Понятие манипуляции сознанием — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие манипуляции сознанием

2020-04-01 123
Понятие манипуляции сознанием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема манипуляции общественным сознанием приобрела научную значимость сравнительно недавно. Серьезно ею начали интересоваться в первой половине XX в. в связи с появлением массовой культуры и активной мифологизацией общественного сознания (тоталитарные идеологии в фашистской Германии и СССР). За последнее время появилось большое количество работ информационно-публицистического содержания и научных изысканий, ориентированных на глубокое теоретическое исследование данной проблемы.

Несмотря на то, что проблеме манипуляции общественным сознанием как социальной манипуляции посвящен достаточно большой объем литературы, работ, исследующих тему социальных оснований данного явления, крайне мало.

Настоящая курсовая работа рассматривает характерные особенности исследования манипуляции сознанием в контексте политологической, социологической направленности, а также науки государственного и муниципального управления, так как данная проблема находится в тесной связи с проблемой личности в современном обществе, оказывает значительное влияние на формирование идеологических принципов и властных отношений, форм и способов осуществления коммуникации на разнообразных уровнях. К этому направлению примыкают и философы, а также большинство «практиков», работающих в областях PR, рекламы и традиционной публицистики. Манипуляции сознанием сегодня прочно укоренились в таких развивающихся областях социального взаимодействия, как реклама, связи с общественностью, политический PR и т.д., что, несомненно, вызывает интерес.

Актуальность проблемы определяется многочисленными причинами, среди которых невозможно не отметить широкое распространение манипуляционных технологий в современном мире как одного из первоочередных способов урегулирования взаимоотношений в сфере экономики и бизнеса, политики и общественных коммуникаций. Таким образом, исследование манипуляции сознанием с социально-политической точки зрения позволяет определить степень закономерности возникновения данного явления, раскрыть сущностные аспекты манипуляции сознанием, которые являются актуальными и важными для изучения политических, социальных и исторических процессов, происходящих в современном мире. Указанные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме скрытого управления сознанием и поведением людей.

Цель курсовой работы - определить специфику скрытого управления сознанием и поведением людей.

Объект - управление сознанием.

Предмет - скрытое управление сознанием и поведением людей.

Задачи:

. Определить понятие и специфику манипуляции сознанием.

. Охарактеризовать механизмы, способы и формы скрытого манипулирования сознанием.

. Охарактеризовать признаки манипуляции сознанием.

. Охарактеризовать место и роль СМИ в скрытом управлении сознанием и поведением человека.

. Охарактеризовать характерные особенности информационного манипулирования политическими процессами в современной России.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

К наиболее полным трудам, исследовавшим проблему манипуляции сознанием с точки зрения политолога-социолога, можно отнести работы западных авторов Р. Гудина, Г. Шиллера, Э. Шосторма и некоторых других. В советское время проблема манипуляции сознанием практически не поднималась в отечественной литературе. Однако настоящее время целиком восполнило существовавшие пробелы (по крайней мере, по количественному признаку). Начиная с 1990-х гг., вышел целый ряд научных и публицистических исследований по проблеме. Среди них необходимо отметить Е. Доценко, посвятившего исследования проблемам манипуляции сознанием с точки зрения политологии и психологии. В наше время проблемы манипуляции сознанием все чаще становятся предметом исследования ряда диссертаций по социально-политическим (Ю. Ермакова) и социально-философским (М. Бабюк) направлениям.

В последние годы в свет вышло большое количество работ публицистического характера, в которых активно поднимается проблема манипуляции сознанием. Хрестоматийным примером такого рода исследования является «Манипуляция сознанием» С. Кара-Мурзы.

 


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ И ПОВЕДЕНИЕМ ЛЮДЕЙ

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема манипуляции общественным сознанием приобрела научную значимость сравнительно недавно. Серьезно ею начали интересоваться в первой половине XX в. в связи с появлением массовой культуры и активной мифологизацией общественного сознания (тоталитарные идеологии в фашистской Германии и СССР). За последнее время появилось большое количество работ информационно-публицистического содержания и научных изысканий, ориентированных на глубокое теоретическое исследование данной проблемы.

