Педагогические условия формирования умения целеполагания у младших школьников при проведении урока — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Педагогические условия формирования умения целеполагания у младших школьников при проведении урока

2020-04-01 187
Педагогические условия формирования умения целеполагания у младших школьников при проведении урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для достижения цели исследования в гипотезе нами были выделены следующие педагогические условия:

)   Систематическое проведение беседы в начале урока, которая выявляет определенную неполноту знаний у обучающихся.

Подготовка учащихся к освоению учебного материала проходит на этапе актуализации прежних знаний и умений учащихся. Под актуализацией понимается воспроизведение той части изученного материала курса, которая необходима для изучения новой темы, т.е. активизация опорных знаний с целью подготовки к восприятию и усвоению новых.

Один из наиболее распространенных способов актуализации - повторение основных моментов ранее изученного для установления связей между изученным материалом и тем, что им предстоит узнать. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.

В качестве примера представлен фрагмент урока:

Тема урока: «Деление с остатком»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: ознакомление с приёмом «Деление с остатком».

Задачи: 1) формировать представление о делении с остатком;

) развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление обучающихся;

3) воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.

Учитель: - Я предлагаю вам вспомнить таблицу умножения. (дети выходят к доске и решают примеры)

Молодцы! Таблицу умножения вы знаете. А какое арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу?

О: - Деление

У: - Давайте вспомним, что вы знаете о делении:

Как называются числа при делении?

О: - Делимое, делитель, частное

У: - Как найти неизвестное делимое?

О: - Надо делитель умножить на частное.

У: - Как найти неизвестный делитель?

О: - Делимое поделить на частное

У: - Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторили?

О: - Эти знания нам понадобятся на уроке

У: - Молодцы, значит, вы легко справитесь со следующим заданием.

Поставьте цветок в нужную вазу.

 

24:8 27:9 36:9 12:4

24:6 45:9 14:4

20:4

 

 

У: - У нас возникла проблема. Все ли цветы в вазах?

О: - Нет

У: - Какой цветок вы не поставили в вазу?

О: - 14:4

У: - Как вы считаете почему вы не смогли выполнить задание?

О: - В таблице умножения с числом 4 нет ответа 14

У: - Чем это задание не похоже на предыдущее? (выслушиваются ответы учащихся). Так какова наша цель урока?

О: - Учиться решать выражения нового вида

Конспект урока представлен в приложении 6.

2) Второе педагогическое условие, выделенное нами было: использование опорных схем, помогающих детям ставить цель.

Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках хорошо развивает память, мышление, внимание, следовательно может быть успешным средством для формирования умения целеполагания. Схема - алгоритм рассуждения. Она помогает в логической последовательности показать детям наглядно, как правильно поставить цель.

а) Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью схемы с опорными глаголами: изучить, уметь, выяснить, закрепить, узнать, познакомиться и др.

Слова «помощники» детям помогают начать формулировку цели урока, включают в процесс целеполагания.

Многие дети испытывают трудности, как начать цель урока, а опорные слова помогают правильно сформулировать, привести в систему мысли учащихся.

б) Можно предложить учащимся использование такой опорной схемы

 

 

 

Данная схема наглядно показывает ученикам, как верно сформулировать цель урока. Пример:

У. - Сегодня мы продолжаем работу по теме вчерашнего урока. Может кто-то сможет сказать цель нашего урока, которой нам надо достичь, используя опорную схему?

 

 

О. - Тренироваться решать примеры: деление и умножение многозначного числа на однозначное

У. - Совершенно верно.

)   Третье педагогическое условие, которое по нашему мнению будет успешно формировать умение целеполагание - использование системы приемов, способствующих удержанию цели. Так как в ходе учебной деятельности может произойти замена цели.

Приведем примеры такой системы приемов. Например, при изучении темы «Краткая форма качественных прилагательных» можно использовать прием записи целей и задач на доске и сопоставление их с выполняемыми действиями: «Посмотрите, решили мы, поставленные задачи?» и использование рефлексии, как осознание способов достижения поставленных целей:

Тема урока: «Краткая форма качественных прилагательных»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить учащихся с краткой формой качественных прилагательных, с образованием форм качественных прилагательных;

Задачи: 1) развивать умение распознавать в тексте качественные имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;

) развивать умение употреблять в речи имена прилагательные; совершенствование речевой культуры учащихся;

) прививать любовь к русскому языку; воспитывать чувство любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (Ч. 2) автор С.В. Иванов, картинка (фотография) с изображением природы, репродукция с картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг».

