Глава 1 Теоретический анализ исследований трудового воспитания в детском доме — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1 Теоретический анализ исследований трудового воспитания в детском доме

2020-04-01 200
Глава 1 Теоретический анализ исследований трудового воспитания в детском доме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность исследования.

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми.

Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.

Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - И.В. Дубровиной, С.Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, А.Г. Рузской, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной и др.

Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев, В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса о трудовом воспитании детей-сирот в условиях школы-интерната или детского дома. Несмотря на повышенный интерес к мероприятиям по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в педагогической практике отмечается реализация данных задач на интуитивно-эмпирическом уровне. Как показывает анализ действующих учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, их трудовая и социальная адаптация не рассматривается как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы. Интернаты, детские дома все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для применения. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности снижает эффективность данной работы.

Итоги анализа специальной научной, методической литературы и публикаций практического опыта также свидетельствуют об этом.

Объект исследования: трудовая деятельность детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Предмет исследования: трудовое воспитание в детском доме.

Цель: разработать методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность трудового воспитания детей-сирот будет выше, если: происходит раннее включение детей в посильную трудовую деятельность; предусмотрен обязательный характер трудовых поручений; представлено разнообразие и вариативность в выборе видов трудовой деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

.   Провести анализ полученных результатов исследования по выявлению уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

.   Разработать методические рекомендаций для воспитателей по развитию трудовых навыков детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Методы исследования:

1. Анализ научно-исследовательской литературы.

2. Эмпирическое исследование.

3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: детский дом № 1 г.Комсомольска-на-Амуре.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 


Заключение

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу и проведя собственное исследование данной проблемы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что в детских домах ведется работа по трудовому воспитанию воспитанников и осуществляется непрерывная работа по совершенствованию их навыков и умений, трудовые навыки воспитанников являются не достаточными. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей детского дома. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с в детском доме направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Трудовое воспитание нацелено на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. При этом время, отведенное на трудовое воспитание, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Наше исследование показало, что воспитанники не в достаточной мере владеют комплексом представлений, навыков и отношений, позволяющих им комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей по трудовому обучению.

Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что воспитанники детского дома не обладают необходимым запасом знаний, умений и навыков, которые позволили бы им уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и влиться в социум.

Методические рекомендации для воспитателей, разработанные в ходе нашей работы, несомненно, должны помочь в работе с детьми данной категории.

 


Библиографический список

 

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1980. - 479 c.

2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.

3. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова // Социальная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 91-96.

4. Гладкая, В.В. Подготовка учащихся младших классов школ-интернатов к бытовому труду / В.В. Гладкая // Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 8-34.

5. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида: методическое пособие / В.В. Гладкая. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 5-39 с. - ISBN 5-93196-045-7.

6. Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома / А. Гусев // Учитель. - 2003. - № 6. - С. 12-15.

7. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М. Шипициной. - СПб., 2003. - 144 с. - ISBN 5-94033-166-1.

8. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. - М., Знание, 1975. - 64 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. - СПб., 2000. - 89-126 с. - ISBN 5-35765-098-X.

10.Кандрат, Е.Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением / Е.Н. Кандрат. // Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 45-48.

11.Каргина, М. Проблема социализации подростка: [Социальная педагогика] / М. Каргина // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 56.

12.Крестинина, И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов / И.А. Крестинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 3-11.

13.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и воспитание детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Малер. - М., 2000. - 45-56 с.

14.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 592 с. - ISBN 5- 36471-4407-X.

15.Павлова, Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж.П. Павлова // Дефектология. - 1987. - № 3.- С. 12-18.

16.Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. - М., 1997. - 176 с. - ISBN 5-89815-578-3.

17.Савин, Ю. Эффективность социального воспитания школьников: [примерные критерии качественной оценки эффективности социального воспитания; Социальный портрет школьника] / Ю. Савин // Социальная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 60-62.

18.Сакс, Дж. Проективная психология. Тест «Завершение предложений» / Дж. Сакс, С. Леви. - М., 2000. - 203-237 с. - ISBN 5-305-00107-2.

19.Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников / Г.И. Симонова // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 34-40.

20.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000. - 154 с. - ISBN 978-5-76-95-3467-6.

21.Суханова, К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К.Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 64-65.

22.Уханова, Т. О социальном воспитании детей: [Из опыта работы социального педагога] / Т. Уханова // Социальное обеспечение. - 2004. - № 5.

23.Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

24.Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей / В.А. Шинкаренко. - Минск, 1997. - 86-123 с. - ISBN 5-462-00133-9.

25.Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко. - Минск, 1990. - 112-134 с. - ISBN 5-462-00219-X.

26.Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам / Н.Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. - 2007. - т. 28. - № 1. - С. 46-57.

27.Эрхард, Ф. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Ф. Эрхард. - Минск, 1999. - 57-70 с. - ISBN 5-93196-053-8.

28.Ярулов, А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 97-122.

 


Приложение

 

Методические рекомендации по формированию навыков наведения порядка в помещении.

Необходимо в первую очередь объяснить детям удобства порядка, когда все лежит на своем месте, и показать, как плохо, если предметы расположены в беспорядке. Затем тренировать детей в наведении порядка: определении нужных и лишних в данном месте вещей, рациональном их размещении. В процессе обучения можно использовать учебные ситуации и упражнения детей в наведении порядка:

· Что здесь лишнее? (Что отсюда надо убрать?)

·   Как удобнее разместить эти предметы?

·   Наведи порядок…(например, на тумбочке).

·   Посмотри, все ли у тебя лежит правильно…(на тумбочке).

·   Покажи…(Кате), как надо наводить порядок…(на тумбочке).

·   Научи…(Катю), как надо наводить порядок…(на тумбочке).

·   Помоги…(Кате) навести порядок…(на тумбочке).

