Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-04-01 | 157 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Целью нашего исследования является выявление уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе детского дома № 1 г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимало участие 25 человек.
Для проведения исследования нами были разработаны вопросы для беседы, позволяющие оценить уровень готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.
Таблица 1 Вопросы для беседы
Личная гигиена | Знаете ли вы, что такое личная гигиена? Какими правилами Вы руководствуетесь при уходе за своим телом? Как часто следует мыть голову, руки, лицо? |
Питание | Сумеете ли Вы самостоятельно приготовить пищу? Накроете ли Вы на стол, в случае прихода гостей? Какие продукты полезны для здоровья и, в каких из них содержится много витаминов? Какие продукты Вы купите для того, чтобы приготовить суп? Что полезней свежие овощи или консервированные? |
Одежда и обувь | Знаете ли Вы как правильно гладить одежду и ухаживать за обувью? Чем отличается повседневная одежда от вечерней? |
Жилище | Что нужно делать, чтобы Ваше жилище находилось в чистоте? Как часто следует убираться в квартире? Из-за чего появляются тараканы и, как с ними бороться? Моете ли Вы посуду и, каким образом? |
Результаты оцениваются по следующим показателям:
балл - не ответил на заданный вопрос.
балла - ответил, но не смог полно обосновать свой ответ.
балла - дал полный, развернутый ответ.
В ходе проведения беседы нами были получены следующие результаты
Рисунок 1 Уровень ответов на вопросы блока "Личная гигиена" (в %)
Знания о том, что такое личная гигиена, для чего она необходима, в чем ее положительные моменты являются у ребят не полными и не конкретными. 28% обследуемых детей вообще затруднились ответить на вопрос: «Знаете ли вы, что, такое личная гигиена?». Остальные отвечали на вопросы данной области знаний односложно, не развернуто, зачастую, не объясняя своего мнения.
|
Рисунок 2 Уровень ответов на вопросы блока "Питание" (в %)
На вопросы беседы об организации питания человека дети полных ответов не давали. Знания и умения в этой области у ребят не достаточны. Почти все ребята в случае прихода гостей не смогут накрыть на стол, а также приготовить самостоятельно пищу. Знания о полезных и вредных продуктах низкие.
Рисунок 3 Уровень ответов на вопросы блока "Одежда и обувь" (в %)
Отсутствуют представления о правилах подбора одежды для различных мероприятий и для повседневной жизни. Знания об уходе за одеждой и обувью у детей отсутствуют.
Рисунок 4 Уровень ответов на вопросы блока "Жилище" (в %)
На вопросы беседы, относящиеся к боку «жилище», дети отвечали по-разному. Знания и умения в данной области не достаточно полные, поверхностные. Уход за жилищем большинство ребят осуществлять не умеют.
Таким образом, результаты исследования методом беседы позволяют сделать нам следующий вывод: у детей не достаточны знания и умения в области бытового труда, а именно, по таким вопросам как - личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода; не полные представления об умениях пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, медицинской и иной помощи), транспорта; не достаточны представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми); также не достаточными являются экономико-бытовые знания.
2.2 Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома
|
При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу программы. В отличие от других программ, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.
Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Цель: Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
· Воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
· Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
· Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
Программа рассчитана на 3 года с детьми среднего возраста по следующим направлениям:
· хозяйственно-бытовой труд;
· самообслуживание;
· сельскохозяйственный труд;
· творческий труд.
Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 40 минут, где рассматриваются теоретические и практические основы трудового воспитания.
Предполагаются следующие результаты над программой:
. Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.
. Сформировать у воспитанников обще-трудовые умения и навыки.
. Создать в семье сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
. Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.
Таблица 2. Тематический план
№ | Направления | Теория | Практика | Общее кол-во |
1 | Хозяйственно-бытовой труд | 6 | 39 | 45 |
2 | Самообслуживание | 7 | 11 | 18 |
3 | Творческий труд | 6 | 17 | 23 |
4 | Сельско-хозяйственный труд | 8 | 29 | 37 |
|
Таблица 3. Тематический план 1 года обучения.