У. Дети достигли ли мы цели урока?

Д. Да, мы познакомились с краткой формой качественных прилагательных.

У. Что мы узнали на уроке?

Д. Краткая форма прилагательного изменяется по числам, родам, в предложении является сказуемым.

У. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, закончите одно из предложений:

•   «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

•   «Я похвалил бы себя…»;

•   «Особенно мне понравилось…»;

•   «После урока мне захотелось…»;

•   «Я мечтаю о…»;

•   «Сегодня мне удалось…»;

•   «Я сумел…»;

•   «Было интересно…»;

•   «Было трудно…»;

•   «Я понял, что…»;

•   «Теперь я могу…»;

•   «Я почувствовал, что…»;

•   «Я научился…»;

•   «Меня удивило…» и т.п.

На основе теоретических положений по проблеме исследования и выявленных противоречий был спланирован и проведен констатирующий и составлен проект формирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения положения изучаемой проблемы классе. Для этого была проведена методика, позволяющая выявить уровень сформированности умения целеполагания. Большая часть учеником находится на среднем уровне сформированности целеполагания.

С учетом полученных результатов был составлен проект формирующего эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, способствующих эффективному формированию умения целеполагания у обучающихся при проведении урока.

Были выделены следующие педагогические условия:

) Систематическое проведение беседы в начале урока, которая выявляет определенную неполноту знаний у обучающихся.;

) Использование опорных схем, помогающих детям ставить цель

) Использование системы приемов, способствующих удержанию цели.

Мы считаем, что при реализации данных условий формирование умения целеполагания будет более успешным.

 


Заключение

беседа школьник целеполагание урок

В результате анализа психолого-педагогической литературы, мы определили ведущие теоретические положения по проблеме формирования умения целеполагания у младших школьников при проведении урока.

Общество требует от образования подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение жизни самообразованию, а это невозможно разрешить, не вооружив ученика умением целеполагания.

Проблемами целеполагания занимались ведущие мировые психологи, как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. Педагоги Н.В. Артюхов, Г.О. Аствацатуров.

Формирование умения целеполагания следует начинать с первых дней в школе, используя различные методические приемы, формы работ с учениками.

Первым этапом опытно - экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента. Мы сформулировали характеристику уровней сформированности умения целеполагания с опорой на критерии, показатели сформулированные в работах психологов и педагогов. Для диагностики сформированности умения целеполагания нами были составлена и проведена методика, в результате которой мы выявили, что на высоком уровне сформированности умения целеполагания находится 4,6% обучающихся. На среднем уровне находится 63,6% обучающихся. На низком уровне находятся 31,8% обучающихся.

Вторым этапом нашей работы было проектирование формирующего эксперимента для обучающихся на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, которые, как мы считаем, помогут успешно сформировать умение целеполагания у младших школьников при проведении урока.

 


Список литературы

 

1. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.

. Бухарова, Г.Д. Общая и пофессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с.

. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 18-22.

. Епишева, О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные теоретические процедуры: кн. для учителя / О.Б. Епишева. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1999 - 175 с.

. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

. Иванов С.В. Русский язык 3 класс. В 2-х частях/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.

. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 448 с.

. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24.

. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов/ В.Г. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, - 2004. - 731 с.

. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.М. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

. Новиков, М.А. Педагогика: словарь системы основных понятий / М.А. Новиков - М.: ЭГВЕС, 2013. - 268 с.

. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1994. - 928 с.

. Полонский, В.М. Структура результата научно-педагогических исследований/ В.М. Полонский // Педагогика. - 1998. - №7. - С. 26-31

. Рудницкая, В.Н. Математика 3 класс: в 2-х частях, Ч. 2./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, Е.Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 144 с.

. Рудницкая, В.Н. Математика 1 класс. В 2-х частях, Ч. 2./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, Е.Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 144 с.

. Словарь современных понятий и терминов/ Н.Т. Бунимов [и др.]; cост., общ. ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2002. - 527 с.

. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

. Тихомиров, О.К. Психология мышления: учеб. пособие для вузов / О.К. Тихомиров - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.

. Целеполагание / Н.В. Артюхов [и др.] - Новокузнецк: ИПК, 1997. - 67 с.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.