Архитектура Санкт - Петербурга XVIII в. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура Санкт - Петербурга XVIII в.

2020-04-01 253
Архитектура Санкт - Петербурга XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новой столицей Российского госу­дарства стал Санкт - Петербург. Днем рождения города считается 16 (27) мая 1703 г. — дата закладки первого камня в основание крепости на маленьком острове в дельте Невы. Петербург рас­положен на островах, прорезанных многочисленными реками и каналами. Над возведением и украшением его архитектурных ансамблей и памятни­ков трудились лучшие зодчие и живо­писцы России и Европы.

Художественный облик петров­ского Петербурга связан с именами иностранных архитекторов: итальянца Б.Ф.Растрелли, француза Ж. Б.А.Леблона и др, Автором одного из гене­ральных планов Петербурга, согласно которому стали заселяться различные районы города по принципу «сетки», восходящему еще к московской Не­мецкой слободе, являлся итальянец из Швейцарии Доменико Трезини (ок. 1670 — 1734; в Петербурге с 1703). Он был глав­ным архитектором почти всех постро­ек петровской поры самого различ­ного назначения (крепости, дворцы, типовые жилища, фортификационные сооружения и др.). Лучшие работы Трезини — Петропавловский собор, Петровские ворота Петропавловской кре­пости, Стрелка Васильевского остро­ва, Летний дворец Петра в Летнем саду.

Надо сказать, что Летний сад (Лет­ний огород), занимавший территорию нынешнего Летнего и Михайловского садов, со скульптурами, фонтанами и гротами — один из первых регулярных парков России (заложен в 1704 г.). Над его созданием много потрудился лич­но Петр I.

 

Д. Трезини. Петропавловский собор. Санкт - Петербург

 

 

В облике Петербурга нашли яркое отражение прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени. Блестяще была решена трехлучевая планировка центра города (Нев­ский и Вознесенский проспекты и воз­никшая несколько позже Гороховая улица). Главным был Невский проспект, начинающийся от Адмиралтей ства. Нерасторжимое архитектурно-ху­дожественное единство каменных ан­самблей и водных поверхностей пред­ставляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразную красоту Петербурга.

К числу самых знаменитых соору­жений Петербурга относится Петро­павловский собор (1712—1733). Это базиликальная трехнефная церковь с внутренним пространством зального характера. Апсида с восточной сторо­ны храма отсутствует. Интерьер укра­шен живописными панно и золоченой резьбой. Резной иконостас, исполнен­ный архитектором и скульптором Иваном Зарудным в Москве (1722—1726), похож на торжественную триумфаль­ную арку.

По плану Трезини собор был за­вершен в западной части колокольней с 34-метровым шпилем. Она является одной из главных архитектурных до­минант города и представляет собой не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив в несколько ярусов-этажей, напомина­ющий европейские колокольни. Взлет шпиля подготовлен пропорциями и архитектурными формами колокольни. Игла собора имеет конструкцию вось­мигранной усеченной пирамиды, увенчанной «яблоком» и фигурой ангела. Высокая колокольня Петропавловско­го собора была задумана как символ величия русского государства.

Задачей шпилей было не только украшать архитектурные ансамбли, но и связывать здания с окружающим ландшафтом. Шпилю Петропавлов­ской крепости вторила игла Адмирал­тейства (1727-1738). С начала XVIII в. стало модным возведение шпилей в городах России.

Активно велась застройка на Васи­льевском острове, особенно на его Стрелке (месте слияния Большой и Малой Невы), задуманной как административно-торговый и научный центр города. Большой вклад в формирова­ние ее архитектурного ансамбля внес Д. Трезини. Он создал здесь несохранившийся Мытный (позже Гостиный) двор и существующее ныне здание Две­надцати коллегий. Оно обращено боко­вым фасадом к Неве, а главным — к Петропавловской крепости. Пилястры композитного ордера, объединяющие два первых этажа, придают целостность весьма протяженному строению.

Организующим центром Васильев­ского острова стало здание Фондовой биржи (архитектор Ж.Тома де Томон). Оно построено по типу древнегрече­ского храма: широкая парадная лест­ница ведет к главному входу, а выше, на уровне второго этажа, фасад укра­шен скульптурной группой. Другие по­стройки расположены симметрично по отношению к зданию Биржи.

