Основные проблемы антикоррупционной политики на местном уровне — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные проблемы антикоррупционной политики на местном уровне

2020-04-01 341
Основные проблемы антикоррупционной политики на местном уровне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Решение проблемы противодействия коррупции, по мнению большинства экспертов, неотделимо от повышения эффективности деятельности государства, сокращения и упорядочения его функций по регулированию экономики.

Основными направлениями кадровой политики в сфере противодействия коррупции в настоящее время являются:

совершенствование нормативной правовой базы по вопросам государственной гражданской службы Чувашской Республики, муниципальной службы;

развитие исключающей коррупцию системы подбора и расстановки кадров, в том числе мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротации кадров, формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы, организация работы по их эффективному использованию;

обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;

обеспечение повышения квалификации государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих, анализ уровня их профессиональной подготовки;

осуществление мероприятий по формированию среди государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих обстановки нетерпимости к коррупционным действиям;

регулярное освещение вопросов кадровой политики в средствах массовой информации и сети Интернет;

обеспечение эффективного контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими Чувашской Республики ограничений, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе;

проведение мероприятий по контролю за деятельностью государственных гражданских служащих Чувашской Республики, муниципальных служащих, осуществляющих разрешительные, инспектирующие, контролирующие функции.

Обеспечивается соблюдение государственными гражданскими служащими Чувашской Республики и муниципальными служащими установленных законодательством Российской Федерации запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы Чувашской Республики и муниципальной службы.

В рамках реализации Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" государственных органах Чувашской Республики образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержден их состав и порядок работы. Аналогичные решения приняты на муниципальном уровне.

В средствах массовой информации опубликованы объявления органов государственной власти Чувашской Республики об образовании комиссий и порядке их работы. Информация об образовании комиссий и о работе "горячей линии" также размещена на информационных стендах государственных органов Чувашской Республики, где отражены график работы и контактные телефоны ответственных должностных лиц, обеспечивающих деятельность комиссий, почтовый адрес, адрес электронной почты, по которым могут направляться обращения для рассмотрения комиссией.

В 2013 году в органах исполнительной власти Чувашской Республики проведено 40 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чувашской Республики и урегулированию конфликта интересов в отношении 149 государственных гражданских служащих.

В 2013 году комиссиями рассмотрено материалов по проверкам:

о представлении служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - 116;

о несоблюдении служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов - 21;

о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора - 11;

об обеспечении соблюдения служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции - 1.

По рассмотренным материалам комиссией выявлено нарушений:

требований к достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - 115;

требований об урегулировании конфликта интересов - 11;

требований к служебному поведению - 2.

По результатам рассмотренных материалов к дисциплинарной ответственности привлечены - 46 человек.

В 2013 году в органах местного самоуправления проведено 97 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Предметом рассмотрения на заседаниях Комиссий в основном в 2013 году являлись 27 обращений граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора.

Также Комиссиями рассматривались материалы, касающиеся:

представления муниципальными служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - 11, из них выявлено нарушений в 10 случаях;

несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, из них выявлены 2 случая нарушений требований к служебному поведению и 5 случаев нарушений требований об урегулировании конфликта интересов;

обеспечения соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции;

невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с рекомендациями Комиссий по решению представителя нанимателя (работодателя) в 2013 году 8 муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

В 2013 году отказов на замещение должности после увольнения с муниципальной службы и материалов, направленных Комиссиями в правоохранительные органы, не имеется.

В 2013 году в государственных органах Чувашской Республики и органах местного самоуправления осуществлен комплекс мероприятий во исполнение поручения Президента Российской Федерации в части активизации работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб органов исполнительной власти Чувашской Республики (соответствующих должностных лиц этих служб) и по повышению эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чувашской Республики и урегулированию конфликта интересов.

До образования государственного органа Чувашской Республики по управлению государственной службой принят Указ Президента Чувашской Республики "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чувашской Республики, замещающих должности руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, первых заместителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, и урегулированию конфликта интересов". Данным Указом образована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чувашской Республики, замещающих должности руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, первых заместителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, и урегулирования конфликта интересов, утвержден Порядок ее работы, информация о ней размещена на Портале органов власти Чувашской Республики.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Чувашской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" руководителями органов исполнительной власти Чувашской Республики утверждены перечни соответствующих должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики.

Контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими Чувашской Республики ограничений, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, а также контроль за соблюдением государственными служащими общих принципов служебного поведения осуществляется в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, и государственными гражданскими служащими Чувашской Республики, и соблюдения государственными гражданскими служащими Чувашской Республики требований к служебному поведению".

Осуществляются проверки персональных данных, предоставляемых кандидатами при поступлении на государственную гражданскую службу Чувашской Республики и муниципальную службу, контроль за подачей государственными гражданскими служащими ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Для предотвращения конфликта интересов на государственной гражданской службе Чувашской Республики проводится контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими Чувашской Республики ограничений, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, а также контроль за деятельностью государственных гражданских служащих Чувашской Республики, осуществляющих разрешительные, инспектирующие, контролирующие функции.

Государственные гражданские служащие при приеме на работу ознакамливаются с требованиями, предъявляемыми к служебному поведению государственных гражданских служащих, установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".

Среди работников государственных и муниципальных организаций и учреждений регулярно проводятся совещания по вопросам этики, служебного поведения и формирования в коллективе обстановки нетерпимости к коррупционным действиям, проводится разъяснительная работа по негативному влиянию коррупционных действий на экономическую, социально-политическую обстановку.

На сайтах органов государственной власти Чувашской Республики организованы "интернет-приемные" для получения информации о случаях нарушений государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению и наличии конфликта интересов. Функционируют "горячие линии", определены лица, ответственные за получение информации о случаях нарушения требований к служебному поведению и наличии конфликта интересов государственных гражданских служащих.

В настоящее время во всех государственных органах Чувашской Республики созданы конкурсные комиссии, которые строго в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и исключительно на основе конкурсных процедур, отбирают кандидатов на замещение вакантных должностей, а также для включения в кадровый резерв на замещение должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики.

Во всех органах исполнительной власти Чувашской Республики созданы аттестационные комиссии. Проводятся аттестации и квалификационные экзамены среди государственных гражданских служащих Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством.

Для формирования аттестационных, конкурсных и иных комиссий сформирована и регулярно обновляется база данных независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой, для формирования конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Чувашской Республики, аттестационной комиссии по проведению аттестации государственных гражданских служащих Чувашской Республики, замещающих должности государственной гражданской службы Чувашской Республики, и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чувашской Республики и урегулированию конфликтов интересов.

Обеспечивается регулярное (не реже 1 раза в три года) повышение квалификации государственных гражданских служащих Чувашской Республики, которое осуществляется в соответствии с Положением о государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Чувашской Республики.

В сентябре 2013 года должностными лицами Администрации Президента Чувашской Республики, ответственными за противодействие коррупции, проведены семинары-совещания с работниками государственных органов Чувашской Республики по вопросам деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

На базе Чебоксарского филиала ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" проведены курсы повышения квалификации по программам:

"Функции подразделения кадровых служб государственных органов Чувашской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений";

"Реализация антикоррупционной политики в органах государственной власти".

Кроме того, в филиале государственного научного учреждения "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" в Приволжском федеральном округе повысили квалификацию 69 государственных гражданских и муниципальных служащих по программе "Государственный финансовый контроль в условиях реформирования бюджетного процесса", предусматривающая рассмотрение вопросов антикоррупционной политики государства и ее реализация на региональном и муниципальном уровнях.

Также в программу курсов повышения квалификации гражданских служащих, обучение которых проводит Чебоксарский филиал РАНХиГС, включены темы по вопросам антикоррупционной политики:

"Антикоррупционная политика в Российской Федерации. Реализация антикоррупционных мероприятий в Чувашской Республике";

"Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов";

"Соблюдение требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирование конфликта интересов";

"Ответственность за коррупционные правонарушения в государственных органах Чувашской Республики";

"Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих".

