Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ребенка раннего возраста средствами произведений «Материнской поэзии» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ребенка раннего возраста средствами произведений «Материнской поэзии»

2020-04-01 184
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ребенка раннего возраста средствами произведений «Материнской поэзии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Первые годы жизни - наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление о том, что ребенок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.

Различные источники по-разному очерчивают границы раннего возраста, но, прежде всего, ранний возраст - это особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Именно поэтому в данной работе мною принято понятие раннего возраста, как возраст от рождения ребенка и до трех лет.

Что главное для ребенка только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям - вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу, формирует основные эмоциональные реакции на происходящее. «Не от еды дитя растет, а от радости», - гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей свое отражение в таких формах, как колыбельные песни, пестушки, потешки <http://detstvovmeste.ru/publ/poteshki/44>.

С рождения для ребенка взрослый выступает источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Уже с первых часов жизни присутствие мамы, ее физический и эмоциональный контакт очень важны для ребенка. Младенец успокаивается, слыша голос матери, хотя пока еще не понимает значения слов.

Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку. Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни о психологическом портрете, уже тысячелетиями матери отдают своим детям лучшие порывы души, самую нежную поэзию и мелодию. Слова Ушинского о педагогическом гении народа, высказанные им в связи с оценкой сказок, могут быть применимы и к характеристике колыбельных песен, пестушек, потешек, педагогическая гениальность которых бесспорна.

Исследования особенностей психического развития детей показывают, что ранний возраст является решающим для формирования отношения человека к окружающему его миру и для развития речи. В более позднем возрасте уже невозможно наверстать упущенное. В этом плане показателен пример детей-маугли, которые часть жизни провели вне человеческого общества. Большинство из них, вернувшись к людям, так и не смогли жить полноценной жизнью среди них.

Малыш, растущий в благоприятных условиях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжелателен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет внимания взрослых, охотно откликается на их инициативу, настойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка или в семье, где родители мало общаются с детьми и дети предоставлены самим себе, как правило, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружающим, у него не сформированы привязанности ни ко взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельности и на развитии речи, приводя к их задержке. Не зря горцы про никчемного человека говорят: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». А чуваши про злого человека говорят: «Он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Цель работы - обосновать эффективность использования произведений «материнской поэзии» в развитии ребенка раннего возраста.

Достижение цели планируется решением таких задач, как:

изучить тексты произведений «материнской поэзии» и научно-исследовательской литературы об их использовании в воспитании ребенка;

дать характеристику каждой из малых форм фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;

показать практическое применение малых фольклорных форм в воспитании.

Предметом исследования является «материнский» фольклор.

Объект исследования - процесс использования произведений «материнской поэзии» для развития ребенка раннего возраста.

Методы, используемые при написании курсовой - экспериментальный, описательный, анализ литературных источников.

Гипотеза заключается в том, что произведения «материнской поэзии» являются эффективным средством воспитания ребенка раннего возраста.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, касающийся использования фольклорных произведений для воспитания детей.

Практическая значимость изучения целесообразности применения малых фольклорных форм в воспитании детей раннего возраста заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе педагогами и родителями для решения воспитательных задач.


 

Тема: Петушок и его семья

Программное содержание:

Знакомить детей с понятием - «Семья» на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать речь словами и строками народных поэтических творений.

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Ход занятия:

(Дети имитируют езду на машине)

Воспитатель: Машина, машина едет, гудит,

В машине, в машине шофер сидит,

Би-би-би,би-би-би.

Вот поле, вот речка

Вот лес густой

Приехали дети,

Машина - стой!

Воспитатель: Ребята, мы приехали с вами на птичий двор (на доске петушок, курочка, гусь, утка, индюк)

Наша курочка в окно: «Ко-ко-ко!»

Дети: «Ко-ко-ко»

Воспитатель: Наша уточка с утра: «Кря-кря-кря!»

Дети: «Кря-кря-кря!»

Воспитатель: Наши гуси у пруда: «Га-га-га».

Дети: «Га-га-га»!

Воспитатель: А индюк среди двора: Бал-бал-бал».

А как Петя-петушок ранним - рано поутру нам споет?

Дети: «Ку-ка-ре-ку»!

