История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-04-01 | 284 |
5.00
из
|
Заказать работу |
1.1 Фирменное наименование
Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIXв.
В доктрине российского торгового права и судебной практике существовало два основных подхода к вопросу о юридической природе фирмы.
Согласно первой точке зрения, фирменное наименование (фирма) рассматривалось как торговое имя лица, производящего торговлю (единоличного - купец или коллективного - товарищество).
В соответствии с другой точкой зрения фирма признавалась наименованием самого торгово-промышленного предприятия. [2.31 C.150]
Часть первая ГК РФ посвящает фирменным наименованиям ряд норм общего характера (п. 4 ст. 54), содержит требования к фирменным наименованиям отдельных коммерческих организаций (ст. 69,82,87,95,96 и др.), а также указывает, что фирменное наименование включается в понятие интеллектуальной собственности (ст. 138) и входит в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст. 132). В части второй ГК РФ о фирменных наименованиях упоминается в правилах о договорах купли-продажи (ст. 559) и аренды (ст. 656) предприятий, а более подробно говорится в правилах о договоре коммерческой концессии (ст. 1027-1040). [1.5] Имеется также ряд других законодательных и подзаконных актов, содержащих отдельные нормы о фирменных наименованиях.
Основное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов:
- ведущим принципом является принцип истинности фирмы - Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п.
- принцип исключительности фирмы - для выполнения функции индивидуализации оно должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой. т.е. фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Указанный принцип при всей его видимой простоте является наиболее сложным в плане практической реализации. Более подробно спорные вопросы связанные с данным принципом освещены ниже в рассмотрение вопроса о праве на фирменное наименование.
- принцип постоянства фирмы - фирма остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус, не допускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изменение фирменного наименования. Если произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании, так же изменения в фирму вносятся автоматически по прямому указанию закона. Это происходит, например, при изменении наименования населенных пунктов, названия которых включены в фирму (п. 7 Положения о фирме). [2.65 C.572] В проекте ФЗ “О фирменных наименованиях” предусматривается возможность изменениея фирменного наименования только с обязательным указанием на преемственную связь с прежним наименованием и ограничение, что таким правом фирма может воспользоваться не чаще чем один раз в пять лет.
Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирменного наименования. [2.65 C.573]
Словесное обозначение, которое используется в качестве фирменного наименования, должно строиться по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. В литературе принято выделять две части фирменного наименования — основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и на другие его характеристики. [2.65 C.574] Так, фирменное наименование акционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ)[1.12]
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т.д. Другие добавления, типа указаний «универсальный», «специализированный», «центральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы, относятся к числу факультативных добавлений, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.
Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий, например использовать в своем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности [1.10]. Примеры образованных фирменных наименований см. в приложении №1.
Сущность права на фирменное наименование заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием.
Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.
Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму) фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму, но фирменное наименование юридического лица может, в том числе и вопреки воле фирмовладельца, упоминаться любыми заинтересованными лицами, например, в публикациях, посвященных анализу рынка, различных рейтингах, обобщениях судебной практики и т.д. При этом фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у публики ложное представление об организационно-правовом статусе юридического лица. [2.65 С.578]
Характеризуя юридическую природу права на фирменное наименование, следует выделить несколько свойственных ему признаков:
1. Данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. субъект права обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве - юридическое лицо, которое приобрело право на фирму в установленном порядке, вправе потребовать от любого предпринимателя прекращения использования тождественного или сходного наименования. [2.65 С.578]
Данный признак собственно соответствует утверждению «Одно предприятие - одно исключительное фирменное наименование», но на практике по данному вопросу возникает немало разногласий.
Не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании и действуют на разных территориях, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности, Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73]
Позиция цивилистов и законодателей по возможности существования предприятий со сходными фирменными наименованиями так же неоднозначна.
А.П. Сергеев и Трахтенгерц Л. А считают, что существование предприятий, имеющих сходные (иногда даже полностью совпадающих) фирменные наименования вполне допустимо - поскольку подавляющее большинство одноименных предприятий действует в совершенно различных сферах бизнеса и территориальных границах, что не создает большой опасности их смешения другими участниками оборота и потребителями. [2.65 С. 579], [2.71]
В связи с вышеизложенным и с категоричными заявлениями некоторых ученых о невозможности существования повторяющихся фирменных наименований заслуживает особого внимания факт попытки нормативного регулирования вопроса о повторяемости фирменных наименований на территории г.Москвы., в соответствии с п. 5.5 закона города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" [1.13] не допускалось дублирование фирменных наименований и это могло послужить и служило причиной для отказа в регистрации юридического лица.