В 2013 году во всех государственных органах Чувашской Республики и органах местного самоуправления приняты Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих (муниципальных служащих) в соответствии с Типовым кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

Приоритетные направления и пути совершенствования антикоррупционной политики на муниципальном уровне

Коррупция возникла с появлением гражданского общества, развивается одновременно с ней и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при рассмотрении ее в призме социального явления.

В период СССР в нашей стране существовало представление о том, что коррупция - это только взяточничество. Большинству граждан в это было довольно легко поверить, поскольку для них единственной формой коррупции, в которую они были вовлечены, действительно являлось взяточничество.

С момента распада СССР, перехода от социализма к капитализму и, как следствие, развития денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможности приобретать и владеть любой собственностью, в том числе недвижимостью и средствами производства, наибольший урон для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов. Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушения законов.

Коррупция в разных регионах России проявляется по-разному. В основном ее определяют национальные, религиозные и правовые традиции, позволяющие те или иные действия относить или не относить к злоупотреблениям, подкупу или продажности.

С юридической точки зрения коррупция чаще всего трактуется как преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами предоставленных им прав и властных полномочий для личного обогащения.

Противодействие коррупции исключительно с помощью уголовного преследования должностных лиц является малоэффективным для целей борьбы с коррупцией. Вполне вероятно, что в силу различного понимания коррупции, точное и чёткое её определения сформулировать крайне тяжело, что создаёт дополнительные трудности в противодействии коррупции.

Многие действия, оцениваемые, как правило, как коррупционные, производятся без нарушений законодательства, в рамках предоставленных должностным лицам полномочий, и не всегда можно юриди чески доказать личную выгоду для этих должностных лиц, связанную с совершением таких действий. В результате противодействие коррупции исключительно с помощью уголовных преследований должностных лиц является малоэффективным для целей снижения её общего уровня.

Коррупция в результате развития нашего общества и государства становится всё более разнообразной, и потому она описывается и изучается с разных точек зрения.

С юридической точки зрения коррупция включена в нормы Уголовного кодекса РФ. Коррупцией чаще всего считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток. Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Выгодами существенного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п. Наиболее свежим примером получения выгод имущественного характера является возбуждение уголовного дела на конкурсного управляющего ВМУП "Чистый город", который продал недостроенный жилой дом в 2 раза ниже рыночной, чем причинил ущерб собственнику. Площадь данного дома также была занижена на 3000 кв. м. Казалось бы, с одной стороны, - совершенно законная сделка, через торги, объявлены в газете, однако на самом деле - типичное проявление коррупции должностных лиц.

С экономической точки зрения коррупцией считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления, подрывающая экономическую основу государства, приносящая потери бизнеса, наносящая урон развитию экономики страны в целом, а также в некоторых случаях - развитию социальной сферы. Считаю ярким примером проявления экономической коррупции ситуацию в ЖКХ России. Недавние скандалы, связанные с повышением тарифов в некоторых регионах до 100 процентов, создают социальную напряженность и условия для процветания коррупции.

С социологической точки зрения коррупцией считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах. Процедуры решений таких проблем нередко связываются с тем, что отдаются предпочтения определенным лицам, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия в деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

Каждая из приведённых точек зрения на коррупцию является ограниченной, но каждая содержит те или иные существенные признаки современной коррупции, и потому все вместе они довольно полно описывают современную коррупцию. Зачастую конкретные ситуации коррупционных проявлений могут содержать в себе 2 или одновременно все 3 вышеперечисленных вида коррупции. Поэтому необходимо формировать в нашем обществе понимание, что не существует какого-то наиболее правильного определения коррупции и что каждое из них позволяет более или менее определённо квалифицировать те или иные проявления коррупции.

В правоохранительных органах превалирует юридическое понимание коррупции. Оно навязывается гражданскому обществу, ставя его выше остальных, что по моему мнению, ошибочно. Поэтому в общественном сознании коррупция связывается с совершением преступлений, со взяточничеством, что искажает действительную природу коррупции.