Воспитатель: Вот как он кукарекает. Какие вы молодцы! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз. (на столе ширма)

Ребята, угадайте, о ком я говорю:

Рано встает, голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это?

Дети: Петушок

Воспитатель: Правильно. А как он голосисто поет?

Дети: Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: Да, а что он делает?

Дети: Кукарекает.

Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем к нам Петушка. Петушок, иди к нам»

Дети: Петушок - иди к нам (хором)

Петушок: Кукареку. Здравствуйте ребята. Вы ведь знаете, кто я такой. А может быть вы стихотворение про меня знаете? Прочитайте, пожалуйста.

Дети: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь.

Воспитатель: Вот какой красивый папа петушок, А он не один живет, кого он зовет?

Дети: Курочку!

Воспитатель: Да, он маму курочку зовет. Давайте поможем ему, позовем громко курочку: «Курочка - иди к нам. Ку-ка-ре-ку!»

Дети: Курочка. Иди к нам. Ку-ка-ре-ку!

Курочка: Ко-ко-ко. Здравствуйте дети, здравствуй Петя-петушок. Вы видели ребята, куда спрятались наши детки - цыплята? Поможете мне их найти?

Воспитатель: Курочка - тараторочка,

По двору ходит

Хохолок раздувает,

Милых деток созывает.

Ко-ко-ко!

Дети: Ко-ко-ко. (Дети ищут цыплят по всей группе)

Воспитатель: Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок,

Через темный лесок,

Через лес за реку,

Покричи - Ку-ка-ре-ку!

Ребята, давайте поможем петушку громко покукарекать.

Дети: Ку-ка-ре-ку! (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Пи-пи-пи. Дети, слышите, кто-то пищит, как вы думаете кто это?

Дети: Цыплята (появляются цыплята).

Воспитатель: Нашлись наши цыплята, посмотрите какие они.

Дети: Маленькие, пушистые, желтенькие.

Воспитатель: Какие у них маленькие клювики, крылышки и лапки. Вот какая семья дружная! Мама в этой семье кто?

Дети: Курочка.

Воспитатель: А папа есть?

Дети: Да, петушок.

Воспитатель: А детки, дочки и сыночки?

Дети: Это цыплята.

Воспитатель: Наша курочка в окно: Ко-ко-ко.

Дети: Ко-ко-ко.

Воспитатель: А как Петя - петушок ранним утром нам споет?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Ребята, как пищат цыплята?

Дети: Пи-пи-пи.

Воспитатель: Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама-курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовет их за собой. Давайте и мы пойдем вместе с цыплятами. (Дети ходят за воспитателем и выполняют движения)

Воспитатель: Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко,ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет накормить цыплят зернышками?

Дети: я-я-я.

Воспитатель: Все хотят. Давайте мы нарисуем зернышки и покормим наших цыплят. (Дети рисуют зернышки для цыплят).

После проведения занятия у детей наблюдалось повышение интереса к игрушкам, изображающим домашних животных и птиц. Дети в играх имитировали голоса животных, их движения. Катя К. и Даня Ф., которые уже умеют довольно хорошо говорить, пытались организовать других детей «быть цыплятами», просили их грести «лапками» и искать зерна. Лиза И. и Вика Я. Кормили игрушечных цыплят и заботливо укладывали их спать. Дети охотно отвечали на вопросы: Какая у петушка головушка? Какая бородушка? Применяли при этом слова из стихотворения о петушке.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение фольклорных произведений в ходе занятия позволило сделать описываемые образы более яркими и запоминающимися для детей. Из озвученных произведений дети узнали, что мама-курочка «милых деток созывает», то есть заботится о них и любит их. Познавательная ценность этих произведений заключается еще и в том, что дети знакомятся с повадками домашних птиц. Этого большинство детей не могут наблюдать в реальной жизни. Также занятие оказало влияние на развитие игровой деятельности у детей. Описанные события дети старались воспроизвести в процессе игры.


 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования и изучения литературы по теме гипотеза подтверждена. Начиная с самого рождения ребенка произведения «материнской поэзии» - первые помощники родителей в развитии малыша. Отобранные, отшлифованные народом веками произведения для самых маленьких несут в себе огромную воспитательную и познавательную ценность. С помощью произведений малых фольклорных форм родитель может и развлечь ребенка, и помочь ему научиться управлять своим телом, и рассказать о том, что ребенок не может увидеть в реальной жизни.

