Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме

2020-04-01 153
Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Батышев С.Я. отмечал, что координированный план работы всего педагогического коллектива по трудовой подготовке детей-сирот должен представлять собой систему организации деятельности, в которой можно выделить четыре этапа:

Этап 1. Фронтальные занятия. Основными образовательными задачами этих занятий являются:

· выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по теме;

· восполнение дефицита имеющихся у детей представлений и знаний, сообщение новых знаний;

· формирование «первоначальных», «первичных» навыков, т. е. верное выполнение учащимися двигательной программы трудовых процессов с получением необходимых практических результатов;

· уточнение и систематизация представлений и знаний детей;

· расширение, развитие социально-бытовых представлений, знаний и умений.

Первое занятие, доминирующей задачей которого является выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по изучаемой теме, может проводиться воспитателем, который затем информирует воспитателя о компетенции детей в рамках этой темы. Полученные сведения дают возможность педагогам конкретизировать задачи для последующей совместной образовательной работы, т. е. определить, какие знания и умения необходимо формировать у воспитанников первоначально, какие уточнять, систематизировать, какие закреплять, а какие расширять, развивать. На основе выделенных задач педагоги намечают совместный план работы по теме. Такой подход позволяет и педагогу, и воспитателю определить основные акценты в собственной планируемой деятельности, осуществлять свою работу более четко, целенаправленно, а кроме того, учитывать реальные нужды детей в плане трудового воспитания и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям хорошо знакомо.[4]

Следует заметить, что для воспитанников детского дома характерен, как правило, разный уровень социально-бытовой осведомленности и опыта. Поэтому даже у детей одной группы, исходя из начальной диагностики имеющихся у них представлений, знаний и умений, акценты в содержании образовательной работы, ее задачи по одной и той же теме могут быть различными.[4]

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям по трудовой подготовке, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть: традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии; занятия-игры; занятия-путешествия (например: «Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в Заколдованную (или Перепутанную) страну»); занятия- практикумы.[20]

Занятиям-практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением; приготовлению простейших блюд) желательно давать занимательные названия, что повышает интерес воспитанников к ним (например: «Шустрая иголочка», «В гостях у Ухти-Тухти, ловкой прачки», «Умелые руки», «В царстве мыльных пузырей»).[8]

Целесообразно, чтобы для проведения ряда занятий-практикумов в детском доме было отведено специально оборудованное помещение.[9]

Во время проведения фронтальных занятий любого типа деятельность детей может организовываться различным способом, например:

коллективная - совместная работа воспитанников на занятии: ответы на вопросы педагога, поставленные всей группе; составление плана работы или описание предмета в процессе коллективной беседы; игры; упражнения; отгадывание загадок и т. п.;

групповая форма организации деятельности детей на занятии: воспитанники могут выполнять задания в парах; объединяться в небольшие группы по 3-4 человека; делиться на команды.

Групповые формы организации деятельности детей, в свою очередь, могут быть:

дифференцированно-групповыми: дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса (при этом следует учитывать и взаимоотношения детей);

бригадными: дети объединяются во временные бригады для выполнения какого-либо учебного задания (такие бригады могут формироваться как по указанию педагога, так и по желанию детей). Виды групповой работы на занятии:

единая - все группы выполняют одно и то же задание, затем проверяют правильность его выполнения каждой группой;

дифференцированная:

· группы выполняют одно и то же задание, но на разном уровне
сложности, например: выполнить классификацию предметов (одни
группы выполняют на изобразительном материале, другие
классифицируют таблички с соответствующими словами);

· группы выполняют одинаковое, по сути, задание, но различающееся
у каждой команды по исходным данным, например, каждой группе предлагается отобрать («купить») продукты, необходимые для приготовления каких-либо блюд или целого меню (при этом заданные блюда у каждой группы разные);

· группы выполняют разные по содержанию задания в рамках одной темы.

Гладкая В.В. отмечает, что группу (команду, бригаду) характеризует непосредственное взаимодействие между детьми в их совместной деятельности. По организации деятельности каждого ребенка могут быть такие способы взаимодействия детей внутри группы:

. Каждый ребенок выполняет определенную операцию, этап работы, например, при осуществлении процесса стирки одежды: один готовит воду для стирки, полоскания, растворяет в воде стиральный порошок, сортирует одежду для стирки; другой замачивает и отстирывает ее; третий выполаскивает и отжимает. Дети в группе постепенно меняются местами, тренируясь последовательно выполнять все операции.

. Воспитанник, хотя и работает в группе с другими детьми, не испытывает никакой зависимости от них. Дети могут даже стирать в одном тазу, но каждый выполняет весь процесс стирки определенного предмета одежды сам. Такой самостоятельный характер может иметь деятельность каждого ребенка в группе при организации дидактических игр, соревнований, например, двум командам предлагается выбрать из набора картинок на доске только картинки заданной группы. Члены команд по одному выходят к доске и выбирают по одному предмету. Побеждает та команда, которая выполнила задание правильно и быстрее другой. Таким образом, результат деятельности команды определяется самостоятельной, независимой от остальных деятельностью каждого ее члена.