Типичное заблуждение, что чем выше должности обвиняемых в коррупции, тем больших успехов достигают правоохранительные органы в борьбе с коррупцией. Таково понимание борьбы с коррупцией только у правоохранительных органов. На мой взгляд, нужно бороться с причиной, а не со следствием. Любой врач вам скажет, что профилактика болезни намного эффективней и экономически, и результативностью. Болезнь, поражающая организм, может оказаться неизлечимой и смертельной, либо лечение долгим, и непомерно дорогим, с чем мы и сталкиваемся сегодня. Если бы с момента распада Советского Союза государство придерживалось последовательности и решимости в противодействии коррупции, то теперь проблем было бы намного меньше.

В последнее время в СМИ всё чаще выражается экономическое понимание коррупции: потери от неё связываются в заявлениях должностных лиц и средствах массовой информации с проблемами российской экономики и невысоким уровнем внешних и внутренних инвестиций в неё. Считаю такой подход в борьбе с коррупцией более эффективным, нежели только с юридической точки зрения.

Все слышали о коррупционных скандалах, связанных с такими гигантами бизнеса, как "Икеа" и "Даймлер". Известно также, что руководство шведского концерна проводит очень жесткую и последовательную политику в отношении своих сотрудников, причастных к коррупционным отношениям. Результаты такой политики более чем оправданны. Недаром власти РФ обратились к властям Швеции с просьбой помочь России в борьбе с коррупцией. Считаю ситуацию с "Даймлером" грамотной попыткой немецкого концерна взять на вооружение положительный опыт "Икеа". Налицо комплексный подход в борьбе с коррупцией с задействованием правоохранительных органов. От системного подхода к решению проблемы вытекают все положительные последствия. Снижение себестоимости продукции, увеличение объема легальной экономики и возможность направления больших средств на социальные программы. В себестоимость квартир в целом по России заложена стоимость невозвратных денежных средств, которые достигают 40% от стоимости квартир! 40% уходят на взятки, подарки и т.д., а в итоге платят за это обычные и не самые богатые граждане, большая часть которых приобрела квартиры в кредит, то есть взятки чиновникам берутся из кармана самых социально незащищенных слоев населения!

В России в практике совершения коррупционных действий всё чаще денежные средства, передаваемые, например, врачам после выполнения хирургических операций, уже не считаются взятками и прямо разрешаются руководителями соответствующих государственных лечебных учреждений как форма проявления вполне законной и этичной благодарности врачам от пациентов и их родственников.

Современную российскую коррупцию уже следует признать системным явлением для общества, бизнеса и государства, о чём свидетельствуют следующие широко распространённые в России явления:

. Государственная политика зачастую диктуется корпоративными интересами бизнес-групп. Яркий пример тому - стоимость газа и бензина для населения в РФ.

. Теневые доходы составляют основную и необходимую часть доходов практически всех чиновников. Официально признано, что российские чиновники самые богатые в мире.

. В социально значимых сферах деятельности, например, в медицине, все диктуется теми же бизнес-группами в российском масштабе, или даже на местном уровне - достаточно рассмотреть, на примере любой поликлиники. Люди приходят получить гарантированную бесплатную медицинскую помощь, а врачи, которые сидят в кабинетах и являются сотрудниками поликлиники, непонятным образом оказываются директорами различных ООО, юридический адрес которых совпадает с номером медицинского кабинета. Люди вынуждены за все платить, полис обязательного медицинского страхования становится простой бумажкой. Сомневаюсь, чтобы все это происходило без ведома главврачей. Ситуация доходит до абсурда. Иногда даже те, кто борется с коррупцией, невольно становятся ее участниками. Таким образом люди сталкиваются с так называемой "легализованной коррупцией".

Именно то обстоятельство, что коррупция во всех ее проявлениях проникла в большинство сфер нашего общества, стала неотьемлемой частью нашей жизни, говорит о ее системности. Как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей (родственных, дружеских и т.д.), составляющих основу общества.

Фактически коррупция в России стала частью образа жизни граждан. Чаще к коррупции их принуждают органы власти, но нередко и сами граждане с готовностью используют коррупционные способы решения своих проблем. Причина в том, что коррупционное решение их проблем оказывается либо намного эффективнее и проще некоррупционного, либо единственно возможным, в силу возводимых самими должностными лицами барьеров.

В системе органов государственной власти стало обязательным вводить в штат специализированные должности с полномочиями по противодействию коррупции.

