Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста

2020-04-01 133
Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?

В целях социальной адаптации ребенка образы народной сказки могут быть использованы, как пример для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу или трудной для ребенка ситуации. Проигрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в инсценировке сказки не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в ДОУ, и в семье.

Ранний возраст - решающее время для формирования характера, отношения к миру и окружающим, воспитания моральных ценностей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, возможно формировать с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

как добрые и миролюбивые побеждают („Волк и семеро козлят');

что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире. Слушая их, дети:

учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;

овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

Сказка может помочь маме сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малыша. С этой целью хорошо рассказать детям сказку про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т д. Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста также легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят» - нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок» - нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

Сказка помогает родителям заложить первые представления ребенка о мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование сказки для воспитания ребенка раннего возраста помогает родителям:

развивать речь малыша;

расширять его представления о мире;

воспитывать моральные качества ребенка (отзывчивость, сочувствие и т.д.)

воспитывать даже в таком маленьком человеке чувство патриотизма.

Также с помощью сказки можно решить некоторые психологические проблемы ребенка. Значение сказки для ребенка настолько велико, что в конце прошлого века как отдельное направление в психологии появилась сказкотерапия. Она помогает не только лучше понять своего ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях. Что гораздо важней, сказкотерапия служит естественным способом сближения взрослого и малыша.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.