Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-04-01 | 299 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На рубеже XVII-XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Этот переход произошел быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в России XVIII столетия протекало стремительно, словно русское искусство примеряло на себя разные одежды. Как справедливо замечено исследователями, уже в петровскую эпоху существовали зачатки барокко, рококо, классицизма. Помимо стилевого многообразия в искусстве присутствовали традиции различных школ и проявления разнообразных национальных манер, привнесенных иностранными мастерами.
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (натюрморт, портрет, пейзаж, исторический жанр и др.).
Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантливыми зарубежными архитекторами, скульпторами и живописцами, посылал учиться за границу русских художников. Во второй половине XVIIIв. петровские пенсионеры вернулись на Родину и значительным образом повлияли на русское искусство.
К концу столетия русское искусство совершило гигантское дело приобщения к общеевропейской традиции, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории и художественной критики. Художники и архитекторы творчески осваивали европейский язык искусства и создавали произведения, полно выражающие идеи XVIIIв. При этом они сохранили верность национальному мироощущению, соблюдали неразрывность традиций иконописи и древнерусской архитектуры. Аналогов такому развитию в европейском искусстве нет.
Архитектура
|
Вторая половина XVII в. — середина XVIII в. — это время возникновения и расцвета архитектуры русского барокко. В последней трети XVIII—первой трети XIX в. становятся популярными классицистические традиции.
Барочные элементы появились в декоративных формах русской архитектуры второй половины XVII в. Новый богато декорированный стиль получил название московское, или нарышкинское, барокко, так как русская архитектура XVII в. существенно отличается от итальянской и австро-немецкой. Если для западноевропейского барокко характерны напряженность, скованная энергия, то для русского — оптимистичная приподнятость и праздничность.
В первой половине XVIII столетия сложился стиль русское барокко, характерными чертами которого были: ясность композиции при декоративной пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, начинающиеся прямо от пола окна, обрамленные сложными наличниками; анфилады комнат, украшенных золоченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафонами с иллюзорным прорывом пространства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красочность цветовых сочетаний (интенсивно-голубого или бирюзового и белого, иногда оранжевого и белого).
В барочной архитектуре для создания величественности и роскоши по-разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался богатый декор интерьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигурными зеркалами, светильниками. Мебель подбиралась также в стиле барокко: сложная и затейливая по формам и декору.
Одним из великолепных образцов архитектуры XVII в. является Церковь Покрова в Филях. Она представляет собой башенно-ярусную композицию. В ее основании находится куб (четверик), к которому со всех сторон примыкают полукруглые выступы, поэтому в плане церковь выглядит как цветок с четырьмя лепестками. Сверху на четверик поставлен восьмерик, на него еще один поменьше с проемами для колоколов, а сверху — восьмигранное основание главы. Здание построили из красного кирпича и богато декорировали резным белокаменным убором
|
Церковь Покрова в Филях. Москва
В конце XVII — начале XVIIIв. в русской культуре активно проявлялись тенденции европеизации, которые, однако, подвергались переработке. Многие архитектурные формы утратили практическое значение и стали в основном использоваться в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий. Эти черты свидетельствовали о завершении эволюции стиля барокко.
В XVIIIв. роль церкви в жизни общества заметно снизилась, поэтому относительно уменьшилось возведение культовых зданий (церквей, монастырей). С усилением роли государства резко увеличился объем гражданского строительства.
Реформы Петра I упрочили крепостное право, господство дворянства и подняли значение купечества. По мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. В начале XVIIIв. центр градостроительной деятельности переместился в Петербург. В это время появились знаменитые городские ансамбли Москвы и Петербурга. Характерным стал комплексный подход к застройке новой столицы и других городов России. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касавшиеся архитектуры и строительного дела. Например, специальным его указом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на линию улиц.
Гражданственность и рационализм были свойственны так называемому «петровскому барокко».
По сравнению с предыдущим столетием в XVIII в. повысилось значение архитектора и существенно изменились методы его работы. Необходимой стадией, предшествующей строительству,
стал точный чертеж, утверждаемый заказчиком. Проектирование зданий обязательно увязывалось с общим планом. Создавались специальные комиссии и комитеты, в которых составлялись генеральные планы и проекты для крупных городов — Москвы и Петербурга, а также для других развивающихся центров России.
Во второй половине XVIIIв. композиции культовых и гражданских сооружений стали более упорядоченными. Стремление к барочной живописности композиции сооружения постепенно утрачивалось. В архитектуре воцарились симметрия и размеренность классицизма.
|
С 1760-х годов в России начал формироваться новый стиль — классицизм. В основе его было обращение к образцам античной архитектуры и изучение «преломленной» классики стран Западной Европы эпохи Ренессанса и Просвещения. Все большую поддержку находила в просвещенных кругах идея гражданственности, столь характерная для западного классицизма.
Как и в случае с барокко, можно сказать, что архитектура классицизма в России не слепо копировала общеевропейские стилевые принципы, а вносила свои черты. Использование художественных приемов западноевропейского искусства не означало решительного разрыва с древнерусской традицией.
Для зданий русского классицизма типичны строгий композиционный строй и ясная тектоника. Основу фасадов и интерьеров образовывала ордерная композиция. По высоте дома делились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады домов освобождались от сложной пластики и живописного декора, свойственного барокко. Прямоугольные наличники чаще всего имели строгий рисунок, они как бы создавали жесткую оправу проемов. Стены классических зданий оштукатуривали.
Архитектура второй половины XVIIIв. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х гг.) и строгий классицизм (середина 1780-х— 1790-е гг.). На первом этапе тон задают общественные здания, на втором — городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат одна - две правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, крут). В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами).
В связи со строительством Петербурга и загородных резиденций царской семьи получает естественное развитие монументальная живопись плафонов и настенных панно. В архитектуре дворцов появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, кабинеты, специальные парадные комнаты. Каждое из них требовало своего убранства.
В конце XVIII в. были широко распространены центрические композиции сооружений, которые обычно завершались куполом или бельведером [4]. Этими строениями русские зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в дворцовых зданиях, культовых и парковых постройках.
Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!