Но этим злом поражено всё государственное управление, поэтому ни создаваемые новые структуры, ни сами органы государственной и муниципальной власти в одиночку неэффективны в борьбе с коррупцией.

В силу системности российской коррупции и сложности противодействия её проявлениям программы и конкретные проекты преодоления коррупции должны быть ориентированы на относительно длительные сроки действия.

Первым и очень важным шагом в этом направлении является Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы". Данный Указ может стать показателем системного подхода к решению проблемы коррупции. Вводная часть этого документа гласит, что он принят "в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции". Вкратце данную Стратегию можно считать инструментом для решения проблемы с коррупцией в трех основных направлениях:

Изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование негативного отношения к коррупционерам.

Пресечение коррупционных действий и наказание за них с применением правоохранительных, административных и общественных процедур.

Формирование условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности чиновников, бизнесменов и граждан без вступления в коррупционные отношения и нетерпимость к проявлениям коррупции.

Понимание системности коррупции приводит к выводу о том, что противодействовать коррупции можно с помощью решения некоторых конкретных проблем граждан, прямо с коррупцией не связанных: преодоление бедности, сокращение теневой экономики, сокращение разрывов в доходах, решение социальных проблем граждан. На простом примере можно показать взаимосвязь между социальными проблемами и способами их решения. Жесткий и бескомпромиссный подход к экологической проблеме, связанной с проблемой выбросов завода "Электроцинк", поменял сознание простых граждан. Люди были убеждены в том, что "Электроцинку" ничего не грозит, потому что дирекцией предприятия все куплено в республике. Последние же события вселили в граждан надежду, что еще не все потеряно, люди, которые пессимистично относились к митингам и не верили в то, что на "Электроцинк" найдется управа, сами стали активистами в борьбе за чистую экологию. Как следствие, повысилось доверие граждан к власти и контролирующим органам, снизилась социальная напряженность. На этом примере можно показать и возможность взаимодействия государства и общества в борьбе с коррупцией. В данном случае инициаторами явились рядовые граждане, которых поддержала исполнительная власть, не дала спустить проблему "на тормозах". Коррупцию невозможно искоренить полностью, но это не может быть оправданием отсутствия противодействия ей. Здесь, как и в борьбе с преступностью: полностью её изжить невозможно, но есть страны, где её уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создаёт существенных препятствий для развития общества, экономики, государства. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение её уровня до такого, который не будет препятствием для развития страны, решения многих социальных проблем.

Важнейшим условием эффективности антикоррупционной деятельности должно стать установление доверительных партнёрских отношений государственных, некоммерческих и общественных структур в противодействии этому злу. В противном случае власть будет решать свои проблемы, а гражданское общество заниматься собственными программами, которые ограничены человеческими и финансовыми ресурсами. Государство как более сильный партнёр должно проявлять инициативу в организации взаимодействия с гражданским обществом и его объединениями в виде общественных организаций.

Апрельский указ 2010 г. "О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг. " можно расценивать в качестве детального плана исторжения коррупции в России, в котором прописаны конкретные сроки исполнения многих пунктов. Исполнять план призваны. сами чиновники.

Гражданское сообщество должно откликнуться на предложение государства, поддержать его в таком важном и во многом определяющем судьбу каждого из нас шаге. От нас с вами зависит, в каком государстве и обществе будем жить мы и наши дети.

Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы обновления. В этих случаях антикоррупционная программа выступает также в качестве дополнительного обоснования реализации соответствующих мер в смежных программах. Кроме того, это подразумевает необходимость координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить усилия.

Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Приведем несколько примеров.

переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера "личного усмотрения" при принятии решений чиновниками;

обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов;

совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов;

уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Для социальной сферы антикоррупционные меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики и ограничении сфер произвола чиновников:

коммерциализация части социальных (в том числе  коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;

расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию;

делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.

Укрепление судебной системы - одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь понадобится:

гарантировать достойное обеспечение судей и всей судебной системы;

усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;

укрепить арбитражные суды, ввести в их работу большую процедурную и информационную надежность;

развить административную юстицию.

Одновременно необходимо резко снизить возможности для проникновения коррупции в судебный корпус.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.