Анализ готовности детей-сирот к трудовой деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Анализ готовности детей-сирот к трудовой деятельности

2020-04-01 157
Анализ готовности детей-сирот к трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Целью нашего исследования является выявление уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе детского дома № 1 г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимало участие 25 человек.

Для проведения исследования нами были разработаны вопросы для беседы, позволяющие оценить уровень готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

 

Таблица 1 Вопросы для беседы

Личная гигиена Знаете ли вы, что такое личная гигиена? Какими правилами Вы руководствуетесь при уходе за своим телом? Как часто следует мыть голову, руки, лицо?
Питание Сумеете ли Вы самостоятельно приготовить пищу? Накроете ли Вы на стол, в случае прихода гостей? Какие продукты полезны для здоровья и, в каких из них содержится много витаминов? Какие продукты Вы купите для того, чтобы приготовить суп? Что полезней свежие овощи или консервированные?
Одежда и обувь Знаете ли Вы как правильно гладить одежду и ухаживать за обувью? Чем отличается повседневная одежда от вечерней?
Жилище Что нужно делать, чтобы Ваше жилище находилось в чистоте? Как часто следует убираться в квартире? Из-за чего появляются тараканы и, как с ними бороться? Моете ли Вы посуду и, каким образом?

 

Результаты оцениваются по следующим показателям:

балл - не ответил на заданный вопрос.

балла - ответил, но не смог полно обосновать свой ответ.

балла - дал полный, развернутый ответ.

В ходе проведения беседы нами были получены следующие результаты

 

Рисунок 1 Уровень ответов на вопросы блока "Личная гигиена" (в %)

 

Знания о том, что такое личная гигиена, для чего она необходима, в чем ее положительные моменты являются у ребят не полными и не конкретными. 28% обследуемых детей вообще затруднились ответить на вопрос: «Знаете ли вы, что, такое личная гигиена?». Остальные отвечали на вопросы данной области знаний односложно, не развернуто, зачастую, не объясняя своего мнения.

 


Рисунок 2 Уровень ответов на вопросы блока "Питание" (в %)

 

На вопросы беседы об организации питания человека дети полных ответов не давали. Знания и умения в этой области у ребят не достаточны. Почти все ребята в случае прихода гостей не смогут накрыть на стол, а также приготовить самостоятельно пищу. Знания о полезных и вредных продуктах низкие.

 

Рисунок 3 Уровень ответов на вопросы блока "Одежда и обувь" (в %)

 

Отсутствуют представления о правилах подбора одежды для различных мероприятий и для повседневной жизни. Знания об уходе за одеждой и обувью у детей отсутствуют.

 

Рисунок 4 Уровень ответов на вопросы блока "Жилище" (в %)

 

На вопросы беседы, относящиеся к боку «жилище», дети отвечали по-разному. Знания и умения в данной области не достаточно полные, поверхностные. Уход за жилищем большинство ребят осуществлять не умеют.

Таким образом, результаты исследования методом беседы позволяют сделать нам следующий вывод: у детей не достаточны знания и умения в области бытового труда, а именно, по таким вопросам как - личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода; не полные представления об умениях пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, медицинской и иной помощи), транспорта; не достаточны представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми); также не достаточными являются экономико-бытовые знания.


2.2 Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома

 

При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу программы. В отличие от других программ, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.

Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.

Цель: Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

· Воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.

·   Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.

·   Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.

Программа рассчитана на 3 года с детьми среднего возраста по следующим направлениям:

· хозяйственно-бытовой труд;

·   самообслуживание;

·   сельскохозяйственный труд;

·   творческий труд.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 40 минут, где рассматриваются теоретические и практические основы трудового воспитания.

Предполагаются следующие результаты над программой:

. Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.

. Сформировать у воспитанников обще-трудовые умения и навыки.

. Создать в семье сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.

. Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.

 

Таблица 2. Тематический план

Направления Теория Практика Общее кол-во
1 Хозяйственно-бытовой труд 6 39 45
2 Самообслуживание 7 11 18
3 Творческий труд 6 17 23
4 Сельско-хозяйственный труд 8 29 37

 

Таблица 3. Тематический план 1 года обучения.