Академия художеств (архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Дела-мот) занимает целый квартал Василь­евского острова и представляет собой в плане четырехугольник с круглым внутренним двором. Это один из яр­ких образцов стиля раннего классициз­ма в русском зодчестве. Особенно впечатляет пропорциональность частей главного фасада.

Вдоль реки на стороне Адмиралтей­ства, выше верфи, располагались цар­ские дворцы и резиденции сановни­ков. Одно из значительных каменных сооружений петровского Петербурга — трехэтажный Меншиковский дворец (архитекторы Д. М. Фонтана и И. Г. Шедель) на высоком цоколе. Он украшен пилястрами, балконами, скульптурой на парапете и относится к новому типу усадебной архитектуры. В интерьере дворца были использованы лучшие достижения итальянской и француз­ской архитектуры: одиннадцать типов сводов, сквозной парадный зал вто­рого этажа, анфиладное расположение комнат. Некоторые комнаты были це­ликом облицованы изразцами. Орехо­вый кабинет Меншикова украшали резные деревянные панно с золоченым орнаментом и живописный плафон на потолке.

В одном ряду с Меншиковским дворцом на берегу Невы находится Кунсткамера — первый русский есте­ственно-научный музей. Его строительство было начато при Петре. Здание Кунсткамеры — интересный образец раннего русского барокко. Два трех­этажных корпуса соединены ступенча­той башней. Над балюстрадой ее тре­тьего уступа поднимается изящная восьмигранная башня, которая увен­чана высоким куполом, заканчива­ющимся сферой, символизирующей древний астрономический инструмент.

Расцвет архитектуры середины XVIIIстолетия связан со стилем ба­рокко, и в частности с именем Бартоломео Франческо Растрелли, или Растрелли-сына, прозванного в Рос­сии Варфоломеем Варфоломеевичем (1700—1771). Он построил много двор­цов, в том числе Большой в Петерго­фе и Зимний дворец в центре Петер­бурга, Большой, или Екатерининский, в Царском Селе. Несомненной удачей Растрелли стал комплекс Воскресен­ского {Смольного) монастыря. Главный въезд был задуман им в виде огром­ной башни-колокольни, строительство которой, к сожалению, не было осуществлено. Растрелли проникся тради­циями русского церковного зодчества, его духовностью и богатством форм, поэтому собор монастыря, задуманный первоначально одноглавым, впослед­ствии стал пятиглавым.

Зимний дворец в Санкт - Петербурге (1754—1762) — образец стиля рус­ского барокко. Это последнее и наи­более совершенное произведение Ра­стрелли. Трехэтажное каменное здание, почти квадратное в плане с внутрен­ним замкнутым парадным двором, выделялось своими размерами, пышным наружным убранством и рос­кошной отделкой внутренних помеще­ний, особенно парадных залов второго этажа.

Во внешнем облике Зимнего двор­ца на фоне светло-зеленой окраски стен особенно были заметны стройные белые колонны: одинарные, парные и даже собранные в пучки. Они распо­лагались в два яруса (первый ярус — дорические колонны, второй — ком­позитные), причем верхние колонны охватывали второй и третий этажи. Стены были прорезаны длинными ря­дами окон, очень больших и широких во втором этаже, меньших в третьем и нижнем, цокольном. Привлекала внимание пышная декоративная лепнина: головки амуров, маскароны[5]. Вдоль крыши, на каменном парапете, размещались аллегорические фигуры нимф, морских божеств, статуи рыца­рей и красивые вазы. Середина фасада была отмечена наверху треугольным фронтоном с часами и скульптурами бога морей Нептуна и его жены Амфитриты на крыше.

Со стороны Невы, на северном фасаде дворца главный вход с колон­нами немного выступал из общей ли­нии. Здесь основным украшением стен служили ряды белых колонн, установ­ленные в два яруса. Дополняли декор статуи и вазы.

Зимний дворец входил в архитек­турный ансамбль Дворцовой площади.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.