Несмотря на то, что проблеме манипуляции общественным сознанием как социальной манипуляции посвящен достаточно большой объем литературы, работ, исследующих тему социальных оснований данного явления, крайне мало.

Настоящая курсовая работа рассматривает характерные особенности исследования манипуляции сознанием в контексте политологической, социологической направленности, а также науки государственного и муниципального управления, так как данная проблема находится в тесной связи с проблемой личности в современном обществе, оказывает значительное влияние на формирование идеологических принципов и властных отношений, форм и способов осуществления коммуникации на разнообразных уровнях. К этому направлению примыкают и философы, а также большинство «практиков», работающих в областях PR, рекламы и традиционной публицистики. Манипуляции сознанием сегодня прочно укоренились в таких развивающихся областях социального взаимодействия, как реклама, связи с общественностью, политический PR и т.д., что, несомненно, вызывает интерес.

Актуальность проблемы определяется многочисленными причинами, среди которых невозможно не отметить широкое распространение манипуляционных технологий в современном мире как одного из первоочередных способов урегулирования взаимоотношений в сфере экономики и бизнеса, политики и общественных коммуникаций. Таким образом, исследование манипуляции сознанием с социально-политической точки зрения позволяет определить степень закономерности возникновения данного явления, раскрыть сущностные аспекты манипуляции сознанием, которые являются актуальными и важными для изучения политических, социальных и исторических процессов, происходящих в современном мире. Указанные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме скрытого управления сознанием и поведением людей.

Цель курсовой работы - определить специфику скрытого управления сознанием и поведением людей.

Объект - управление сознанием.

Предмет - скрытое управление сознанием и поведением людей.

Задачи:

. Определить понятие и специфику манипуляции сознанием.

. Охарактеризовать механизмы, способы и формы скрытого манипулирования сознанием.

. Охарактеризовать признаки манипуляции сознанием.

. Охарактеризовать место и роль СМИ в скрытом управлении сознанием и поведением человека.

. Охарактеризовать характерные особенности информационного манипулирования политическими процессами в современной России.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

К наиболее полным трудам, исследовавшим проблему манипуляции сознанием с точки зрения политолога-социолога, можно отнести работы западных авторов Р. Гудина, Г. Шиллера, Э. Шосторма и некоторых других. В советское время проблема манипуляции сознанием практически не поднималась в отечественной литературе. Однако настоящее время целиком восполнило существовавшие пробелы (по крайней мере, по количественному признаку). Начиная с 1990-х гг., вышел целый ряд научных и публицистических исследований по проблеме. Среди них необходимо отметить Е. Доценко, посвятившего исследования проблемам манипуляции сознанием с точки зрения политологии и психологии. В наше время проблемы манипуляции сознанием все чаще становятся предметом исследования ряда диссертаций по социально-политическим (Ю. Ермакова) и социально-философским (М. Бабюк) направлениям.

В последние годы в свет вышло большое количество работ публицистического характера, в которых активно поднимается проблема манипуляции сознанием. Хрестоматийным примером такого рода исследования является «Манипуляция сознанием» С. Кара-Мурзы.

 


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ И ПОВЕДЕНИЕМ ЛЮДЕЙ

Понятие манипуляции сознанием

 

Анализ манипуляции сознанием является достаточно молодой темой научных исследований. Манипуляция как научная категория была введена в оборот в 40-50-е гг. XX столетия западными политологами. Несмотря на то, что рассматриваемая проблема пользуется широкой популярностью у исследователей, масштабных трудов, посвященных исследованию манипуляции сознанием, сравнительно немного.

Основной материал по исследованию манипуляции сознанием реализован в психологии, политологии, философии. У каждого направления своя специфика, отличающаяся рядом деталей.

