Искусство России конца XVII —XVIII В. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Искусство России конца XVII —XVIII В.

2020-04-01 299
Искусство России конца XVII —XVIII В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На рубеже XVII-XVIII вв. в Рос­сии закончилось Средневековье и на­чалось Новое время. Этот переход про­изошел быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в России XVIII столетия протекало стремитель­но, словно русское искусство приме­ряло на себя разные одежды. Как спра­ведливо замечено исследователями, уже в петровскую эпоху существовали зачатки барокко, рококо, классициз­ма. Помимо стилевого многообразия в искусстве присутствовали традиции различных школ и проявления разно­образных национальных манер, при­внесенных иностранными мастерами.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в свет­ское, освоить новые жанры (натюр­морт, портрет, пейзаж, исторический жанр и др.).

Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантли­выми зарубежными архитекторами, скульпторами и живописцами, посы­лал учиться за границу русских худож­ников. Во второй половине XVIIIв. петровские пенсионеры вернулись на  Родину и значительным образом по­влияли на русское искусство.

К концу столетия русское искусст­во совершило гигантское дело приоб­щения к общеевропейской традиции, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории и художественной критики. Художники и архитекторы творчески осваивали европейский язык искусства и создавали произведения, полно выражающие идеи XVIIIв. При этом они сохранили верность нацио­нальному мироощущению, соблюдали неразрывность традиций иконописи и древнерусской архитектуры. Аналогов такому развитию в европейском искус­стве нет.

Архитектура

 

Вторая половина XVII в. — середина XVIII в. — это время возникнове­ния и расцвета архитектуры русского барокко. В последней трети XVIII—пер­вой трети XIX в. становятся популяр­ными классицистические традиции.

Барочные элементы появились в декоративных формах русской архитек­туры второй половины XVII в. Новый богато декорированный стиль получил название московское, или нарышкин­ское, барокко, так как русская архи­тектура XVII в. существенно отличает­ся от итальянской и австро-немецкой. Если для западноевропейского барок­ко характерны напряженность, скован­ная энергия, то для русского — опти­мистичная приподнятость и празднич­ность.

В первой половине XVIII столетия сложился стиль русское барокко, характерными чертами которого были: ясность композиции при декоративной пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, на­чинающиеся прямо от пола окна, об­рамленные сложными наличниками; анфилады комнат, украшенных золо­ченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафона­ми с иллюзорным прорывом простран­ства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красоч­ность цветовых сочетаний (интенсив­но-голубого или бирюзового и бело­го, иногда оранжевого и белого).

В барочной архитектуре для созда­ния величественности и роскоши по-разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался богатый декор ин­терьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигур­ными зеркалами, светильниками. Мебель подбиралась также в стиле барок­ко: сложная и затейливая по формам и декору.

Одним из великолепных образцов архитектуры XVII в. является Церковь Покрова в Филях. Она представляет со­бой башенно-ярусную композицию. В ее основании находится куб (четве­рик), к которому со всех сторон при­мыкают полукруглые выступы, поэто­му в плане церковь выглядит как цве­ток с четырьмя лепестками. Сверху на четверик поставлен восьмерик, на него еще один поменьше с проемами для колоколов, а сверху — восьмигранное основание главы. Здание построили из красного кирпича и богато декориро­вали резным белокаменным убором

Церковь Покрова в Филях. Москва

 

В конце XVII — начале XVIIIв. в рус­ской культуре активно проявлялись тенденции европеизации, которые, однако, подвергались переработке. Многие архитектурные формы утрати­ли практическое значение и стали в основном использоваться в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий. Эти черты свидетель­ствовали о завершении эволюции сти­ля барокко.

В XVIIIв. роль церкви в жизни об­щества заметно снизилась, поэтому относительно уменьшилось возведение культовых зданий (церквей, монасты­рей). С усилением роли государства рез­ко увеличился объем гражданского строительства.

Реформы Петра I упрочили крепо­стное право, господство дворянства и подняли значение купечества. По мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. В на­чале XVIIIв. центр градостроительной деятельности переместился в Петер­бург. В это время появились знамени­тые городские ансамбли Москвы и Петербурга. Характерным стал комп­лексный подход к застройке новой сто­лицы и других городов России. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касавшиеся архитектуры и строительного дела. Например, специ­альным его указом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на линию улиц.

Гражданственность и рационализм были свойственны так называемому «петровскому барокко».

По сравнению с предыдущим сто­летием в XVIII в. повысилось значение архитектора и существенно изменились методы его работы. Необходимой ста­дией, предшествующей строительству,

стал точный чертеж, утверждаемый заказчиком. Проектирование зданий обязательно увязывалось с общим пла­ном. Создавались специальные комис­сии и комитеты, в которых составля­лись генеральные планы и проекты для крупных городов — Москвы и Петер­бурга, а также для других развиваю­щихся центров России.

Во второй половине XVIIIв. компо­зиции культовых и гражданских соору­жений стали более упорядоченными. Стремление к барочной живописности композиции сооружения постепенно утрачивалось. В архитектуре воцарились симметрия и размеренность класси­цизма.

С 1760-х годов в России начал фор­мироваться новый стиль — классицизм. В основе его было обращение к образ­цам античной архитектуры и изучение «преломленной» классики стран Запад­ной Европы эпохи Ренессанса и Про­свещения. Все большую поддержку на­ходила в просвещенных кругах идея гражданственности, столь характерная для западного классицизма.

Как и в случае с барокко, можно сказать, что архитектура классицизма в России не слепо копировала обще­европейские стилевые принципы, а вносила свои черты. Использование художественных приемов западноевро­пейского искусства не означало реши­тельного разрыва с древнерусской тра­дицией.

Для зданий русского классицизма типичны строгий композиционный строй и ясная тектоника. Основу фаса­дов и интерьеров образовывала ордер­ная композиция. По высоте дома де­лились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады домов освобождались от сложной пластики и живописного декора, свой­ственного барокко. Прямоугольные наличники чаще всего имели строгий рисунок, они как бы создавали жесткую оправу проемов. Стены классиче­ских зданий оштукатуривали.

Архитектура второй половины XVIIIв. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х гг.) и строгий классицизм (се­редина 1780-х— 1790-е гг.). На первом этапе тон задают общественные зда­ния, на втором — городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классициз­ме основой планировочных схем чаще всего служат одна - две правильные гео­метрические фигуры (квадрат, тре­угольник, крут). В строгом классициз­ме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами).

В связи со строительством Петербур­га и загородных резиденций царской семьи получает естественное развитие монументальная живопись плафонов и настенных панно. В архитектуре дворцов появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, каби­неты, специальные парадные комна­ты. Каждое из них требовало своего убранства.

В конце XVIII в. были широко рас­пространены центрические компози­ции сооружений, которые обычно за­вершались куполом или бельведером [4]. Этими строениями русские зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в дворцовых зданиях, куль­товых и парковых постройках.

Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.