·   Пройди по классу и скажи, у кого на тумбочке порядок (беспорядок).

·   Посмотри, кто лучше наведет порядок…(на тумбочке).

Методические рекомендации по формированию навыков приготовления блюд.

Знания детей о названиях различных блюд, их составе и умения называть (показывать) эти блюда, определить их состав формируются как на специальных занятиях по социально-бытовой подготовке, так и в процессе повседневных завтраков, обедов, полдников, ужинов. В первую очередь педагог называет детям блюда, которые им подаются к столу (например: «Это щи», «Сегодня вам повар приготовил запеканку», «Какая вкусная манная каша!»), а затем побуждает детей называть блюда в процессе и после еды (например, «Как называется это блюдо?», «Что это?», «Что у вас сегодня на первое?», «Какой это суп?», «Что вы сегодня ели?», «Что больше всего понравилось?»)

В процессе знакомства детей с различными блюдами при приеме пищи педагог обращает их внимание на состав простейших блюд (например: «Посмотри внимательно в свою тарелку. Из чего сварен суп?... Такой суп из капусты называется «щи»).

Кроме режимного приема пищи, в качестве учебных ситуаций могут использоваться сладкие столы, чаепитие в классе.

На специальных занятиях при формировании указанной группы знаний и умений используются учебные ситуации и упражнения детей:

· Показ детьми названных педагогом блюд, при этом могут использоваться натуральные блюда или их изображения;

·   Называние детьми демонстрируемых блюд или их изображений;

·   Расположение надписей возле соответствующих блюд;

·   Выбор (или называние) продуктов, из которых состоит демонстрируемое блюдо;

·   Определение недостающего компонента в блюде или несоответствующего этому блюду;

·   Другие упражнения и ситуации.

Методические рекомендации по формированию навыков ухода за одеждой.

При обучении детей уходу за одеждой важно сформировать у них представления и знания о необходимости такого ухода для здоровья человека, для внешнего вида. Надо очень эмоционально контрастно выражать отношение к разной по внешнему виду одежде: положительное, радостное - к чистой, опрятной, негативное, нетерпимое - к грязной, мятой, неопрятной одежде. При этом могут быть использованы различные приемы:

· Сравнение одежды: чистой и грязной, выглаженной и мятой, порванной и зашитой;

·   Рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой или грязной, выглаженной или мятой одежде и оценка их внешнего вида;

·   Моделирование реальных ситуаций, в которых воспитанники должны оценить поведение детей-актеров, связанное с их отношением к внешнему виду своей одежды, к уходу за ней;

·   Игровые ситуации, связанные с незнанием различных игровых персонажей о необходимости ухода за одеждой. Дети в таких ситуациях будут выступать в роли наставника, поясняющего, убеждающего, почему надо ухаживать за своей одеждой;

·   Просмотр фильмов, обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей одежде, к уходу за ней.

Методические рекомендации по формированию умений ухаживать за обувью.

Приступая к обучению детей уходу за обувью, необходимо формировать у них положительное отношение к чистой, ухоженной обуви и нетерпимое - к грязной, неопрятной. Воспитанники должны определить по предъявленной обуви, ухаживают за ней ее хозяева, а если нет, то в каком виде ухода она нуждается. Можно использовать такие дидактические приемы:

· Сравнение ухоженной и неухоженной обуви по внешнему виду;

·   Наглядные логические задачи (например: предъявляются две-три пары обуви). И дети должны ответить на вопрос: «Что может рассказать эта обувь об отношении к ней своих хозяев?»;

·   Рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной обуви, оценка их внешнего вида;

·   Моделирование реальных ситуаций, отражающих отношение детей к своей обуви и уходу за ней;

·   Игровые ситуации, побуждающие воспитанников к рассказыванию, объяснению игровым персонажам важности ухода за обувью;

·   Обсуждение произведений художественной литературы, отражающих отношение детей к своей обуви, к уходу за ней.

Обучение выполнению определенного вида ухода за обувью начинается с показа и объяснения педагога. Затем педагогом производится повторный показ, который чередуется с практическими упражнениями детей. В дальнейшем дети переходят к самостоятельному выполнению трудовых процессов, но под наблюдением педагога. Важно с самого начала заметить неточности в выполняемых действиях, чтобы избежать формирования ошибочных стереотипов.

Введение

 

Актуальность исследования.

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми.

Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.

Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - И.В. Дубровиной, С.Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, А.Г. Рузской, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной и др.

Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев, В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса о трудовом воспитании детей-сирот в условиях школы-интерната или детского дома. Несмотря на повышенный интерес к мероприятиям по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в педагогической практике отмечается реализация данных задач на интуитивно-эмпирическом уровне. Как показывает анализ действующих учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, их трудовая и социальная адаптация не рассматривается как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы. Интернаты, детские дома все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для применения. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности снижает эффективность данной работы.

Итоги анализа специальной научной, методической литературы и публикаций практического опыта также свидетельствуют об этом.

Объект исследования: трудовая деятельность детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Предмет исследования: трудовое воспитание в детском доме.

Цель: разработать методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность трудового воспитания детей-сирот будет выше, если: происходит раннее включение детей в посильную трудовую деятельность; предусмотрен обязательный характер трудовых поручений; представлено разнообразие и вариативность в выборе видов трудовой деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

.   Провести анализ полученных результатов исследования по выявлению уровня готовности к трудовой деятельности детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

.   Разработать методические рекомендаций для воспитателей по развитию трудовых навыков детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома.

Методы исследования:

1. Анализ научно-исследовательской литературы.

2. Эмпирическое исследование.

3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: детский дом № 1 г.Комсомольска-на-Амуре.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 


Глава 1 Теоретический анализ исследований трудового воспитания в детском доме


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.