, как выражения ее любви к своему ребенку. Далее малыш слышит забавные стихи и песенки - пестушки, потешки, прибаутки. Несмотря на краткость и незамысловатость текстов, каждая из них играет свою педагогическую роль в воспитании.

Устное народное творчество не было лишь плодом народного досуга. Оно было достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

С помощью произведений «материнской поэзии» с детства начинается приобщение ребёнка к народной культуре, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


 

Литература

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2008

2. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов Москва: ВЛАДОС, 2007

.   Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша: под редакцией А.С. Батуева, Москва: Айрис-пресс, 2003.

.   Берк Л. Развитие ребенка - 6-е издание - С-Пб: «Питер», 2006.

5. Материалы сайта <http://www.rspp.su/articles/03.2007/mother_poetry.html>

.   Материалы сайта <http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/ispolzovanie-skazki-v-sisteme-vospitaniya-detei-rannego-doshkolnogo-vozrasta>

.   Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1. Общие основы психологии,. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС2, 1997.

.   Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. - Москва: ТЦ Сфера, 2010 г.

.   Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования под редакцией Мерзляковой С.И. - Москва, ВЛАДОС, 2003.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.