Раздел | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
Хозяйственно-бытовой труд | Стирка белья | Сортировка белья, моющие, отбеливающие, подсинивающие средства | 1 | Сортировка, стирка, сушка в центрифуге, воздухе, отбеливание | 1 | 20 |
Ремонт одежды | Виды ремонта | 1 | Способы наложения заплат | 2 | 3 | |
Самообслуживание | Гигиена девушки | Виды кожи, гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. | 2 | 2 | ||
Уход за одеждой, обувью | Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами | 1 | Удаление пятен с одежды, укладка шерстяных и меховых изделий на хранение. | 2 | 3 | |
Творческий труд | Вязание спицами | Материалы и инструменты для вязания, правила подбора спиц, правила вязания на двух и пяти спицах, условные обозначения | 2 | Изготовление вязанных изделий | 6 | 8 |
Сельско-хозяйственный труд | Сбор урожая Правила хранения урожая Приемы обработки земли | Определение спелости, правила сбора и сроки уборки урожая. Сведения о правилах и сборах хранения, подготовки закладки на хранение. Сроки обработки земли, инвентарь для ручной обработки | 1 1 1 | Уборка урожая, подготовка к хранению. Заготовка на зиму “Ассорти для души” Ручная обработки земли лопатами | 6 2 6 | 7 3 7 |
Таблица 4
Прогнозируемый результат работы после первого года над программой
Знать | Уметь | |
Хозяйственно-бытовой | ||
Планирование последовательности стирки белья. Т.Б. при работе на стиральной машине. Правила уборки помещения. | Стирать белье. На практике использовать знания о правилах Т.Б. Качественно выполнять уборку помещения. | |
Самообслуживание | ||
Гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей. Правила ухода за одеждой, хранение шерстяных и меховых изделий. | Ухаживать за кожей. Удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия. | |
Творческий труд | ||
Правила подбора спиц для вязания. Условные обозначения применяемые при вязании на спицах. Технологию вязания на двух и пяти спицах. | Подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора. Выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений. | |
Приусадебный участок.
| ||
Определять спелость овощей. Сроки сбора урожая. | Обрабатывать почву, ухаживать и собирать овощные культуры. |
Таблица 5. Тематический план 2 года обучения
Раздел | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
Хозяйственно-бытовой труд | Подготовка жилья к зиме | Моющие средства, инструменты, приспособления | 1 | Утепление окон, побелка помещения | 4 | 5 |
Ремонт одежды | Виды штопки вязаных изделий | 1 | Штопка вязаных изделий | 2 | 3 | |
Самообслуживание | Гигиена девушки | Элементы прически, средства и инструменты для ухода за волосами | 1 | Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос | 2 | 3 |
Уход за одеждой, обувью | Правила ухода за одеждой из кожи, велюра, замши. | 1 | Сушка обуви. Пропитка коженной обуви жирами, маслами. | 1 | 2 | |
Творческий труд | Вязание крючком | Материалы и инструменты для вязания, правила подбора крючка, условные обозначения | 1 | Изготовление салфеток, скатертей. | 5 | 6 |
Сельско-хозяйственный труд | Уборка цветковых растений Выращивание крупно-семенных однолетних цветковых растений | Техника безопасности с инвентарем. Виды цветковых растений | 2 1 | Осенние работы в цветнике. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Углубление посевных рядков. | 3 2 6 | 5 3 6 |
Таблица 6
Прогнозируемый результат работы второго года над программой
Знать | Уметь |
Хозяйственно-бытовой | |
Значение, средства для побелки. | Произвести ремонт, уборку помещения. |
Самообслуживание | |
Правила ухода за волосами, одеждой из кожи, замши, велюра. | Выполнять ремонт вязаных изделий. Ухаживать за одеждой из кожи, замша, велюра. |
Творческий труд | |
Условные обозначения. | Вязать изделия по схемам. |
Приусадебный участок. | |
Выращивание, виды цветковых растений. | Ухаживать за цветковыми растениями. Составлять букеты. |
Таблица 7. Тематический план 3 года обучения.
