Диагностика трудовых навыков воспитанников детского дома — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Диагностика трудовых навыков воспитанников детского дома

2020-04-01 136
Диагностика трудовых навыков воспитанников детского дома 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Направленности внимания и усилий педагогов на продвижение каждого ребенка в трудовой области может эффективно содействовать педагогическая диагностика, позволяющая осуществлять контроль за динамикой усвоения детьми необходимых знаний и умений. Учитель и воспитатели совместно составляют карты контроля с перечнем основных умений по теме, какими должны овладеть воспитанники. Уровень овладения представленными в списке умениями фиксируется по графам: «не выполняет», «выполняет в совместной деятельности», «выполняет с частичной помощью», «выполняет под контролем взрослого», «выполняет самостоятельно». Целесообразно выделить и графу «ошибки», где отмечается характер ошибок ребенка.

Если уровень сформированности каких-либо из выделенных умений, например, выполнения трудового процесса, соответствует графам «выполняет в совместной деятельности» или «выполняет с частичной помощью», то целесообразно на данный трудовой процесс сделать отдельно развернутую карту углубленного его изучения. Она должна содержать состав основных трудовых операций, приемов, действий и критерии их правильного выполнения. Производимый на такой основе детальный анализ формируемого умения, трудового процесса, выявляет ошибки и трудности, мешающие детям достичь нужного результата.[4]

Соответствующие сведения целесообразно фиксировать в начале и в конце проводимой работы по теме, т. е. осуществлять начальную и итоговую диагностики. Необходимо проводить и текущую диагностику. Это позволяет своевременно корректировать процесс обучения, уточняя его содержание, используемые методы и приемы, а также формы организации деятельности каждого ученика.[34]

При изучении трудовых возможностей воспитанников целесообразно учитывать следующие факторы:

Целевая сторона деятельности.

. Использование сенсорных эталонов (представлений о прямой линии, плоскости, прямоугольной форме, круге и т. п.) и линейного глазомера.

. Осознание конечной цели учебно-трудового задания. Усвоение устройства образца изделия (формирование образа конечного результата труда).

. Усвоение заданного учителем плана работы. Самостоятельное планирование (рациональность определения технологической последовательности, умение преобразовывать исходный материал с использованием предметной карты и во внутреннем плане - без опоры на предметные результаты промежуточных действий).

. Усвоение знаний (понимание объяснения, воспроизведение и применение знаний).

Исполнительная сторона деятельности.

. Понимание необходимости контрольных действий, включение в трудовой процесс действий самоконтроля с остановкой работы. Характер и качество действий самоконтроля.

. Применение в процессе работы ранее усвоенных правил (например, правил безопасности работы) и приемов умственной деятельности (например, вычислений).

. Особенности формирования и переноса двигательных и сенсорных трудовых навыков.

. Наличие соматических дефектов, затрудняющих исполнение (недостатки зрения, внимания, двигательной сферы, физическое недоразвитие, текущие заболевания, пороки внутренних органов).

Энергетическая сторона деятельности.

. Обусловленная активностью учащегося производительность труда.

. Степень утомления, ее изменение в течение занятия. Зависимость утомления от характера работы.

. Отношение учащегося к трудовому обучению в целом и к конкретным видам трудовых заданий.

. Эмоциональное состояние и проявление волевых качеств в процессе работы. Изменение эмоционального состояния под влиянием педагогических воздействий.

. Наличие нейродинамических нарушений, влияющих на активацию трудовой деятельности (патологическая инертность или возбудимость, цереброастеннческий синдром).

Целенаправленный контроль за развитием определенных знаний, навыков и умений каждого ребенка влечет за собой неформальный подход педагогов к процессу обучения и воспитания - отход от так называемой «педагогики мероприятий» и направленность педагогических усилий на достижение конкретных результатов каждым учеником, на совершенствование собственной педагогической деятельности.[12]

Таким образом, педагогическая диагностика выполняет следующие функции в образовательном процессе:

· информационную - дает сведения о результатах развития ученика, а следовательно, и о результативности работы педагогов;

· дает основу для педагогической коррекции - получив данные о результативности предыдущей педагогической деятельности, можно определить приоритетные направления в работе с детьми, четко наметить пути ликвидации пробелов и упущений, изменить методику обучения;

· мотивационную - участие в педагогической диагностике побуждает педагогов к более глубокому изучению детей, самоанализу и оценке собственного труда, стремлению к самосовершенствованию.[9]

Все функции, которые выполняет педагогическая диагностика, подчинены цели повышения качества обучения. Получаемые сведения позволяют целенаправленно управлять педагогическим процессом.[30]

Диагностические карты, отражающие уровень социально-бытовой компетентности ребенка, обеспечивают систематичность и преемственность педагогической работы. Так, например, такие карты окажут помощь вновь пришедшему воспитателю в планировании работы по социально-бытовой подготовке воспитанников.[10]

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.