На фронтальных занятиях по трудовой подготовке может применяться и индивидуальный подход в отношении тех воспитанников, которые значительно отличаются от остальных детей по своим познавательным возможностям, имеющемуся опыту, темпу деятельности.[10]

Этап 2. Групповые и индивидуальные занятия, проводимые с детьми, которые не усвоили необходимый материал в процессе фронтальных занятий и которым нужна специальная помощь. Общие задачи этих занятий те же, что и у предшествующих им фронтальных, а специальные определяются, исходя из конкретных затруднений детей. Группы не являются стабильными, их состав изменяется в зависимости от успехов детей. [25]

Этап 3. Формируемые на специальных занятиях знания и первоначальные навыки для их закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном, регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.[13]

Многие знания, навыки и умения закрепляются и совершенствуются в процессе режимных моментов, например, утреннего и вечернего туалета, переодевания, посещения столовой, прогулки. Однако это не происходит само собой. Воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями, поступками, общением детей, следить за соблюдением ими изученных правил, использованием формируемых знаний. Если же педагог не обращает внимания на не соответствующее формируемым на занятиях знаниям поведение, общение детей, выполнение трудовых процессов, более того, - сам не следует им, то дети приходят к выводу о необязательности применения того, чему они учатся на занятиях. Конечный результат педагогических усилий на занятиях будет равен нулю.[28]

Дети-сироты очень нуждаются во внешней регуляции их поведения, поэтому на первых порах следует руководить применением воспитанниками даже известных им знаний и умений. Однако педагогическое руководство деятельностью детей не исчерпывается лишь прямым указанием на необходимые для ребенка действия. Более эффективным является руководство с помощью целенаправленных вопросов (например: «Что ты забыла сделать?», «Из какой посуды мы едим?», «Как ты попросишь подать хлеб?», «С чего надо начать уборку класса?»), прямых и общих замечаний (прямое: «Проверьте, правильно ли положены ложки», общее: «Дети, проверьте свою работу»). Такое руководство имеет и развивающее значение.[20]

Большинство формируемых на занятиях знаний и умений можно закреплять в разнообразных играх детей - дидактических и сюжетно-ролевых, а также в рисовании, выполнении аппликаций из пуговиц, вышивании и т. п. В качестве ситуаций, закрепляющих определенные знания и умения, могут выступать и чаепития, сладкие столы в честь именинников, праздники и т. п. При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей. Она может организовываться в следующих формах: поручения, дежурства, коллективная деятельность.[5]

Поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Поручения могут быть простыми и сложными; разными по объему; коллективными и индивидуальными; эпизодическими, кратковременными и долговременными.

Рассмотрим, например, каким разным по сложности может быть для ребенка, казалось бы простое поручение - полить комнатные растения:

· Полей это растение.

· Полей герань (это поручение, кроме полива, требует от ребенка еще и поиска названного конкретного растения).

· Определи, надо ли полить это растение?

-   Определи, какие растения надо полить?
 Дифференцируется также и объем поручения, например, одному воспитаннику поручается выполнить один конкретный трудовой процесс (скажем, полить цветы), а другому - их комплекс (выполнить все освоенные работы по уходу за растением).

Поручения различны и по времени, в течение которого ребенок отвечает за порученное дело. Постепенно детям становятся доступны долговременные поручения, например:

· в течение определенного времени (несколько дней, неделя) ребенок отвечает за выполнение им какого-нибудь дела (например, поливать комнатные растения в классе либо выполнять другой вид ухода);

· за ребенком закрепляется уход за конкретным растением, он как бы становится его хозяином.

Поручения могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда задание поручается небольшой группе детей. В этом случае задача педагога - научить детей договариваться между собой о том, кто что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, если он работает в коллективе.[5]

Следующая, более сложная, форма организации повседневного труда детей - дежурства. Широко используется индивидуальное дежурство и дежурство микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Дежурство предполагает ответственность дежурных за самостоятельное выполнение определенного вида и объема работы в указанный отрезок времени. Дежурства требуют от ребенка большей самостоятельности, поэтому в такой форме работа организуется при достаточно высоком уровне развития трудовой деятельности. Важным моментом является отчет дежурных перед детьми о выполненном дежурстве и передача его следующим дежурным. Нарушение этого требования приводит к тому, что дежурство превращается в каждодневное поручение.[5]

Объединить сразу всех воспитанников группы позволяет такая форма организации трудовой деятельности, как коллективный труд.[13]

Возможны три способа организации коллективной деятельности.[13]

Совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них, например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды, чистка, стирка, мелкий ремонт одежды.

Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. Воспитатель, в свою очередь, имеет возможность учесть индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой - в физической помощи (рука в руке), третий - в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый - в поддержке, чтобы действовал увереннее.[13]

Совместно-взаимодействующий: дети выполняют разные виды труда, но их объединяет одно задание, они стремятся к получению общего результата работы, например, общее задание - уборка комнаты. При этом все воспитанники выполняют разные виды труда: один вытирает пыль с мебели, другой наводит порядок на полках с книгами, третий - в игрушечном уголке, четвертый моет столы, пятый поливает цветы. Итог зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый свою часть общего дела. Для привлечения интереса детей можно предложить им самим выбрать работу по своему желанию.[13]

Совместно-последовательный (работа конвейером): все дети выполняют одно трудовое задание, но каждый - лишь его определенный этап, например, трудовое задание - стирка одежды: часть детей стирают, другая группа полощет и отжимает постиранные вещи, третья - развешивает одежду для просушки. Конечный результат зависит от качественного выполнения работы на каждом этапе коллективной деятельности учащихся.[13]

Наличие различных форм организации ежедневной практической деятельности детей позволяет педагогам избегать однообразия, а также осуществлять выбор наиболее рациональных форм организации детей с учетом поставленных задач: закрепление знаний, навыков и умений либо развитие навыков общения детей в процессе совместной деятельности.[14]

Для привлечения интереса учащихся к регулярной, зачастую однообразной, бытовой трудовой деятельности этим занятиям можно давать интересные, занимательные названия (например, «Бюро добрых услуг», операция «Долой пятна!», «Умелые руки», «Волшебные пузыри»).[14]

Этап 4. Завершить изучение определенной темы или раздела мы рекомендуем фронтальным занятием, но уже в виде конкурса, викторины, праздника. Таким образом, система педагогической работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности учащихся по усвоению ими необходимых в жизни трудовых знаний и умений.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.