Так, психологическая литература делает упор на межличностной манипуляции, уделяя основное внимание механизмам психического воздействия. В центре внимания исследователя-психолога находится поведение и реакция личности и общества (преимущественно отдельных групп) на действия манипулятора. В исследовании ярко выражена аксиологическая направленность: речь идет об оценках и эмоционально-оцениваемом поведении людей - объектов манипуляции; однако сам исследователь стремится быть вне аксиологического поля. К анализу привлекаются отвлеченные от отдельных примеров ситуации в их совокупности; широко используется анкетирование, опирающееся на диагностику последствий, а не на динамику изменения поведения в ходе манипуляционного воздействия. Таким образом, точка зрения психолога-педагога сведена к адресату, действия адресанта, т. е. манипулятора, не попадают в поле исследования. Наиболее полные и последовательные примеры такого анализа содержатся в «Психологии влияния» Р. Чалдини. Определение манипуляции в каждом подходе различается. А если добавить еще авторскую позицию, то становится объяснимым множественность трактовок одного понятия. Проблема определения понятия манипуляции сознанием как явления социального взаимодействия достаточно сложна.

Рассмотрим пример определения в одном из классических словарей исследуемого направления. Политологический словарь сообщает, что манипуляция (в политике) - это махинация или система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений. Обращение к авторам, занимавшимся проблемой манипуляции, дает немало примеров попыток найти определение манипуляции, однако без явного анализа содержания самого явления. Большинство исследователей просто дает готовое определение, отталкиваясь от определенного набора признаков, произвольно отмеченных как важнейшие для данного явления. Трактовка может значительно различаться в разных работах или быть схожей по основным позициям. Г. Шиллер определяет манипуляцию как скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения. Р. Гудин представляет ее как скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого. В трактовке У Рикера манипуляция предстает как такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать ее проводнику. То есть определения варьируются значительно, и, как очевидно, большинство авторов опираются скорее на интуитивное представление о сути манипуляции. Анализ критериев манипуляции встречается редко и присутствует в работах всего нескольких авторов.

Среди основных признаков манипуляции, приведенных в большинстве определений, особенно ярко выделяются следующие:

1)воздействие (психическое, психологическое), оказываемое манипулятором на манипулируемого;

2)отношение манипулятора к другому как средству достижения определенной цели;

3)стремление получить односторонний выигрыш;

4)скрытый характер воздействия (как факта, так и направленности);

5)игра на слабостях объекта;

6)мотивационное привнесение;

7)особое мастерство в осуществлении манипуляции.

Рассмотрим функции, которые манипуляция сознанием как элемент системы общественных отношений выполняет в человеческой деятельности. Во-первых, манипуляция, безусловно, относится к понятию коммуникации, т. е. является одной из форм коммуникативной связи, используемой в человеческом обществе. Данная форма коммуникации отличается неравноправием субъектов в процессе контакта, или, вернее, превращением одного из субъектов в объект, на который воздействует другой или другие субъекты взаимоотношений. То есть в данном случае имеет место искаженная форма коммуникации, имеющая свои социальные, психологические и исторические предпосылки. Во-вторых, как форма общественного взаимодействия она выступает элементом социального управления в обществе. Зачастую манипуляция предстает как форма, которую принимает управление в множестве случаев. Наконец, манипуляция сознанием, бесспорно, есть явление историческое, возникающее как и любое социальное отношение в процессе развития общества, изменения характера экономических, политических, социальных связей.

Таким образом, возникая как способ обеспечения сложившихся в определенных исторических условиях производственных, политических и т. п. отношений, манипуляция сознанием закономерна для данных отношений, несет на себе определенную функциональную нагрузку, является формой осуществления данных связей.

Не менее принципиальным моментом для определения манипуляции будет утверждение, что в основе данного явления лежат способы психического взаимодействия, характеризующиеся превращением одного из субъектов взаимодействия в объект воздействия. Для манипуляционных отношений характерно неравенство субъектов в общении, которое выражается в побуждении одного из них к действиям, выгодным для другого субъекта. Рассмотрим подробнее, как действует механизм манипуляционного управления сознанием человека. Основной причиной его эффективности является вечный человеческий конфликт между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Здесь возникает проблема доверия себе и доверия к другим людям. Большей частью, отмечает Э. Шостром, это результат воспитания: ребенка приучили не доверять себе, все перепроверять и постоянно контролировать себя.

