Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста

2020-04-01 165
Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четырех-пятилетними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер. Колыбельная педагогика - самая природосообразная педагогика за всю историю человечества (первой колыбелью были руки и колени стоящей и сидящей дикарки-матери).

Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельная песня складывалась веками, в ней - самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Лучшие из них до сих пор используются в пестовании, их поют сами дети, укладывая кукол спать. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. Голос матери успокаивает малыша, а слова, которых он пока еще не понимает, говорят о том, что мать заботится о нем и защищает:

Баю-баю-баю-бай, Спи-ка, Ваня, засыпай, Буду я тебя качать, Никому не дам кричать…

В колыбельной песне нежность матери представлена необыкновенно концентрированно: девочку называют «моей милой», «моей хорошей», «моей пригожей», «дитей маленькой», «дитей крошечной», употребляются разные варианты ласкательных имен, повторяются ласковые слова «люли», «баю». В песнях нежность переносится и на окружение ребенка, в них - и «котинька-коток», «кудреватенький лобок», «серенький хвосток», и «пояски все шелковенькие», и «платочек беленький», и «колыбель-люлечка»...

Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленки мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»), да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее:

 

«…Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга…»

 

Вот в такой простой форме преподносится мало что понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс знакомства с окружающим миром, построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности: «чистые поля», «зеленые луга». В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. Например, в одной из песен поется о том, что рано утром нужно отправиться на зайца; если поймать зайца, то можно испечь пирог из заячьего мяса. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар - принесет калач.

Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. К ребенку обращаются с пожеланием сна, здоровья, роста, послушания. Каждую колыбельную песню сопровождает материнское (или бабушкино) «воркование», «гулюкание», и тогда в них появляются в роли помощников образы животных, птиц: собака, корова, лошадь, петух и др. Чаще других в материнской поэзии присутствует кот (иногда кота даже клали в детскую кроватку, чтобы под его мурлыканье ребенок лучше засыпал):

 

Котик, котичек, коток,

Котик, серенький хвосток,

Приди, котик, погулять,

Приди Ваню покачать.

Я тебе, коту, коту,

За услугу заплачу:

Дам кувшинчик молока

Да кусок пирога.

Или воркуют неугомонные голуби (гули):

Аи, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стал мой Ваня засыпать.

 

Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре начинает сам «гулить», укачивает сам себя, подражая напевной материнской речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами-«вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:

Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Моего Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню…

Но педагогика пестования гуманна (это подтверждает и текст приведенной выше колыбельной): присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.

Народная педагогика отмечает, что с помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и бабкиной песенке гудел себе в нос: «Ао-ао-ао». Нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

 

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

 

В колыбельной прослеживается нарушение порядка, рядоположенности, утверждающее свободу, создающее проблемную ситуацию: у всех есть определенные места для сна, а соболи спят, где им вздумалось.

Интересно, что во времена язычества колыбельная была также средством защиты ребенка от злых духов, своеобразным заговором, молитвой.

Таким образом, можно сделать вывод, что колыбельная песня является первым из видов фольклора, с которым знакомится ребенок и должна применяться родителями может с первых дней жизни малыша. Она очень важна для поддержания у ребенка чувства морального комфорта и защищенности. Колыбельная песня с древности была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, - она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, - писал поэт Расул Гамзатов, - главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни - основное средство воспитания в младенческом возрасте.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.