Нормативно-правовые основы антикоррупционной деятельности Российской Федерации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нормативно-правовые основы антикоррупционной деятельности Российской Федерации

2020-04-01 115
Нормативно-правовые основы антикоррупционной деятельности Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Попытка формирования антикоррупционного потенциала был заложена в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, а также в Указе Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", в Национальном плане противодействия коррупции (Указ Президента РФ от 31 июля 2008 г.).

Продолжением антикоррупционной политики явились: федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 "О порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"; федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Речь идет о положениях, содержащихся в статьях 17 - 20 указанного закона, регулирующих вопросы: запретов, связанных с гражданской службой; требований к служебному поведению гражданского служащего, урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Например, на сотрудников полиции также распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с требованиями указа <file:///D:\БАЮН\КАДРОВАЯ%20И%20ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ%20РАБОТА\АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ%20МЕРЫ\Указ%20№%20558%20от%2018.05.2009.rtf> Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 "О порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", а также гражданин, претендующий на замещение должности в органах внутренних дел, при поступлении на службу, а также сотрудник ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в кадровый аппарат сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Основополагающим нормативно-правовым актом из указанных конечно является федеральный закон №273-ФЗ "О противодействии коррупции", который закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной власти.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

С целью преодоления этого негативного явления проводимая государственная антикоррупционная политика направлена на "комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер", а также "сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами" в деле противодействия коррупции. Другими словами, эффективность правового противодействия коррупции прямо пропорциональна эффективности работы по минимизации ее причин.

Это главное, так как без выяснения причин коррупции правовое противодействие может быть избирательным, а потому нести черты кампанейщины. То есть выяснение причин коррупции подразумевается словом "профилактика". Здесь палка о двух концах: с одной стороны нельзя преувеличивать профилактическую функцию права, но, с другой стороны не следует и придавать ей второстепенное значение. Надо особо отметить: цель противодействия коррупции прямо не прописана ни в законодательстве о противодействии коррупции, ни в политических установках первых лиц государства, а это в свою очередь снижает эффективность антикоррупционной деятельности. Лишь отдельные положения антикоррупционного законодательства позволяют косвенно судить о цели противодействия коррупции. Например, принцип "неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений", который закреплен в п.4 ст.3 ФЗ-273. Этот принцип уже много лет не встречался в отечественном законодательстве, и не только применительно к борьбе с коррупцией. Скорее всего, рано говорить об искоренении коррупции, тем более только с помощью правовых средств, а уместнее сказать о стремлении на законодательном уровне к ее стабилизации до уровня, при котором коррупция утрачивает свойства угрозы безопасности личности, общества и государства. Однако, в основном поступающая из СМИ информация о состоянии коррупции в России не позволяет, к сожалению, подтвердить или опровергнуть это предположение.

Следует отметить, что потенциал принятых документов крайне высок. Если в реальности реализовать все нормы, включенные в них, то ситуация в стране может кардинально измениться. Например, "революционным" в организации кадровой работы в государственных органах может стать положение п.5 ст.6 ФЗ-273 - о "внедрении в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении". В идеале это законодательное предписание запрещает "тасовать" кадры, формировать "команды" при назначении на руководящие должности в случае карьерного роста "хозяина".

Другим примером, иллюстрирующим мощный потенциал российского законодательства о противодействии коррупции является Федеральный закон Российской Федерации от 04 мая 2011 г. № 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". В соответствии с этими поправками вводятся многократные штрафы для взяточников, целью которых стало сделать получение взятки невыгодным. Также закон вводит градацию взяток. Устанавливается четыре уровня, в зависимости от размера взятки - чем выше категория, тем строже наказание. <http://www.rg.ru/2011/05/06/vzatki-zakon.html>

Однако, административное (дисциплинарное) право в деле противодействия коррупции представляется более действенным инструментарием, нежели уголовное право. Достаточно упомянуть резкое расширение перечня оснований для увольнения лица с государственной службы. Причиной тому - распространение ограничений и запретов, изначально предусмотренных только для гражданских государственных служащих, на сотрудников силовых структур - ФСБ, МВД, МО, СВР, ФСО.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.