Раздел Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов
Хозяйственно-бытовой труд Стирка белья Сортировка белья, моющие, отбеливающие, подсинивающие средства 1 Сортировка, стирка, сушка в центрифуге, воздухе, отбеливание 1 20
  Ремонт одежды Виды ремонта 1 Способы наложения заплат 2 3
Самообслуживание Гигиена девушки Виды кожи, гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. 2     2
  Уход за одеждой, обувью Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами 1 Удаление пятен с одежды, укладка шерстяных и меховых изделий на хранение. 2 3
Творческий труд Вязание спицами Материалы и инструменты для вязания, правила подбора спиц, правила вязания на двух и пяти спицах, условные обозначения 2 Изготовление вязанных изделий 6 8
Сельско-хозяйственный труд Сбор урожая Правила хранения урожая Приемы обработки земли Определение спелости, правила сбора и сроки уборки урожая. Сведения о правилах и сборах хранения, подготовки закладки на хранение. Сроки обработки земли, инвентарь для ручной обработки 1 1 1 Уборка урожая, подготовка к хранению. Заготовка на зиму “Ассорти для души” Ручная обработки земли лопатами 6 2 6 7 3 7

 

Таблица 4

Прогнозируемый результат работы после первого года над программой

Знать Уметь

Хозяйственно-бытовой

Планирование последовательности стирки белья. Т.Б. при работе на стиральной машине. Правила уборки помещения. Стирать белье. На практике использовать знания о правилах Т.Б. Качественно выполнять уборку помещения.

Самообслуживание

Гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей. Правила ухода за одеждой, хранение шерстяных и меховых изделий. Ухаживать за кожей. Удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия.

Творческий труд

Правила подбора спиц для вязания. Условные обозначения применяемые при вязании на спицах. Технологию вязания на двух и пяти спицах. Подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора. Выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений.

Приусадебный участок.

Определять спелость овощей. Сроки сбора урожая. Обрабатывать почву, ухаживать и собирать овощные культуры.

Таблица 5. Тематический план 2 года обучения

Раздел Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов
Хозяйственно-бытовой труд Подготовка жилья к зиме Моющие средства, инструменты, приспособления 1 Утепление окон, побелка помещения 4 5
  Ремонт одежды Виды штопки вязаных изделий 1 Штопка вязаных изделий 2 3
Самообслуживание Гигиена девушки Элементы прически, средства и инструменты для ухода за волосами 1 Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос 2 3
  Уход за одеждой, обувью Правила ухода за одеждой из кожи, велюра, замши. 1 Сушка обуви. Пропитка коженной обуви жирами, маслами. 1 2
Творческий труд Вязание крючком Материалы и инструменты для вязания, правила подбора крючка, условные обозначения 1 Изготовление салфеток, скатертей. 5 6
Сельско-хозяйственный труд Уборка цветковых растений Выращивание крупно-семенных однолетних цветковых растений Техника безопасности с инвентарем. Виды цветковых растений 2 1 Осенние работы в цветнике. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Углубление посевных рядков. 3 2  6 5 3  6

 


Таблица 6

Прогнозируемый результат работы второго года над программой

Знать Уметь

Хозяйственно-бытовой

Значение, средства для побелки. Произвести ремонт, уборку помещения.

Самообслуживание

Правила ухода за волосами, одеждой из кожи, замши, велюра. Выполнять ремонт вязаных изделий. Ухаживать за одеждой из кожи, замша, велюра.

Творческий труд

Условные обозначения. Вязать изделия по схемам.

Приусадебный участок.

Выращивание, виды цветковых растений. Ухаживать за цветковыми растениями. Составлять букеты.

 

Таблица 7. Тематический план 3 года обучения.

Раздел Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов
Хозяйственно-бытовой труд Покраска жилого помещения Виды красок 1 Покраска полов, окон. 6 7
  Наклеивание обоев Виды обоев, клея, приспособления для наклеивания обоев 1 Наклеивание обоев 6 7
Самообслуживание “Зажжем Рождественские свечи” Составление меню 1 Приготовление и украшение блюд. Оформление стола фуршет 3 4
  Тесто Виды теста (песочное, дрожжевое, бисквитное) 1 Приготовление пирожного, булочек, тортов. 3 4
Творческий труд Вышивка Подбор материала. Виды швов. 1 Вышивка салфетки гладью, стебельчатым швом, крестиком 3 4
  Мережка Виды мережки. Способы выполнения 2 Обработка салфетки - мережкой 3 5
Сельско-хозяйственный труд Посадка саженцев. Минеральные удобрения Виды саженцев Виды, хранение, достоинство минеральных удобрений 1 1 Место посадки. Уход за саженцами Удобрение саженцев 3 1 4 2