Раздел | Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
Хозяйственно-бытовой труд | Покраска жилого помещения | Виды красок | 1 | Покраска полов, окон. | 6 | 7 |
Наклеивание обоев | Виды обоев, клея, приспособления для наклеивания обоев | 1 | Наклеивание обоев | 6 | 7 | |
Самообслуживание | “Зажжем Рождественские свечи” | Составление меню | 1 | Приготовление и украшение блюд. Оформление стола фуршет | 3 | 4 |
Тесто | Виды теста (песочное, дрожжевое, бисквитное) | 1 | Приготовление пирожного, булочек, тортов. | 3 | 4 | |
Творческий труд | Вышивка | Подбор материала. Виды швов. | 1 | Вышивка салфетки гладью, стебельчатым швом, крестиком | 3 | 4 |
Мережка | Виды мережки. Способы выполнения | 2 | Обработка салфетки - мережкой | 3 | 5 | |
Сельско-хозяйственный труд | Посадка саженцев. Минеральные удобрения | Виды саженцев Виды, хранение, достоинство минеральных удобрений | 1 1 | Место посадки. Уход за саженцами Удобрение саженцев | 3 1 | 4 2 |
Заключение
|
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и проведя собственное исследование данной проблемы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что в детских домах ведется работа по трудовому воспитанию воспитанников и осуществляется непрерывная работа по совершенствованию их навыков и умений, трудовые навыки воспитанников являются не достаточными. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей детского дома. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с в детском доме направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Трудовое воспитание нацелено на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. При этом время, отведенное на трудовое воспитание, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
Наше исследование показало, что воспитанники не в достаточной мере владеют комплексом представлений, навыков и отношений, позволяющих им комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей по трудовому обучению.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что воспитанники детского дома не обладают необходимым запасом знаний, умений и навыков, которые позволили бы им уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и влиться в социум.
Методические рекомендации для воспитателей, разработанные в ходе нашей работы, несомненно, должны помочь в работе с детьми данной категории.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1980. - 479 c.
2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
3. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова // Социальная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 91-96.
4. Гладкая, В.В. Подготовка учащихся младших классов школ-интернатов к бытовому труду / В.В. Гладкая // Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 8-34.
5. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида: методическое пособие / В.В. Гладкая. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 5-39 с. - ISBN 5-93196-045-7.
6. Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома / А. Гусев // Учитель. - 2003. - № 6. - С. 12-15.
7. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М. Шипициной. - СПб., 2003. - 144 с. - ISBN 5-94033-166-1.
8. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. - М., Знание, 1975. - 64 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. - СПб., 2000. - 89-126 с. - ISBN 5-35765-098-X.
10.Кандрат, Е.Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением / Е.Н. Кандрат. // Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 45-48.
11.Каргина, М. Проблема социализации подростка: [Социальная педагогика] / М. Каргина // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 56.
12.Крестинина, И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов / И.А. Крестинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 3-11.
13.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и воспитание детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Малер. - М., 2000. - 45-56 с.
14.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 592 с. - ISBN 5- 36471-4407-X.
15.Павлова, Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж.П. Павлова // Дефектология. - 1987. - № 3.- С. 12-18.
16.Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. - М., 1997. - 176 с. - ISBN 5-89815-578-3.
17.Савин, Ю. Эффективность социального воспитания школьников: [примерные критерии качественной оценки эффективности социального воспитания; Социальный портрет школьника] / Ю. Савин // Социальная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 60-62.
18.Сакс, Дж. Проективная психология. Тест «Завершение предложений» / Дж. Сакс, С. Леви. - М., 2000. - 203-237 с. - ISBN 5-305-00107-2.
19.Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников / Г.И. Симонова // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 34-40.
20.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000. - 154 с. - ISBN 978-5-76-95-3467-6.
21.Суханова, К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К.Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 64-65.
22.Уханова, Т. О социальном воспитании детей: [Из опыта работы социального педагога] / Т. Уханова // Социальное обеспечение. - 2004. - № 5.
23.Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
24.Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей / В.А. Шинкаренко. - Минск, 1997. - 86-123 с. - ISBN 5-462-00133-9.
25.Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко. - Минск, 1990. - 112-134 с. - ISBN 5-462-00219-X.
26.Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам / Н.Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. - 2007. - т. 28. - № 1. - С. 46-57.
27.Эрхард, Ф. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Ф. Эрхард. - Минск, 1999. - 57-70 с. - ISBN 5-93196-053-8.
28.Ярулов, А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 97-122.
Приложение
Методические рекомендации по формированию навыков наведения порядка в помещении.
Необходимо в первую очередь объяснить детям удобства порядка, когда все лежит на своем месте, и показать, как плохо, если предметы расположены в беспорядке. Затем тренировать детей в наведении порядка: определении нужных и лишних в данном месте вещей, рациональном их размещении. В процессе обучения можно использовать учебные ситуации и упражнения детей в наведении порядка:
· Что здесь лишнее? (Что отсюда надо убрать?)
· Как удобнее разместить эти предметы?
· Наведи порядок…(например, на тумбочке).
· Посмотри, все ли у тебя лежит правильно…(на тумбочке).