Данный порядок регулирования использования фирменного наименования, действовал на территории города Москвы до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [1.11] и на мой взгляд вступает в прямое противоречие с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, в письме «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73], [2.46]
Необходимость разработки закона о фирменных наименованиях назрела давно. В 80-е гг. даже предпринимались попытки его разработать. В конце 2000 г. Правительство Российской Федерации включило в план подготовки проектов федеральных законов на 2001 г. проект федерального закона “О фирменных наименованиях”. Разрабатывался он Роспатентом совместно с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством юстиции. В июне 2001 г. законопроект был представлен в Правительство Российской Федерации для последующего внесения в Государственную думу. [2.56]. На момент написания дипломной работы – 2005год – закон так и не принят.
В настоящее время в России существуют сотни предприятий, имеющих полностью совпадающие фирменные наименования. Подавляющее большинство из них, действуя в различных сферах бизнеса и на разных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое положение недопустимо то необходимо решить как выйти из этой ситуации, при этом избежав неоправданных затрат.
Резонно задать вопрос: существует ли вообще объективная потребность в том, чтобы в масштабах такой страны, как Россия, существовало только одно предприятие, действующее под конкретным фирменным наименованием? Безусловный запрет на использование сходных фирменных наименований неизбежно приведет к возникновению проблем с его применением на практике, хотя бы в силу элементарной ограниченности круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей, да и в реальном мире бизнеса поскольку подавляющее большинство одноименных предприятий действуют в совершенно различных его сферах и территориальных границах, что само по себе не создает большой опасности их смешения с другими участниками оборота и потребителями.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, полагаю, что существование предприятий со сходными фирменными наименованиями в принципе допустимо - если они осуществляют свою деятельность в разных отраслях бизнеса и на разных территориях, т.к. при таких условиях опасность смешения сводится к минимуму. Однако для того, чтобы не подвергать сомнению принцип исключительности фирменного наименования, считаю, что любой фирмообладатель может добиваться того, чтобы используемое им фирменное наименование не применялось другими лицами, доказав при этом две вещи. Во-первых, он должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование он приобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право оспаривает. Во-вторых, ему следует аргументировано обосновать, почему использование такого же фирменного наименования другим лицом нарушает его законные интересы (например, если ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации, либо незаслуженно пользуется его известностью).
Все это позволяет прийти к выводу, что право на фирму вполне обоснованно относится к числу исключительных прав, но его свойство исключительности должно трактоваться в соответствии с общим смыслом законодательства о фирменных наименованиях.
2. Право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.
3. Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право.
4. Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.
Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности юридического лица. Юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими требованиям действующего законодательства. Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте, например, помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.
Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции это означает, что фирменные наименования российских предприятий пользуются охраной во всех странах Парижского Союза, а с другой стороны, свидетельствует о том, что на территории России охраняются фирменные наименования любых иностранных предприятий, находящихся в странах — участницах Парижской конвенции. [1.1]
Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время в российском гражданском законодательстве в окончательном виде еще не решен. На протяжении всего периода охраны фирменных наименований в России отсутствовала система специальной их регистрации. Право на фирму возникало в явочном порядке с того момента, когда юридическое лицо фактически начинало пользоваться данной фирмой, при условии ее соответствия требованиям закона. Подобный способ возникновения права на фирму характерен для законодательства многих стран и, попутно заметим, полностью соответствует требованиям Парижской конвенции.
Составители первой части ГК РФ закрепили в п.4 ст.54 ГК РФ специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации, которое подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам, которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. [2.65 C.582]
«Однако пока такого закона нет – считает О.Н. Садиков-, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов, как и у прочих, некоммерческих юридических лиц. С момента регистрации у коммерческой организации возникает то исключительное право на фирму (фирменное наименование), о котором говорит абз.2 п.4 статьи 54 ГК РФ. [2.50] Такого мнению придерживаются и другие известные цивилисты.
Особого внимания заслуживает вопрос о судьбе фирменного наименования при реорганизации юридических лиц, так как именно в этой области возникает больше всего спорных моментов (Приложение №2)
Субъективное право на фирменное наименование действует, в принципе, бессрочно и принадлежит юридическому лицу в течение всего периода его деятельности. Поэтому, по общему правилу, данное право прекращается одновременно с ликвидацией самого юридического лица.
Однако существует ряд оснований по которым право на фирменное наименование может прекратиться досрочно, хотя бы само юридическое лицо и продолжало существовать:
1. Фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от права на пользование конкретным фирменным наименованием. Хотя, как указывалось выше, для фирмы характерен принцип постоянства, ничто не может заставить ее владельца выступать в обороте все время под одним и тем же именем.
2. При переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования.
3. В случае реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое прежнее фирменное наименование.
4. По решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц.