Вторая причина заключается в том, что мы подвержены иллюзии: чем мы совершеннее, безупречнее, тем больше любимы. Манипулятор, используя такие иллюзии, пытается заменить любовь властью над другим человеком и безнадежно проигрывает вне зависимости от того, получается у него это или нет.

Третья причина манипулирования объясняется экзистенциалистами. Они считают, что риск и неопределенность вокруг нас столь велики, что современный человек чувствует себя беспомощным. При этом пассивный манипулятор вовсе отказывается от контроля за ситуацией и делает себя объектом, игрушкой судьбы.

Четвертая причина - это страх при возникновении затруднительного положения, когда мы не знаем, как реагировать на возникающую ситуацию, с которой мы еще не сталкивались в своей жизни.

Пятая причина манипуляции объясняется А. Эллисом тем, что каждый человек на протяжении жизни обучается некоторым алогичным допущениям относительно жизни. Одним из таковых является потребность получать одобрение от первого встречного. Возникновение такой потребности ставит человека, осуществляющего манипулятивное управление коммуникациями, в пассивное положение по отношению к внешним агентам его взаимосвязей. Поэтому, как отмечал А. Эллис, пассивный манипулятор - это личность не правдивая и не честная, а пытающаяся угодить всем и каждому.

Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений. Как считает Г. Шиллер, «успех манипуляции гарантирован, когда ма-нипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Р. Борецкий пишет: «Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате - и поведением), обращенное преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности».

Обобщающая все признаки манипуляции сознанием с точки зрения социолога/политолога/философа, определением манипуляции можно считать следующее: манипуляция сознанием есть способ социального взаимодействия, обусловленный определенными, историческими сложившимися социальными отношениями, и характеризующийся психическим воздействием одного из субъектов взаимодействия (манипулятора) на другого таким образом, что превращает его в объект, т. е. побуждает его к поведению, целям, желаниям, интересам, потребностям и действиям, необходимым манипулятору.

Таким образом, социальная манипуляция предстает как феномен, относящийся к коммуникативным и управленческим процессам в обществе, причем характеризуется, как отмечено выше, деформацией данных процессов, выражающихся в неформально неравноправном положении сообщающихся субъектов. Следовательно, данный феномен является исторической категорией, возникающей на определенном этапе развития в результате трансформации человеческих отношений, определенного их превращения.


1.2 Механизмы скрытого манипулирования сознанием

скрытый манипулирование сознание информационный

В научной литературе достаточно подробно описаны механизмы, способы, формы и технологии манипуляционного воздействий. Практически во всех работах по данной проблеме им уделяется внимание, вплоть до того, что они оказываются центральными темами некоторых исследований. Работы социально-политологического плана, основанные на описании технологий и приемов общественной коммуникации, ориентируются на преимущественное описание технической стороны вопроса. При этом к технологиям манипуляции относятся те действия, которые через бессознательное нацелены на появление у объекта манипуляционных отношений действовать определенным образом. В арсенал манипуляционных технологий входит множество различных приемов, описанных в обширной литературе по пропаганде, PR, рекламе, маркетингу, менеджменту.