Знакомство с фольклором малыша начинается с колыбельной песни матери, как выражения ее любви к своему ребенку. Далее малыш слышит забавные стихи и песенки - пестушки, потешки, прибаутки. Несмотря на краткость и незамысловатость текстов, каждая из них играет свою педагогическую роль в воспитании.

Устное народное творчество не было лишь плодом народного досуга. Оно было достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

С помощью произведений «материнской поэзии» с детства начинается приобщение ребёнка к народной культуре, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


 

Литература

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2008

2. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов Москва: ВЛАДОС, 2007

.   Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша: под редакцией А.С. Батуева, Москва: Айрис-пресс, 2003.

.   Берк Л. Развитие ребенка - 6-е издание - С-Пб: «Питер», 2006.

5. Материалы сайта <http://www.rspp.su/articles/03.2007/mother_poetry.html>

.   Материалы сайта <http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/ispolzovanie-skazki-v-sisteme-vospitaniya-detei-rannego-doshkolnogo-vozrasta>

.   Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1. Общие основы психологии,. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС2, 1997.

.   Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. - Москва: ТЦ Сфера, 2010 г.

.   Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования под редакцией Мерзляковой С.И. - Москва, ВЛАДОС, 2003.

Введение

 

Первые годы жизни - наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление о том, что ребенок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.

Различные источники по-разному очерчивают границы раннего возраста, но, прежде всего, ранний возраст - это особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Именно поэтому в данной работе мною принято понятие раннего возраста, как возраст от рождения ребенка и до трех лет.

Что главное для ребенка только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям - вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу, формирует основные эмоциональные реакции на происходящее. «Не от еды дитя растет, а от радости», - гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей свое отражение в таких формах, как колыбельные песни, пестушки, потешки <http://detstvovmeste.ru/publ/poteshki/44>.

С рождения для ребенка взрослый выступает источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Уже с первых часов жизни присутствие мамы, ее физический и эмоциональный контакт очень важны для ребенка. Младенец успокаивается, слыша голос матери, хотя пока еще не понимает значения слов.

Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку. Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни о психологическом портрете, уже тысячелетиями матери отдают своим детям лучшие порывы души, самую нежную поэзию и мелодию. Слова Ушинского о педагогическом гении народа, высказанные им в связи с оценкой сказок, могут быть применимы и к характеристике колыбельных песен, пестушек, потешек, педагогическая гениальность которых бесспорна.

Исследования особенностей психического развития детей показывают, что ранний возраст является решающим для формирования отношения человека к окружающему его миру и для развития речи. В более позднем возрасте уже невозможно наверстать упущенное. В этом плане показателен пример детей-маугли, которые часть жизни провели вне человеческого общества. Большинство из них, вернувшись к людям, так и не смогли жить полноценной жизнью среди них.

Малыш, растущий в благоприятных условиях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжелателен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет внимания взрослых, охотно откликается на их инициативу, настойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка или в семье, где родители мало общаются с детьми и дети предоставлены самим себе, как правило, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружающим, у него не сформированы привязанности ни ко взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельности и на развитии речи, приводя к их задержке. Не зря горцы про никчемного человека говорят: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». А чуваши про злого человека говорят: «Он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Цель работы - обосновать эффективность использования произведений «материнской поэзии» в развитии ребенка раннего возраста.

Достижение цели планируется решением таких задач, как:

изучить тексты произведений «материнской поэзии» и научно-исследовательской литературы об их использовании в воспитании ребенка;

дать характеристику каждой из малых форм фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;

показать практическое применение малых фольклорных форм в воспитании.

Предметом исследования является «материнский» фольклор.

Объект исследования - процесс использования произведений «материнской поэзии» для развития ребенка раннего возраста.

Методы, используемые при написании курсовой - экспериментальный, описательный, анализ литературных источников.

Гипотеза заключается в том, что произведения «материнской поэзии» являются эффективным средством воспитания ребенка раннего возраста.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, касающийся использования фольклорных произведений для воспитания детей.

Практическая значимость изучения целесообразности применения малых фольклорных форм в воспитании детей раннего возраста заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе педагогами и родителями для решения воспитательных задач.


 

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ребенка раннего возраста средствами произведений «Материнской поэзии»


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.