Фирменные наименования, которые по тем или иным причинам перестали быть объектами исключительных прав конкретных юридических лиц могут быть избраны для своего обозначения любыми заинтересованными в этом участниками оборота. [2.65 C.593]
В заключении хотелось бы отметить, что предоставление права выступать в хозяйственном обороте под собственным фирменным наименованием занимает важнейшее место в комплексе исключительных прав на средства индивидуализации. Потребность в индивидуализации диктуется рядом факторов и прежде всего жесткой конкурентной борьбой, которая ведется между однородными предприятиями. При этом любой участник оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, юридическое лицо реализует свое право на индивидуализацию своего участия в обороте.
2. Товарный знак, знак обслуживания.
Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений.[2.45]
В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны. С историей развития законодательстве о товарных знаках можно ознакомиться в приложении №3.
Согласно статье 1 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" под товарным знаком и знаком обслуживания понимаются - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. [1.8]
Основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции. Указанное определение полностью корреспондируется с положениями статьи 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, где, в частности, товарный знак и знак обслуживания отнесены к средствам индивидуализации продукции, выполняемым работам или услугам.
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. В частности, Закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая распространяла бы свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. Различие между ними проходит лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, так же, отметить, что статья 1 ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» фактически закрепляет «равенство» (понятия-близнецы) этих значений, поэтому в ходе дальнейшего исследования темы дипломной работы понятие товарный знак – будет охватывать и знаки обслуживания.
Правовой охрана товарного знака в Российской предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака - факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым "общеизвестным товарным знакам", льготный режим охраны которых предусмотрен статьей 6-bis Парижской конвенции. [1.1]
Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре [1.2].
Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу статьи 4С (1) Парижской конвенции [1.1];
Субъекты права на товарный знак - это юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Исключительное право владельца товарного знака понимается как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов.
Право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетани и. [1.8]
Словесные товарные знаки - это оригинальные слова, названия, сочетания букв, цифр. Такие знаки составляют большинство товарных знаков, регистрируемых в зарубежных странах. Эти знаки наиболее успешно запоминаются, их легко распространять.
В высокоразвитых странах удельный вес словесных знаков достигает 70% от общего количества зарегистрированных знаков. В настоящее время во всем мире используется около 3-4 миллионов словесных товарных знаков; это примерно в 6 раз больше, чем полный объем лексики любого естественного языка.
В развитии словесных товарных знаков можно выделить ряд групп: имена великих людей, мифические герои, герои художественных произведений, названия драгоценных камней, знаки, взятые как производные из древних языков и др.
В настоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименования оказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. Искусственно образованные слова (неологизмы) широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов. Иногда в качестве словесных товарных знаков регистрируются словосочетания, и даже короткие фразы (фраза «Маленькие компьютеры для больших людей» - ОАО «Концерн "Белый ветер"»).
При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение. [2.55]
Изобразительные знаки в отличие от словесных непременно должны быть построены по принципу художественной композиции.
Хотя эффективность изобразительных товарных знаков по сравнению со словесными оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах. [2.55]
Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях - его длине, высоте и ширине.
Регистрация форм товаров или упаковок в качестве товарных знаков не очень популярна у нас и в других странах. Так, на начало 2003 г. из примерно 500 тыс. товарных знаков, зарегистрированных в Великобритании, 2300 составляли объемные товарные знаки, т.е. немногим более 0,4%. Однако по количеству и сложности проблем, возникающих в связи с регистрацией данной разновидности товарных знаков, она занимает одно из первых мест. Даже в тех странах, где законодательство уделяет определенное внимание подобным товарным знакам, возникает множество проблем. Российское же законодательство по существу игнорирует возникающие с такой регистрацией проблемы.
Сложности, с которыми сталкивается владелец товарного знака в виде формы или упаковки товара, позволили одному из авторов, анализировавших в литературе эти проблемы, заявить: «Это будет отважный владелец товарного знака, кто начнет процесс о нарушении прав на товарный знак, основываясь на наличии регистрации формы товара». Однако потребность в существовании такой категории товарных знаков очевидна [2.48]
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова (Например, на имя ОАО «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"» зарегистрирована в качестве комбинированного товарного знака красочная этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка косолапый»), рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют.
Вопрос об охраноспособности цвета в настоящее время широко обсуждается за рубежом в связи с делом швейцарской фирмы «Kraft Jakobs Suchard», предпринявшей попытку зарегистрировать на свое имя в качестве товарного знака фиолетовый цвет для упаковки шоколада. [2.65 C.612]
Закон о товарных знаках России дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков "другие обозначения". Указанная формулировка имеет в виду так называемые "особые или экзотические" знаки, к которым мировая практика относит обозначения, представленные в самых необычных формах и выражениях. Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения. Из них на практике некоторое распространение получили звуковые обозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той, или иной передачи или программы и др., используемые как заставки к радио- и телепередачам).