Заключение

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу и проведя собственное исследование данной проблемы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что в детских домах ведется работа по трудовому воспитанию воспитанников и осуществляется непрерывная работа по совершенствованию их навыков и умений, трудовые навыки воспитанников являются не достаточными. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей детского дома. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с в детском доме направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Трудовое воспитание нацелено на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. При этом время, отведенное на трудовое воспитание, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Наше исследование показало, что воспитанники не в достаточной мере владеют комплексом представлений, навыков и отношений, позволяющих им комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей по трудовому обучению.

Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что воспитанники детского дома не обладают необходимым запасом знаний, умений и навыков, которые позволили бы им уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и влиться в социум.

Методические рекомендации для воспитателей, разработанные в ходе нашей работы, несомненно, должны помочь в работе с детьми данной категории.

 


Библиографический список

 

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1980. - 479 c.

2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.

3. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова // Социальная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 91-96.

4. Гладкая, В.В. Подготовка учащихся младших классов школ-интернатов к бытовому труду / В.В. Гладкая // Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 8-34.

5. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида: методическое пособие / В.В. Гладкая. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 5-39 с. - ISBN 5-93196-045-7.

6. Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома / А. Гусев // Учитель. - 2003. - № 6. - С. 12-15.

7. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М. Шипициной. - СПб., 2003. - 144 с. - ISBN 5-94033-166-1.

8. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. - М., Знание, 1975. - 64 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. - СПб., 2000. - 89-126 с. - ISBN 5-35765-098-X.

10.Кандрат, Е.Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением / Е.Н. Кандрат. // Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 45-48.

11.Каргина, М. Проблема социализации подростка: [Социальная педагогика] / М. Каргина // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 56.

12.Крестинина, И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов / И.А. Крестинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 3-11.

13.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и воспитание детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Малер. - М., 2000. - 45-56 с.

14.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 592 с. - ISBN 5- 36471-4407-X.

15.Павлова, Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж.П. Павлова // Дефектология. - 1987. - № 3.- С. 12-18.

16.Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. - М., 1997. - 176 с. - ISBN 5-89815-578-3.

17.Савин, Ю. Эффективность социального воспитания школьников: [примерные критерии качественной оценки эффективности социального воспитания; Социальный портрет школьника] / Ю. Савин // Социальная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 60-62.

18.Сакс, Дж. Проективная психология. Тест «Завершение предложений» / Дж. Сакс, С. Леви. - М., 2000. - 203-237 с. - ISBN 5-305-00107-2.

19.Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников / Г.И. Симонова // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 34-40.

20.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000. - 154 с. - ISBN 978-5-76-95-3467-6.

21.Суханова, К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К.Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 64-65.

22.Уханова, Т. О социальном воспитании детей: [Из опыта работы социального педагога] / Т. Уханова // Социальное обеспечение. - 2004. - № 5.

23.Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

24.Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей / В.А. Шинкаренко. - Минск, 1997. - 86-123 с. - ISBN 5-462-00133-9.

25.Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко. - Минск, 1990. - 112-134 с. - ISBN 5-462-00219-X.

26.Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам / Н.Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. - 2007. - т. 28. - № 1. - С. 46-57.

27.Эрхард, Ф. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Ф. Эрхард. - Минск, 1999. - 57-70 с. - ISBN 5-93196-053-8.

28.Ярулов, А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 97-122.

 


Приложение

 

Методические рекомендации по формированию навыков наведения порядка в помещении.

Необходимо в первую очередь объяснить детям удобства порядка, когда все лежит на своем месте, и показать, как плохо, если предметы расположены в беспорядке. Затем тренировать детей в наведении порядка: определении нужных и лишних в данном месте вещей, рациональном их размещении. В процессе обучения можно использовать учебные ситуации и упражнения детей в наведении порядка:

· Что здесь лишнее? (Что отсюда надо убрать?)

·   Как удобнее разместить эти предметы?

·   Наведи порядок…(например, на тумбочке).

·   Посмотри, все ли у тебя лежит правильно…(на тумбочке).

·   Покажи…(Кате), как надо наводить порядок…(на тумбочке).

·   Научи…(Катю), как надо наводить порядок…(на тумбочке).

