Краткий анализ психологических теорий агрессии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Краткий анализ психологических теорий агрессии

2020-03-31 218
Краткий анализ психологических теорий агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наиболее известными и к настоящему времени достаточно разработанными являются следующие теории:

1)теория инстинктивной агрессии;

 2)теория «фрустрации агрессии»;

 3)теория социального научения;

Теорию инстинктивной агрессии традиционно связывают с именами З.Фрейда и К.Лоренца. Исходя из представления о поведении человека, как непосредственной реализации внутренних побуждений авторы определяют агрессивные действия, как следствие высокого уровня агрессивности. Они относят агрессию к свойствам личности человека, не придавая большого значения ситуационным переменным [47;95]. Они считают, что агрессивная энергия накапливается в человеке подобно тому, как вода накапливается в запруде. И хотя фатальной склонности к агрессии, по мнению авторов у психически здоровых людей нет, есть биологические факторы, располагающие к ней [23;459]. Эта теория и не нашла экспериментального подтверждения, но тем не менее агрессивность индивида как показали исследования, все же зависит от таких биологических факторов, как наследственность, химический состав крови и строение мозга. [23;459]

Теория «фрустрации агрессии» основана на том, что агрессивное поведение является прямым следствием фрустрации. [30;50] Причем, фрустрация является не следствием депривации как таковой, а следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. [23;460]

Согласно теории социального научения - агрессивное поведение-это результат научения. В частности Род Лиа, указывает, «что в гораздо большей степени, чем полученные от предков гены, на агрессивность влияют условия жизни и социальной среды, которые, в конечном счете, и формируют поведенческий образ индивида». [36;12]. Наиболее полно социальное научение агрессии исследовал Берковиц, указывает на особое значение роли агрессивных стимулов в этом процессе: «Важным детерминирующими факторами вызывающие агрессивные действия, являются агрессивные знаки или стимулы, присутствующие в данной ситуации». [6; 56]

В теории инстинктивной агрессии выделяются 3 основные подхода: психоаналитический; эволюционный; социобиологический.

Психоаналитический подход связывают с именем З.Фрейда, который определял агрессивное поведение как преимущественно инстинктивное. Он говорил о том, что человеческие существа генетически или конституционно «запрограммированы» на агрессивные действия. Согласно З. Фрейду, все человеческое поведение проистекает как результат взаимодействия двух основных инстинктов: эроса и танатоса, инстинкта жизни и инстинкта смерти. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы, например смещение, служат цели направлять энергию танатоса вовне. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. По мнению З.Фрейда, такое поведение не только врожденное, но и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Но внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий [46; 123].

Эволюционный подход связывают и именем австрийского биолога К. Лоренца, который на основании изучения поведения некоторых видов животных в природных условиях пришел к выводу, о том, что при определенных обстоятельствах у большинства животных автоматически срабатывает инстинктивный механизм агрессии, и они нападают на других представителей своего же вида. Эта "внутривидовая агрессия", по утверждению К. Лоренца, имеет столь же неодолимый и естественный характер, как, например, голод или половой инстинкт, и в свою очередь также служит целям сохранения вида. Исходя из понимания, происхождения человека К. Лоренц говорит о том, что человек должен обладать и всеми теми свойствами, которые присущи животным, включая и биологическую основу мотивации и агрессивного поведения [21;267]. Агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия "выплеснулась" вовне. Согласно К.Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, которая варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам.

Социобиологический подход связан с работами Л. Берковица. В целом он сводится к тому, что влияние генов длительно потому, что они обеспечивают адаптивное поведение, (то есть гены "приспособлены" до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции), благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Л. Берковиц говорит о том, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, то есть родственников, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, у кого наименее вероятно наличие схожих генов. Агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе [6; 138].

Согласно инстинктивной теории агрессии агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Следовательно, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Следует отметить, что теория агрессии как инстинкта в основных своих положениях была отклонена подавляющим большинством исследователей.

Разработчики теории «фрустрации агрессии» более оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как приписывают агрессию скорее влиянию особых условий окружающей среды, нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий.

Основными положениями «теории фрустрации» являются, следующим:

)фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

)агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение, по мнению авторов, имеют три фактора:

)степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

)сила препятствия на пути достижения цели;

)количество последовательных фрустраций.

По мнению Дж. Долларда и других сторонников этой теории, все акты агрессии - даже скрытые от наблюдения, не прямые и не связанные с причинением ущерба - играют роль некоей формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут ослабить или устранить агрессивное побуждение.

Теория социального научения связана с именем А.Бандуры. Агрессия в ней рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения. Здесь также учитывается роль биологических и мотивационных факторов, хотя акцент поставлен на важности влияния социального научения. Согласно данной концепции, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их проявление; условий, при которых они закрепляют. [14; 64]

 Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. Хотя здесь особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено. Активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому формы агрессивного поведения, частота его проявлений различны; ситуации, в которых оно развертывается, объекты нападения во многом определяются факторами социального научения.

Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций - это прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться в дальнейшем. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению А.Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие. При этом формируется представление о том, как выстраивается поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию. Возможно, как указывает автор, еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком случае, остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение. Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию - сохранение, усиление или контроль [49; 189]. К. Хорни указывает на существование трех видов поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или поощрение со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.

В отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или внешних стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению.

В рассмотренных выше теориях, как отмечают многие исследователи, не учитываются важные аспекты человеческого опыта, которым в последние годы психологи уделяют все больше внимания. К ним они относят эмоции и познавательную деятельность, роль которых рассмотрена в концепции когнитивных моделей агрессивного поведения, ярчайшим представителем которой является Л. Берковиц. В своей модели образования новых когнитивных связей он говорит о том, что эмоциональные и познавательные процессы лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с этой моделью фрустрация или другие аверсивные стимулы (боль, неприятные запахи) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие. Таким образом, по мнению автора этой концепции, хотя агрессия может появляться в отсутствие стимулирующих ее ситуационных факторов, фрустрированный человек будет все-таки чаще обращать внимание на эти стимулы, и они, скорее всего, усилят его агрессивную реакцию [6; 135].

На специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения указывает и Г.Зильман. Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности [14; 167]. Г. Зильманн указывает, что подобным образом возбуждение может влиять на процесс познания. При очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению. В случае агрессии импульсивное действие будет агрессивным по той причине, что дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. Так, когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать агрессивно. В противоположном случае когнитивные процессы будут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций.

Анализ психологических исследований позволил нам установить, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Состояние агрессии, какими бы причинами она не вызывалась, регулируются в той степени, в какой степени у субъекта развиты познавательные процессы, способность к анализу ситуаций и саморегуляции психического состояния.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.