К первой группе основных приемов взаимодействия субъекта и объекта манипуляции в процессе осуществления первым власти можно отнести действия с информацией, которые отражают возможность властных субъектов (политических, экономических, культурных) осуществлять эксклюзивное оперирование информацией, ограничивать и фильтровать потоки, поступающие обществу в целях обеспечения стабильности и целостности системы. Фильтрация и корректировка потока информации в целях сохранения системы носит манипуляционный характер, поскольку лишает адресат возможности определения собственного отношения к происходящим событиям. Среди данной группы приемов прежде всего необходимо отметить искажение информации. Это может быть и откровенная ложь, когда подаваемые новости кардинально искажают действительное положение дел. Обыденным приемом подобного плана являются рейтинги исследования популярности политических лидеров, когда цифры и проценты рейтинга умышленно меняются в целях придания авторитета определенной политической фигуре. Такая практика типична для политических PR -технологий. Другими распространенными вариантами искажения информации является ее частичная деформация, когда либо частично подтасовываются факты, либо осуществляется акцентирование на менее существенные побочные явления осуществляемых действий. Примеры широко распространены в российской действительности: например когда правительство России объявляет о ликвидации льгот пенсионерам и переходе на денежные компенсации, причем информация эта подается как забота о данной категории населения, представители которой смогут с большей пользой использовать свои льготы и контролировать их получение. Осуществляемая и налицо видимая подмена целей реформы направлена на снижение социальной напряженности в обществе.

Еще одним приемом в данной группе является утаивание информации, когда неблагоприятные аспекты событий либо полностью, либо частично скрываются от объекта. Утаивание также может осуществляться путем табуирования - познание явления приравнивается к разрушению существующих форм бытия. Наконец, важнейшим приемом манипулирования в этой группе оказывается способ подачи информации, который отражает технику управления информационными потоками. На практике это выражается в том, что необходимую манипулятору информацию можно подать либо акцентировав на ней внимание зрителей (многочисленные повторы или анонсирование как чего-то чрезвычайного), либо в случае нежелательности ее скрыть в ворохе малозначимых новостей или трактуя ее как малозначимую. Существует множество других приемов, заключающихся в действиях с информацией, среди которых можно отметить распространение ее в виде слухов, присоединение к традиционным или популярным в обществе идеям и т. п.

Другая группа манипуляционных технологий заключается в действиях с людьми в процессе осуществления манипуляции. То есть это действия с объектами манипуляции, управляемое изменение их свойств, характеристик. Эта группа технологий играет очень важную роль в современных экономической, политической, социальной областях, формируя определенные формы восприятия как у отдельных групп, так и у всех субъектов деятельности (когда манипулирующим субъектом выступает сложившаяся анонимная и надперсональная система отношений, вырабатывающая и предписывающие тотальные правила поведения, реагирования, направленные на сохранение своих основных характеристик). К данным технологиям относятся подготовка объектов воздействия к восприятию нужной информации или побуждению действий, выбор самих объектов, наконец, стимуляция или изготовление необходимых побудителей (мотивов поведения).

В зависимости от целей, задач, характера действий зачастую манипуляции носят «целевой» характер, т. е. рассчитаны на определенные социальные группы. Ориентация при организации воздействия может быть по этническому, профессиональному, возрастному, религиозному и множеству других признаков. Соответственно деятельность манипулирующего субъекта строится в расчете на спекуляцию потребностями, интересами, обычаями, традициями, другими особенностями группового сознания. Здесь манипуляция выступает как узконаправленная, связывается с заботой о конкретных группах, выступает как забота о пенсионерах, борьба за права матерей-одиночек, защита прав религиозных, этнических меньшинств ит.п.

Как отмечает большинство авторов, когда аудитория не ограничивается определенной социальной группой, воздействие строится на использовании базовых, универсальных потребностей человека (потребности в пище, коллективе, общении, наконец, гордость, зависть, престиж, честолюбие), стимулирование которых в связке с навязываемой информацией подготавливает объект к манипуляции.

Третья группа манипуляционных технологий, используемая в связке с первыми двумя, это обеспечение нужного контекста манипуляции, включающее формирование физических условий, культурного фона, социального контекста, в рамках которых проходит манипуляция.Наконец, еще одна группа технологий заключается в управлении характером взаимодействия в процессе осуществления манипуляции. Здесь используется интенсивность контакта (когда на объект обрушивается либо избыток информации, либо искусственно создается ее дефицит), коммуникативная инициатива (когда манипулятор либо «ведет» процесс, либо позволяет объекту быть активной стороной, подспудно направляя эту активность), направленность воздействия.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.