·   Помоги…(Кате) навести порядок…(на тумбочке).

·   Пройди по классу и скажи, у кого на тумбочке порядок (беспорядок).

·   Посмотри, кто лучше наведет порядок…(на тумбочке).

Методические рекомендации по формированию навыков приготовления блюд.

Знания детей о названиях различных блюд, их составе и умения называть (показывать) эти блюда, определить их состав формируются как на специальных занятиях по социально-бытовой подготовке, так и в процессе повседневных завтраков, обедов, полдников, ужинов. В первую очередь педагог называет детям блюда, которые им подаются к столу (например: «Это щи», «Сегодня вам повар приготовил запеканку», «Какая вкусная манная каша!»), а затем побуждает детей называть блюда в процессе и после еды (например, «Как называется это блюдо?», «Что это?», «Что у вас сегодня на первое?», «Какой это суп?», «Что вы сегодня ели?», «Что больше всего понравилось?»)

В процессе знакомства детей с различными блюдами при приеме пищи педагог обращает их внимание на состав простейших блюд (например: «Посмотри внимательно в свою тарелку. Из чего сварен суп?... Такой суп из капусты называется «щи»).

Кроме режимного приема пищи, в качестве учебных ситуаций могут использоваться сладкие столы, чаепитие в классе.

На специальных занятиях при формировании указанной группы знаний и умений используются учебные ситуации и упражнения детей:

· Показ детьми названных педагогом блюд, при этом могут использоваться натуральные блюда или их изображения;

·   Называние детьми демонстрируемых блюд или их изображений;

·   Расположение надписей возле соответствующих блюд;

·   Выбор (или называние) продуктов, из которых состоит демонстрируемое блюдо;

·   Определение недостающего компонента в блюде или несоответствующего этому блюду;

·   Другие упражнения и ситуации.

Методические рекомендации по формированию навыков ухода за одеждой.

При обучении детей уходу за одеждой важно сформировать у них представления и знания о необходимости такого ухода для здоровья человека, для внешнего вида. Надо очень эмоционально контрастно выражать отношение к разной по внешнему виду одежде: положительное, радостное - к чистой, опрятной, негативное, нетерпимое - к грязной, мятой, неопрятной одежде. При этом могут быть использованы различные приемы:

· Сравнение одежды: чистой и грязной, выглаженной и мятой, порванной и зашитой;

·   Рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой или грязной, выглаженной или мятой одежде и оценка их внешнего вида;

·   Моделирование реальных ситуаций, в которых воспитанники должны оценить поведение детей-актеров, связанное с их отношением к внешнему виду своей одежды, к уходу за ней;

·   Игровые ситуации, связанные с незнанием различных игровых персонажей о необходимости ухода за одеждой. Дети в таких ситуациях будут выступать в роли наставника, поясняющего, убеждающего, почему надо ухаживать за своей одеждой;

·   Просмотр фильмов, обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей одежде, к уходу за ней.

Методические рекомендации по формированию умений ухаживать за обувью.

Приступая к обучению детей уходу за обувью, необходимо формировать у них положительное отношение к чистой, ухоженной обуви и нетерпимое - к грязной, неопрятной. Воспитанники должны определить по предъявленной обуви, ухаживают за ней ее хозяева, а если нет, то в каком виде ухода она нуждается. Можно использовать такие дидактические приемы:

· Сравнение ухоженной и неухоженной обуви по внешнему виду;

·   Наглядные логические задачи (например: предъявляются две-три пары обуви). И дети должны ответить на вопрос: «Что может рассказать эта обувь об отношении к ней своих хозяев?»;

·   Рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной обуви, оценка их внешнего вида;

·   Моделирование реальных ситуаций, отражающих отношение детей к своей обуви и уходу за ней;

·   Игровые ситуации, побуждающие воспитанников к рассказыванию, объяснению игровым персонажам важности ухода за обувью;

·   Обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей обуви, к уходу за ней.

Обучение выполнению определенного вида ухода за обувью начинается с показа и объяснения педагога. Затем педагогом производится повторный показ, который чередуется с практическими упражнениями детей. В дальнейшем дети переходят к самостоятельному выполнению трудовых процессов, но под наблюдением педагога. Важно с самого начала заметить неточности в выполняемых действиях, чтобы избежать формирования ошибочных стереотипов.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.