· Покажи…(Кате), как надо наводить порядок…(на тумбочке).
· Научи…(Катю), как надо наводить порядок…(на тумбочке).
· Помоги…(Кате) навести порядок…(на тумбочке).
· Пройди по классу и скажи, у кого на тумбочке порядок (беспорядок).
· Посмотри, кто лучше наведет порядок…(на тумбочке).
Методические рекомендации по формированию навыков приготовления блюд.
Знания детей о названиях различных блюд, их составе и умения называть (показывать) эти блюда, определить их состав формируются как на специальных занятиях по социально-бытовой подготовке, так и в процессе повседневных завтраков, обедов, полдников, ужинов. В первую очередь педагог называет детям блюда, которые им подаются к столу (например: «Это щи», «Сегодня вам повар приготовил запеканку», «Какая вкусная манная каша!»), а затем побуждает детей называть блюда в процессе и после еды (например, «Как называется это блюдо?», «Что это?», «Что у вас сегодня на первое?», «Какой это суп?», «Что вы сегодня ели?», «Что больше всего понравилось?»)
В процессе знакомства детей с различными блюдами при приеме пищи педагог обращает их внимание на состав простейших блюд (например: «Посмотри внимательно в свою тарелку. Из чего сварен суп?... Такой суп из капусты называется «щи»).
Кроме режимного приема пищи, в качестве учебных ситуаций могут использоваться сладкие столы, чаепитие в классе.
На специальных занятиях при формировании указанной группы знаний и умений используются учебные ситуации и упражнения детей:
· Показ детьми названных педагогом блюд, при этом могут использоваться натуральные блюда или их изображения;
· Называние детьми демонстрируемых блюд или их изображений;
· Расположение надписей возле соответствующих блюд;
· Выбор (или называние) продуктов, из которых состоит демонстрируемое блюдо;
· Определение недостающего компонента в блюде или несоответствующего этому блюду;
· Другие упражнения и ситуации.
Методические рекомендации по формированию навыков ухода за одеждой.
При обучении детей уходу за одеждой важно сформировать у них представления и знания о необходимости такого ухода для здоровья человека, для внешнего вида. Надо очень эмоционально контрастно выражать отношение к разной по внешнему виду одежде: положительное, радостное - к чистой, опрятной, негативное, нетерпимое - к грязной, мятой, неопрятной одежде. При этом могут быть использованы различные приемы:
· Сравнение одежды: чистой и грязной, выглаженной и мятой, порванной и зашитой;
· Рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой или грязной, выглаженной или мятой одежде и оценка их внешнего вида;
· Моделирование реальных ситуаций, в которых воспитанники должны оценить поведение детей-актеров, связанное с их отношением к внешнему виду своей одежды, к уходу за ней;
· Игровые ситуации, связанные с незнанием различных игровых персонажей о необходимости ухода за одеждой. Дети в таких ситуациях будут выступать в роли наставника, поясняющего, убеждающего, почему надо ухаживать за своей одеждой;
· Просмотр фильмов, обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей одежде, к уходу за ней.
Методические рекомендации по формированию умений ухаживать за обувью.
Приступая к обучению детей уходу за обувью, необходимо формировать у них положительное отношение к чистой, ухоженной обуви и нетерпимое - к грязной, неопрятной. Воспитанники должны определить по предъявленной обуви, ухаживают за ней ее хозяева, а если нет, то в каком виде ухода она нуждается. Можно использовать такие дидактические приемы:
· Сравнение ухоженной и неухоженной обуви по внешнему виду;
· Наглядные логические задачи (например: предъявляются две-три пары обуви). И дети должны ответить на вопрос: «Что может рассказать эта обувь об отношении к ней своих хозяев?»;
· Рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной обуви, оценка их внешнего вида;
· Моделирование реальных ситуаций, отражающих отношение детей к своей обуви и уходу за ней;
· Игровые ситуации, побуждающие воспитанников к рассказыванию, объяснению игровым персонажам важности ухода за обувью;
· Обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей обуви, к уходу за ней.
Обучение выполнению определенного вида ухода за обувью начинается с показа и объяснения педагога. Затем педагогом производится повторный показ, который чередуется с практическими упражнениями детей. В дальнейшем дети переходят к самостоятельному выполнению трудовых процессов, но под наблюдением педагога. Важно с самого начала заметить неточности в выполняемых действиях, чтобы избежать формирования ошибочных стереотипов.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!