Проблема нетрадиционных видов знаков и, в частности, звуковых знаков, состоит в том, что подобные нетрадиционные (неграфические по сути) обозначения, если Патентное ведомство будет их принимать в составе заявок и размещать в свидетельствах на товарные знаки, в нормальном виде так, как они функционируют (например, в виде фонограммы музыкальной фразы), то возникнет проблема хранения источников информации о нетрадиционных знаках (например, аудиокассет) и проблема прикрепления таких изображений к выдаваемому свидетельству. [2.42]
Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся и по иным основаниям:
в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком:
- индивидуальные это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
- коллективные товарные знаки – из самого названия очевидно, что такой знак предназначен для коллективного использования. Применительно к этим знакам субъектом выступает объединение нескольких лиц, создание которого не противоречит законодательству Российской Федерации. При этом участники объединения должны заниматься выпуском однородной продукции, которая к тому же обладает одинаковыми свойствами и качеством. Наличие таких общих характеристик отражается в уставе коллективного знака, который содержит также сведения о всех предприятиях, входящих в состав объединения, условие (обязательство) о необходимости постоянного соответствия товара, маркируемого коллективным знаком, вышеуказанным общим характеристикам. Устав содержит и другие сведения.
По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.
В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности.
Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков регулируется гл. 2.1 ФЗ «О товарных знаках…», а так же рядом нормативных актов принятых Роспатентом в исполнение федерального закона, такие как Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, [1.20], р екомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации [1.19]
Как и в любой другой стране, в России не всегда и не все обозначения, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков, получают правовую охрану. Закон определяет перечень оснований, препятствующих их регистрации. Как известно, Закон различает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации. [2.58]
«Абсолютные» основания для отказа без сопоставления с другими объектами прав третьих лиц позволяют оценить существо (так называемую «внутреннюю ценность») заявленного на регистрацию обозначения, его способность выполнять функции товарного знака, и, в первую очередь, основную – индивидуализирующую функцию.
«Относительные» основания для отказа должны дать ответ на вопрос: не будет ли заявленное обозначение в случае его регистрации в качестве товарного знака нарушать права третьих лиц на другие объекты, в том числе на зарегистрированные товарные знаки? В этом случае оценка обозначения осуществляется на основании сопоставления с другими объектами прав третьих лиц.
Разделение оснований для отказа в регистрации товарного знака базируется на ст. 6 quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в которой рассматриваемые основания сосредоточены в п. В.1 и В.3. [1.9]
Основания, включенные в п. В.1, позволяют отказывать в регистрации товарного знака в случаях, «если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана». Основания, указанные в п. В.3, дают возможность отклонять при регистрации знаки, «... если они могут ввести в заблуждение общественность» [2.38]
Абсолютные основания для отказа в регистрации:
- обозначения, не обладающие различительной способностью
К этой группе могут быть отнесены:
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
(В то же время необходимо учитывать, что даже при наличии таких обстоятельств Закон допускает регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков, если они приобрели различительную способность в результате использования).[2.48]
- вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Так, Таллиннский таксомоторный парк в свое время представил для регистрации в качестве товарного знака шахматную линию, обычно применяемую на такси - естественно, в регистрации было отказано, так как данный знак уже давно вошел во всеобщее употребление для обозначения такого рода услуг. [2.35]
- являющихся общепринятыми символами и терминами.
- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.
-так же содержится запрет на регистрацию товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения.
- ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя - обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности (на практике, чтобы отнести обозначении к этой группе необходимо тщательным образом все оценить, например конфеты «Коркунов» весь имиджевый комплекс был направлен на создание так скажем престижного продукта с богатыми традициями, утонченным вкусом и гарантированно высоким качеством, стилизации продукта под дореволюционный, на самом деле фабрика построена в сентябре 1999года, можно сделать вывод, что вообщем-то введены в заблуждение полагая, что этот брэнд возрождает известную дореволюционную марку. Тем не менее существование такого брэнда как "Коркунов" не противоречит нормам о регистрации товарных знаков, поскольку он не вводит потребителя в заблуждение относительно существенных характеристик товара и имени его изготовителя.) [2.35]
- противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Данная статья в значительной мере корреспондируется со статьей 6-quinquies Парижской конвенции.
- обозначения охраняемые в силу международных договоров, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением,
Это новое абсолютное основании для отказа в регистрации, связанное с охраняемыми географическими указаниями. Его введение обусловлено, во-первых, необходимостью расширения защиты прав на охраняемые географические указания, которым в мире уделяется все больше внимания. Во-вторых, – намерением России присоединиться к ВТО и приведением в связи с этим российского законодательства в соответствие с соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). В связи с этим следует отметить, что данное абсолютное основание начнет работать после того, как Россия станет участником международного договора, предусматривающего такие положения в отношении географических указаний- на сегодняшний день это Соглашение ТРИПС [2.58]
Столь же многочисленна и вторая группа оснований
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!